Разработка открытого урока в 5 классе "Вулканы Земли", к учебнику Летягин, ФГОС
презентация к уроку по географии (5 класс)

Разработка открытого урока в 5 классе "Вулканы Земли" с применением технологии ИСУД (Индивидуальный Стиль Учебной Деятельности)

УМК А,А Летягин, "Вентана-Граф", ФГОС

Цель урока: создать условия для формирования  знаний о вулканах, их видах; обеспечить усвоение учащимися  новых понятий  и терминов: вулкан, кратер, жерло, магма, лава, действующий вулкан, потухший вулкан, конический вулкан, щитовой вулкан, гейзер.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная, парная.

 

Необходимое техническое оборудованиеперсональный компьютер, телевизор, звуковые колонки, учебник, атлас, рабочая тетрадь.

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест «Слои твердой Земли» 1 вариант 2 вариант 1-Б 1-А 2-Б 2-А 3-А 3-Б 4-Б 4-В 5-ВАБ 5-Б 0 ошибок- оценка «5» 1 ошибка – оценка «4» 2 ошибки – оценка «3» 3 ошибки- -оценка «2»

Слайд 2

Отгадай загадки 1.Носит бабка, Снежную шапку Каменные бока, Закутанные в облака 2. В огне горы родился- От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал 3.Жевать – не жую, А все поедаю, сжигаю

Слайд 3

Тема урока: Вулканы Земли.

Слайд 4

Тема урока: Вулканы Земли. Цель урока: изучить вулканы Земли.

Слайд 5

ГЕФЕСТ (Вулкан) –бог огненной стихии и кузнечного ремесла, олицетворяющий собой силу и творчество

Слайд 6

Что такое вулкан? Вулкан – это гора или возвышенность, возникшая над каналами и трещинами земной коры, по которым из недр поднимается магма.

Слайд 7

Решаем первую задачу: Узнать, что такое вулкан, как он устроен. Задание1 . Рабочая тетрадь, стр.19 «Нарисуй схему вулкана и укажи его части», пользуясь учебником на стр. 35. Назови главные части вулкана и дай им определение.

Слайд 8

Задание 2. «Найди свою пару» Магма Кратер Лава Жерло

Слайд 9

Решаем вторую задачу урока: Познакомиться с видами вулканов Задание для 1 ряда Задание для 2 ряда Задание для 3 ряда Просмотрите видеосюжет« Типы вулканов по форме», заполните схему. Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий. (Везувий, Этна, Эльбрус, Гавайские острова, Гекла) Работа с учебником «Виды вулканов по активности» стр. 36-37, заполните схему. Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий. ( Льюльяйяко, Ключевская Сопка, Шивелуч) Практическая работа «Собери вулкан» , найдите его в атласе и покажите на карте полушарий. (подсказка-высота вулкана 5895 м).

Слайд 10

Критерии оценивания 1 ряд 2 ряд 3 ряд Все блоки схемы заполнены, найдены все указанные вулканы оценка «5» Имеются 2-3 неточности, найдены не все вулканы – оценка «4» Схема заполнена наполовину, найден один вулкан – оценка «3» Все блоки схемы заполнены, найдены все указанные вулканы оценка «5» Имеются 2-3 неточности, найдены не все вулканы – оценка «4» Схема заполнена наполовину, найден один вулкан – оценка «3» Картина вулкана собрана полностью, правильно угадан вулкан - Оценка «5» Картина собрана больше, чем на половину, угадан вулкан – Оценка «4» Картина собрана на половину, вулкан не угадан – Оценка «3»

Слайд 11

Щитовой вулкан Lyn Topinka Конический вулкан Виды вулканов по форме Гавайские острова, Исландия Везувий, Этна, Эльбрус

Слайд 12

Виды вулканов по активности Действующие – Льюльяйльяко, Южная Америка

Слайд 13

Шивелуч, п-ов Камчатка

Слайд 14

Потухшие- Килиманджаро, Африка

Слайд 15

Решаем третью задачу: проявления вулканизма Задание .Вставить недостающие пропуски в предложения, пользуясь текстом учебника на стр. 37- «Проявления вулканизма».

