ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой событийной общности
проект по географии

Цырендашиева Баярма Раднаевна
Цель проекта Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.
Задачи проекта 1. Определить методологические основы формирования детско-взрослой событийной общности. 
2. Изучить психолого-педагогические подходы к процессу проектирования образовательной программы лагеря. 
3. Определить особенности проектирования образовательной программы лагеря, являющегося условием  формирования детско-взрослой событийной общности.
4. Разработать и реализовать модель ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря;
5. Проанализировать эффективность реализации модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_2.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение «Агинская окружная гимназия-интернат»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Летний палаточный лагерь как условие формирования детско-взрослой

событийной общности

Авторы: Батомункуева А.Д., Цырендашиева Б.Р.

п. Агинское, 2016

Паспорт проекта

Наименование

Летний  палаточный лагерь  как условие формирования детско-взрослой событийной общности

Авторы проекта

Батомункуева А.Д., Цырендашиева Б.Р.

Цель проекта

Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.

Задачи проекта

  1. Определить методологические основы формирования детско-взрослой событийной общности.
  2. Изучить психолого-педагогические подходы к процессу проектирования образовательной программы лагеря.
  3. Определить особенности проектирования образовательной программы лагеря, являющегося условием  формирования детско-взрослой событийной общности.
  4. Разработать и реализовать модель ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря;
  5. Проанализировать эффективность реализации модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.

Сроки реализации

 2015-2018 гг

Работа летнего  палаточного туристско-краеведческого лагеря  Костер строится в одну смену 10 дней (8 июня – 17 июня). 

Исполнители проекта

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Агинская окружная гимназия-интернат» в лице директора Жамьянова Баир Биликтоевича

Участники проекта

 Учащиеся 8-10 классов МБУ ОШИ «Агинская окружная гимназия-интернат»

Ожидаемые результаты

Результаты-продукты:

  1. нормативно-правовое обеспечение проекта;
  2. разработка новых программ обучения (программ модулей, содержащих тренинги, организационно-деятельностные экспедиции, проекты, погружения и т.д. ),
  3. разработка и реализация образовательных событий и проектов с участием родительского сообщества, специалистов разных сфер (науки, искусства, спорта и т.д.);

Результаты-эффекты:

  1. формирование ценностно-смысловой среды, характеризующейся событийностью, открытостью, индивидуальным подходом, широкими возможностями для коммуникации;
  2. развитие системы государственно-общественного управления (участие родителей в программе лагеря);
  3. развитие способностей учащихся в процессе взаимодействия членов детско-взрослой общности, формируемой в условиях летнего палаточного лагеря

Контроль за реализацией

  1. Ежегодные отчеты о реализации программы лагеря;
  2. Размещение материалов о ходе реализации программы лагеря на официальном сайте Агинской окружной гимназии-интерната;
  3. Публикации в региональных СМИ о ходе реализации программы лагеря.

  1. Обоснование актуальности проблемы

        Новые цели образования невозможно достигнуть путём простого педагогического воздействия учителя на ученика, как невозможно передать прямым образом от учителя к ученику  умение учиться. Ребёнка невозможно заставить саморазвиваться, самостоятельно добывать знания, самостоятельно совершенствовать свои навыки и т.д. Но в силах любого учителя создать специальные условия, в которых ребёнок может развиваться. Одним из эффективных механизмов для обеспечения соответствующих условий, по нашему мнению, является создание детско-взрослой событийной образовательной общности.

        Исследования особенностей организации событийной образовательной общности находят своё отражение в трудах В.И.Слободчикова, И.Ю.Шустова, А.Н.Лутошкина, Б.Д.Парыгина и других. По мнению И.Ю.Шустова, именно в со-бытийной общности создаются условия для самоопределения учащегося, раскрытия «Я» каждого ребёнка, формирования ценностей и смыслов [3]. А.Н.Лутошкин в своих трудах отмечает, что пребывание людей в единой эмоциональной ситуации, через переживание ими одного состояния также способствует созданию общности и создаёт условия для развития в ней каждого субъекта данной общности [1]. По мнению В.И.Слободчикова, основным условием возникновения общности является эмоциональное восприятие другого человека, появление общего пространства взаимодействия, где может быть осуществлен открытый диалог [2]. При этом важно отметить, что связи и отношения, возникающие  между членами событийной общности, направлены, прежде всего, на развитие всех субъектов со-бытия.

        Каковы же условия возникновения событийной образовательной общности?

