ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по географии

Благова Мария Ивановна

Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия.  В результате -

грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформированную гражданскую позицию и высокий уровень экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologo-kraevedcheskiy_klub_meridian.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

М.И. Благова  

учитель географии, руководитель эколого - краеведческого клуба «Меридиан» МБОУ «СШ №27 им. Э.А. Хиля» города Смоленска

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ «МЕРИДИАН» КАК ЦЕНТР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ   И   ОРГАНИЗАЦИИ     ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

             Эпиграфом к системе моей работы по организации проектной и исследовательской деятельности в эколого – краеведческом клубе «МЕРИДИАН» хотелось бы взять высказывания, которые как нельзя лучше отражают её суть. Это слова А. де Сент – Экзюпери:

«Мы все пассажиры одного корабля по имени Земля…»

 С развитием цивилизации воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сложившееся на Земле положение учёные определяют, как экологический кризис. И нет сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Для успешного решения недостаточно усилий только государства. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. Глобальная цель может быть успешно достигнута только в том случае, если человек, ребёнок, подросток, ощутит личную гражданскую ответственность за судьбу своей малой родины, своего края.

          Воспитание и обучение должны находиться в непрерывной связи. Для их объединения необходимо организовать учебную, познавательную деятельность учащихся так, чтобы она могла стать систематизирующей в воспитательной системе. Создание активной жизненной среды, в которой развивается ребёнок, формирование активной жизненной позиции, формирование союза единомышленников – учителей, учащихся и их родителей, максимальное соответствие содержания и форм учебно-воспитательной деятельности интересам и потребностям учащихся позволят нашим воспитанникам само- утверждаться и самореализовываться.

         Всё это и определило цель работы эколого-краеведческого клуба: формирование гражданской компетентности обучающихся и организация их проектной и исследовательской деятельности. Достижение этой цели – верный путь к осознанию детьми себя гражданами своей страны, любящими свою родину способными помочь ей. Данная цель соответственно достигается посредством ряда задач:

-Создание условий для саморазвития личности обучающихся;

-Развитие индивидуальных особенностей школьников;

-Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности;

-Развитие способности школьников к самовыражению и осознанию себя гражданином;

-Формирование метапредметных способов деятельности;

-Формирование УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных);

-Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества учителя и ученика.

         Ведущая идея работы клуба - развитие творческого потенциала учащихся, создание партнерской атмосферы взаимодействия.  В результате -

грамотный, творческий и талантливый выпускник, имеющий сформированную гражданскую позицию и высокий уровень экологической культуры.

      Сначала это был небольшой кружок, в котором занималось совсем немного ребят. Постепенно в работе появились новые направления, учащихся стало больше, кружок превратился в клуб. Была выработана стратегия деятельности, выбран совет клуба, утвержден президент.

Девиз клуба: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай действовать самому - и я научусь…»

 Основными формами работы клуба являются заседания, экскурсии, походы (одно- двух дневные), экологический лагерь (работа в лесничестве), экспедиции (по рекам Вязьма, Лосьвинка, Днепр), акции (Марш парков, день Земли, день Воды).

          Наиболее интересными направлениями работы клуба являются: исследовательская работа, разработка и представления сценариев, театрализованных представлений, природоохранная деятельность и другие.  

 Основные факторы, лежащие в основе деятельности клуба, - интеграция урочной и внеурочной деятельности, создание прочных межпредметных связей.

Разработаны принципы деятельности для учащихся:

•        Принцип добровольности (членом клуба может стать любой ученик на любом этапе работы);

•        Принцип (соединения обучения и воспитания в единый процесс);

•        Краеведческий принцип (от известного к неизвестному, от близкого к далекому);

•         Принцип единства теории и практики;

•         Принцип «увлеченности»

        В целом же систему моей работы по организации эколого-краеведческой и проектно - исследовательской деятельности можно представить так: урок - межпредметные связи - внеурочная деятельность - уклад жизни - внешкольные формы деятельности.

         Экологическая культура учащихся становится важным показателем их общественной активности и сознательности личности.