Слайд 16

Еще одно интересное проявление вулканизма получило название гейзер . Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает вода , которая нагревается там до 100 градусов и выше. В определенный момент водяной пар и кипящая вода с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера заканчивается до нового перегрева воды.

Слайд 17

Критерии оценивания Вставлены 8-7 пропусков – оценка «5» 6-5 – оценка «4» 4-3 – оценка «3» Занесите свою оценку в оценочный лист Выведите итоговую оценку.

Слайд 18

Иногда во время урока мне было сложно выполнять задания, я старался, но не все получилось. Урок был для меня увлекательным и интересным, я много узнал и многому научился. Урок мне показался длинным и неинтересным. Я работал неактивно.

Слайд 19

Запишите домашнее задание : Прочитать п. 7 , выполнить задание в рабочей тетради на стр. 18, 20 «оценка «4» либо 2. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере - «оценка «5» либо 3. Сделать модель вулкана из пластилина – оценка «5»



Предварительный просмотр:

Бланк ответов к тесту «Слои «твердой» Земли»

        1 вариант

Имя

Фамилия

№ задания

1

2

3

4

5

Оценка

Вариант

А

Б

В

1.Как называется твердая оболочка Земли?

А) атмосфера Б) литосфера В) гидросфера

2. Самую высокую t° вещества имеет:

А) земная кора; Б) ядро; В) мантия.

3. Мощность этой оболочки от 5 км:
А) земная кора; Б) ядро; В) мантия.

4.Как называется внутренняя оболочка, расположенная в центре Земли?

А) мантия;             Б) ядро;             В) земная кора;

5.Расставьте внутренние оболочки Земли в порядке увеличения в них температуры:

А) мантия;     Б) ядро;    В) земная кора;

                                                               

Бланк ответов к тесту «Слои «твердой» Земли»

2 вариант

Имя

Фамилия

№ задания

1

2

3

4

5

Оценка

Вариант

А

Б

В

1.Какая оболочка Земли подразделяется на верхнюю и нижнюю части?

А) мантия;     Б) ядро;    В) земная кора;

2.В каком состоянии находится вещество мантии?

А)жидком Б)твёрдом   В)газообразном

3. Земная кора и верхняя часть мантии – это…

А) ядро     Б) литосфера       В) мантия

4.Назовите планету земной группы:

А) Юпитер        Б) Плутон           В) Земля

5. Наука, изучающая строение земной коры и процессы, происходящие в ней, называется:

А) естествознание      Б) геология          В) география

Задание для учащихся 1 ряда.                                            Задание для  учащихся 2 ряда.

Посмотрите видеосюжет«Типы вулканов по форме» и заполните схему. Найдите эти вулканы  в  атласе ипокажите эти вулканы  на карте полушарий.

Внимательно прочтите текст в учебнике на стр. 36 «Вулканы мира» и заполните схему. Найдите эти вулканы  в  атласе и покажите эти вулканы  на карте полушарий.

.

        

Примеры:

1.                                                            1. Гавайские острова                                                                            Пример: Килиманджаро

2.                                                            2.

3.        

        

Лист самооценки.

Тема урока:___________________________________________________________________________________.

Цель урока:___________________________________________________________________________________.

Оцени свои знания на всех этапах урока.

Удачи тебе!

Ф.И.

учащегося

Тест

«Слои твердой Земли»

Работа с определением вулкан и  со схемой «Строение вулкана»

Типы вулканов.

(работа по рядам)

Работа

по карте полушарий и атласу.

Работа с текстом «Гейзеры»

Оценка за урок

  1. Поставьте в каждый раздел, который изучите на уроке  оценку (5,4,3,2)
  2. Сложите свои баллы и выведите среднее число. Это ваша оценка за урок!

Задание. (работа в парах)

Вставьте пропуски в текст, используя  текст  учебника на стр.37:

Еще одно интересное проявление вулканизма получило название 1 _______________.  Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает 2  _________, которая нагревается там до 3 _________ и выше. В определенный момент 4________________________   5________ и 6_______________________   7__________  с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера 8_________________________ до нового перегрева воды.

Задание. (работа в парах)

Вставьте пропуски в текст, используя  текст  учебника на стр.37:

Еще одно интересное проявление вулканизма получило название 1 _______________.  Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает 2  _________, которая нагревается там до 3 _________ и выше. В определенный момент 4________________________   5________ и 6_______________________   7__________  с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера 8_________________________ до нового перегрева воды.

