Урок "Население и хозяйственное освоение Поволжья". 9 класс
план-конспект урока по географии (9 класс)

Цель:сформировать представление об особенностях населения Поволжского района

 

Задачи:

Обучающая:

−     Познакомить учащихся с историей заселения и освоения территории Поволжья.

−     Выяснить какие народы  живут на этой территории .

−     Религиозный состав населения района.

−     Знакомство с особенностями размещения  наиболее крупный городов.

Развивающая:

−     продолжить формирование умения аргументировать свой ответ;

−     продолжить формирование умения пользоваться различными источниками географической информации;

−     Проверить понимание учащимися размещение межотраслевых комплексов на территории России:

Воспитательная:

−     воспитывать любовь к Родине, к малой родине, патриотизм,

−     бережное отношение к природе, повысить интерес к изучению предмета.

 

Метапредметные:

Познавательные: выбирают наиболее рациональную последовательность выполнения задачи, планируют и корректируют свою деятельность в соответствии с её целями и задачами.

Коммуникативные: находят и отбирают необходимые источники информации; вступают в диалог, высказывают своё мнение.

Регулятивные: создают собственную информацию и представляют её в соответствии с учебными задачами, оценивают свою работу в сравнении с существующими требованиями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_naselenie_i_osvoenie_pvolzhya.docx152.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Население   и хозяйственное освоение Поволжья.  

УМК: Учебник География. Хозяйство и хозяйственные районы. 9 класс. В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я. Ром.: «ДРОФА», 2014, атлас.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: физическая карта России, атлас, проектор, компьютер.

Цель:сформировать представление об особенностях населения Поволжского района

Задачи:

Обучающая:

  • Познакомить учащихся с историей заселения и освоения территории Поволжья.
  • Выяснить какие народы  живут на этой территории .
  • Религиозный состав населения района.
  • Знакомство с особенностями размещения  наиболее крупный городов.

Развивающая:

  • продолжить формирование умения аргументировать свой ответ;
  • продолжить формирование умения пользоваться различными источниками географической информации;
  • Проверить понимание учащимися размещение межотраслевых комплексов на территории России:

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к Родине, к малой родине, патриотизм,
  • бережное отношение к природе, повысить интерес к изучению предмета.

Метапредметные:

Познавательные: выбирают наиболее рациональную последовательность выполнения задачи, планируют и корректируют свою деятельность в соответствии с её целями и задачами.

Коммуникативные: находят и отбирают необходимые источники информации; вступают в диалог, высказывают своё мнение.

Регулятивные: создают собственную информацию и представляют её в соответствии с учебными задачами, оценивают свою работу в сравнении с существующими требованиями.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Организационный момент

Проверяет готовность к уроку. Приветствует учеников, эмоционально настраивает на работу на уроке.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

II

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос:

- Назовите и показать на карте субъекты РФ, входящие в состав Поволжья.

- Как географическое положение влияет на природу Поволжья?

- Какие формы рельефа (виды равнин) представлены в районе?

- Какой берег Волги крутой, а какой – пологий?

- Какой климат характерен для Поволжья?

- Почему с  начала 20 века за регионом закрепилось определение «голодающее Поволжье»

Тестирование (избирательно 2-4 человека) Приложение 1.

2 республики 6 областей (перечисляют)

Поволжье находится на Восточно-Европейской равнине и Прикаспийской низменности, его природные условия достаточно разнообразны и чаще благоприятны для занятий сельским хозяйством  Рельеф- равнинный; в геологическом отношении –осадочный чехол древней Русской платформы

Общий наклон поверхности к югу.

  • Чередование возвышенностей и низменностей при движении с запада на восток.
  • Правый берег Волги – крутой, левый – пологий.

Работают с картами атласа и настенными, картами.

Учащиеся выполняют тестовую работу Приложение 1. На 8-10 минут урока.

III

Целеполагание и мотивация.

- Как, вы думаете, что предстоит нам сделать на 2-ом этапе изучения Поволжского экономического района?

