Урок Планеты солнечной системы
учебно-методический материал по географии (5 класс) на тему

Ускова Юлия Владимировна

разработка урока для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planety_solnechnoy_sistemy.docx64.74 КБ
Файл planety_solnechnoy_sistemy.pptx997.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Конкурс творческих разработок педагогических работников образовательных организаций города Ноябрьска

«Инновационные технологии в современной образовательной организации»

Урок по теме

«Планеты Солнечной системы»

5 класс

Автор-составитель Ускова Юлия Владимировна

учитель географии

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

г. Ноябрьск

Планируемый образовательный результат

Предметные умения:

  1. Называть и показывать планеты Солнечной системы;
  2. Называть планеты земной группы и планеты-гиганты.

Личностные:

  1. Осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Регулятивные:

  1. Умение организовывать свою деятельность.
  2. Определять цели и задачи урока.
  3. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
  4. Умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе.

Познавательные:

  1. Работать с учебником.
  2. Работать с информационными текстами
  3. Находить отличия планет

Коммуникативные: 

  1. Работа в группе по обсуждению информации.
  2. Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
  3. Умение выражать свои мысли и идеи.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Проверка домашнего задания.

Выполнение теста по домашнему параграфу «Земля и космос».

1 вариант

1. Галактика, в которой мы живем, называется:

а. Магеллановы облака

      б. Млечный путь

      в. Туманность Андромеды

2.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:

а. Солнечная система

       б. Космос

       в. Галактика

3.Расстояния между звездами измеряются в..

  а. Километрах

  б. Световых годах

  в. км/с

4.Полярная звезда,  которая является навигационной, находится в созвездии:

а. Южный Крест

б. Большая Медведица

в. Малая Медведица

5. Каждая галактика состоит из:

а. тысяч звезд

б. миллионов звезд

в. миллиардов звезд

2 вариант

1.Бесконечный во времени и пространстве существующий мир называется:

а. Солнечная система

б. Космос

в. Галактика

2. Расстояния между звездами измеряются в..

а. Километрах

б. Световых годах

в. Км/с

 3. Галактика, в которой мы живем, называется:

а. Магеллановы облака

б. Млечный путь

в. Туманность Андромеды

4.Каждая галактика состоит из:

а. тысяч звезд

б. миллионов звезд

в. миллиардов звезд

5. Полярная звезда,  которая является навигационной, находится в созвездии:

а. Южный Крест

б. Большая Медведица

в. Малая Медведица

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями. Проверьте правильность ответа по ключу. Критерии оценок: безошибочная работа – 5 баллов, одна ошибка – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла, 2 ошибки – 2 балла. Верните тетради друг другу. У кого «5» поднимите руки, «4»? «3»? Какие ошибки вы допустили?

Актуализация темы.

Демонстрация видеоролика.

- Просмотрев данный ролик, как вы думаете, ребята, о чем пойдет разговор на сегодня на уроке? (Ответы  детей)

 Давай определим, какова будет тема нашего урока? (Ответы  детей)

- Сегодня мы с вами должны будем сформировать представление о планетах Солнечной системы.

- Ребята, как вы считаете, что такое Солнечная система? (Ответы  детей)

Хорошо, давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике и запишем его в тетрадь ст. 14 зад 7, воспользуемся учебником, ст. 26.

 - Какие космические тела вам уже известны? (Ответы детей). А давайте посмотрим, какие ещё космические тела присутствуют  в солнечной системе (учебник ст. 26.) и перечислим их тетради (зад.8 ст.14)

Работа с текстом.

Задание 8. Перечислите космические тела, входящие в состав Солнечной системы

А) большие планеты – 8

Б) спутники планет – более 100

В) малые планеты, кометы

Г) межпланетное пространство, заполненное мельчайшими частицами.

- А теперь обратимся к рисунку 19 ст. 26. Посмотрев на этот рисунок, давайте назовём, какие планеты входят в солнечную систему? (Ответы детей) Хорошо, а теперь подпишите названия планет на рис. 2.

Картинки по запросу рисунок солнечной системы планеты

Вернёмся к рис. 19 в учебнике. Что вы можете сказать о планетах солнечной системы. (Ответы детей).

 - Правильно все планеты делятся на 2 группы: планеты Земной группы и планеты – гиганты. Планеты этих групп имеют сходство и отличия.

Самостоятельная работа.

При помощи учебника в тетради заполнить таблицу №1 на ст. 15.

Общие черты всех планет Солнечной системы.

Черты сходства планет Земной группы

Черты сходства планет - гигантов

Возникли одновременно.

Находятся ближе к солнцу.

Находятся дальше от солнцу.

Движутся вокруг солнца в одном направлении.

Состоят из твёрдого вещества.

Состоят из веществ в в газообразном и жидком состоянии.

Все вращаются вокруг своей оси.

Имеют небольшие размеры.

