Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"
статья по географии (9 класс)

Коновалова Татьяна Владимировна

В дипломной работе отражены все пункты, необходимые для использования технологии проектная деятельность.Этот материал пригодится  для использования на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota_konovalova_t.v.docx60.75 КБ

Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Санкт – Петербургский университет повышения квалификации профессиональной переподготовки»

 

 

 ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

по дополнительной  профессиональной  образовательной  программе

 профессиональной переподготовки

«Педагогическое образование: учитель ГЕОГРАФИИ»               

 

Тема:

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»_

 

Дипломную работу  подготовил:

Коновалова Татьяна Владимировна

Должность:

 учитель

______________________________________

Место работы:

  МОУ ООШ № 13 ___________________________________________________________

 

03января  2020 г.

 

х.Всадник Ставропольский край Александровский район

Российская Федерация

 

Оглавление

                                                                                                                   стр.

Введение …………………………………………………………………… 3-4

Основная часть:

Глава I   Теоретические основы использования метода проектов в школьном обучении. Формирование информационной  компетентности.

1.1 История возникновения проектов …………………………….............5-8

1.2  Актуальность проектов …………. ……………………………………8-11

1.3 Проектный метод как инновационная технология  в образовании. 11-12

1.4 Организационная структура проектной деятельности……………  12-14

1.5 Географические особенности метода проектов……………………14-16

Глава II  Теоретическое обоснование.

2.1  Организация проектной деятельности. …………………………. 17-18

2.2  Сущность метода проектов ……………………………………… 18

2.3 Требования к проектной деятельности …………………………… 19-20

2.4. Этапы работы над проектом ……………………………………… 20-21

2.5  Классификация проектов …………………………………………  22-23

2.6 Метод проектов в моей педагогической практике ………………. 23-28

Заключительная часть. ………………………………………………… 29-30

Литература……………………………………………………………… 31-32

Введение

Девизом проектной деятельности по географии выбрана древнекитайская мудрость, так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся по решению какой – либо задачи:

« Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай  мне сделать – и я пойму»

Конфуций

     География - учебный предмет, дающий  целостное представление о Земле как планете людей. Она учит, как можно объединить информацию, полученную из многих источников, пользоваться  международным языком общения – географической картой. Она является одним из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.  

          Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы. В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Государственный стандарт образования определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы.

Географическая компетентность - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. В связи с вышесказанным более актуальным становится поиск технологий обучения, которые могли бы создавать условия для реализации компетентностного подхода в географическом образовании школьников. Одной из таких технологий является проектное обучение. Под ним понимается целенаправленная учебная деятельность по определенной программе для решения поисковых, учебных, исследовательских, практических задач на предметной,  межпредметной  и  надпредметной основах.

Глава I Теоретические основы использования метода проектов в школьном обучении. Формирование информационной компетентности.

1.1 История возникновения проектов.

            В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий. Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Идеи Д.Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей.

Одним из путей реализации идей Д.Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C.Макаренко и др.). В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). В них подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.

Для советской школы метод проектов имеет огромное значение, потому что в период его зарождения начала формироваться свободная и личностно-ориентированная педагогика. Внимание концентрировалось вокруг учеников с высокой степенью самостоятельности и преобладанием практической деятельности.

 В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. От каждого человека, в настоящее время, требуется высокая мобильность. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придётся много учиться, изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, дополнительное образование.

С тех пор и по настоящее время сохранили свою актуальность три признака понятия «проект», а именно: ориентация обучающихся на получение знаний в процессе осуществления проекта; на «действительность», выражающуюся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата .

Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс один из основоположников отечественной педагогической науки П.П. Блонский (1884-1941). Его взгляды заключались в идее: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни. А создать рациональную организацию школьной жизни ребенка без проектной деятельности невозможно».

Организация проектной деятельности детей и подростков занимала значительное место в педагогической деятельности А.С. Макаренко (1888-1939). Проектную деятельность воспитанников известный педагог связывал с производительным трудом, который, по его словам, должен быть одним из самых основных элементов в воспитательной работе. Начав с колонии им. М. Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда и опытничества в основном для нужд своего коллектива, А.С. Макаренко, затем перешёл к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских. Высшей формы трудовая деятельность достигла в коммуне им. Ф. Дзержинского, где воспитанники старшего возраста обучались в средней школе и работали на производстве с тяжелой техникой, требующей высококвалифицированного труда .