Задание. (работа в парах)

Вставьте пропуски в текст, используя  текст  учебника на стр.37:

Еще одно интересное проявление вулканизма получило название 1 _______________.  Периодичность действия гейзеров основана на том, в подземные пустоты проникает 2  _________, которая нагревается там до 3 _________ и выше. В определенный момент 4________________________   5________ и 6_______________________   7__________  с шумом выбрасываются из горловины гейзера. Через некоторое время извержение гейзера 8_________________________ до нового перегрева воды.

ОТКУДА ПРОИЗОШЛО НАЗВАНИЕ "ВУЛКАН"

Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов!

У древних римлян бог огня и кузнечного дела сначала  назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени. Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня-Гефест.

Многие вулканы имеют имена со словами "огонь", "дым". Например, североамериканские индейцы назвали одну из огнедышащих гор Лувала-клаф, что переводится как "гора, извергающая столбы горного дыма".

Самый высокий действующий вулкан на нашей планете – Льюльяйльяко – расположен в Центральных Андах Южной Америки. Его высота 6723 м.

Вулканы Ключевская Сопка и Шивелуч – самые активные среди действующих вулканов Камчатки, объявленных памятниками Всемирного природного наследия .

В Италии находятся самые опасные вулканы Европы – вулкан Везувий и вулкан Этна. Вулкан Эльбрус находится на Кавказе.

Вулканические Гавайские острова находятся в Тихом океане.

На острове Исландия  также располагаются  вулканы.

ЛАВА

КРАТЕР

МАГМА

ЖЕРЛО



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Вулканы Земли

ФИО учителя

Хомутникова Наталья Олеговна

Место работы

МАОУ Каменский лицей имени Кожевина В.Е.

Должность

учитель географии

Предмет

география

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Вулканы Земли, урок №10

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана – Граф, 2014г.

  1. Цель урока:  создать условия для формирования  знаний о вулканах, их видах;

обеспечить усвоение учащимися  новых понятий  и терминов: вулкан, кратер, жерло, магма, лава, действующий вулкан, потухший вулкан, конический вулкан, щитовой вулкан, гейзер.

Планируемые результаты:

предметные

знать строение вулкана, его виды;

уметь  устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

определять на карте местоположение вулканов, давать им краткую характеристику.

личностные

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные

               умение находить в разных источниках и анализировать информацию;  

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать и составлять схемы.

  1. Тип урока:урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся:коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная, парная.

  1. Необходимое техническое оборудование:персональный компьютер, телевизор, звуковые колонки.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный

 компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно - мотивационный этап урока

Подготовка класса к уроку.

Определение темы урока и цели урока

Внимание! Проверь,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Учебник, ручки и тетрадки?

Ведь девиз у нас такой :

Все, что надо - под рукой!

Сядьте правильно все за парты свои,

Ведь урок географии  начинаем мы!

-Ребята, о чём мы с вами говорили на нашем последнем уроке? (О внутреннем строении Земли).

Проверочный тест «Слои твердой Земли».

Земные н   - Земные недра человечеству практически недоступны.

И поэтому они таят в себе

очень много  загадок,

которые люди стремятся разгадать.

Но есть на Земле места,

где можно заглянуть

 в земное “нутро”

 и даже потрогать вещество,

 только что поднятое из глубин Земли.

И сегодня, ребята, я вам предлагаю

совершить увлекательное

 путешествие в глубины литосферы.

А  начнём мы со  знакомства с процессами, происходящими в земной коре, а с какими именно, вам предстоит сейчас узнать, отгадав следующие загадки.

1. Носит бабка

Снежную шапку

Каменные бока,

Закутанные в облака.

(гора)

2. В огне горы родился –

От огня убежал

С огнем разлучился

И в небе пропал.

(дым)

3. Жевать – не жую

А все поедаю, сжигаю.

(огонь)

4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова-отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

- Скажите, а  что вы знаете о вулканах?

-Достаточно ли тех знаний  о вулканах, которые у вас имеются? (Нет).

-Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

Обучающиеся готовят своё

рабочее место.