        Событийная образовательная общность может быть сформирована внутри формальной группы (класса, команды и т.д.), а может возникнуть спонтанно как кратковременная ситуативная общность. По мнению И.Ю.Шустовой, событийная образовательная общность может проявиться через «запомнившиеся по ценностной насыщенности дела и уроки, где произошло открытие, зародилось новое знание, понимание себя и другого, появился новый опыт деятельности» [3]. При этом обязательными условиями становятся наличие единой целевой ориентации в деятельности, неформальный тип взаимодействия в единой ценностно-смысловой среде и осуществление индивидуальной и групповой рефлексии.

        Как сформировать событийную общность в урочной или внеурочной деятельности?

Примером возникновения подобной событийной образовательной общности, по нашему мнению, может являться детско-взрослый коллектив летнего палаточного туристско-краеведческого лагеря. Наряду с основными целями организации активного отдыха детей, такими как  приобретение туристических навыков, совершенствование экологического просвещения, формирование интереса к углубленному изучению окружающего мира, расширение знаний по ботанике и краеведению, получение навыков жизни в полевых условиях, развитие потребности к самообразованию и т.д. одной из основных целей являлось создание  специальной среды для развития способностей учащихся в условиях взаимодействия.

Также одним из важных механизмов, позволяющих создать условия для возникновения ситуативной событийной общности, являются детско-взрослые проекты.  Предпроектная изыскательная работа сама по себе также может создать условия для события. В связи с этим в программу лагеря могут быть включены различные выезды к памятникам природы Агинского бурятского округа для реализации  предпроектных изыскательных работ, которые позволили бы учащимся в последующем написать научно-исследовательскую работу и принять участие в научно-практических конференциях. Подобный формат погружения в условиях лагеря, несомненно, создает условия для формирования событийной образовательной общности и позволяет достичь результатов, способствующих развитию умения учиться. К образовательным результатам, формируемым в условиях событийной общности, можно отнести приращение в развитии ребёнка, овладевшего опытом действия в условиях «недоопределенности», формирование рефлексивных умений и способность к самоопределению, умение управлять имеющимися ресурсами, способность целеполагания и оценивания результатов собственной деятельности и другие.

Однако нужно помнить о том, что формирование событийной образовательной общности в условиях лагеря возможно только при разработке соответствующей программы, в содержание которой должны быть включены различные деятельностные формы взаимодействия, предполагающие решение особого рода задач, носящих недоопределенный характер. При этом в процессе взаимодействия должны быть созданы условия для возникновения единого эмоционального и ценностно-смыслового поля. Только при обеспечении перечисленных условий мы можем говорить о возникновении событийной образовательной общности, в условиях которой ребёнок развивается.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: Разработка, апробация и анализ эффективности модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.

Задачи проекта:

  1. Определить методологические основы формирования детско-взрослой событийной общности.
  2. Изучить психолого-педагогические подходы к процессу проектирования образовательной программы лагеря.
  3. Определить особенности проектирования образовательной программы лагеря, являющегося условием  формирования детско-взрослой событийной общности.
  4. Разработать и реализовать модель ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря;
  5. Проанализировать эффективность реализации модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря.

  1. Сроки реализации проекта

Сроки реализации : 2015-2018 гг

Работа летнего  палаточного туристско-краеведческого лагеря  Костер строится в одну смену 10 дней (8 июня – 17 июня). 

  1. Проектные мероприятия 

Сроки, этапы

Мероприятия

Продукт

2015г  

Подготовительный этап

Разработка проекта

Инновационный проект

Разработка локальных актов,  регламентирующих деятельность лагеря

Локальные акты, регламентирующие деятельность лагеря

Определение методологических основ формирования детско-взрослой событийной общности

Статьи

Изучение различных  подходов к процессу проектирования образовательной программы лагеря.

Пополнение методической базы, разработка разных вариантов программ

Прохождение курсов начальников лагерей

Повышение квалификации

Обеспечение материально-технической базы лагеря, финансовое обеспечение деятельности лагеря.

Инструменты длительного пользования,обеспечение деятельности лагеря.

Разработка пилотного проекта программы лагеря

Проект программы лагеря

Разработка программ модулей, содержащих тренинги, организационно-деятельностные экспедиции, проекты, погружения и т.д.

Программы модулей

Заключение договоров с представителями общественности, специалистами разных областей, родителями, участвующими в совместных проектах, событиях. Обеспечение  материально –техническими , финансовыми ресурсами в течении учебного года.