Важным элементом технологии проблемного обучения и, в частности, метода проектов, следует считать систему методов проблемного обучения .

Основным методом обучения опыту творческой деятельности является исследовательский. Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение лишь иное название исследовательского метода обучения. Это не так. Ученик не может усваивать весь объём знаний только путём открытия. Проблемное обучение охватывает не только репродуктивную или поисковую деятельность, а весь диапазон - от исполнительской до творческой. Отсюда возникает задача подготовки учащихся к целостному подходу в решении проблемы. Названная задача решается с применением в учебном процессе эвристического или частично-поискового метода и метода проблемного изложения.

  1. уровень - самостоятельная активность характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.
  2. уровень - творческая активность. Данному уровню присуще выполнение самостоятельных работ, требующих творчества, воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства. Этот уровень предполагает, что на основе материалов, рекомендованных педагогом, учащиеся сами определяют проблемы, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают выводы необходимые обобщения .

1.2 Актуальность проектов.

             Актуальность обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе

Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. В то же время использование проектной деятельности может значительно повысить творческую активность школьника. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой - наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

В современном мире актуальность метода проектов  рассматривается как процесс, направленный на развитие и саморазвитие личности учащихся. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу приводит к повышению спроса на творческую личность, способную находить нестандартные пути решения существующих проблем. В этой связи особую значимость приобретают развивающие технологии, одной из которых является метод проектов.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.

Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход. Данный подход взаимосвязан с созданием профильной школы, поскольку профильную ориентацию сейчас рассматривают не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления дальнейшего обучения, но и как работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Использование метода проектов в обучении географии рассматривается в трудах  А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, Л.Ф. Греханкиной, В.П. Дронова, А.Г.Захарова, Е.А.Кротовой, О.В.Крыловой, А.В.Летягина, А.А. Лобжанидзе, Ю.В. Митрофановой, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, В.Я. Рома.

Анализ исследований по теории и методике обучения географии показал, что имеются исследования, связанные с реализацией метода проектов. В монографии В.В. Николиной раскрываются теоретические особенности проектного обучения в школе на примере географии, иллюстрируются возможности различных курсов географии в реализации проектного обучения, автором предложены разработки проектов, комплекс методических приёмов реализации проектного обучения на уроке и во внеклассной работе по географии. В работе А.Г. Захарова показаны возможности формирования опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии с использованием проектной деятельности.

Проблемный, гуманистический потенциал географической науки отвечает идеям модернизации современного географического образования. Школьная география всегда обладала значительным развивающим, мировоззренческим потенциалом, изучая взаимоотношения и возникающие проблемы в системах «человек-природа» на различных территориальных уровнях. Эта проблема нашла отражение в исследованиях А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, Н.Н. Демидовой, Е.А. Кротовой, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Л.М. Панчешниковой, Г.А. Понуровой, В.П. Максаковского, Д.П. Финарова.

Особую значимость в реализации метода проектов имеет курс «География России». Данный курс рекомендован Министерством образования для широкого использования в учебном процессе проектной деятельности. Также следует отметить высокие образовательные возможности, мировоззренческую значимость курса, завершающего географическое образование в основной школе, что создаёт благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, комплексность содержания даёт возможность поиска и решения различных проблем, находящихся на стыке интеграционных связей географии. Немаловажное значение имеет сформированность опорных знаний и умений у учащихся 9-х классов.

1.3.Проектный метод как инновационная технология в образовании

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в проектную деятельность. Цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это говорит о том, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение мотивации подростков в предметной области определенных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание определенного продукта, имеющего значимость для других. Проектная деятельность должна строиться таким образом, что в ней будут востребованы способности детей, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. В данном случае обучающиеся делают первые шаги к профориентации.

А что же такое «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность»? Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя содержание работы.

1.4. Организационная структура проектной деятельности.

Проектная деятельность очень сложна и многообразна, в основе любого творческого процесса можно выделить отдельные этапы. По своей организационной структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимообусловленных и взаимосвязанных этапов .

В контексте обозначенной темы особо значима точка зрения доктора педагогических наук, профессора В.В. Николиной, которая в своей практико-ориентированной монографии «Проектное обучение в школьной географии: теория и практика» выделяет следующие методические условия реализации проектного обучения:

взаимодействие учителя и учащихся;

реализация проектного цикла;

учебно-методическое сопровождение учащихся в методе проектов;

самостоятельность учащихся.