Обучающимся  знакомятся с раздаточным материалом.

Отвечают на вопрос.

Выполняют тест, проверяют.(оценочные листы).

Отгадывают  загадки, с помощью которых пытаются определить тему урока.

Отвечают на поставленные вопросы и  указывают объекты «вулканы», возможно, назовут «гейзеры». Называют явление «извержение вулканов».

Тема урока: Вулканы Земли.

Делятся своими познаниями. - Вспоминают и дают ответы на вопросы.

Высказывают свое мнение, предположения и приводят свои аргументы

Учащиеся пытаются сформулировать цель урока:

- Изучить вулканы.

Учебно- познавательный интерес к географии.

Понимание роли и значения  географических знаний.

Формулирование задач урока

- Ребята, как же нам достигнуть с вами поставленной цели?  Что значит «изучить вулкан»?

-

Возможные ответы школьников:

1.Что такое вулкан, как он устроен?

3.Какие вулканы называются действующими, а какие - потухшими?

4.Где в мире и в России располагается большинство вулканов?

5.Почему гейзеры относятся к вулканическим проявлениям?

Формулируют 1 задачу: узнать, что такое вулкан и изучить его строение

Формулируют 2 задачу: ознакомиться с видами вулканов

Формулируют 3 за-

дачу: Определить проявления вулканизма.

2.Процессуально - содержательный  этап урока

Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

1.Что такое вулкан  и каково его строение.

 -Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»?

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»?

- Давайте сами попробуем дать определение слову «вулкан».

 - А теперь сравните свое определение с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов

(стр. 153).

- Далее, что нам предстоит выяснить? (Строение вулкана)

- Сейчас я предлагаю  посмотреть видеосюжет, после которого вам предстоит выполнить задание. Внимательно смотрим.

Задание 1. Рабочая тетрадь стр. 19 «Нарисуй схему строения вулкана», пользуясь учебником на стр.35.

Задание.2 «Найди свою пару» - на закрепление частей вулкана : кратер, жерло, магма, лава.

- Итак, узнали мы свами, что такое вулкан? (да)

- Определили строение вулкана? (да)

- Решили первую задачу урока?(да)

Выслушивают сообщение одноклассника.

Высказывают предположения, версии.

Дают свои определения понятию..Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения.

Смотрят видеосюжет «Строение вулкана».

Выполняют рисунок в рабочей тетради «Строение вулкана», обозначая части вулкана.

Четыре пары: «понятие-определение» выходят к доске и и дают определение своей части вулкана и демонстрируют ее на экране указкой.

Оценивают работу – оценочный лист.

Отвечают на вопросы.

Интеграция знаний с уроков истории и литературы.

Учебно-познавательный интерес к природному явлению.

Сравнивают его с определением в словаре, Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению.

Составляют смысловые пары.

Анализируют изученный материал.

2.Вулканы мира.

- Переходим к решению второй задачи урока- выясняем какие же бывают вулканы?

- Оказывается, ребята, что вулканы   различаются  не только по форме,  но и по  активности.

Задание по рядам по типам восприятия информации (модальность)- Применение технологии «Индивидуальный стиль учебной деятельности».

1 ряд-аудиалы-Просмотр видеосюжета « Типы вулканов по форме», заполнение схемы.Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий.(Везувий, Этна, Эльбрус, Гавайские острова, Гекла)

2 ряд-визуалы- Работа с учебником «Виды вулканов по активности» стр. 36-37, заполнение схемы.Найдите эти вулканы в атласе и покажите на карте полушарий.(Льюльяйяко, Ключевская Сопка, Шивелуч)

3 ряд-кинестетики»- Практическая работа «Собери вулкан» ,найдите его в атласе и покажите на карте полушарий.  (подсказка-высота вулкана 5895 м).

- Итак, ребята, какую задачу вы решали, выполняя последнее задание? (вторую задачу- Определение типоввулканов.  Молодцы!

Учащиеся выполняют задания индивидуально.

После завершения работы представители от каждого ряда выходят к карте полушарий и показывают местоположение вулканов.

Учащиеся каждого ряда заполняют оценочные листы.

Отвечают на вопрос. Делают выводы.

Отслеживают правильность выполнения своей работы. Дают ценку.

3.Физкультминутка.

