Интегрированный урок географии и информатики по теме:"Население Европейского Севера и его хозяйственное освоение"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Перед каждой группой ставится задача -  составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, причины оттока населения с Европейского Севера, возрастной состав населения, урбанизация, национальный состав.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и информатики по теме: «Население и хозяйственное освоение Европейского Севера».

Девиз  урока: «Кто же если не мы?

                           Когда же, если не сейчас?»

Обучающие цели урока:

  • Организовать самостоятельную деятельность учащихся при
    оценке  целостного представления о населении и хозяйственном освоении Европейского Севера;
  • Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и
    межпредметных связей.

•        создать электронный материал по данной теме.
Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • создать условия для развития у школьников умений анализировать
    картографические и статистические материалы, давать краткую
    характеристику особенностям хозяйственного освоения, географии и демографии населения; формулировать проблемы,
    предлагать пути их решения;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную
    точку зрения, высказывать и аргументировать её.
    Воспитательные цели:

  • содействовать развитию умения общаться между собой
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
    Задачи:

  • ознакомить учащихся с особенностями хозяйственного освоения;
  • выявить различия географии северных и южных частей района;
  • определить причины оттока населения с Европейского Севера.

Оборудование:

  • физическая карта Европейского Севера;
  • атласы;
  • карта плотности населения;
  • электронный учебник «География».

Тип урока: интегрированный урок география - информатика (2 часа).

Ход урока:

1.Организационный момент: учащиеся нацеливаются на значимость и место данного урока в системе уроков данной темы. Учитель объясняет форму проведения урока, знакомит с планом урока, создает положительный настрой.

Учащиеся проверяют оформление рабочего места, определяют готовность к уроку.

II. Целеполагание, мотивация: учитель называет тему урока и предлагает ученикам определить для себя цели урока:

Знать:

  1.  особенности хозяйственного освоения Севера;
  2. различия географии населения северных и южных частей района;
  3. своеобразие демографии населения;
  4. особенности возрастного состава населения;
  5. особенности национального состава населения;
  6. причины оттока населения с Европейского Севера.

Уметь: анализировать картографические и статистические материалы, выделять главное в понимании поставленного вопроса.

Учащиеся записывают тему урока в тетради, определяют и записывают цели.

III. Первичное усвоение материала: после рассказа учителя, учащиеся создают семь групп.

IV. Основное освоение материала: перед каждой группой ставится задача -  составить презентацию по выбранной теме: исторические периоды хозяйственного освоения, особенности развития Европейского Севера, динамика численности, причины оттока населения с Европейского Севера, возрастной состав населения, урбанизация, национальный состав.

Каждая группа получает карточку с требованиями к созданию слайда.

Группы формируют слайды и защищают их.

Примерное содержание слайдов, подготовленных учащимися:

I СЛАЙД «ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ОСВОЕНИЯ  ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»

ВЕК

Кольско – Карельский край

Северный край

X

Новгородская колонизация

XIII

Освоение поморами Кольского Севера – Кола

XIV

Создание КИЖСКОГО ПОГОСТА

XV

Создание Соловецкого и Печорского монастырей

Московская колонизация края. Роль больших монастырей. Добыча соли.

XVI

XVII

Беломорская торговля.

Архангельск.

XVIII

Формирование промышленного очага на юге (Петрозаводск), базы полярных экспедиций и Северного флота в Екатерининской Гавани.

XX

Ворота в Арктику: Мурманск и его роль в освоении Северного морского пути, в обороне Севера в Первую и Вторую мировые войны. Открытие и освоение ресурсов. Беломорско – Балтийский канал. Геополитическое положение района и роль Северного морского флота.

Экспортная база леса, освоение лесных и топливных ресурсов. Роль в освоении космоса и ядерных испытаниях(космодром и полигон на Новой Земле).

Открытие крупнейших нефтегазоносных ресурсов на шельфе Баренцева моря.

II CЛАЙД «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»

ВОЛОГДА – искусство кружевного промысла.

ВЕЛИКИЙ УСТЮГ(Родина Деда Мороза) – изготовление серебряных украшений с чернью.

СЕВЕР – косторезный промысел, выделка замши из оленьих шкур.

ОСТРОВ КИЖИ, МАЛЫЕ КАРЕЛЫ – ценные и живописные деревянные сооружения: церкви, шатры, избы с деревянными кружевными наличниками.

НА ЮГЕ, БЛИЗ ЧЕРЕПОВЦА –металлический промысел.

КОМИ – охота, рыболовство, собирательство.

КАРЕЛИЯ – пчеловодство, смолокурение, оружейное, кузнечное, бондарное дело, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из бересты.

КОЛЬСКИЙ П-ОВ, (саамы), ПОБЕРЕЖЬЕ БАРЕНЦЕВА МОРЯ – оленеводство, изготовление из оленьих шкур одежды, сумок, чумов (жилищ).

III СЛАЙД «ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

IV СЛАЙД «ПРИЧИНЫ ОТТОКА НАСЕЛЕНИЯ С ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА»

XX век – интенсивно заселяется север района, на юге население сокращается, несмотря на быстрый рост городов.

ГЛАВНЫЙ ФАКТОР привлечения рабочей силы на Север – материальная заинтересованность (повышенная заработная плата).

НО!!! В последние годы производство резко сократилось, что повлекло ОТТОК

населения из северных частей района.

Плотность населения: средняя-4чел.на 1 км,

наивысшая -9чел.(Вологодская обл.);

самая низкая – 0,3чел.(Ненецкий автономный округ).

V СЛАЙД «ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ».

СЕВЕРНАЯ ЧАСТЬ РАЙОНА.

ЮЖНАЯ ЧАСТЬ

VI СЛАЙД «УРБАНИЗАЦИЯ»

Соотношение сельского и городского населения Европейского Севера

Урбанизация: нет крупнейших городов; из 69 городов – 8 с населением более 100 тыс. жителей.

Малолюдные сельские селения сосредоточены по речным долинам, отдельным участкам морских побережий,  на юге Вологодской области.

VII СЛАЙД «НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ»

Преобладает русское население.

Коми – ¼ составляют коми.

Карелия – 1/5 карелы.

Кольский п-ов, Ненецкий автономный округ – саами, ненцы.

V. Итог урока.

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли вы учебной цели. Для этого вспомните какие цели перед вами стояли. Какие из них были рассмотрены на уроке. Как вы на них ответите?

Рефлексия: С каким настроением вы изучали этот материал по сравнению с материалом других уроков (было интересно, не очень интересно, совсем неинтересно).

 

VI. Информация о домашнем задании:

Выбрать один из вариантов:

1)Ответить письменно на вопрос№3 стр.111.

2) ответить устно на вопрос №4 стр.111.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

Интегрированный урок географии и информатики в 6 классе. "Годовой ход температуры воздуха", "построение таблицы и графика"

Интегрированный урок по географии и информатики в 6 классе формирует умение работать с цифровыми данными в различной форме ( табличной, графичной) и использование ПК как техническое обеспечение инфор...

ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И ИНФОРМАТИКИ В СОТВОРЧЕСТВЕ ПЕДАГОГОВ И УЧЕНИКОВ.

В статье говорится о сотворчестве учителей и учеников при подготовке и проведении интегрированного урока по географии и информатике....

Технологическая карта урока в 9 классе по теме: "Население Европейского Севера"

Технологическая карта для изучения населения и народных промыслов народов Европейского Севера России...

Открытый урок по географии в 9 классе Тема «Хозяйство Европейского Севера»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного бучения.Тип урока: изучение нового материала.Цели по содер...