Целью учебно-методического сопровождения учащихся, выполняющих проект, является устранение препятствий, мешающих успешной его реализации. Сущность учебно-методического сопровождения проявляется в предоставлении учащимся адресной (дифференцированной) помощи. Содержание и методы помощи определяются характером затруднений, испытываемых учащимися в работе над проектом, в общении с товарищами. Вариативность, многообразие приёмов зависит от профессионализма учителя географии, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ученика. Основными направлениями деятельности учителя географии по учебно-методическому сопровождению проектной деятельности учащихся по В.В. Николиной являются:

  • максимальное содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию каждого школьника;
  • создание эмоционального и психологического комфорта в учебных группах, реализующих проекты;
  • консультирование учащихся на каждом этапе проектной деятельности путём организации адресной индивидуальной или групповой помощи;
  • обеспечение свободного доступа учащихся к необходимой информации;
  • содействие учащимся в достижении результатов проекта;
  • партнёрская позиция учителя в проектной деятельности.

Важным методическим условием в рамках рассмотрения процессуального аспекта проектирования является самостоятельная деятельность учащихся. Именно это условие обеспечивает во многом положительный результат использования технологии в учебном процессе. Как было отмечено, метод проектов предполагает высокий уровень самостоятельности учащихся, но вместе с тем, это не препятствует участию в проектной деятельности учащихся с низким и средним уровнем самостоятельности, особенно при использовании групповой работы. В такой ситуации происходит взаимообогащение участников группы, и уровень развития сильных - становится фактором развития слабых учащихся. Презентация и рефлексивный анализ деятельности - это итог работы над проектом, публичность этих видов деятельности даёт возможность всесторонне оценить и проанализировать проект, именно она обеспечивает особую конструкцию урока, организацию деятельности учащихся, направленную на получение «сухого остатка» в виде актуальных выводов.

1.5. Географические особенности метода проектов.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Однако для того, чтобы современному учителю быть компетентным и эффективно использовать метод проектов в образовательном процессе недостаточно понимания сущности данной технологии. Как известно, каждая технология специфична, т.е. обладает рядом особенностей, характерных черт.

Проблемностъ — характерная черта метода проектного обучения. В процессе разработки и выполнения творческих проектов возникают различные противоречия между требуемым и реальным уровнем знаний и умений, необходимостью и наличием материалов, оборудования, технологических средств.

Несмотря на то, что метод проектов является универсальной педагогической технологией, при его использовании в обучении географии  выявлены методические особенности (отличительные черты, придающие своеобразие реализации метода проектов в географическом образовании), обусловленные спецификой предмета, которые проявляются на каждом этапе проектирования.

На подготовительном этапе методическими особенностями реализации метода проектов в обучении географии являются:широкий арсенал географических проблем и возможность их выбора, как на основе программного содержания курсов (например, «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России и» т.д.), так и на основе непосредственной связи с жизнью, современностью (так, например, «Как создать новые рабочие места в Ставропольском крае?», «Браконьерство в Тихоокеанской акватории России: проблема требует немедленного решения!», «Русское село вымирает! Как спасти русское село?»);

подход к результату проектированиявыраженный в определении формы представления полученного результата. Таким продуктом может стать описание природных и социально-экономических объектов, явлений, процессов, авторская тематическая, ментальная карта, модель взаимодействия элементов природно-территориального комплекса, макет какого-либо объекта, коллекций, компьютерная презентация, конкретная деятельность по благоустройству местной среды, выступление, митинг, манифестация, письмо к главе местного органа самоуправления и др.

На исследовательском этапе реализацию метода проектов в обучении географии отличает выбор специфических для географической науки методов исследования, а именно: наблюдения географических объектов, явлений, процессов в реальных условиях; исторический, сравнительный, системный подход; статистический, картографический, аэрокосмические методы; моделирование; геоэкологический мониторинг.

            География - один из классических школьных предметов, который играл и играет большую роль в образовании и воспитании молодого поколения. Географическая наука занята исследованием, как естественных природных явлений, так и явлений, связанных с человеком, обществом. Она в равной мере — и наука о Земле, и общественная наука. Процесс обучения школьников географии следует рассматривать как процесс формирования у них определённой системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы естественно научных и социально-экономических знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим.

