Определение географических координат в 5 классе.
статья по географии (5 класс)

Материал содержит приемы по обучению пятиклассников определению географических координат. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie_geograficheskih_koordinat_v_5_klasse.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Определение географических координат в 5 классе.

В ходе своей работы я и мои коллеги столкнулись с проблемой того, что одной из самых сложных тем для восприятия в 5 классе является тема «Определение географических координат.

В моей рабочей программе на эту тему отводится пять часов. Я решила, что дети будут легче воспринимать эту тему, если перед их глазами будет четкий алгоритм действий, а сами действия будут ассоциироваться с чем-то простым, например игрой в «морской бой».

Начинается изучения темы с рассмотрения географической сетки. В процессе урока мы с ребятами делаем несколько рисунков.

Первый рисунок изображает параллели:

                                 Параллель                                                               200

                                       запад        восток

Экватор                                        

параллель

100

00

100

200
        Второй рисунок изображает меридианы:

н

а

м

е

р

и

д

и

а

н

200

с

е

в

е

р

ю

г

100

ч

а

л

ь

н

ы

й

м

е

р

и

д

и

а

н

00

м

е

р

и

д

и

а

н

100

200

        На следующем уроке при изучении широты и долготы мы сначала чертим похожие рисунки, но под каждым из них поясняем, что при определении географических координат мы говорим о широте и долготе, которые совпадают с параллелями и меридианами. Но в зависимости от полушария, в котором находятся, прибавляется пояснение.

                                 широта                                                                    200 с.ш.

                                       

Экватор                                        

                                                                                     А

широта

100с.ш.

00

100 ю.ш.

200 ю.ш.
            Так, например, градусная мера точки А= 10
0 южной широты, так как точка А находится ниже экватора. А чем дальше в низ от экватора, тем градусная мера южной широты становится больше.

н

а

д

о

л

г

о

т

а

200 з.д.

100 з.д.

ч

а

л

ь

н

ы

й

м

е

р

и

д

и

а

н

00

д

о

л

г

о

т

а

А

100 в.д.

200 в.д.

        

            А точка А на втором рисунки имеет градусную меру равную 100 восточной долготы. Т. к. находится правее начального меридиана. Здесь следует обратить внимание учеников на то, что западное и восточное полушарие ограничиваются начальным и 180 меридианами и при определении долготы об этом необходимо всегда помнить.

        Следующий этап урока — это объединение двух рисунков в один и проведение параллелей между определением географических координат и игрой в морской бой.

200з.д.        100 з.д.        00        100 в.д.     200 в.д.

А

      Б

200 с.ш.

100 с.ш.

00

100 ю.ш.

200 ю.ш.
        После того, как ученики начертили данный рисунок и обозначили точку А на нем, говорю о том, что географические координаты, как и координаты корабля в морском бои можно разложить на две составляющие. Только вместо букв и цифр мы используем широту и долготу. Ручкой другого цвета делаем пометку под рисунком о том, что при определение географических координат сначала всегда определяется и записывается широта, а затем долгота.

        Дальше вместе с классом мы определяем координаты точки А, которые равны: 200 с.ш. 100 з.д.

Дальше задача усложняется, и точка Б наносится уже не на пересечения широты и долготы, а между ними. Здесь я сообщаю учащимся, что прямоугольник, который получился в результате пересечения линий обозначающих широту и долготу надо разделить по горизонтали и вертикали на 10 равных отрезков, т.к. у нас и широта и долгота указана через каждые 100 и дальше посчитать сколько делений получилось от ближайшей широты и долготы и в зависимости от положения прибавить число делений к градусной мере или вычесть. Так же в этот момент я сообщаю, что при определении географических координат по школьному атласу они могут допустить погрешность в 10.

Из ходя из этого определяем географические координаты точки Б и записываем их на доске: 150 с.ш. 50 в.д.

        Данные рисунки учащиеся используют при выполнение домашнего задания и при работе на следующем уроке.

        С тех пор как я начала использовать подобный метод на уроках число детей, быстрее осваивающих данную тему, увеличилось, они стали быстрее запоминать методику определения координат и значительно охотнее выполняют задания по данной теме.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высоты мест

Формирование общеучебных и специальных навыков на уроках географии в процессе изучения тем «Определение географических координат», «Определение расстояний между точками», «Определение абсолютной высот...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Раздаточный материал для учащихся 6 класса: 1) Определение протяженности объектов с помощью градусной сетки; 2) Определение географических координат точек.

Инструкция поможет 6-классникам легко запомнить алгоритм определения протяженности объектов с помощью градусной сетки и определения географических координат точек....

Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».

Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...

Географический квест, определение географических координат.

Цель квеста, развить навык определения географических координат.Задачи квеста:- Проанализировать предоставленную информацию;- Определить широту и долготу заданых точек;- Ориентироваться движением по к...