Открытый урок по географии в 9 классе Тема «Хозяйство Европейского Севера»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного бучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию урока:

-образовательная: продолжить формирование знаний по экономическим районам России, по Европейскому Северу; показать  взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района

-развивающая: продолжить обучение приёмам работы с картами, текстом учебника, справочной литературой, таблицами.

- способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свой край, уважения к занятиям, традициям и быту населения Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по географии  в 9 классе

Тема «Хозяйство Европейского Севера»

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного бучения.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию урока:

-образовательная: продолжить формирование знаний по экономическим районам России, по Европейскому Северу; показать  взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района

-развивающая: продолжить обучение приёмам работы с картами, текстом учебника, справочной литературой, таблицами.

- способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свой край, уважения к занятиям, традициям и быту населения Севера.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: частично-поисковый; наглядно-иллюстративный.

Средства обучения:

1.     Учебник: Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”. 9 кл. (М.: Дрофа, 2005.

2.     Компьютер. Презентация.

3.     Атлас 9 класса.

Ход урока.

 I. Организация класса

II  Сообщение темы и цели урока.                    

- Сегодня мы продолжим изучение самого крупного экономического района европейской части России – Европейского Севера. География отличается от других предметов тем, что в вашем распоряжении  достаточное количество источников географической информации: атлас, карты, таблицы, учебник, Интернет и т.д 

Хозяйство Европейского Севера мы будем изучать, основываясь на имеющиеся у вас умения и знания, поэтому урок будет проходить с большей долей самостоятельной работы с источниками.

Изучать мы будем хозяйство, это очень серьёзная тема, которая требует от нас четкости, точности, учёта.  Ведение хозяйства не терпит суеты, хаоса, поэтом ….

В течение урока вспомним термины, которые мы должны знать. Итак, за дело!

 

III Повторение ранее изученного  материала.

Какие черты ЭГП Европейского Севера являются выгодными?
а) соседство с Центральной Россией
б) транспортные связи с соседними территориями
в) выход к морям Северного Ледовитого океана
г) все названные выше

Какими видами ресурсов богат Европейский Север?
а) нефтью и газом
б) железными рудами
в) рудами цветных металлов
г) всеми названными

Крупнейший порт на Европейском Севере:
а) г. Норильск
б) г. Череповец
в) г. Мурманск
г) г. Вологда

Почему на Европейском Севере преобладает городское население?
а) Европейский Север хорошо обеспечен природными ресурсами
б) на Европейском Севере слабо развито сельское хозяйство
в) Европейский Север имеет выход к морю
г) по всем названным причинам

Найдите ошибку: Европейский Север имеет государственную границу с Норвегией, Швецией и Финляндией.

Именно эти народы Севра ведут кочевой образ жизни:

А) карелы;

Б) Коми;

В) ненцы.

Отдельные учащиеся работают по карточкам:

Укажите все + и – географического положения России.

IV. Изучение нового материала.   

Мы уже знаем, что природные условия и ресурсы определяют специализацию района.

- Что такое специализация?

-  Назовите отрасли специализации района (предлагают дети)

Давайте узнаем какие из отраслей специализации развиты на данной территории.

Используя текст учебника и записи в тетради, выделите отрасли специализации Европейского Севера.

Сегодня мы с вами познакомимся с каждой из этих отраслей. Ваша работа на уроке будет оформлена в виде таблицы:

отрасль

центры

«+» , способствующие развитию отрасли

«-» , тормозящие развитие данной отрасли

Вальберг О.А

Лесная промышленность

Европейский Север расположен большей частью в природной зоне тайге. Здесь заготавливается четвертая часть древесины страны.

Лесная промышленность представлена отраслями ЦБП и деревообробатывающая промышленность.

Целлюлозно – бумажное производство требует много воды.

Поэтому ЦБК размещаются у крупных водоемов. Центры производства бумаги – Сегежа, Надвоицы, Коряжма, Архангельск, Сыктывкар. 

«+» Удобное ЭГП к внутренним потребителям леса (Центральная Россия) и внешнему рынку (порт Архангельск)

 «-«   Проблемой лесного комплекса является экспорт продукции, а также недостаточно хорошо развитая транспортная сеть. 

Болотнюк Т.М

Металлургия

Металлургия района представлена чёрной металлургией , работающей на собственной руде  - месторождения   Ковдор, Оленогорск, Костомукша. Крупнейший в европейской части России металлургический комбинат работает в городе Череповец.           