Имеют большие размеры

Имеют форму шара.

Медленно вращаются вокруг оси.

Быстро вращаются вокруг оси.

    Рефлексия.  По окончании работы, учащиеся зачитывают свои варианты ответов, учитель проверяет правильность ответов.

Работа в группах.

- А теперь я хочу предложить вам познакомиться с каждой планетой подробней. Для этого нам понадобятся дополнительные источники информации. Каждая группа должна будет составить краткое сообщение при помощи карточки с опорными словами. (Учащиеся при выполнении данного задания пользуют интернет ресурсы, энциклопедии, дополнительный материал).

Представитель от каждой команды рассказывает о своей планете.

- А вам ребята хотелось бы отправиться на какую - нибудь планету? Почему? (Ответы детей)

 - А могли бы мы совершить с вами путешествие по планетам – гигантам? (Ответы детей)

Физ. минутка

 «Игра на внимание» (верное утверждение – хлопок, неверное утверждение – руки вверх):

1.Луна – естественный спутник Земли.

2.Марс – планета земной группы.

3.Земля – самая большая планета.

4.Юпитер – планета–гигант.

5.Плутон – планета земной группы.

6.Солнце – звезда.

Играют, демонстрируя свои физические способности и знания темы

Закрепление и первичный контроль знаний.   

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с планетами солнечной системы. И для того что бы посмотреть как вы усвоили новый материал я предлагаю вам выполнить тест на наших нетбуках.

1 вариант.

1.  Скопление  звезд  от  100 млрд.  до  1 трлн. – это:

     1)  Вселенная                         3)  Солнечная  система

     2)  Галактика                         4)  Созвездие

2.  Планета  Земля  расположена  в  Галактике:

                  1)  Большое  Магелланово  Облако;

                 2)  Туманность  Андромеды;

                 3)  Млечный  Путь;

                 4)  Малое  Магелланово  Облако.

3.  Количество  больших  планет,  входящих  в  состав

    Солнечной  системы:

    1)  8;               2)  12;          3)  4;              4)  15.

4.  Небесные  тела, называемые  «малыми планетами», это:

    1)  метеоры;  2)  кометы;   3)  метеориты;  4)  астероиды.

5.  Самая  дальняя  от  Солнца  из планет  земной  группы:

    1)  Земля;       2)  Марс;      3)  Венера;        4)  Меркурий.

6.  Самая  большая  планета  Солнечной  системы – это:

    1)  Нептун;     2)  Сатурн;  3)  Юпитер;       4)  Марс.

7.  Отличительная  черта  планеты  Земля  от  других  планет  Солнечной  системы:

    1)  шарообразность;

    2)  вращение  вокруг  Солнца;

    3)  осевое  вращение;

    4)  наличие  жизни.

8.  Какое  утверждение о планетах-гигантах является неверным?

     1)  находятся  дальше  от  Солнца;

     2)  имеют  большие  размеры;

     3)  состоят  из  твердого  вещества;

    4)  быстро  вращаются  вокруг  оси.

2 вариант.

1.  Галактика – это:

     1)  Солнце  и  обращающиеся  вокруг  него  планеты;

     2)  несколько  звезд;

     3)  гигантское  скопление  звезд, звездная  система;

     4)  газовые  и  пылевые  туманности.

                 

2.   Полярная  звезда  находится  в  созвездии:

                 1)  Южный  Крест;

                 2)  Пегас;

                 3)  Малая  Медведица;

                 4)  Большая  Медведица.

3.  Солнце – это:

    1)  планета;          2)  звезда;      3)  спутник;          4)  созвездие.

4.  Ближайшей  к  Солнцу  планетой  является:

    1)  Меркурий;     2)  Уран;         3)  Земля;             4)  Сатурн.

5.  Луна  является  спутником:

    1)  Земли;          2)  Марса;         3)  Венеры;       4)  Солнца.

6.  Ближайшими  к  Земле  планетами  Солнечной  системы

     являются:   

                          1)  Сатурн  и  Юпитер;

                          2)  Марс  и  Венера;

                          3)  Юпитер  и  Марс;

                          4)  Венера  и  Меркурий.

7.  Какое  утверждение о планетах  Земной  группы  является

     неверным?

                       1)  находятся  ближе  к  Солнцу;

                     2)  имеют  небольшие  размеры;

                     3)  состоят  из  твердого  вещества;

                     4)  быстро  вращаются  вокруг  оси.

8.  Количество  больших  планет,  входящих  в  состав

    Солнечной  системы:

    1)  8;               2)  12;          3)  4;              4)  15.

Контроль знаний. Время, отведенное на эту работу, истекло.  Нажмете кнопку «Проверить».

Работа над ошибками.  Поднимете руки, кто получил «5», молодцы! Кто получил «4» и «3»? Какие ошибки вы допустили?