Учебный проект по географии - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность школьников, предполагающая:

  • поиск информации, необходимой для реализации идей проекта,
  • анализ и обобщение собранного материала;
  • выработку гипотез собственных исследований,
  • экспериментальную их проверку,
  • теоретическое обоснование выдвигаемых идей;
  • социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

Глава II  Теоретическое обоснование.

2.1 Организация проектной деятельности по географии.

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

  • использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) ит. п.;
  • обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);
  • необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;
  • должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);
  • работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Если у педагога  возникло желание ввести в практику своей работы проектную методику, следует помнить о том, что работа в этом направлении должна проводиться поэтапно. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания.

2.2  Сущность метода проектов

2.3. Требования к проектной деятельности.

Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьника и управлять процессом проектирования. Обучившись сама, начала применять теоретические знания по технологии проектного обучения во время уроков и во внеурочной деятельности. Успешное педагогическое управление учебной деятельностью школьников дает им возможность самим научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее решения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.

То есть проект - это «пять П»:

- Проблема

- Проектирование (планирование)

- Поиск информации

- Продукт

- Презентация.

Шестое «П» проекта - его Портфолио,то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

      Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

   Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:

- проблемная ситуация

- проблема, заключенная в ней и осознанная человеком,

 - поиск способов разрешения проблемы

- решение проблемы.

2.4. Этапы работы над проектом.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы.

п/п

Название этапа работы над проектом

1

2

1

Поисковый

-моделирование идеальной  (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации;

2

Аналитический

- постановка цели проекта;

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребностей в информации;

- сбор и изучение информации;

3

Практический

- выполнение плана работ;

- текущий контроль;

4

Презентационный

- предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта;

5

Контрольный

- анализ результатов выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения

Проектную деятельность по географии целесообразно организовать во внеурочное время  или в рамках специальной программы (электив) целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

2.5. Классификация проектов.

1. По целям и задачам.

а)        Практико-ориентированный проект.

   Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б)        Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

в)        Информационный проектнаправлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г)        Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильм и т. п.

2. По предметно-содержательной области.

а)        Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одногопредмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б)        Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

3. По продолжительности.

а)        Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б)        Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

2.6. Метод проектов в моей педагогической практике

       В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При разноуровневом обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать познавательную деятельность. C каждым годом требования к выпускникам школ предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными.

          Одним из таких методов является проектный метод обучения. Вот уже на протяжении 5 лет я использую проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Я выделяю следующие учебные цели проектной деятельности учащихся:

- предоставляю возможность свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям.

- учу школьника планировать и реализовать работу (в соответствии с его возрастом).

-  учу школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.

- самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить на другие ситуации.

- развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы.

- выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.

-  собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.

- учу ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

- учу отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Как видно из приведенного списка, проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы.

2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

4. Умение критически относиться к проблемам.

5. Умение работать с информацией.

6. Умение ставить цели и определять задачи.

Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода - предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно.

Фактически проектный метод оказался той формой организации занятий, в которой мне стало возможным создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания. Поэтому в методе проектного обучения я придаю большое значение способам постановки проблемы, как начала всякого самостоятельного процесса мышления.

Следует также отметить, что при этом может существовать как минимум два рода проблем. Одни могут возникнуть на этапе проектирования, т.е. в деятельности по разработке самого проекта, другие - в процессе реализации его замысла.

Моя позиция при реализации проектного метода обучения принципиально иная по сравнению с предметным, информационным подходом. Я становлюсь организатором проектной деятельности учащихся и консультантом. Причем консультантом не в своем предмете, а в способах осуществления самой проектной деятельности, в способах групповой работы, в культуре ведения дискуссии, научного исследования. При таком подходе он сам не знает конечного результата, но способствует самостоятельной выработке его видения учащимися. Я считаю, что метод проектов выделяет ряд отличительных черт этого метода, характеризующихся тем, что участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо; договариваются друг с другом, развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; организуют себя для достижения намеченных результатов; информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Мой опыт показывает, что изучение материала идет более успешно и увлекает, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по интересной и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью. Дети выполняли не только домашние задания по предмету, но и еще более глубоко изучали интересующие их вопросы. Знания не ограничивались только учебным материалом. После первого краткосрочного проекта, у них возник интерес, кто найдет более интересные факты по изучаемым или еще не изученным темам, зачастую опережая программу. Сначала это были единичные факты, далее заинтересовались все. Многие говорили: «Как много интересного вокруг нас, чего нет в учебнике»

