урок по географии в 5 классе по теме "Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)

Роот Галина Андреевна

каждый человек должен уметь ориентироваться в разной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_orientir.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока .  5 класс  

Тема  №____

Ориентирование на местности

Тип урока:

 Открытия  нового знания  

Авторы УМК:

 УМК по географии «Русское слово»  под ред. Домогацких Е.М.

Цель урока:

Формирование представлений о способах ориентирования на местности, умений пользоваться измерительными приборами.

Задачи урока:

  1. Рассмотреть способы ориентирования.
  2.  Познакомить с алгоритмом  ориентирования   с компасом, определение азимута.
  3. Раскрыть особенности взаимного расположения сторон горизонта.
  4. Продолжить формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Ведущие понятия урока:

Ориентирование, азимут, стороны горизонта, компас.

Планируемые  результаты обучения:

Предметные знать определения понятий «ориентирование», «азимут»; формирование представления о сторонах горизонта  и способах ориентирования на местности; формирование практических умений определять стороны горизонта с помощью компаса и по местным признакам.

Метапредметные –развитие у учащихся способности владеть основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности ; развитие умений находить нужную информацию из различных источников; развитие практических навыков работы с компасом.

Личностные понимание потребности  в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности.

Формы работы:

Групповая, индивидуальная

Методы

Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:

 Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, иллюстрации, компасы.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

(кодификатор приложение 1)

1.Организационный момент.

Здравствуйте юные географы! Я рада встрече с вами.

Прозвенел звонок веселый.

Вы урок начать готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок.

Л.: умение соблюдать дисциплину на уроке.

К.: уважительное отношение к учителю и одноклассникам

2. Мотивация, создание проблемной ситуации и актуализация знаний.

Послушайте ребята  ситуацию, которая однажды произошла.

Однажды ребята  решили покататься на санках и на лыжах  вечером  за деревней. Небо было затянута облаками и стало быстро темнеть. Не видно стало дороги. Ребята хотели определить свое местонахождение, но не смогли. Они поняли , что заблудились.

Как ребятам попасть обратно в деревню?

(Обобщает ответы учащихся, подводит их к определению темы урока) -Мы поможем ребятам найти дорогу обратно ?!

Учащиеся слушают, анализируют ситуацию и предлагают пути решения.

Называют тему урока, записывают ее в тетрадь

Р.: осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы.

К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

3.Целеполагание

Что такое ориентирование?

Проверьте правильность данного вами ответа в учебнике на с.30.

Исходя из определения, как вы считаете, чему мы с вами будем учиться?

Учащиеся пытаются дать ответ.

Работают с учебником.

Называют цели урока

Р.: умение формулировать цель урока.

К.: получают недостающую информацию с помощью учебника.

4.Освоения новых знаний

Уметь ориентироваться должен каждый человек. Необходимо уметь определять стороны горизонта. Вспомните и назовите стороны горизонта.  Основные и промежуточные.

Изобразите насекомого по сторонам горизонта.

Проведите линию:

3 клеточки на восток,

3 клеточки на север,

2 клеточки на запад,

2 клеточки на юго-запад,

2 клеточки на северо-запад,

2 клеточки на запад,

3 клеточки на юг,

3 клеточки на восток,

2 клеточки на юго-запад,

1 клеточка на юг,

2 клеточки на восток,

1 клеточка на северо-восток,

1 клеточка на юго-восток,

2 клеточки на восток,

1 клеточка на север,

2 клеточки на северо-запад.

А теперь изобразим  стороны горизонта.

В Древнем Китае был изобретен простейший прибор. Как он называется?

Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь -дорогу обратно легко найдешь..

Правильно, это компас.. Скажите, люди какой профессии  используют компас?

 Учитель рассказывает,  как с ним работать.

Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут.

Азимут- это…как его отсчитывают? используя рис. 19 в учебнике.

Выполните задания 3,4, с.16,20,21.

Учитель объясняет, как находить азимут по топографической карте.

Ребята, а если у вас нет собой компаса, как вы будете ориентироваться?

Учащиеся называют стороны горизонта и рисуют у доски.

Выполняют  задание в тетради ( должно получится бабочка).

Отгадывают загадку.

Ученик делает доклад о компасе.  (приложение 1)

Показ презентации.

Ответы учащихся: военные, геологи, летчики, моряки, туристы.

Учащиеся изучают компас, который им раздает дежурный ученик.

Работа с учебником на с.30.с текстом и дают ответ, записывают в тетрадь . Выполняют задания по атласу.

Учащиеся называют предметы ориентирования на местности.

(приложение 2)

Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач.

К.: добывают недостающую информацию с помощью учебника, вопросов; организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П.: выделяют признаки понятий, делает выводы,  сравнивает, анализирует, формирует алгоритм работы с компасом , определения азимута и определение сторон горизонта по местным признакам.

5.Физкультминутка

Объясняет и показывает движения.

Север- руки вверх,

Юг- присаживаются на корточки,

Восток- поворот туловища вправо,

Запад- поворот туловища влево.

Выполняют вместе с учителем

К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

6.Закрепления знаний

Учащиеся выполняют тесты или задания на выбор. (приложение 3)

Выбирают задания исходя из степени усвоения материала.

Самопроверка.

Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач.

К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

П.: умение планировать работу по времени.

7.Домашнее задание

Параграф 8.

Определить азимут по топографической карте в атласе :

-от парома до родника;

-от домика лесника до оз.Тихое..

Нарисовать рисунки ориентирование по местным признакам.

Слушают пояснения учителя.

К.: организует учебное сотрудничество с учителем.

8.Рефлексия

Дополните предложения:

-сегодня я узнал…

-было интересно….

Было трудно…

Я приобрел…

Я научился…

Как бы я  оценил свою работу на уроке…

Подводит итог урока. Выставляет оценки.

Учащиеся дополняют предложения.

Р.: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

К.: высказывает оценочные суждения.

Приложение 1.

Доклад о компасе.

Компас-это прибор, указывающий направление магнитного меридиана . Служит  для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретён в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики  «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь , все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце  и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.

В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают , что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям –румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На бумажном круге мастер нанес также рисунок , получивший название  «Роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.  

Приложение 2.

В лесу :

В городе:

На открытой равнинной местности:

-деревья

-муравейники

-следы

-…….

-трамвайные линии

-сооружения

-…….

-холмы

-линии электропередач

Одинокие деревья

-…….

Приложение 3.

1. Расставьте названия  направлений сторон горизонта по часовой стрелке, начиная с севера.

А) северо-восток

Б)северо-запад

В)юго-восток

Г)запад

Д)юг

Е)юго-запад

Ж)север

З)восток.

2. Определите, какие из следующих утверждений являются верными.

А) если  вы станете лицом к северу , сзади вас будет юг, слева- восток,  а справа – запад.

Б) сориентироваться можно при помощи Полярной звезды. Она всегда расположена в северной стороне.

В) по Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север.

Г) муравейники всегда расположены с южной стороны.

3. Угол между направлением  на север и направлением на объект-это:

-ориентирование

-ориентир

-азимут

-сторона горизонта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....

презентация урока по географии 6 класс "План местности.Условные знаки"

В презентации в игровой форме идет ознакомление учащихся  с планом местности, основными условными знаками, закрепление материала изучаются  в процессе работы с тетрадью, учебником, атласом.И...

урок географии 5 класс по теме "План местности"

Тема урокаПлан местностиАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСоздание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования  понятий: «план местности», «условные...

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...