Развитие системы ГОУ

Реализация пилотного проекта программы лагеря

Работа лагеря, отчеты.

Анализ реализованной программы и обновление содержания программы лагеря на 2016г.

Анализ, обновленная программа

2016-2017г.

Экспериментальный этап

Обновление материально-технической базы лагеря

МТБ лагеря

Увеличение количества внешних ресурсов реализации программы: представители ВУЗов, организация межведомственного взаимодействия и т.д.

Развитие системы ГОУ

Реализация программы лагеря

Отчеты, публикации на сайте, в СМИ

Разработка и апробация модели ценностно-смысловой среды, способствующей  формированию детско-взрослой событийной общности в условиях лагеря;

Модель ценностно-смысловой среды

2018г

Аналитический этап

Анализ эффективности реализации проекта

Оценка эффективности реализации проекта

  1. Ожидаемые результаты

Результаты-продукты:

  1. нормативно-правовое обеспечение проекта;
  2. разработка новых программ обучения (программ модулей, содержащих тренинги, организационно-деятельностные экспедиции, проекты, погружения и т.д. ),
  3. разработка и реализация образовательных событий и проектов с участием родительского сообщества, специалистов разных сфер (науки, искусства, спорта и т.д.);

Результаты-эффекты:

  1. формирование ценностно-смысловой среды, характеризующейся событийностью, открытостью, индивидуальным подходом, широкими возможностями для коммуникации;
  2. развитие системы государственно-общественного управления (участие родителей в программе лагеря);
  3. развитие способностей учащихся в процессе взаимодействия членов детско-взрослой общности, формируемой в условиях летнего палаточного лагеря

  1. Ресурсное обеспечение

Нормативно-правовые акты

  1. Программа отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи.
  2. «Конвенция о правах ребенка» (одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.)
  3. Письмо Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям  о соблюдении мер пожарной безопасности в детских оздоровительных лагерях в летний период.
  4. «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.
  5. Порядок проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 2001 года N 2688.
  6. Закон РФ №-52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. (с изменениями и дополнениями).
  7. СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003 г.).
  8. СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000 г.).
  9. СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.06.2003 г.).
  10. Методические указания по борьбе с мухами, утвержденные МЗ СССР 27.01.84 г. № 28-93.
  11. СП 3.1/3.2. 1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003 г.
  12. СП 3.1.098-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 15, клещевой энцефалит» (утв. Госсанэпиднадзором РФ от 31.05.1996 г. № 11).
  13. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).
  14. «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации», утвержденной приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293.
  15. Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемый при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях, определен Письмом Минобразования РФ от 11.01.1993 г. № 9/32Ф.
  16. Санитарные правила СП 1.1.1058-01 от 10.07.2001 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

II.Материально – техническое обеспечение

1. Приобретение  инвентаря  длительного пользования   в течение года.

Инвентарь

Количество (шт.)

1.

Палатки 4-х местные для проживания детей

4

2.

Палатки 2-х местные для проживания детей

2

3.

Столовая в здании комплекса «Степная колыбель»

1

4.

 Складское помещение туристической базы.

1

5.

Тент универсальный

1

6.

Туалет

2

7.

Столы и стулья пластиковые 2-местные

10 комплектов

8.

 Душевая кабина туристической базы

2

9.

Спальные мешки

20

10.

Туристические  коврики

20

11.

Рюкзаки

20

12.

Емкость для сыпучих продуктов 5-10 литров

6

13.

Ведра пластмассовые 10-12 литров

2

14.

Таз

6

15.

Корзины для продуктов

2

16.

Фляги для воды 40 литров

2

17.

Мешки для твёрдых пищевых отходов

10

18.

Кастрюля 20 литров

3

19.

Кастрюля 5 литров

2

20.

Сковорода

2

21.

Половник 500 гр.

2

22.

Половник 250 гр.

Чайники, заварники    

Чайные  и столовые приборы, ложки, вилки                            

           2

         4

        30

23.

Шумовка порционная

1

24.

Хлебницы

4

25.

Набор КЛМ (кружка, ложки, миска)

20

26.

Дуршлаг 6 литров

1

27.

Казан 30 литров

1

28.

Доски разделочные

8

29.

Ножи кухонные

6

30.

Нож консервный

3

31.

Миски большие

3

32.

Ковши

2

33.

Пила

1

34.

Топоры

1

35.

Ножовка

1

36.

