Рабочая программа кружка "Планета Земля"
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)

Москалева Елена Сергеевна

рабочая программа составлена для учащихся 5-7 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Иозефовская основная школа»

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО  

на педагогическом совете    

Протокол от 30.08.2016г. №1                                                                  

УТВЕРЖДЕНО

Приказ от30.08.2016г.  № 32- ОД директор _______/Г.М.Петракова/

                                                                                                                                                     

                                                                                                                                               

Рабочая программа

кружка «Планета Земля»

уровень образования - базовый

срок реализации 2016-2017 учебный год

                                                                 

Составитель рабочей программы

                                                                                               Москалёва Елена Сергеевна,

                                                                                            Учитель первой категории


Оглавление

I.  Пояснительная записка.

II. Общая характеристика учебного предмета.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

V. Содержание учебного предмета.

VI. Календарно-тематическое планирование.

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

I.  Пояснительная записка.

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и рассчитана на учащихся 7-9 классов.

Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеклассная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеклассная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеклассной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа была важным звеном учебно-воспитательного процесса и остается актуальной в наше время.

Земля – это Дом для людей, дом родной, единственный и очень красивый. Но самое удивительное, что дом этот – живой. Планета говорит с нами, и, чтобы научиться слышать ее, мы изучаем географию. Это – самая интересная наука.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена отсутствием авторской программы, соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту основного   общего образования по географии в основной школе.

Мы с вами живем на планете полной загадок и тайн. Живем и порой не замечаем, сколько удивительных географических событий происходит рядом с нами.

         География - это не просто наука, описывающая Землю. Это особая сфера знаний, изучение которой позволяет сформировать у детей масштабное и целостное представление о мире, учит строить причинно-следственные связи, расширяет кругозор, активизирует творческие способности, а также учит мыслить индуктивно.

На занятиях обучающиеся не просто слушатели, а активные участники исследовательского процесса: они проводят опыты, эксперименты, делают макеты, осуществляют наблюдения и день за днем открывают для себя удивительный мир под названием Земля!

Программа разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Образовательной программы школы, авторской программы основного общего образования по географии для V-IX классов, составленной В. П. Дроновым, Л. Е. Савельевой, издательство «Просвещение» ,2011 г и требованиями к оснащению образовательного процесса.

Курс включает 34часов:1час в неделю, согласно учебного плана МБОУ «Иозефовская ОШ»

II. Общая характеристика учебного предмета.

Основная цель: программы через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов.

Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

-развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.

-развивать познавательный интерес учащихся к объектам и процессам окружающего мира;

-научить применять знания при изучении природы Земли и человека;

- формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

  • · ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
  • - осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
  • - осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
  • - осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
  • - гармонично развитые социальные чувства и качества:
  • - патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • - любовь к своему Отечеству, региону, местности;
  • - гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • - уважение к природе, истории, культуре России и других стран, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.

              Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Личностные УУД:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

-патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД:

-способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

-умение управлять своей познавательной деятельностью;

-умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

-формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметные результаты:

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

-формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.

V. Содержание учебного предмета

Вводное занятие (1ч)

Раздел. История географических открытий (8ч)

     По следам путешественников каменного века. Первые путешественники. Кто были первыми путешественниками? *Первые путешественники существовали еще в доисторические времена. Это были люди Каменного века, жившие на земле, называемой теперь Африкой. Тур Хейердал.

Путешественники древности. Финикийцы - первые открыватели земель. В античном мире, первые открытия новых земель были связанны с проложением торговых путей моряками – торговцами. В 600 году до н.э., древние финикийцы впервые за всю историю человечества смогли осуществить путешествие вокруг Африки, что дало возможность людям изобразить первые географические карты материка.

 География в эпоху Средневековья

Путешествия морских народов. Викинги. Кроме смелых мореплавателей древности финикийцев и любознательных греков жили в Европе ещё одни отважные покорители моря. Их называли викингами. Они населяли скандинавское побережье. Потом, когда места для обитания становилось меньше и меньше, они в поисках пахотной земли стали уходить на юг. Суда их были приспособлены к плаванию в открытом море. Одни из викингов промышляли разбоем, превращались в морских пиратов. Другие же — норманны — переселялись на северо-восток Франции, восток Англии, на Сицилию и уединённые острова Исландии.

