рабочая программа по географии 9 класс к учебнику Е.М, Домагацких
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) на тему

Плужникова Татьяна  Стефановна

Рабочая программа по географии 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

                                          РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

                           РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области

«Средняя общеобразовательная школа №39 имени Героя Советского Союза А.Н.Колесникова»

                                                                                                                     Утверждаю    

                                                                                         Директор МБОУ СОШ №39

                                                                                       ___________Бородина Т.Е

                                         

                                                                                                     /приказ №     от      

                                               

             РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

      По    географии

         

           Уровень общего образования(класс) основное общее  9 кл

             Количество часов  - 67ч,

             Количество часов в неделю -2ч, количество  недель -34

  Учитель       Плужникова Татьяна Стефановна   

                                         

Рабочая программа по географии составлена на основе авторской  программы по географии Е. М. Домогацких «Программа курса «География» 5-9 классы/авт.-сост. Е.М.Домогацких.-2-е изд.-М, 2013 .

(указать примерную программу, программы, издательство, год издания)

         

 

                                                        г.Шахты 2018/19

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений / Домогацких Е. М. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2013г.     Рабочая программа конкретизирует  содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Содержательный статус программы - базовый. Программа определяет минимальный объем содержания курса географии для основной школы и предназначена  для реализации требований к условиям и результату образования обучающихся основной школы по географии согласно учебному плану.  Срок реализации  программы учебного предмета  «География» 9класс - один учебный год 70 часов, 2 часа в неделю).

Рабочая программа  составлена на основе нормативных документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273.

2.Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39).

3.Приказ МО РФ от 09.03.2004г. №1213 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

4.Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

5.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год».

6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений».

8.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).

9.Приказ МБОУ СОШ № 39  от 30.08.2018 г. №59 «Об утверждении рабочих программ на 2018-2019 учебный год».

10.Учебный план МБОУ СОШ №39 г. Шахты на 2018-2019 учебный год.

11.Положение МБОУ СОШ №39 «Положение о рабочей программе учебного курса, предмета и дисциплины (модуля)».

12.Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости.

 

  Цель программы заключается  в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Задачи – сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;

- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;

- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

- развивать картографическую грамотность школьников;

- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: добавлено 10 часов на изучение регионального курса «География Ростовской области» в целях усиления краеведческой направленности   курса.

               2.Содержание  учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

            3.Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета «География» в 9 классе  68 часов (2 часа в неделю) -34 недели. На    изучение  географии  МБОУ СОШ №39 отводит 2 часа в неделю, 68 часов  в год.  Сокращение  объема учебного времени  на  1час, объясняется количеством недель по Годовому календарному графику и расписанием учебных занятий  на 2017-2018 учебный год (ТК РФ ст.112 «Праздничные дни. Перенос рабочих дней». Постановление  Правительства РФ  от 04.08. 2016) . Данное сокращение произведено за счет уплотнения  учебного материала и резервного времени, предусмотренного рабочей программой.

            4.Содержание учебного предмета.

ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

 

9 КЛАСС (68 часов)

 

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

 

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (36 часов)

 

Тема 1. Россия на карте мира. (8 часов)

Природные условия и ресурсы России

 

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

 

Тема 2. Население России (6 часов)

 

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

 

Тема 3. Хозяйство России (17 часов)

 

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (15 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Ростовская область (10ч)

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение и контроль знаний по теме : «Экономические районы  России»

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

 

 

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

 

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

 

 

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (1 час)

 

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Обобщающее повторение курса -6 часов

 

                                       5.  Учебно-тематический план

     

    Наименование разделов и тем.

Количество часов

в т.ч. практических работ

Введение. Экономическая и социальная география

1

-

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ

31

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

8

Тема 2. Население России.

6

Тема 3. Хозяйство России

17

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ

15

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

4

Раздел 4. География Ростовской  области.

10

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира

7

Всего

68

10

Оценочные практические работы:

  1. Составление характеристики одного из  угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
  2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.
  3. Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
  4. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района
  5. Сравнение ГП и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.
  6. Выявление и анализ  условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
  7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
  8.  Составление характеристики Норильского промышленного узла.

7.Результаты освоения учебного курса.

В результате изучения  географии  выпускник 9 класса  должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

          Описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;
  • основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

 

                                Формы и средства контроля:

  • Фронтальный и индивидуальный устный опрос
  • Фронтальная и  индивидуальная письменная работа
  • Географические диктанты
  • Тестирование
  • Самостоятельная работа
  •  Практические работы:

1.Составление характеристики одного из  угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Цель: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику угольного бассейна по картам и статистическим показателям.