На доске в хаотичном порядке расположены части названий тем изученных нами на предыдущих уроках. Давайте  определим  тему  нашего урока. (Приложение №2)

  1. Выбирают лишнее

Высказывают предположение о теме.

Тема: Население и хозяйственное освоение Поволжья и записывают её в тетрадь.

 IV

Получение новых знаний

-История освоения и заселения этого района необыкновенно интересна. Все народы, которые здесь проживали оставили исторический след как в культуре так и в хозяйстве.

Заселение территории.

-История формирования современного населения Поволжья – это история завоеваний. Богатая и разнообразная природа края привлекала людей. Коренные жители чуваши, марийцы, мордва.

-Позже сюда приходили булгары и половцы, монголы, русские, немцы, калмыки. В разные периоды истории на территории Поволжья возникали и рушились мощные и непохожие друг на друга государства: Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства.

  • Волга открывала возможности вести торговлю с государствами Востока.
  • Волга-это богатейшие рыбные ресурсы и плодородные прибрежные земли.
  • Волга – важный природный рубеж, вдоль которого удобно создавать линию обороны, от набегов воинственных кочевых племен.

Именно как опорные оборонительные пункты возникли крупные города Поволжья: Царицын (Волгоград) – 1589г., Самара – 1586 г., Саратов – 1590 г. С этого времени началась его русская колонизация

Освоение и заселение Поволжья.

Основные этапы Годы.

Главные события.

7-10 века

На территории Поволжья был Хазарский Каганат(ханство) в нижнем течении реки.

10 век.

Поволжье входит в состав «Золотой орды»

15век.

Образуется Казанское и Астраханское ханства

Правление Ивана Грозного

Входит в состав Московского царства.

16 век

Поволжье присоединилось к России. Возникают города: Астрахань , Самара, Волгоград, Саратов.

1770 г.

В Заволжье переселяют немцев-колонистов.

19-20 века.

Поволжье - крупный центр по производству зерна и мукомольной промышленности. Начали осваивать Заволжье.

Военные годы

Милитаризация экономики.

50-е годы

Стр-во ГЭС, водохранилищ, развиваются энергоёмкие пр-ва, нефтедобыча, нефтепереработка, химическая промышленность

1970г.

ВАЗ в Тольятти АЭС – г. Балаково, Набережные Челны- КамАЗ, авиационный завод в Ульяновске- Аэростар.

Размещение населения на современном этапе.

-Сейчас Поволжье – один из наиболее заселенных  и освоенных районов России. В нем живет около 17 млн. чел. Поволжское население растет довольно быстро. Но в основном не за счет высокого естественного прироста, вследствие миграции населения. Средняя плотность населения в районе в 3 раза выше, чем в России, но юг (Калмыкия) заселен очень слабо (4 чел./км2). Почему?

-Ср. плотность населения — 30 человек на 1 км2, но размещено оно неравномерно.

-В каких субъектах наблюдается наибольшая плотность, а в каких наименьшая, стр.211.

-Поволжье — район урбанизированный.

Тогда какой процент городских жителей составляет?

Подавляющая часть городского населения сконцентрирована в областных центрах, столицах национальных республик и крупных промышленных городах.

На карте в атласе найдите в Поволжье города – миллионеры.

В Поволжье 94 города. 3 из которых города – миллионеры: Волгоград. Казань, Самара, к миллионному рубежу приближается Саратов.

  • География поволжских городов определена речной системой Волги. Как виноградные ягоды, они «прикреплены» к ее грозди. = Казань. Самара. Волгоград.

На к/к нанести города-миллионеры Поволжья

Национальный состав ПЭР

Хотя Поволжье – многонациональный район, русские преобладают в его национальном составе (70%). Повсеместно, кроме Калмыкии и Татарии, они составляют большую часть населения. Значительна также доля татар (16%), чувашей и мордвы (5%).

-В конце 18 в. В Поволжье из Германии начали переселяться немцы. В национальной структуре населения преобладают русские. Компактно проживают татары и калмыки. Заметна доля чувашей и марийцев среди жителей района.