Первые европейцы на краю Азии. Марко Поло - первый знаменитый путешественник. Марко было 15 лет, когда из далёкого и продолжительного странствия вернулись в Венецию его отец Николо и дядя Матео — богатые купцы. Они побывали в Крыму, на Средней Волге, в Самарканде и Бухаре, в Монголии. По их словам, Монгольская империя протянулась от Дуная до берегов Тихого океана. Даже Китай был под властью монгольского хана Хубилая.

Хождение за три моря. Афанасий Никитин. Тверской купец Афанасий Никитин в 1466–1472 годах кратчайшим путем по суше прошел в Индию и оставил обстоятельные записки — "Хождение за три моря".

Открытие нового света.эпоха великих географических открытий

Морской путь в Индию. Путь в Индию! Диаш и Васко да Гамо.

Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама. Организация экспедиции. Путь на Восток. Возвращение. Ключ к восточному мореходству. В 1487 году Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды — южную оконечность Африки. Впереди лежал путь в Индию.

    Открытие Америки. Колумб.

Открытие Нового света: экспедиции Х. Колумба, Испанские экспедиции на Восток. Христофор Колумб. Составление карты Америки.

Первое кругосветное плавание.  Фернан Магеллан. На родовом герое человека, который первым обошёл на корабле вокруг света, изображён земной шар, обвитый лентой. Надпись на ней гласит по латыни: «Первый обошёл вокруг меня». Кто этот человек? Экспедиция, которую возглавлял вначале Магеллан, а потом Эль-Кано открыла пролив между Америкой и Огненной Землёй.

Открытие Южного материка. Вопрос об Огненной Земле был случайно, разрешён английским пиратом Фрэнсисом Дрейком Он нападал на испанские корабли у берегов Америки. В конце 1577 года Дрейк направился по пути Магеллана.

Открытие Австралии и Антарктиды

Поиски Южной земли продолжаются. В 1642—1643 годах голландцу Абелю Тасману посчастливилось увидеть сушу за 40-й параллелью. В 1644 году Тасман описал северные берега Австралии от мыса Йорк до южного тропика и составил подробную карту. Так был открыт настоящий Южный материк — «Терра Аустралис Инкогнита» — Австралия и соседняя Новая Зеландия. Это важное открытие Тасмана голландские власти засекретили, чтобы другие страны не могли захватить южные земли. И лишь в 18 веке англичанин Джеймс Кук вторично «открыл» Австралию и Новую Зеландию и объявил их колониями Англии.

Русские путешественники. Блестящие страницы в историю географических открытий вписали русские путешественники. Они не только изучали необъятные просторы Родины, но и совершали открытия и исследования далеко за ее пределами. Семен Иванович Дежнёв - знаменитый землепроходец и мореход. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен - знаменитый мореплаватель, крупный ученый. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский - замечательный русский географ и путешественник. Николай Николаевич Миклухо-Маклай - знаменитый русский путешественник и ученый, антрополог и этнограф. Иван Федорович Крузенштерн - замечательный мореплаватель и ученый-исследователь.

Вокруг света под русским флагом. Русские первооткрыватели и путешественники Первая русская кругосветная экспедиция, Вторая русская кругосветная экспедиция, Освоение Русской Америки, Освоение Дальнего Востока.

Географические исследования первой половины20 века. Открытие северного и южного полюсов, покорение Эвереста, погружение в Марианскую впадину и др.

Русские путешественники 20 века.

Влади́мир Кла́вдиевич Арсе́ньев — русский путешественник, географ, этнограф, писатель, исследователь Дальнего Востока. Шмидт Отто Юльевич— известный полярный исследователь. Фёдор Фили́ппович Ко́нюхов — русский путешественник, писатель, художник, священник Русской православной церкви. Заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму.

Эпоха открытия и покорения космоса. 20 век можно смело назвать Эпохой Великих космический открытий, ведь именно этому веку принадлежат золотые страницы истории покорения космического пространства. Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года. Первый полет человека в космос. Ю.А.Гагарин – первый космонавт. В.Н.Терешкова – первая женщина- космонавт.

