Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению к проведению практической работы по теме: « Вода».
учебно-методический материал по географии (5 класс)

Любовь Евгеньевна Леухина

Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии,  на занятиях кружка   при изучении темы «Вода». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_dlya_kruzhka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению   к проведению практической работы  по теме: « Вода».

Автор работы: 

Прохорова Ирина Олеговна,

город Нефтеюганск,

МБОУ «СОКШ №4», 9 «к» класс

Руководитель:

Леухина Любовь Евгеньевна,

Ученая степень: не имеет

Должность: учитель географии

Место работы: МБОУ «СОКШ №4»

Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии,  на занятиях кружка   при изучении темы «Вода».

Методические рекомендации:

На реке все интересно: ее гидрология, растительный и животный мир воды, экологические факторы среды. Юным исследователям нравиться работать с водой.

Для исследования нужны пробы воды из водопроводной системы любой квартиры, либо школы, если работа предполагает сравнение, тогда можно брать воду из реки, другого водоема. Работа проводится на использовании краеведческого материала, используются простейшие методики.

Пробы из реки, озера нужно брать с осторожностью, соблюдая технику безопасности  в любой сезон года.

Цель: Научиться проводить исследования физических свойств воды: мутность, цветность, прозрачность, запах, осадок.

Оборудование: спиртовой термометр для определения температуры воды, колбы, пластиковые бутылочки, спиртовка, мерный цилиндр,  пробирки для определения  мутности воды, небольшие листы бумаги с напечатанным текстом.

Выполнение работы:

  1. Мутность воды связана с присутствием в ней твердых частиц. Для определения мутности воду  аккуратно взболтать, налить  в пробирку так, чтобы высота воды была равна 10 см, и рассмотреть  в проходящем свете. Учителю на заметку: Мутность характеризуется  относительно: слабая, заметная, сильная.

Возможен вариант, когда один из учащихся проводит исследование на столе учителя, показывая остальным результат.  Воду лучше всего взбалтывать в пластиковых бутылочках, соблюдая чистоту рабочего места.  Данные наблюдения занести в таблицу. Прилагается.

2. Для определения цветности налить  воду в колбу и просматривать  в проходящем свете. В этих случаях окраску определяют как «цвет» воды. Учителю на заметку:

    Для описания цветности используют обычные цвета: желтый,        охристый, бурый, кофейный.

  1. Прозрачность воды зависит от присутствия взвешенных частиц. Для определения прозрачности воду постепенно наливают в мерный цилиндр, опускают лист с текстом, следят за четкостью букв. Учителю на заметку: Высота столба, налитой в цилиндр, выраженная в сантиметрах, является показателем прозрачности (речная вода имеет прозрачность -30 сантиметров, водопроводная от  25-40 сантиметров).

4. Для определения осадка, воду взболтать, следить за оседанием и скоростью. Учителю на заметку: Любой осадок характеризуется количественно (ничтожный, незначительный, заметный, большой – толщина слоя по отношению к объему пробы воды) и качественно (аморфный, кристаллический, хлопьевидный, илистый, песчаный), а также  по цвету.

6.Для определения запаха при комнатной температуре нужно  открыть пробы и нюхать. Но, для чистоты результата, пробы нужно нагреть  на спиртовке до  50 – 60 градусов.     Учителю на заметку: Данное задание нужно делать осторожно,  соблюдая технику безопасности, не привлекая всех учащихся.  Выполнить опыт может учитель, либо, если идет  занятие кружка, старшеклассник, знакомый с экспериментом. Данные опыта продемонстрировать всем учащимся.  Учителю на заметку:

Запах характеризуется качественно:  (ароматический, гнилостный, болотный, землистый, рыбный) и количественно. Запах бывает естественного происхождения: возникший вследствие развития и отмирания водных растений, водорослей (запах герани, рыбный, огуречный и др.), или искусственного происхождения – вследствие загрязнения воды промышленными, фекально-хозяйственными сточными водами (гнилостный, ароматический). Данные занести в таблицу.

Контрольные вопросы: 

1. Как можно охарактеризовать мутность воды в вашей пробе? Если есть с чем сравнить, тогда вопрос на сравнение.

2.Описать цветность воды в вашей пробе.  Как вы думаете, от чего зависит цветность воды? (от наличия гуминовых кислот, соединений железа, загрязнений). Сравните цветность воды из водоема и водопровода.

3.На какой высоте тест читается слабо?  Какова прозрачность воды в ваших пробах?

4. Какой осадок в ваших пробах вы наблюдаете?

5.Как вы думаете, от чего зависит осадок?

6. Какой запах ощущается при нагревании воды?  Какой -при комнатной  температуре?  Когда сильнее?  

7. Таблица: Физические свойства воды.

Параметры

Проба 1

Проба 2

Проба 3

Мутность

Цветность

Прозрачность

Осадок

Запах

Выводы: вода имеет физические свойства: мутность, цветность, прозрачность, осадок, запах. Свойства изменяются, в зависимости от мест взятия проб.

Таблицу можно изменить, в зависимости то производимых наблюдений, количества проб.

Предлагаю использовать литературу по теме:

Литература:

  1. Сикорская Г. П., Г. И. Кушникова «Экологическое сафари по Югорскому краю» Екатеринбург, «Аква-пресс», 2003 г.
  2. . Мансурова С. Е., Кокуева Г. Н. «Школьный практикум: Следим за окружающей средой нашего города», М., «Владос», 2001 г.
  3. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. «Экология России», М., «Устойчивый мир», 2000 г.
  4. Медведева Н. В., Сидорова О. В., Трубачева Л. В. Практикум по экологической химии, Ижевск, «Удмуртский университет», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)

Рекомендации по созданию учебной экологической тропы  разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению  и сохранению природы родного края. Автор реком...

Методические рекомендации РМО учителей биологии по проведению школьного и муниципального этапов олимпиады.

Характеристика содержания школьного и муниципального этапов олимпиады по биологии. Основные требования к заданиям для проведения школьного этапа Олимпиады.Подходы к разработке заданий регион...

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Методическая разработка для проведения практического занятия Тема: «Распорядок дня» Дисциплина ОГСЭ.03. Иностранный язык (английский) Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Данная методическая разработка по теме "Распорядок дня" предназначена для преподавателей средних медицинских учебных заведений....

Методические рекомендации для учителей географии, экологии, руководителей кружков по краеведению к проведению практической работы по теме: « Вода».

Практическая работа по изучению физических свойств воды на уроках природоведения, экологии,  на занятиях кружка   при изучении темы «Вода»....

Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток

Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...