- Что нового вы для себя открыли, ребята, сегодня на уроке? (Ответы детей)

Домашнее задание. Параграф 7. В тетради на печатной основе выполнить зад. 11, ст. 16. По желанию подготовить презентации о планетах Земных планет и планет- гигантов.

 Итоги урока.      

Сегодня за урок вы получите 2 оценки. Первую за тест по домашнему заданию, вторую за тест по изученному новому материалу.

Урок закончен. До свидания.

Приложение:

Задания для группы№1

Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам

Меркурий – это самая……..

Эта планета названа в честь….

Она обладает ………………………………………..

Температура  Меркурия………………

Меркурий напоминает…………………..

У этой планеты есть ……………………..

Задания для группы№2

 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам

Венера третий…

Венера названа……..

У Венеры очень…….

Поверхность ……………

Венера и земля ……………….

Задания для группы№3

Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам

Земля  представляет……..

Её возраст……………

Она образовалась из………….

У Земли есть естественный………..

Главное отличие Земли от ………………

Задания для группы№4

Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам

Марс - ………….…………..

 Назван в честь……………..

Марс в 2 раза …………………

На этой планете находится..………………

Вулкан Олимп достигает…………………..

У Марса тонкая……………………..

Средняя температура Марса…………..

Марс имеет ……………………….

Задания для группы№5

Дайте характеристику планеты Юпитер по опорным словам

Юпитер это……….

Он классифицируется…………..

Юпитер состоит…………..

У него есть  16………….

Его температура…………

Дайте характеристику планеты Сатурн по опорным словам

Сатурн………..

Сатурн назван……..

Планета имеет……………

Задания для группы№6

Дайте характеристику планеты Уран по опорным словам

Уран по удаленности………..

Он был открыт………..

У него есть ….спутников,  из них … основных

Самый большой……

Дайте характеристику планеты Нептун по опорным словам

Нептун это…………

Нептун в … раз……

Назван он …………

Строение его….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Планеты Солнечной системы

Слайд 2

Солнечная система возникла 4,5-5 млрд. лет назад

Слайд 3

Планеты земной группы: Меркурий Венера Земля Марс

Слайд 4

Меркурий Год составляет 88 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 58,7 земных суток. Расстояние до Солнца 58 млн.км. Поверхность нагревается до + 400 о С

Слайд 5

Венера Год составляет 225 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 243 дня. Расстояние до Солнца 108 млн.км.

Слайд 6

Земля Спутник – Луна. Год составляет 365 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 24часа. Расстояние до Солнца 150 млн.км.

Слайд 7

Марс Спутники – Деймос и Фобос Год составляет 687 суток. Оборот вокруг своей оси совершает за 24часа. Расстояние до Солнца 228 млн.км. Средняя t на Марсе -7 0 о С.

Слайд 8

Планеты -гиганты

Слайд 9

Юпитер Год на Юпитере длится 12 лет. Оборот вокруг своей оси совершает за 10 часов. У Юпитера 16 спутников Температура у поверхности - 130 о С

Слайд 10

Сатурн Кольца Сатурна состоят из пыли и камней, которые покрыты льдом. Температура у поверхности - 170 о С. У Сатурна 62 спутника.

Слайд 11

Уран Был случайно открыт в 1781 г. английским астрономом Уильямом Гершелем У Урана 27 спутников. Время обращения вокруг Солнца 84 года Расстояние до Солнца 2870 млн.км.

Слайд 12

Нептун Был открыт в 1846 г. У Нептуна 14 спутников. Время обращения вокруг Солнца 165 земных лет. Расстояние до Солнца 4497 млн.км.

Слайд 13

Плутон – планета карлик Был открыт в 1930 г. Затрачивает на один полный оборот вокруг Солнца почти 250 земных лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Планеты Солнечной системы"

Презентация включает в себя замечательные фотографии планет, спутников...

география 6 класс фрагмент презентации к уроку ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ ФРАГМЕНТЫ УРОКА К ТЕМАМ: "Планеты Солнечной системы. Форма и размеры Земли"...

План-конспект урока "Планеты Солнечной системы"

  План-конспект урока по теме:Планеты Солнечной системы.Цель:Сформировать общие представления об особенностях природы планеты.Развивать познавательную активность у учащихся.Воспитывать чувство ответст...

Разработка урока "Планеты Солнечной системы".

Учебная презентация для уроков природоведения, 5 класс....

Урок «Планеты Солнечной системы» 5 класс

Цели и задачи: продолжить формирование представлений о Солнечной системе и ее составе; познакомить учащихся с планетами, входящими в состав Солнечной системы...

Презентация к уроку "Планеты Солнечной системы"

Презентация по географии на тему "Планеты Солнечной системы"...

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"

Данный  урок  в образовательной программе 3 класса по английскому языку входит  в  раздел «Я лучший пловец» (сравнение прилагательных) и  является  четвертым,...