Раздел. Изображение земной поверхности (3ч.)

Глобус. Карта. Глобус («шар») — трёхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы. В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно. Карта — это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли. Виды карт. Расширение и систематизация знаний о глобусе и карте. Определение по карте и глобусу экватора, полушария, полярного круга.

Стороны света. Знакомство с компасом. Наша планета огромна. Именно поэтому можно заплутать, как говорится, в трех соснах. Чтобы такого не происходило, пожалуй, каждый должен знать о том, как определить стороны света. Самый надежный способ определения вашего местоположения относительно сторон света - это компас.

Суша большая и маленькая. Материки – огромные части суши, разделяющие океаны. Материки Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

Острова – сравнительно небольшие участки суши, окружённые водой. Самый большой остров – Гренландия. Архипелаг - группа островов, расположенных близко друг от друга и имеющих обычно одно и тоже происхождение и сходное геологическое строение.

Раздел. Путешествие по планете Земля (22ч)
Литосфера (4ч)
Путешествие к центру Земли. Внутреннее строение Земли. Углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с ее внутренним строением, с методами ее исследования, узнаем, как устроена литосфера. Модель осадочных горных пород.

Равнины. Горы. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Характерные особенности равнин и гор. Различия гор и равнин по высоте. Горы и равнины на территории России.

Вулканы. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Как разбудить вулкан.

Полезные ископаемые. Что же такое полезные ископаемые? Почему они так называются? Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве. Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!

Мировой океан (5ч)

Мировой океан и его части. Мировой океан — основная часть гидросферы, составляющая 94,1 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава. В нем выделяют более или менее самостоятельные части: океаны, моря, заливы, лагуны, фиорды, бухты, проливы и др.

Значение Мирового океана для природы и человека. Мировой океан — регулятор климата Земли.

Море — окраина Океана. Какая разница между морем и океаном?

Иногда между этими терминами не делают различия, подразумевая под ними любой достаточно большой бассейн, заполненный соленой водой. Однако с географической точки зрения море представляет собой бассейн, значительно меньший, чем океан. Другими словами, море - это часть океана. Моря России. Моря принадлежат к бассейнам трех океанов — Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. Каспийское море-озеро относится к области внутреннего стока.

Куда бежит река? Реки Земли — их общие черты и различия. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов.

Озеро — сосуд с водой. Озеро - это масса воды или другой жидкости значительного размера, расположенной на суше. Огромное количество озер на Земле - пресноводные и большинство лежит в Северном полушарии в более высоких широтах. В экологии окружающая озерная среда упоминается, как озерные отложения. Большие озера иногда упоминаются как «внутренние моря», а маленькие моря иногда упоминаются как озера. Озера России.

Великие водопады. Чудеса природы поражают своей красотой и величием. Водопады являются одним из таких чудес. Панорамные виды водопадов потрясающе красивые, элегантные. Водопады мира: Виктория, Анхель, Ниагарский, Игуасу.

Атмосфера(5ч)

Кто командует погодой. Наука об атмосфере Земли. Метеорологи. Прогноз погоды. Облачность. Как возникают облака?

Откуда берется ветер. Знакомство с флюгером. Как образуются ветры. Различия температур. Профессии людей, которым необходимо знать направление ветра. Грозные ветры. Стихийные бедствия от ветра. Флю́гер— метеорологический прибор для измерения направление ветра.

Биосфера (2ч.)

Биосфера – живой шар. Возникновение жизни на Земле. Круговорот веществ на Земле. Мировой круговорот воды. Круговорот углекислого газа и кислорода в природе. Обмен веществ у растений. Человек и биосфера.

Жизнь в океане. Морские организмы. Условия жизни в водной среде. Экологические проблемы океана.

Охрана редких растений и животных, заповедники.

Раздел. Планета людей (4 ч.)

Ты не одинок. Расы человека. Народы мира. Русские. Традиции и обычаи, история русского народа. Игры народов мира.

Игра «Семь раз вокруг света». Географическая игра - занимательное путешествие по земному шару.

VI. Календарно-тематическое планирование.

№ занятия

Содержание программы

Количество часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

История географических открытий (8 час)

2.

По следам путешественников каменного века

Путешественники древности.