Цветная металлургия представлена медно – никелевым производством в городах Мончегорске и г. Заполярном.

Алюминиевая промышленность работает на нефелинах Кольского полуострова и бокситах Карелии и Архангельской области. Для производства лёгких металлов необходима гидроэлектростанция. Алюминиевые заводы построены у воды в городах г. Надвоицы и Кандалакше.

«+» Удобное ЭГП к внутренним потребителям леса (Центральная Россия), Наличие сырья, водных ресурсов

«-«   Проблемой металлургическогокомплекса является загрязнение окружающей среды. Цветная металлургия работает на привозном сырье.

Выступление учащегося

               

3. Вальберг О.А

ТЭК

Топливная промышленность

На востоке Северного района с 1942 года ведётся добыча каменного угля в _______________________угольном бассейне, центры   ______________-.

Добыча угля обходится дорого, уголь реализуется с трудом. Шахты находятся в аварийном состоянии.  Наблюдается отток    населения из Воркуты.

Нефть добывается в республике ____________. Нефтеперерабатывающий завод расположен в  _____. Нефть транспортируется по нефтепроводу в Ярославль и Санкт - Петербург . Газ добывают в ______________________________________ и транспортируют по газопроводу _____________в Череповец и Санкт – Петербург.

В перспективе  - разработка нефтяных месторождений на шельфе Баренцева моря.

 «+» Наличие собственного минерального сырья. 

«-«   Отток трудовых ресурсов из-за неблагоприятных условий.

 

Пищевая промышленность Вохмянина А.А. (рыбная) 

Выступление учащихся.

V . Вальберг О.А Закрепление нового материала.

  Игра « Знаете ли вы свою страну?

 Определите субъект РФ в составе Европейского Севера по описанию:

1.       Край озёр, гранитных скал и порожистых рек. Здесь находится самый знаменитый водопад России. Есть крупное  месторождение железной руды. Развиты лесная, целлюлозно – бумажная промышленность, цветная металлургия. Карелия. 

2. (Болотнюк Т.М) Здесь добывают уголь, природный газ, нефть и сосредоточена почти вся топливная промышленность района.  Здесь находится единственный на Северном Ледовитом океане незамерзающий порт. Развита цветная металлургия, добыча апатитов. Мурманская область

3. (Вохмянина А.А) Это крупнейший район лесозаготовок. Лесопиления и целлюлозно – бумажной промышленности. Родина М.В. Ломоносова. Здесь расположен старейший морской порт России. В городе Северодвинск производят атомные подводные лодки. Архангельская область

4. (Вальберг О.А) Знаменитые на весь мир масло и  кружева носят имя этого региона. Вологодская область

5. (Болотнюк Т.М)  Омывается Белым, Баренцевым и Карским морями. Плотность населения здесь наименьшая в районе ( 0,3 чел/кв км). Ведущие отрасли хозяйства – оленеводство, рыболовство и  охота. Есть перспективные месторождения газа и нефти. Республика Коми

VI.  Итак Мы сегодня закончили изучение Европейского Севера, познакомились с различными отраслями хозяйства. Поэтому на слудующем уроке мы пишем проверочную работу по теме: Европейский север как социально-экономический район. Опорным конспектом к подготовке будет служить ваша таблица) (запись Д/Зад).

      Спасибо всем за урок. Наши результаты за урок.   

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)

Открытый урок по географии на тему: "Природные зоны Африки" (7 класс)   Цели открытого урока:·        Образовательные – закрепить пон...

Тема урока: «Природа, экономико-географическое положение, хозяйство Европейского Севера» (Урок с элементами модульной технологии)

Развивающий урок с элементами модульной технологии. Каждый учебный элемент урока  начинается с целей, которые обучающиеся самостоятельно достигают с помощью учебника, атласа, статистического мате...

Разработка открытого урока по географии на тему: "Население и народные промыслы Центральной России"-8 класс

Урок направлен на формирование у учащихся представления о населении Центральной России, его обычаях и традициях, а также ознакомление с историей возникновения и развития народных промыслов России, их ...

План-конспект урока в 8 классе. Тема:"Восточно-Европейская равнина"

План-конспект урока включает практическую работу "Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа". На уроке закрепляются знания ПТК. Учащиеся самостоятельно изучают особенности Восточно-Е...

Открытый урок по географии "Население и хозяйство Европейского Севера"

Представление об особенностях населения и хозяйства Европейского Севера. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения. Совершенствовать умение составлять ЭГХ территории, называть и показы...