 Особое место в организации проектной деятельности занимает работа со старшеклассниками. Учащиеся готовят проекты по разным темам курса географии, например: «Времена года», «Движение Земли», «Природа Австралии», «Зима», «Атлас вымышленного материка», «Племена и народы Африки» и другое. Ребят привлекает многообразие и пестрота картины мира, поэтому они с удовольствием собирают материал о различных регионах и странах, создают свои «картины и визитные карточки», рекламные проспекты по отдельным странам. Реализация проектного метода на уроках требует напряженной работы, нацеливает на применение элементов  технологий в обучении, на индивидуальную работу с отдельными учащимися, так как участники проекта играют различные роли, оперируют различной информацией, имеют дело с различными объектами, осваивают различные наборы операций.

 Независимые эксперты – группа учеников, которым предлагается оценить:

- раскрытие содержания заявленной темы;

- умение заинтересовать потенциальных туристов;

- качество слайдов;

- оформление наглядных материалов;

- оригинальность вопросов.

В заключение хочу сказать, что любое исследование это очень кропотливый не простой длительный труд. Творческие проекты, исследовательские работы, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, но уже с применением новых технологий, которые я включаю в образовательный процесс при изучении географии. Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и, возможно, занимать призовые места.

          Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю - на этих чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм каждого человека. Мой опыт не последний, за ним, я думаю, последует и другие. Каждый педагог должен осознать значимость новых технологий в обучении, как географии, так и других предметов. Вспомним  мудрые слова М.В. Ломоносова: « Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».

Заключительная часть.

           За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности. Предлагаемая деятельность должна быть посильна, задачи выполнимы. Самое важное - результат. Не видя результата, пропадает интерес. Детей с низкой мотивацией и самооценкой необходимо поддерживать на каждом этапе работы, не забывая напоминать о важности и значимости того, чем он занимается. Но очень часто они не имеют возможности продемонстрировать свои знания и умения. А проект дает им такую возможность. Групповая работа и работа в паре, способствуют сплочению школьного коллектива. Совместно проще идти к поставленной цели. Такой способ эффективен, если в классе есть неуверенные в себе или стеснительные дети. Проектная деятельность на уроках географии положительно повлияла на повышение познавательного интереса к предмету.

   Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. -- № 3. – с. 44 – 48
  2. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 5.
  3. Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. - М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.
  4. Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е  («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).
  5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.,2013.
  6. ВасильевВ.Проектно-исследовательскаятехнология:развитиемотивации// Народное образование 2016. - №9. - с.177-180.
  7. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. -2010.– №4.
  8. ГОСТ № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. — Введ. 2010-12-17. —  С. 29-31.
  9. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 66-80.
  10. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2012.
  11. Журнал “География в школе”, № 4,5,6,/2014. 5.Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методика психологопедагогического исследования. - М.:Академия, 2005.- С.208.
  12. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. М. Просвещение, 2002. – С.202-208 .
  13. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2011.

Интернет - ресурсы

  1. Сайт программы «Обучение для будущего»
  2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»
  3. http://urla.ru/1000099y
  4. http://urla.ru/1000099x
  5. http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966
  6. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Проектная деятельность на уроках географии.

Повышение познавательного интереса при изучении предмета география, через проектную деятельность учащегося...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства".

Решение задач формирования и развития ключевых компетенций, учащихся невозможно без использования современных педагогических технологий, обеспечивающихличностное развитие ребенка за счет уменьшения до...

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)»

Обобщение опыта работы по теме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в 5 классах (ФГОС ООО)». В статье освещается теоретический материал и предложены для внимания 2 ученических...

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Дипломная работа на тему:"Проектная деятельность на уроках географии"

Диплоная работа " Проектная деятельность на уроках географии" отражает все пункты для использования этой технологии в учебном процессе и внеурочной деятельности....

Статья по географии на тему: "Проектная деятельность на уроках географии"

Проектная деятельность позволяет повысить эффективность и качество процесса обучения на уроках географии, даёт возможность учащимся работать и мыслить самостоятельно, повышает интерес к предмету....