Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода.
статья по географии (7 класс)

 
В данной  статье, на примере урока по географии, рассмотрены разные виды деятельности учащихся, которые   способствуют развитию творческой потенциала учащихся. Проектные, научно-исследовательские работы можно рассматривать как средство, которое позволяет формировать знания на более высоком уровне. Таким образом, в развитии личностного потенциала учеников повышается познавательный интерес к географии.  Учащиеся постоянно повышают свой уровень знаний, умений и навыков по предмету, узнают новое, занимаются самосовершенствованием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx281.2 КБ

Предварительный просмотр:

Фомичева С.Л.

Тема: «Формирование творческого потенциала учащихся на уроках географии, как условие для успешной социализации в процессе реализации личностно-ориентированного подхода».

Мы живём в быстро меняющемся мире. Государству нужны люди образованные, умеющие самостоятельно принимать ответственные нестандартные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству. Перечисленные качества присущи творческим личностям.

Все дети уникальны и обладают творческим потенциалом. В.А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти <…> хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире»[1].

В развитии личностного потенциала учеников повышается познавательный интерес к предмету. Большое значение в учебной деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Учащиеся постоянно повышают свой уровень знаний, умений и навыков по предмету, узнают новое, занимаются самосовершенствованием. Творческие способности развивают важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также формируют у учащихся ответственность, инициативность, самостоятельность [5].

Самостоятельная работа как учебная деятельность может возникнуть на основе «информационного вакуума». Он возникает, когда у обучающихся формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное и важное для себя. Здесь увлекательным должно быть само овладение новым материалом, а не только и не столько форма организации, т.е. напряжённый, целенаправленный, захватывающий учащихся труд.

Естественно, что проблема формирования у учащихся способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на процесс и на результат деятельности), воспитания интереса к учению. Как подчёркивают исследователи, «при целенаправленном формировании <…> все побуждения, связанные с познавательной активностью, становятся более осознанными и действенными, усиливается их предвосхищающая, регулирующая роль и в учебной деятельности, возрастают активность школьников в перестройке мотивационной сферы, активные попытки поставить самостоятельные и гибкие цели учебной работы, наблюдается преобладание внутренних мотивов над внешними» [3]. Позитивные мотивационные изменения, формирование интереса к учению происходят в результате изменения, совершенствования целостной личности школьника.

Урок географии способствует развитию творческой деятельности и потенциала учащихся. Проектные, научно-исследовательские работы можно рассматривать как средство, которое позволяет формировать знания на более высоком уровне.

Основная цель творческих заданий:

- подходить нестандартно к решению проблемы;

- научить выделять главное из общей информации;

- подготовить учеников к умению самостоятельно пополнять знания;

- расширить знания учащихся по предмету;

- научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

Предлагая учащимся различные виды творческих заданий: кроссворды, сообщения, рефераты, проектные работы, определение объекта по описанию или контуру оказывают воздействие на воображение, память, речь, логическое мышление [4]. Например, конкурсы рефератов повышают качество знаний учащихся, знакомят с научно-исследовательской работой по предмету, способствуют выбору профессии, связанной с географией и смежными с ней областями. При написании рефератов целые классы или отдельные ученики могут принимать участие. Реферат должен быть правильно оформлен, оснащен картами, картосхемами, рисунками, фотографиями, документальным материалом  [2].

Учащимися 7 класса МОУ Лицея № 1 г. Всеволожска были исполнены творческие задания: «Создание макета цветка». К макету прилагалась пояснительная записка, где описывали тип корневой системы, листорасположение, жилкование листьев, соцветие, место произрастания самого растения. Пример выполненного задания иллюстрирует данный рисунок.

  Учащиеся охотно согласились поучаствовать в разработке туристического маршрута или сочинения «Мое путешествие в Африку», написать сочинение «День, проведенный во влажных экваториальных лесах». Ученики смогли применить полученные на уроке географии знания по данному материку, изучив физико-географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир. Участники проекта создали виртуальную экскурсию, которая способствовала развитию творческого мышления, умению работать с источниками информации. Эта работа стала итогом зачёта по данному материку. Данный вид деятельности можно применить и к любому другому материку, тем самым повысить уровень мотивации и заинтересованности учащихся.

Кроме того, можно предложить создание «Атласа исчезающих видов растений и животных». Используя интернет источники, ученица 7 класса МОУ Лицей № 1 г. Всеволожска в связи с экологической ситуацией в мире создала свой иллюстрированный мини-атлас, в котором отразила животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Данный вид деятельности способствовал воспитанию гуманного и осмысленного отношения ко всему живому на планете, выбрать нужный материал из многочисленных источников.  

На уроках географии можно предложить детям участия в различных проектах, например, «Применение классификации класса однодольных и двудольных растений на практике», «Процессы, происходящие на границах литосферных плит. Извержение вулканов» и т.д. В итоге учащиеся создают свой проектный продукт – макет, научатся ставить цели, задачи и находить пути их достижения, а также планировать свою рабочую деятельность, продолжат оттачивать мастерство поиска нужной информации, смогут самостоятельно составлять портфолио проекта. Ученики должны защитить свой продукт, выступив на школьной конференции, тем самым повысить свой культурный уровень и уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Гайнетдинова Г.М. Развитие творческого потенциала – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-tvorcheskogo-uchashihsay-3232699. html.
  2. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы /сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Глобус, 2009. -173 с.
  3. Зимина И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2002. - 384 с.
  4. Орлова Т.И., Кулабухова М.А. Творческие задания на уроках географии – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://portalobrazobaniya.ru
  5. Электронный ресурс. Режим доступа: https://studbooks.net/1930814/pedagogika/proektirovanie_uroka_po_teme_frezerovanie_ustupov_naborom_frez_


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о реализации творческого потенциала учащихся на уроках английского языка.

Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческ...

Обобщение опыта работы по модулю "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через применение развивающих педагогических технологий и ИКТ"Работа с...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы в рамках реализации требований ФГОС

Проблема творчества - проблема века, так как  разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к  лю...

Доклад на школьной кафедре "Формирование творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС"

Доклад на школьной кафедре "Формирование творческого потенциала учащихся в условиях ФГОС"...

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОВЗ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ».

В своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья, развитие творческого потенциала происходит, как в урочное время, так и в неурочное,  через декоративно-прикладное творчество и художе...