Оборудование: учебник, атлас, статистические материалы.

2.Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Цель: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику металлургической базы по картам и статистическим материалам.

Оборудование: учебник, атлас, статистические материалы.

3.Определение главных районов  размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Цель: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

Оборудование: учебник, атлас.

4.Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского района.

Цель: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умений составлять такие характеристики и схемы хозяйственных связей.

Оборудование: учебник, атлас.

5.Сравнение ГП и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.

Цель: развитие умений сравнивать ГП  и планировки агломераций, выявлять черты сходства и различия.

Оборудование: учебник, атлас.

6.Выявление и анализ  условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

Цель: формирование умений выявлять и анализировать рекреационный потенциал регионов.

Оборудование: учебник, атлас, дополнительная литература.

7.Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Цель: углубление знаний о разделении труда; формирование умений выявлять факторы развития и производственные связи, существующие между районами.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.

8.Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Цель: формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека, давать характеристику промышленного узла.

Оборудование: учебник, атлас, дополнительная литература.   


                     Календарно- тематическое планирование курса  География 9 класс.

п.п.

План/ факт

Кол-во час

Темы уроков

Методы и формы контроля

Методы, формы и приемы работы

Практические работы

Оборудование

Домашнее задание

Термины и понятия

География. Население и хозяйство России.

Введение  (1 часа)

1.

03.09/

03.09

1

Экономическая и социальная география.

Урок изучение нового материала.

политическая карта мира

§ 1 вопр. с.10, докл.

Природный комплекс, социально-экономическая география. Хозяйственный комплекс

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы.(8 часов)

2.

04.09/

04.09

1

Формирование территории России.

Фронтальный контроль

Урок актуализации знаний.

Физическая и экономическая карта России, политическая карта мира, учебник

§ 2

Вопросы стр. 16

3.

.10.09/

.10.09.

1

Экономико-географическое положение России

Индивидуальный опрос

Рассказ, сам.работа учащихся

Пр.р№1

Нанесение на карту соседних с Россией стран.

Итоговая.

Экономическая карта России, Административно-территориальная карта России

§ 3

Вопросы на стр.20

ЭГП, НАТО

4.

11.09/

11.09

1

Административно-территориальное устройство России

Тестирование

Урок актуализации знаний и умений.

.

Административно-территориальная карта России

§ 4

Вопросы на стр. 25

5.

17.09/

17.09

1

Экономическое районирование территории России

Письменный опрос

Практикум

Пр.№2

Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными  дорогами, трубопроводами и водными путями

Административно-территориальная карта России

§ 5

Вопросы на стр.30

Районирование, специализация района, отрасли специализации, экономический район, регион, зона.

6.

18.09/

18.09

1

Природные условия

Фронтальный опрос

Урок актуализации знаний.

Климатическая карта России, Административно-территориальная карта России

§ 6

Вопросы на стр.34

Природные условия, адаптация

7.

24.09/.24.09

1

Природные ресурсы России

Тестирование

Практикум

Физическая карта, климатическая, агроклиматическая, почвенная, карта минеральных ресурсов, учебник.

§ 7

Вопросы на стр.42

Природные ресурсы, почва, агроклиматические ресурсы, лесоизбыточные и лесодефицитные районы, рекреационные ресурсы

8.

25.09/

25.09

1

Хозяйственная деятельность и изменение природной среды.

Доклады

Урок-конференция

Учебник, дополнительный материал

§ 8

Вопросы на стр.34

Экологические проблемы, экологическая катастрофа.

9.

01.10/

01.10

1

Россия на карте мира.

тестирование

Урок - обобщающего повторения

Население России(6 часов)

10.

02.10/

02.10

1

Численность населения

Рассказ, см.работа учащихся

Практическая работа №3

Нанесение на контурную карту национально-территориальных  образований и краев

Итоговая2

Экономическая карта России, половозрастная пирамида, статистический материал, учебник

§ 9

Вопросы на стр. 54

Перепись, естественное движение населения, естественный прирост населения, естественная убыль, демография, демографический кризис

11.

08.10/

08.10

1

Размещение населения

Индивидуальный опрос

Практикум

ПР.р№4

Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий. Обучающая 1

Карта Народы России, статистический материал.

§ 10

Вопросы на стр. 59

Плотность населения

12.

09.10/

09.10

1

Миграции населения.

Формы расселения и урбанизация

Тестирование

сам.работа учащихся

Учебник, статистический материал, мультимедиа, Карта плотности населения

§ 11 Вопросы на стр. 65§ 12

Вопросы на стр. 72, доклады.