  На мой взгляд, экологическая культура школьников – это необходимое качество личности гражданина, включающее в себя три взаимосвязанных компонента:

1. Мировоззренческий (система экологических знаний, убеждений);

2. Мотивационно-целевой;

3. Процессуальный (система экологических умений).

            Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте и становятся одной из граней личности гражданина, одной из важных составляющих гражданской компетентности школьника.  Я в своей педагогической деятельности вижу в формировании гражданского самосознания выработке их четкой гражданской позиции, сформированности гражданской компетентности и обеспечивание активной деятельности ребят.

Именно в результате этого мы получаем достойного гражданина России воспринимающего общество государство и природу в глобальном ее понимании как единое целое. В этом и заключается актуальность работы.

        В организации исследовательской деятельности учащихся особое внимание уделяется региональному аспекту с использованием эколого-краеведческого материала. Одно из преимуществ такой работы - это близость природного объекта, что обеспечивает возможность проведения наблюдений и экспериментальных исследований, позволяющих судить о масштабах и степени антропогенного воздействия на наше ближайшее природное окружение.  Это позволяет организовать работу по экологическому воспитанию и образованию в рамках региона.

          В клубе проводится работа по изучению и исследованию водных объектов: малых рек, родников, ключей, озер. Например, река – это один из самых интересных объектов живой природы.  Большие реки известны, а малые порой не знают. И начинать   работу по исследованию малых рек необходимо с развития познавательного интереса, мотивации.  Основной функцией является создание стремление ученика к познанию мира, себя и своего места в этом мире, ведь сегодняшние девочки и мальчики скоро станут взрослыми людьми.  На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу Земли.

          Исследовательская деятельность учащихся предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, формулирование гипотезы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.  Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

         В процессе исследования ребята учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования.

Тему работ выбираем из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), интересов детей.  Проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри», иначе творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий.

          Наиболее значимыми работами, выполненными членами клуба, являются следующие: «Тайны реки Вязьма», «Большой потенциал маленького озера», Мониторинг водного объекта «Городские ключи», «Река моего детства» «Проблемы истока Днепра», проект создания туристического - развлекательного комплекса в г. Смоленске. Названные работы стали победителями и призерами разных уровней: городского, областного, федерального, отмечены грамотами, благодарственными письмами.

Занятие научно-исследовательской деятельностью - это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях. Представляя свои работы на конкурсах различного уровня, дети легко адаптируются в социуме.

      Ежегодно ребята участвуют в областной выставке-ярмарке научно-технического творчества молодежи в номинации «Научно исследовательские проекты в области естественных наук» и становились призерами.

Участники клуба ежегодно помогают очистить   береговую линии озера Сапшо в Национальном парке Смоленское Поозерье, участвуют в благоустройстве и посадке деревьев, изготовлении скворечников для птиц на близлежащих территориях.

Практическая деятельность позволяет установить связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией дает возможность самоутвердиться, самореализоваться в сферах деятельности и чувствовать свою сопричастность к жизни общества.

      Одна из творческих групп рамках деятельности клуба занимается разработкой и представлением сценариев театрализованных представлений. Ежегодно участвуем в туристическом фестивале «Ветер странствий», в городском фестивале-конкурсе театрализованных программ «Земля - наш дом» и становились победителями, призерами и дипломантами.

       Все ребята, являющиеся членами эколого-краеведческого клуба «Меридиан» могут в полной мере отнести к себе слова М.М. Пришвина:

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Осознание обучающимися значимости проводимой работы ведет к формированию четкой гражданской позиции и высокого уровня экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование методической компетентности педагогов в организации проектно-исследовательской деятельности

Описан механизм формирования  методической  компетентности у  педагогов школы  в организации проектно-исследовательской деятельности. Проект пробует решить противоре...

Организация проектной и исследовательской деятельности как средство формирования познавательной компетентности обучающихся

Презентация к выступлению на научно-практической конференции "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях сельской школы"....

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образова...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...

Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...