1

География в эпоху Средневековья

3.

Путешествия морских народов. Викинги.

1

4.

Первые европейцы на краю Азии. Марко Поло - первый знаменитый путешественник

1

Открытие нового света. эпоха великих географиических открытий

5.

Хождение за три моря. Афанасий Никитин

6.

Морской путь в Индию. Бартоломео  Диаш и Васко да Гамо

1

Открытие Австралии и Антарктиды

7.

Русские путешественники

1

8.

Географические исследования первой половины 20 века

1

9.

Русские путешественники 20 века.

1

10.

Эпоха открытия и покорения космоса

1

Изображение земной поверхности (3часа)

11.

План и карта.

1

12.

Стороны света. работа с компасом.

1

13.

Суша большая и маленькая

1

Путешествие по планете Земля (22час)

14.

Откуда берутся времена года и части суток

1

15.

Влияние космоса на землю и жизнь людей

1

Литосфера (4ч)

16.

Путешествие к центру Земли

1

17.

Рельеф Земли. Равнины. Горы.

1

18.

Вулканы. Как разбудить вулкан. Землетрясения.

1

19.

Человек и мир камня

1

Мировой океан (5ч)

20.

Мировой океан и его части.

1

21.

Море -окраина Океана.

1

22.

Любопытные явления в жизни рек

1

23.

Озёра, их разнообразие, озёра-уникумы.

1

24.

Великие водопады

1

Атмосфера (5ч)

25.

Кто командует погодой

1

26.

Атмосферные осадки.

1

27.

Откуда берётся ветер. Знакомство с флюгером.

1

28.

Стихийные явления атмосферы.

1

29

Редкие метеорологические явления

1

Биосфера (2ч.)

. 30

Экологические проблемы в биосфере

1

31.

Памятники природного наследия человечества.

1

Планета людей (4 ч)

32.

Ты не одинок. Народы мира.

1

33.

Традиции и обычаи народов мира. Игры народов мира.

1

34.

Игра «Семь раз вокруг света»

1

Итого:

34

VII. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного  обеспечения образовательного процесса.

1.И.И.Баринова, Л.И.Елховская, В.В.Николина «Внеурочная работа по географии», Москва, «Просвещение», 2005г.                                                                                                

2. Н.А.Максимов «Методическое пособие по физической географии», Москва, «Просвещение», 2001г.                                                                                                              

3.О.В.Крылова «Интересный урок географии», М., «Просвещение», 2003г.                            

4.«Географический энциклопедический словарь» под ред. А.Ф. Трёшникова, М., «Сов. Энциклопедия»,1988г.                                                                                                               5.«Энциклопедический словарь юного географа-краеведа», сост. Г.В. Карпов, М., «Просвещение», 2004г.  

6.И.Д.Агеева «Весёлая география на уроках и праздниках», М., «Творческий центр Сфера», 2007г.

7. Т.С.Майорова «География. Справочник школьника».., М., «АСТ», 2003г.  

8.«География и астрономия. Универсальная энциклопедия школьника», Минск, «Хорвест», 2004г.

9.«Я познаю мир. Детская энциклопедия. География», М., «АСТ», 2004г.

10 Л.Г.Бондарев.«Мир географии».. и др., М., «Мысль», 1999г.

http: // ru.wikipedia.org

http://www.uchportal.ru

   http://pedsovet.su/

  http://school-collection.edu.ru/ цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. География 7 класс к учебнику Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны).

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.Исходными документами для составления рабочей программы учебного...

Рабочая программа "Азбука земли" ( кружок для 9-10 кл.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЗЮРИНСКАЯ   СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА»МАМАДЫШСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО...

Рабочая программа предпрофильного курса по экологии для 9 класса "Земля - наш общий дом"

Программа курса «Земля-наш общий дом» предназначена для учащихся 9 классов.Содержание курса создает базу для ориентации учащихся в мире профессий. Тематика курса вооружает учащихся знаниями необ...

Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...

Рабочая программа элективного курса "История земли Иркутской"

Данный элективный курс познакомит с историческим развитием родного края....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Рабочая программа "География Земли"

Рабочая программа для 5-6 классов линии "Полярная звезда" под ред. профессора А.И. Алексеева...