Миграция, эмиграция, иммиграция,

расселение, урбанизация, уровень урбанизации

13.

15.10/

15.10

1

Этнический и религиозный состав населения.

Индивидуальный опрос

Семинар

ПР.р№5

Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Нанесение на к/к национально-территориальных образований и краев. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе России».

Карта национального состава населения, учебник.

§ 13

Вопросы на стр. 77

Нанести на контурную карту национально-территориальных образований и краев.

14.

16.10/

16.10

1

Трудовые ресурсы и рынок труда

Тестирование

Деловая игра

§ 14, повторить 9-13

Вопросы на стр. 82

Трудовые ресурсы

15.

22.10/

23.10

1

Население России.

Зачет по теме: Население России.

Хозяйство России.(17 часов)

16.

29.10/29.10

1

Национальная экономика.

Рассказ, сам.работа учащихся

Экономическая карта России, статистический материал, учебник, мультимедиа.

§ 15

Вопросы и задания на стр.91.

Национальная экономика, отрасль, предприятие, отраслевая структура хозяйства.

17.

30.10

1

Факторы размещения производства

Индивидуальный опрос

Практическая работа

ПР.р6

Выбор места строительства предприятия на основе факторов размещения производства.

Экономическая карта России,  учебник

§ 16

Вопросы и задания на стр. 96

Факторы размещения производства

18.

12.11/12.11

1

ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность.

Фронтальный опрос

Рассказ, сам.работа учащихся

Карта топливной промышленности РФ, учебник.

§ 17

Вопросы и задания на стр.102-103, нанести на к.к главные нефтяные базы и нефте-газопроводы РФ.

ТЭК

19.

13.11/13.11

1

ТЭК: угольная промышленность.

Тестирование

Практическая работа.

Пр.р№7.

Сравнительная характеристика  нескольких угольных бассейнов страны

 Итоговая3

Карта топливной промышленности РФ, учебник, атлас.

§ 18

Вопросы и задания на стр.106. презентации на тему: Альтернативные источники энергии.

20.

19.11

1

ТЭК: электроэнергетика.

Представление презентаций.

Рассказ, см.работа учащихся

Карта энергетики РФ, учебник, атлас.

§ 19.

Вопросы и задания на стр.113

21.

20.11/20.11

1

Металлургический комплекс.

Индивидуальный опрос

Рассказ, сам.работа учащихся

Пр.р№8

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных.

Карта металлургии РФ, учебник, атлас

§20,21.

Концентрация, комбинирование, комбинат.

22.

26.11/26.11

1

Металлургический комплекс.

Фронтальный опрос

Практикум.

Пр.р№9

Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности.

Карта металлургии РФ, учебник, атлас

§20,21. Вопросы и задания на стр. 118,123.

23.

27.11/27.11

1

Машиностроение.

Рассказ, сам.работа учащихся

ПР.р№10

Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения

Карта машиностроения России, учебник, мультимедиа

§ 22,23

презентации. Вопросы и задания на стр. 131

Машиностроение

24.

03.12/03.12

1

Военно-промышленный комплекс.

Фронтальный опрос

Урок актуализации знаний и умений.

Карта машиностроения России, учебник, мультимедиа

§ 23

25

04.12/04.12

1

Химическая промышленность

Рассказ, сам.работа учащихся

карта химической промышленности РФ, учебник, мультимедиа

§ 24

Вопросы и задания на стр.136-137

26.

10.12/10.12

1

Лесная промышленность

Тестирование

Работа с учебником, атласом и дополнительным материалом, заполнение таблицы.

Карта лесной промышленности России, учебник, мультимедиа, доп. материал

§ 25

Вопросы и задания.

На стр. 142

27.

11.12/11.12

1

Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство.

Рассказ, работа со статистическим материалом и схемой.

Карта с.х. России, учебник, мультимедиа

§26, 27, вопросы на стр. 146, 150

АПК, сельскохозяйственные угодья, растениеводство, животноводство.

28.

17.12/17.12

1

Зональная специализация сельского хозяйства.

Тестирование

Рассказ, работа со статистическим материалом и таблицей.

Пр.р№11

Определение по карте и статистическому материалу особенности зональной специализации сельского хозяйства.

Карта с.х. России, учебник, мультимедиа, статистический материал.

§28, вопросы на стр.154

Азональный тип с.х.

29.

18.12/18.12

1

Пищевая и лёгкая промышленность

Индивидуальный опрос

Практикум

Карта пищевой промышленности, учебник, мультимедиа, статистический материал.