- населения Татарстан составляет 3,7 млн. чел. (русских — 40%).

-в Калмыкии проживает около 320 тыс. чел. (русских — более 30%).

Перед ВОВ здесь существовала республика немцев Поволжья. В годы войны она была ликвидирована, а ее население подверглось насильственному переселению в Казахстан и Сибирь.

До революции Поволжье было сельскохозяйственным районом.

Сейчас горожане преобладают 74 %.

Работа с атласом Стр.8-9 – Народы России.

- По тексту параграфа выделите этапы заселения

С. 184-185

Стр.183 учебника

-Более половины населения приходится на Самарскую, Саратовскую области и Татарстан. В Самарской области плотность населения наивысшая — 61 человек на 1 км2, а в Калмыкии — минимальная (4 человека на 1 км2).

В городах и поселениях городского типа проживает 74% всех жителей.

-города-миллионеры Самара, Казань, Волгоград.

(Атлас стр.6 Плотность населения)

C:\Users\Анастасия\Desktop\поволжье\сарепта  (1).png

Физминутка

Выполняют физические упражнения

Повторят физ упражнения. Физминутку ведёт один из учащихся класса.

V.

Этап закрепления знаний.

  1. Какова численность населения района? 
  2. Найдите соответствие:

Национальность Религия

1.Русские             А.ислам

2.Татары              Б.православие

3.Калмыки           В.буддизм

3. На берегах Волги расположены города…(найти лишнее)

а)Казань,

б)Пенза,

в)Самара, 
г)Элиста.


5. Крупнейшие города Поволжья… (найти лишнее)

а)Казань,

б)Волгоград,

в)Самара, 
г)Астрахань.
6. В национальном  составе Поволжья преобладают.. 

а)татары,

б)русские,

в)немцы, 
г)калмыки.
7. Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь…

а)татары,

б)русские,

в)казахи,

г)немцы


Подводит итоги урока. Объясняет и выставляет оценки в журнал.

Отвечают на вопросы учителя

VI.

Рефлексия

  1. На уроке я работал
  2. Своей работой на уроке я
  3.  Урок для меня показался

4.   Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным
понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Определяют степень успешности работы на уроке.

VII.

Домашнее задание:

§_40_.

- Всем спасибо, все свободны!

Записывают домашнее задание

Поволжье ЭГП

1 вариант

1. В Поволжский район входят следующие субъекты РФ:

а) Самарская область; б) Татарстан; в) Ульяновская область;

г) республика Удмуртия; д) Ростовская область

2. Укажите неверную характеристику географического положения Поволжского района: а) вытянут вдоль Волги, 

б) имеет выход к государственной границе России, 

в) имеет выход к Мировому океану, 

г) соседствует с Центральным районом России.

3.Единственным субъектом в составе региона, не имеющим выхода к Волге является: 

а)Калмыкия б)Ульяновская область в)Татарстан г)Пензенская область

4. Республикой Поволжья является:

а) Коми б) Адыгея в) Татарстан г) Якутия

5. Основные факторы, определяющие выгодность ЭГП Поволжского экономического района:

а)Волга б) благоприятные природные условия и ресурсы     в) выход в моря

 г) соседство с развитыми районами.

6. В Поволжье не входит область: а) Самарская б) Ростовская в)Пензенская г) Саратовская

7.Выбери верные утверждения:

а) Район вытянут с запада на восток на 1500 км

б) Район широко открыт северу и югу

в) Район вытянут меридионально на 1500км

г)Широко открыт к западу и востоку

8. Посредством каналов Поволжье имеет выход в моря:

 а)Черное б)Азовское в) Белое г)Балтийское

9. Республикой Поволжья является:

а) Коми б) Адыгея в) Татарстан г) Чувашия

10. Основные факторы, определяющие выгодность ЭГП Поволжья:а) Волга б) благоприятные природные условия и ресурсы в) выход в моря г) соседство с развитыми районами.

