Технологическая карта урока географии в 5 классе Тема урока: «Разнообразие горных пород»
материал по географии (5 класс)

Макарова Наталья Семеновна

Технологическая карта урока географии

в 5 классе

Тема урока: «Разнообразие горных пород»

                        Используемые технологии: - системно – деятельностный подход,

                                                                                  -  проблемный, частично-поисковый;

                                                                                  - «фишбоун»,

                                                                                  -  «кейс – технология»,

                                                                                  - «ПОПС – формула» -на этапе рефлексии.

                                              Оборудование:   - Атлас 5 класс

                                                 - Учебник «География. Землеведение». 5-6 класс.

               - рабочая тетрадь к учебнику.

                                                                                      - Карта полушарий

                                                                                      - Медиапроектор,

                                       - Презентация «Разнообразие горных пород»

 - Набор горных пород,

     - Раздаточный материал.

                                                                                                                                   Занятие подготовила

и провела: учитель географии

 первой категории

Макарова Наталья Семёновна.

 

 

2018 год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школаимени Героя Советского Союза В.И. Суркова

с.Владимировка  муниципального района Хворостянский  Самарской области

 

Технологическая карта урока географии

в 5 классе

Тема урока: «Разнообразие горных пород»

                        Используемые технологии: - системно – деятельностный подход,

                                                                                  -  проблемный, частично-поисковый;

                                                                                  - «фишбоун»,

                                                                                  -  «кейс – технология»,

                                                                                  - «ПОПС – формула» -на этапе рефлексии.

                                              Оборудование:   - Атлас 5 класс

                                                 - Учебник «География. Землеведение». 5-6 класс.

               - рабочая тетрадь к учебнику.

                                                                                      - Карта полушарий

                                                                                      - Медиапроектор,

                                       - Презентация «Разнообразие горных пород»

 - Набор горных пород,

     - Раздаточный материал.

                                                                                                                                   Занятие подготовила

и провела: учитель географии

 первой категории

Макарова Наталья Семёновна.

2018 год

Технологическая карта открытого урока географии в 5 классе

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Макарова Наталья Семёновна

Район

Самарская область,  Хворостянский район, с. Владимировка

Место работы

ГБОУ СОШ с. Владимировка

Должность

Учитель географии

Общая информация

УМК

Учебник «География. Землеведение». 5-6 класс. Авторы: Дронов В.П., Савельева Л. Е., Москва  «Дрофа», 2012. , рабочая тетрадь к учебнику.

Тема урока

 «Разнообразие горных пород», урок № 24

Тип урока

Изучения нового материала.

 Цель урока

Сформировать представления о разнообразии горных пород, развить  умение определять и описывать горные породы

Оборудование

Атлас, карта полушарий, коллекция горных пород и минералов (демонстрационный и раздаточный материал)

Методы обучения

Наглядно-иллюстративный, коллективный, групповой, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения

- Атлас 5 класс

- Учебник «География. Землеведение». 5-6 класс.

- рабочая тетрадь к учебнику.

- Карта полушарий

- медиапроектор,

- презентация «Разнообразие горных пород» 

- набор горных пород,

- раздаточный материал.

Планируемые результаты урока

● личностные

● метапредметные

● предметые

Личностные: умение самостоятельно определять тип и название минералов из предложенных коллекций

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение пользоваться необходимыми знаниями, применять их в дальнейшем на уроках физики, химии

Предметные: знать и понимать  понятия минералы, горные породы, полезные ископаемые. Применять эти знания и умения на практике.

Практическая работа

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Универсальные учебные действия:

● Личностные

● Регулятивные

 Познавательные

● Коммуникативные

  Личностные: работать с коллекциями полезных ископаемых, определять тип минералов и их происхождение, работать с карточками – определителями.

Регулятивные: планировать свою деятельность, распределять время для проведения той или иной работы, отвечать на вопросы, делать необходимые записи в тетради.

Познавательные: уметь по описанию определять названия минералов, описывать их, называть их хозяйственное значение и использование.

Коммуникативные: помогать тем ребятам, кто не совсем понял тему  или неправильно выполняет задания, не отказываться от помощи товарищей при затруднении в выполнении работы. Уметь корректно и грамотно оценивать свою работу и своих одноклассников.

Формы работы

      коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Формы контроля

      Самоконтроль, контроль учителя и взаимоконтроль.

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

  I. Организационный момент  (1-2 мин )

(Мотивация к учебной деятельности).

 

Приветствие учащихся.

 

Учитель: На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Любуюсь камнями, думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и загадка. И не все тайны  раскрыты и разгаданы.