§29, вопросы и задания на стр. 160.

Пищевая и лёгкая промышленность

30.

24.12/24.12

1

Транспорт России.

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом.

Карта транспорта России, учебник, мультимедиа.

§30, вопросы на стр. 166.

Транспорт, грузооборот, пассажирооборот, транспортные магистрали, транспортные узлы.

31.

25.12/25.12

1

Нематериальная сфера хозяйства.

Индивидуальный опрос

Беседа

учебник, мультимедиа.

§31

Качество жизни, сфера услуг,  материальная и нематериальная сфера.

32.

14.01/14.01

1

Хозяйство России.

Тестирование по форме ОГЭ

Экономические районы России (15 часов)

33

15.01/15.01

1

Районирование территории России.

Практикум.

Работа с контурной картой.

34

21.01/21.01

1

Северный экономический район.

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом.

Учебник, атлас, АТД карта России, карта СЭР, мультимедиа

§ 32

Вопросы и задания на стр. 178-179, к.к Хозяйство СЭР

Добывающие отрасли.

35

22.01/22.01

1

Северо-Западный экономический район

Тестирование.

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом.

Практическая работа №12

Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану Итоговая4

Карта Северо-Западного экономического района, учебник, атлас.

§33, вопросы и задания на стр. 184. Контурная карта.Презентации на тему: Рекреационное хозяйство СЗЭР.

36

28.01/28.01

1

Калининградская область.

Практикум.

Пр.р№13

Составление схемы внешних производственно – территориальных связей экономического района.

Карта Северо-Западного экономического района, учебник, атлас

§34, вопросы и задания на стр. 186

37.

29.01/29.01

1

Центральный экономический район.

Представление презентаций

ПР.р№14

Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Карта Центральной России, учебник, атлас

§35, вопросы и задания на стр.192, контурная карта

38.

04.02/04.02

1

Центрально-черноземный экономический район

Работа с контурной картой, тест

Практикум

Карта Центрально-Чернозёмного района, учебник, атлас

§36, вопросы и задания на стр. 197.

39.

05.02/05.02

1

Волго-вятский экономический район.

Карточки

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом, картосхемами.

Карта Волго-Вятского и района, учебник, мультимедиа.

§37, вопросы и задания на стр. 202

40.

11.02/11.02

1

Северо-Кавказский экономический район

Устный опрос

Практикум

ПР.р№15

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

Учебник, атлас

§38, вопросы после 208, презентации

41.

12.02/12.02

1

Поволжский экономический район

Представление презентаций

Рассказ, см. работа с картами и статистическим материалом.

Карта ПЭР, учебник, мультимедиа.

§39, вопросы и задания на стр. 213-214, к/к

42.

18.02/18.02

1

Уральский экономический район

Индивидуальный опрос

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом, картосхемами.

ПР.р№16

Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения проблемы.

Карта Уральского экономического района, учебник, атлас.

§40, вопросы и задания на стр 220. к/к

43.

19.02/19.02

1

Особенности районов Западной экономической зоны

Тестирование

По форме ОГЭ

Урок повторение и обобщение.

44.

25.02/25.02

1

Западно-Сибирский экономический район

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом, картосхемами.

ПР.р№17

Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

Карта Западной Сибири, учебник, атлас.

§41, контурная карта, вопросы и задания на стр. 225.

45.

26.02/26.02

1

Восточно-Сибирский экономический район

Фронтальный опрос

Практикум

ПР.р№18

Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Карта Западной и Восточной Сибири, учебник, атлас

§42, контурная карта, вопросы и задания на стр. 231.

46.

04.03/04.03

1

Дальневосточный экономический район.

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом, картосхемами.

ПР.р№19

Объяснение размещения крупнейших ПТК, установление причин уровня сформированности каждого из них.

Карта ДВЭР., учебник, атлас

§43, контурная карта, тест на стр. 237-240.

47.

05.03/05.03

1

Экономические районы России.

Тестирование

Представление  проспектов: «Образ экономического района»

География Ростовской области (10 ч)

48.

11.03/11.03

1

Особенности ЭГП территории.

Практикум

Определить по картам географическое положение РО.

Карта Ростовской области.

Рабочая тетрадь

49.

12.03/12.03

1

Население РО

Рассказ, беседа, работа с картами

Выявление состава население, размещение населения РО

Карта области «Население», рабочие материалы

Рабочая тетрадь

Естественное и механическое движение населения, трудовые ресурсы

50

18.03/18.03

1

Общая характеристика хозяйства РО

Устный индивидуальный опрос, опрос по карте

Рассказ с элементами лекции

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своего региона.

