Урал. Природно-территориальные комплексы.
план-конспект урока по географии (8 класс)

Толстоухова Алла Викторовна

Урал - удивительный край. Уникалььностью природы является то, что одни и те же зоны имеют отличные друг от друга природные условия. Западная часть гор отличается более влажным и мягким климатом, здес большое количество осадков, а для востока, который находится за Уралом, характерно меньшее количество осадков и более сухой климат, который носит черты континентальног.о. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

1.ФИО: Толстоухова Алла Викторовна, учитель географии филиала МБОУ СОШ с.Наровчат школа в с.Б-Кавендра.

2.Предмет: география.

3.Класс: 8

4.Тема урока: Урал. «Природно-территориальные комплексы», раздел: «Крупные природные районы России».

5.Учебник: «География 8 класс». Авторы: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «Русское слово» 2017.

6.Цель: сформировать представление о высотной поясности и о природных ресурсах Урала.

7.Задачи:

- обучающие: научить учащихся оценивать природные условия для развития хозяйства региона;

- развивающие: организовать деятельность школьников по самостоятельному освоению новой информации;

- воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и желание узнать как можно больше об Урале.

8.Планируемые результаты:

- личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке;

- метапредметные: умение организовать свою деятельность; определять её цели и задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

- предметные: выявлять и знать географические объекты при изучении темы; знать основные правила работы на уроке, владение элементарными практическими умениями работы на уроке, владение элементарными практическими умениями работы с атласом и другими источниками географической информации.

9.Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения природы Урала;

- регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать работу одноклассников; работать в соответствии с поставленной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата;

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

10.Тип урока: комбинированный.

11.Формы работы учащихся: коллективная.

12.Оборудование: физическая карта Урала, мультимедийный проектор.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1

Оргмомент .

Проверяет готовность к уроку, создает благоприятный психологический климат. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.

Приветствия учителя, подготовка к уроку.

2 мин

2

Проверка домашнего задания

Учитель предлагает по фотографиям рек Урала, сказать их название. (слайд 3)

Демонстрируют знания по пройденному материалу. (Р,Д.)

5 мин

3

Актуализация темы

 Урал – удивительный край. Уникальностью природы является то, что одни и те же зоны имеют отличные  друг от друга природные условия. Западная часть гор отличается более влажным и мягким климатом, здесь большое количество осадков, а для востока, который находится за Уралом, характерно меньшее количество осадков и более сухой климат, который носит черты континентального. Своеобразие Урала относится и к характеру его растительности. Если в Предуралье есть широколиственные леса, то в Зауралье их встретить невозможно. И наоборот – в Зауралье распространены сосновые леса, а в Предуралье лишь пихтово-еловые леса. За последнее время сильно изменилась фауна этого региона.

Обсуждают, анализируют и объясняют. (П, Р, К)

Формируют название темы урока. (Р)

6 мин

4

Изучение нового материала

- Объявление темы урока. (слайд 1) Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

- Слово учителя: читает строки стихотворения А.Твардовского. (слайд 2)

- Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

-найти в тексте учебника и узнать информацию о  

- Северном Урале,

-  Среднем Урале,

- Южном Урале

-найти в тексте учебника информацию о взаимодействии природы и человека

Цель записывается на доске и обсуждается. (Р)

(слайд 1)

Работают с текстом учебника и рассказывают с помощью слайда 4. (П,Р)

Работают с текстом учебника и рассказывают с помощью слайда 5. (П,Р)

Работают с текстом учебника и рассказывают с помощью слайда 6. (П,Р)

Работают с текстом учебника, дополнительными источниками и рассказывают с помощью слайда 7. (П,Р)

15 мин

5

Физкультминутка (здоровье – сберегающий компонент)

«Разминка» (Приложение 1)

Делают разминку, повторяя действия за учителем. (К)

2 мин

6

Практикум

- Выполняют задания 1, 2, 4 в рабочей тетради на стр.29-31

- На контурной карте отметить объекты, встречающиеся в тексте учебника

Выполняют практикум, демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной информацией. (П)

5 мин

7

Закрепление

- Выполните задание: географический диктант (слайд 8)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К,Р)

8 мин

8

Итог урока (рефлексия)

Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет: д/з §39

Оценивают работу на уроке всего класса (Л)

Записывают домашнее задание в дневник. (К)

2 мин

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р) -регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД;

(К)-коммуникативные  УУД.

Приложение к уроку

Приложение 1

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о природном территориальном комплексе

Необходимо выявить, что такое ПТК, какие бывают природные территориальные комплексы, из каких компонентов они состоят. Каково устройство географической оболочки, как самого крупного ПТК на планете. Дл...

Свойства природных территориальных комплексов

На уроке рассматриваются вопросы о том, почему нельзя нарушать целостность природных территориальных комплексов, как ритмичность ПТК влияет на ритм жизни человека, какое значение имеет устойчивость ПТ...

Методическая разработка урока . Тема :«Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины» 8 класс

Урок сиспользованием  элементов технологии развития критического мышления. очень понравился обучающимся . Позволяет эффективноиспользовать время урока и развивает  познавательный интерес учи...

Открытый урок по географии 8 класс на тему: «Природно-территориальные комплексы Восточно- Европейской равнины»

Задачи:Образовательные: Формирование и углубление знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины;Развивающие: Развитие  ...

Тест " Природно-территориальные комплексы.География.8класс"

Тест " Природно-территориальные комплексы.География.8класс."...

Понятие о природно-территориальном комплексе

Конспект урока "Понятие о природно-территориальном комплексе"...

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРИРОДНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Статья посвящена вопросу совершенствования и преподавания географии в школе. На примере темы «Природно-территориальные комплексы» в разных классах рассмотрены методы и приемы активизации п...