2 вариант

1. В Поволжье не входит область:

а) Самарская б) Ростовская в)Пензенская г) Саратовская

2.Выбери верные утверждения:

а) Район вытянут с запада на восток на 1500 км б) Район широко открыт северу и югу в) Район вытянут меридионально на 1500км г)Широко открыт к западу и востоку

3. Посредством каналов Поволжье имеет выход в моря:

а)Черное б)Азовское в) Белое г)Балтийское

4. Поволжье граничит с :

а)Казахстаном б) Западно-Сибирским районом в) Азербайджаном

5.Поволжье относится к округу:

 а)Южному б) Приволжскому  в) Волго-Вятскому 

6. В Поволжский район входят следующие субъекты РФ: а) Самарская область; б) Татарстан; в) Ульяновская область; г) республика Удмуртия; д) Ростовская область

7. Укажите неверную характеристику ГП Поволжского района:

а) вытянут вдоль Волги, б) имеет выход к государственной границе России, в) имеет выход к Мировому океану    ,г) соседствует с Центральным районом России.

8.Единственным субъектом в составе региона, не имеющим выхода к Волге является:

а)Калмыкия б)Ульяновская область в)Татарстан г)Пензенская область

9. Республикой Поволжья является:

а) Коми б) Адыгея в) Калмыкия г) Удмуртия

10. Основные факторы, определяющие выгодность ЭГП Поволжья: а) Волга б) благоприятные природные условия и ресурсы в) выход в моря 

г) соседство с развитыми районами

Ответы ЭГП Поволжья

1 вариант

1абв

5авг

7вг

8абвг

10б

2 вариант

2вг

3абвг

6 абв

10авг

Дополнительно использованная литература в составлении урока: Технологические карты уроков по учебнику В.П. Дронова, И.И Бариновой, В.Я Ром и Поурочные разработки 9 класс Е.А. Жижжина.

 В состав Поволжского экономического района входит 94 города, 3 города-миллионника (СамараКазаньВолгоград), 8 субъектов федерации. Граничит на севере с Волго-Вятским районом, на юге с Каспийским морем, на востоке с Уральским районом и Казахстаном, на западе — сЦентрально-Чернозёмным районом и Северо-Кавказским районом. Экономическая ось — река Волга.

Приложение №2

ПОВОЛЖЬЕ

Приложение №2

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ

Приложение №2

ПОЛОЖЕНИЕ

Приложение №2

ПРИРОДА

Приложение №2

ПОВОЛЖЬЯ

Приложение №2

НАСЕЛЕНИЕ

Приложение №2

ХОЗЯЙСТВЕННОЕ

Приложение №2

ОСВОЕНИЕ

Приложение №2

ПОВОЛЖЬЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население и хозяйственное освоение Западной Сибири

Презентация к уроку в 9 классе по теме "Население и хозяйственное освоение Западной Сибири" по учебнику В.П.Дронова, И.И.Бариновой, В.Я.Рома, А.А.Лобжанидзе...

Методическая разработка бинарного урока. Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века.Арсеньев В.К. Жизнь и творчество.

Тема: Методическая разработка бинарного урока по истории и литературе. Тема по истории: Хозяйственное освоение и общественная жизнь населения ДВ и Приморья в конце XIX начале XX века. Тема по литерату...

Тема: Население и хозяйственное освоение Западной Сибири.

Задание: используя текст учебника (УМК Дронов В.П.) и атлас  дайте характеристику населению и хозяйственному освоению Западной Сибири....

презентация "Население и хозяйственное освоение Урала"

презентация предназначена для открытого урока по теме "Население Урала"...

Практико-значимый проект Тема: «Арктический шельф - новый район хозяйственного освоения».

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Московской области « Академия социального управления»(Повышение квалификации)    Практико-з...

«Население и хозяйственное освоение Европейского Северо - Запада» 9 класс

Цели:1.      Сформировать представление об особенностях населения и хозяйственного освоения Европейского Северо - Запада. Определить проблемы Европейского Северо - Запада и пу...