Рабочие материалы, к/к

Рабочая тетрадь

Фактор, влияющие на географию отраслей специализации

51-52

19.03/19.03

01.04/01.04

2

География отраслей и межотраслевых комплексов

Устный индивидуальный опрос, опрос по карте

Рассказ с элементами лекции

Выявление особенностей размещения отраслей специализации промышленности области

Рабочие материалы, к/к

Рабочая тетрадь, доклады

Специализация промышленности, Сфера услуг, рекреация

53

02.04/02.04

1

Экономические связи области

Опрос по карте, фронтальный опрос

лекция

Рабочие материалы, карта области, Карта «Европейской части России»

Рабочая тетрадь

Экономические связи области

54.

8.04/08.04

1

Внутриобластные различия и города

Устный и фронтальный письменный опрос

Рассказ, работа с картой

Составление характеристики одного из городов области

Рабочие материалы, карта области, Карта «Европейской части России»

Рабочая тетрадь

Умение устанавливать внутриобластные различия и их причины

55

09.04/09.04

1

Экологические проблемы области.

презентация

Лекция, беседа

Рабочие материалы, карта области, Карта «Европейской части России»

Рабочая тетрадь

Национальный парк, заповедник, заказник, памятник природы, рациональное природопользование

56

15.04/15.04

1

Проблемы и перспективы развития области

Устный и письменный индивидуальный опрос

Лекция, беседа

Рабочие материалы, карта области, Карта «Европейской части России»

Рабочая тетрадь

рациональное природопользование

57

16.04/16.04

1

География Ростовской области

Тестирование

Рабочие материалы, карта области, Карта «Европейской части России»

Рабочая тетрадь

58

22.04/22.04

Страны Балтии и Белоруссия.

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом

Политическая карта мира, учебник, атлас, статистический материал

§44, вопросы и задания на стр. 247, презентации.

Транзитное положение, прибалтийский тип сельского хозяйства

59

23.04/23.04

1

Украина и Молдавия.

Представление презентаций

Практикум

Сравнительная  экономики- географическая характеристика двух стран.

Учебник, атлас, статистический материал

§45, вопросы и задания.

60

29.04/29.04

1

Страны Закавказья.

Рассказ, см. работа с картой, работа со статистическим материалом

Карта, учебник, атлас.

§46, вопросы и задания

61

30.04/30.04

1

Страны Центрально-Азиатского региона

Фронтальный опрос

Практикум

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Карта, учебник, атлас, сообщения

§47, тест на стр. 264. презентации

Заключение (1 час)

62

06.05/06.05

1

Место России в мировой экономике.

Представление презентаций

Беседа

Карта, учебник, атлас, сообщения

§48

                                                 

                                                   Обобщающее повторение курса «Экономическая география России» (6ч)

63

07.05/07.05

1

1

Природные условия и ресурсы России

Эвристическая беседа по результатам групповой работы.

Практикум

Карта, учебник, атлас.

664

113.05/13.05

11

Население России

Практикум

Карта, учебник, атлас.

665

114.05/14.05

Хозяйство России

Тестирование по форме ЕГЭ

666

220.05/20.05

Западная экономическая зона

Представление презентаций

67

21.05/21.05

1

Восточная экономическая зона

Карта, учебник, атлас.

Итоговое повторение по всему курсу

Итого 67ч


6.   Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Литература основная:

учебник- Экономическая география России» 9  класс, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский,Н.Н.Клюев. Москва, Русское слово, 2013

дополнительная: Дронов В.П. География России: хозяйство и географические районы /В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром и др. – М.: Дрофа, 2012. –287 с.

 1.География. 9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронова и др. Часть II/авт.-сост. О.В. Антушева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 239с.

2. Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах. – 2-е изд. – М.: «Московский Лицей»,  - 2013, 312 с.

3. Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2015. – 109с.

4. Жижина Е.А.Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2014, - 288с.

5. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 128 с.

6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2015. – 192с.

7. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии (6-10 классы): Книга для учителя.  – М.: «Просвещение», 2013.

Оборудование и приборы: Мультимедиа-курс  География России:  Хозяйство и регионы. 9 класс. Разработан в соответствии с учебником географии для 9 класса под редакцией Е.М.Домогацких. Географические карты (мира, отдельных областей земного шара, комплексные, политические, физические, России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии, портреты ученых-географов и путешественников.

 Коллекция «Горные породы и минералы», теллурий, набор таблиц по разделам курса,

ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ: коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов.

 

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на 1 балл  в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на 1 и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!  

  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...