Лопата штыковая

2

37.

Брусок точильный

1

38.

Набор отвёрток

1 наб.

39.

Пассатижи

1

40.

Верёвка основная

1

41.

Репшнур

1

42.

Верёвка бытовая

50 м

43.

Рукавицы

20

44.

Световое освещение площадки

1

45.

Мяч волейбольный

2

46.

Мяч футбольный

2

47.

Сетка волейбольная

1

48.

Фотоаппарат

1

49.

Номера спортивные

20

50.

Ремонтный набор (ножницы, булавки, разные нитки, иголки маленькие и большие, шило, кусочки ткани, клей, толстые капроновые нитки, плоскогубцы, отвертка, и т.д.)

1

51.

Фонари – по 1 на каждую палатку

4

59.

Медицинская аптечка

2

60.

Канцелярские принадлежности (карандаши,  краски, ватманы, ножницы, кисточки, альбомы, клей и т.д.).

20

61.

Настольные игры  (шахматы, домино, лото и т.д.)

20

III. Финансовое обеспечение.

1.

Финансовое  обеспечение 5-ти разового  питания учащихся

20 уч - 400

 На 1 год-80000 руб

На 3 года- 160000 руб.

2

Оплата за использование электроэнергии  

тариф

5000руб

10000 руб.

3

Оплата за обработку участка  от инцеф.   клещей  

кв. метр

7000руб

14000 руб.

4

Обеспечение противоклещевыми препаратами в период выездов на природу

1500 руб

3000 руб.

5

 Обеспечение инвентарем  длительного пользования

2300000 руб

6

Обеспечение ГСМ для выездов   учащихся  и научных работников

15000 руб

30000 руб.

7

Обеспечение  оплаты работы привлеч. научные работы, специалистов учреждения государственной службы, родителями

25000руб

50000 руб.

Итого

сумма

 На первый год-363500 руб.

На 2,3 года:267000 руб.

Итого за 3 года

630500 руб.

Литература

1.Андронов К., Расторгуев М. Узлы. – М.: ЦДЮТур РФ, 1994

2. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов. – Казань, 1991

3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СПб.: Речь, 2005

4. Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся. – М.: ВАКО, 2004

5. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М. «Педагогика», 1988.

6. Маслов А.Г. Юные инструкторы туризма. -  М.: ЦДЮТиК, 2002

7. Михайлова Р.А. Мое село – одно на всю Россию. – Нижнекамск, ООО ИПЦ «Гузель», 2005

8. Патриков А.Ю. Подвижные игры. - М.: ВАКО, 2007

9. Рожин А.А. Организация тренировок по технике пешеходного туризма. Методические рекомендации. – Елабуга, МО РТ, ГУОЦТиЭУ «Юлдаш», 1997

10. Самохин Ю.С., Самохина Т.А. Туризм в детском оздоровительном лагере. – М.: Педагогическое общество России, 2003 

11.Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. 2-е издание, переработанное и дополненное. – Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005.

12. Смекалова Е.М. Школа лидерства: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006

13.Шустова И.Ю. Детско-взрослая общность и её со-бытийные характеристики. // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. - № 1 (43).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект летнего оздоровительного лагеря для группы ребят пятых классов "Люблю тебя, мой край родной"

С целью организации  летнего  отдыха  детей  на базе   ОУ  организуется детская оздоровительная площадка  с   дневным   пребыванием...

проект летнего лингвистического лагеря "KELTIC"

«Keltic»(Kurumkan English Language Training Interactive summer Camp) для одаренных детей, с программой которого в  2013 году творческая группа учителей нашего МО приняла участие в конкурсе по орг...

Ширямова Т.Н. Программа летнего палаточного лагеря "Родониана"

Данный проект реализован в  рамках долгосрочного проекта "Зов Чулыма"....

Проект Летнего оздоровительного лагеря «Навигаторы добрых дел»

Программа названа «Навигаторы добрых дел» не случайно. Как известно, волонтеры – люди, бескорыстно совершающие добрые дела.Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди...

УРОК МАТЕМАТИКИ НА БАЗЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ «УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ЛАГЕРЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ»

В данной работе представлен опыт работы учителей математики по формированию метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ОО при проведении практических занятий в учебно-полевом лагере...

Методика проведения экологических занятий в летнем палаточном лагере

Экологические занятия проводятся для школьников 5-11 классов и направлены на создание условий для формирования и развития у учащихся исследовательских и творческих способностей, умения самостоятельно ...