Сегодня на  уроке мы попытаемся разгадать некоторые тайны камней.

Приветствие учителя, готовность к уроку.

 

Коммуникативные УУД

Обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке

II.  Актуализация опорных знаний.

(3 мин)

Учитель: У меня на экране показан рисунок. Что вы можете мне рассказать,  рассматривая этот рисунок?

Учитель: Вспомните, что мы называем горной породой и минералом?

Учитель: Земная кора состоит из разнообразных горных пород. Какие горные породы вы можете назвать?

Ученики: Внутренне строение земли. Земля состоит из твёрдого внутреннего ядра, расплавленного внешнего ядра, нижней и верхней мантии и земной коры

Ученики: Минералы - это природные вещества преимущественно кристаллического строения с разным составом, свойствами и внешними признаками.

Горные породы – это природное тело, слагающее земную кору и состоящее из одного или нескольких минералов.

Ученики: гранит, глина, уголь, торф, песок, полевой шпат

Познавательные УУД: развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы;

II. Определение целей и задач  урока. 

(1-2 мин)

Учитель: Молодцы!!! Значит тема нашего урока, какая? Правильно, горные породы и их происхождение.

Какова будет цель нашей деятельности?

Горные породы  слагают земную кору. Термин «горная порода» остался от бывалых времен. Во времена зарождения науки геологии руду добывали в основном в горах, так и закрепилось название. Теперь мы  знаем, что говоря о горных породах, будем подразумевать всю каменную поверхность планеты.

Учащиеся: Горные породы и их происхождение.

Учащиеся: Узнать, какие бывают по происхождению горные породы

Познавательные УУД:
Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

 

Регулятивные УУД:

Высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике.

III. Изучение нового материала.

Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций

1 этап работы в группах: (10 мин)

 2 этап работы в группах:

Практическая работа.  (10 мин)

(раздаточный материал у каждого на столе)

Учитель: Горные породы по происхождению делятся  на 3 группы: магматические, метаморфические, осадочные.

Давайте рассмотрим  особенности горных пород.

Для этого мы поделилися на три группы, каждая из которой получает задание, которое выполним с помощью учебника.

Учитель: У каждой группы будет свое задание,  по мере их выполнения, мы будем заполнять схему, которая находится перед каждым из вас.

Задания первой группе:

Как образуются магматические горные породы? На  какие группы делятся?  Приведите примеры.

Задания второй группе:

Как образуются осадочные горные породы? На  какие группы делятся? Приведите примеры.

Задания третьей группе:

Как образуются метаморфические горные породы? Приведите примеры превращений?

Учитель: Теперь мы знаем особенности различия и образования горных пород. Давайте перейдем к следующему этапу

Учитель: Итак,  перед каждым из вас на столах лежат горные породы. Давайте рассмотрим и  распределим их по группам, и дополним нашу схему.

Задания у каждой группы на столе, прочитайте их внимательно возьмите каждый себе схему и приступайте к работе.

Задания для групп:

1. Рассмотрите коллекцию горных пород.

2.  Используя текст учебника, найдите, к какой группе по происхождению они принадлежат. Примеры горных пород.

3. Занесите результаты исследования в таблицу.

Учитель: А какими горными породами богат  Самарский край?

На протяжении геологической истории Земли территория нашей области неоднократно и на тысячи лет заливалась морскими водами. Моря то наступали, то отступали. На дне этих морей, в результате жизнедеятельности морских животных и микроорганизмов, образовалось большинство полезных ископаемых.

В недрах области  имеются промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа. Основным ресурсом недр области является нефть, газ.

Сегодня объемы нефтедобычи составляют порядка 11 млн. т. Ежегодно. Нефть широко используется в хозяйстве как моторное топливо, а также в производстве пластмасс, синтетического каучука и многого другого. Область богата и твердыми горючими полезными ископаемыми. Горючие сланцы представляют собой известняковую или глинистую горную породу. В недрах нашей области имеются значительные запасы самородной серы, известные с давних пор. В Самарской области 16 месторождений известняка. Самый большой карьер Самарской области – Богатырский. Полезные ископаемые – это народное богатство, источник обеспечения хозяйства топливом и сырьем.

 Как вы видите, Самарская область очень богата полезными ископаемыми.

Кто может, ответить какое происхождение, имеют горные породы Самарской области?