- Ребята, вы устали? Пришло время отдохнуть.

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно:

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен!

Покружили головой

Не пора ли нам домой?

Потянулись вверх,  друзья

Пробежались, развернулись все кругом

И работать вновь начнем!

Выполняют движения .

Отдыхают, повышают эмоциональный настрой на продолжение урока.

4. Проявления вулканизма.

- Нам осталось решить последнюю задачу нашего урока: выяснить ,как же еще может себя проявлять  вулкан?

Чтобы это выяснить предлагаю вам, ребята посмотреть видеосюжет.(«Гейзеры»)

- О каком природном явлении шла речь в видеосюжете?(о гейзере)

-Что такое гейзер?

А чтобы поближе познакомиться с этим уникальным явлением природы предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание. Вставить недостающие пропуски в текст, пользуясь текстом учебника на стр. 37- «Проявления вулканизма»

(работа в парах).

- Выполняя данное задание, какую задачу вы решали?

- Верно. Третью. Теперь вы знаете как еще может проявлять себя вулкан.

Сейчас, ребята, я вас прошу подсчитать все свои балы за проделанную работу  и вывести итоговую оценку за урок в оценочный лист.

Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

Учащиеся смотрят видеосюжет, делают выводы о том, что еще одним проявлением вулканизма является гейзеры.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задание, проверяют. Заносят баллы за работу в оценочный лист.

Отвечают на вопросы, анализируют проделанную работу.

Подсчитывают балы, выводят итоговую оценку за урок.

Подведение итогов.

Анализируют правильность выполнения работы, делают выводы.

4.Рефлексивный этап урока

5. Рефлексия эмоциональная.

Ребята, перед вами  изображение вулкана, на ваших партах лежат флажки разного цвета - розовый, зеленый и желтый.

Сейчас я вас прошу выбрать флажок того цвета , который выражает ваше настроение и впечатление от урока.

Желтый флажок(подножие вулкана)- урок мне показался длинным и неинтересным. Я работал неактивно.

Зеленый флажок(средняя высота вулкана)– иногда во время урока мне было сложно выполнять задания, я старался, но не все получилось.

Красный флажок (вершина вулкана)–урок был для меня увлекательным и интересным, я много узнал и многому научился.

Учащиеся выбирают свой флажок и прикрепляют его на вулкан.

Анализируют свою деятельность на уроке.

Анализируется урок, общий результат.

Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие

Оценивают и выражают свое отношение к работе на уроке.

5.  Объяснение домашнего задания

6. Домашнее задание.

 Домашнее задание дифференцированное:

- Ребята, выберите каждый свое домашнее задание:

1.  Прочитать п. 7 , выполнить задание в рабочей тетради на стр. 18, 20

2. Приготовить  презентацию об известном вулкане или гейзере

3. Сделать макет вулкана из пластилина.

Записывают домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока английского языка в 6 классе по учебнику “English V ” И. Н. Верещагина. Тема "Животные в опасности"

Открытый урок английского языка в 6 классе по учебнику "English V" И.Н. Верещагина. Тема "Животные в опасности". Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо. Приемы: "Кластер", "К...

разработка к открытому уроку по теме"Животные" к учебнику Spotlight 3 класс

Заключительный урок по теме"Животные".Контрольные задания на правильность употребления глагола to be в настоящем времени  единственного и множественного числа....

разработка к открытому уроку по теме"Животные" к учебнику Spotlight 3 класс

Заключительный урок по теме"Животные".Контрольные задания на правильность употребления  настоящего длительного времени  с глаголом  to be   единственного и множественного числа....

Методическая разработка открытого урока по английскому языку во 2 классе ( учебник М.З. Биболетовой " Enjoy English")

Навание урока Meet the Brown\'s family. На данном уроке идет закрепление личных местоимений,повторение лексики по темам животные, цвета, семья, вспоминаются глаголы движения. Данный материал может быть...

Разработка открытого урока на тему "Природные комплексы Земли". 7 класс

Открытый урок проведен в рамках участимя в конкурсе педагогического мастерства...

Методическая разработка (открытый урок) по теме «Среды жизни планеты Земля»

Открытый урок «Среды жизни планеты Земля», ориентированный на учащихся 5-х классов, изучающих предмет «Биология»....