Учащиеся: делятся на группы

Учащиеся: Работают в группах

Учащиеся: приводят примеры

Учащиеся: заполняют таблицу (схему)

Учащиеся: Имеют осадочное происхождение

Познавательные УУД:

- использовать приобретённые знания при выполнении самостоятельного задания Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы;

Регулятивные УУД:

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

Личностные УУД:

- умение соблюдать дисциплину на уроке;

- умение применять полученные знания на практике;

- понимать важность изучения темы «Горные породы и их происхождение».



IV.  Закрепление нового материала.  (3 мин)

Физминутка.  (1-2 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель:  А теперь мы с вами попробуем отгадать загадки на новую тему и, определить, что это за горная порода, и куда вы отнесёте её  к  магматическим осадочным, или метаморфическим.

Загадки.

•Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги, а сделать миску или вазу – она понадобится сразу.

•Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл. Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

•Кто сперва в воде родится, а потом воды боится?

•Белый, как сахар, но не сладкий. Пока руки им не испачкаешь, ума - разума, не наберешься.

•Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением.

•Порода горного царства из шпата, слюды и кварца?

•Почему пишет карандаш? Из какой породы сделан его стержень?

•Из какой этой горной породы врач накладывает повязку на сломанную руку?

Учитель:  Отдохнули немного можно продолжить урок.

Учитель:  У вас на столе лежит карточка № 2 и дан перечень горных пород (каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит,  галька, гнейс). Используя эталон, соотнесите  стрелками горные породы и их происхождение. 

Ответы учащихся:

Глина это осадочная обломочная ГП

Нефть это осадочная органическая ГП 

Соль это осадочная химическая ГП

Мел это осадочная органическая ГП

Торф это осадочная органическая ГП

Гранит это магматическая ГП

Графит это метаморфическая ГП

Гипс это осадочная химическая ГП

Учащиеся: выполняли физические упражнения под музыку.

Учащиеся: выполняют задание на карточке №2

Магматические излившиеся

Гранит

Магматические глубинные

Каменный уголь

Осадочные органические

Пемза

Осадочные обломочные

Гнейс

Осадочные химические

Галька

Метаморфические

Поваренная соль

Самопроверка:

«5» -  1 ошибка;          

 «4» – 2 ошибки;                           «3» - 3 ошибки;  

 «2» – 4 и более ошибок.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать информацию на слух;

- умение слушать учителя и одноклассников;

- аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы;

- умение работать в группах;

- знать правила коллективной работы;

Личностные УУД:

- умение применять полученные знания на практике;

V. Подведение итогов урока. (5 мин)

Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию выученных  на уроке понятий, обсуждение и запись домашнего задания.

Учитель: Перед вами таблица деления горных пород на три группы по условиям образования. В ней допущены ошибки, найдите их и зачеркните лишнее:

Учащиеся: работа с таблицей

Магмати-ческие глубинные

Магмати-ческие излившиеся

Осадочные обломочные и глинистые

Осадочные химические

Осадочные органичес-кие

Метамор-фические

гранит

мрамор

базальт

андезит

глина

песок

пемза

поваренная соль

гипс

известняк

калийная соль

мел

ракушечник

гранит

гнейс

песчаник

кварцит

известняк

Самопроверка:

«5» -  1 ошибка;          

 «4» – 2 ошибки;                           «3» - 3 ошибки;  

 «2» – 4 и более ошибок.

Регулятивные УУД: 

- развитие навыков самооценки и самоанализа;

- определение правил отработки терминов и понятий.

VI. Рефлексия. (5 мин)

Учитель: Предлагаю вам закончить своими словами предложенные и сформулировать результаты своей деятельности на уроке..

Учащиеся: пишут отзывы о проведенном уроке и выставляют оценки по самопроверки

«Разнообразие горных пород»

Довольны ли вы тем, как прошел урок?

Было ли интересно?

Были ли вы активны?

Сумели ли вы показать свои знания?

Оцените свою работу по 5 бальной шкале.

Выставление отметок.

Личностные УУД:

- понимать важность изучения темы «Разнообразие горных пород».

VIII. Домашнее задание: (1-2 мин)

Учитель дает домашнее задание: § 21

● Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;

● Индивидуальное задание. Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?».

Спасибо за урок!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокам"Разнообразие горных пород"

Урок географии в 6 классе о разных видах горных пород  по происхождению....

Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."

Разработка  урока  географии  6 класс  по  теме: "Горные  породы  и  минералы."  Урок  получил     Диплом  III  степени  на ...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс

Планируемые результаты:личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компо...

Урок географии в 6 классе "Выветривание горных пород".

Выветривание – все процессы, приводящие к разрушению горных пород.•Физическое•разрушение горных пород под действием движущейся воды, ветра, изменения температур•Химическое•разрушение растворимых горны...

Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».

Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...