конспект урока географии в 9 классе по теме: "Агропромышленный комплекс России"
методическая разработка по географии (9 класс)

Трунова Елена Васильевна

Урок направлен на реализацию следующих задач: изучить особенности сельского хозяйства России,  растениеводства, закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника,  с компьютером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_klass_agropromyshlennyy_kompleks_rossii.docx839.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Открытый урок по географии в 9 классе

Тема:  «Агропромышленный комплекс России. Его состав и значение.»

Цель: познакомить с особенностями агропромышленного комплекса России.

Задачи:

  1. Изучить особенности сельского хозяйства России.
  2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
  3. Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
  4. Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером.

Оборудование: таблицы, схемы, карты атласа, гербарий культурных растений, таблица мелиорации земель.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Изучение новой темы. 

Учитель Слайд№1 Поля укрыты белой пеленой.

Зима. Морозы. Снег лежит глубокий

А там под ним, прильнув к груди земной,

Хлеба берут живительные соки.

Не бодрствуют они, но и не спят:

В полудремоте ждут поры весенней,

Снега сойдут и птицы прилетят,

И солнце щедро обогреет Землю.

Разбудит трактор поля тишину,

И жаворонок песнею зальётся,

Труд земледельца славя и весну,

И новая страда в селе начнётся.

Страда в селе, считай что, круглый год:

Ремонтная, за нею посевная…

Но с нетерпеньем земледелец ждёт –

Ту, главную, уборку урожая.

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду людей определенных предприятий.  

Учитель  Какая тема нашего урока?

Уч-ся Агропромышленный комплекс

2 слайд  Учитель   Тема нашего урока: Агропромышленный комплекс. Состав и его значение.

 Слайд №3 Учитель Что вы  знаете  об агропромышленном комплексе?

Уч-ся: Что это сельское хозяйство

Слайд№ 4  Учитель  :   Что  вы хотите  узнать?

Уч-ся отвечают

 Слайд №5  Учитель :   Для чего вам  нужно это знать?  Людям  каких профессий необходимы эти знания?

 Слайд№6  Учитель: Значит  какая цель нашего урока?    

Уч-ся  Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса его составом и значением . Изучить особенности сельского хозяйства России.

Учитель:   А поможет нам в этом план нашего урока , который представлен на Слайде№7

1.АПК и его задача.

2.Состав АПК.

3.Сельское хозяйство и его особенности.

4 .Сельскохозяйственные угодья.

Учитель : - Ребята, давайте разберем это многосложное понятие:

 Слайд № 8 Учитель :  - Как вы думаете, что означает слово «комплекс» ?- это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности

Слайд №9-  Учитель : Что означает слово «агро» ? /агрономический — слово, относящееся к сельской местности, сельскому хозяйству.

Слайд №10- Учитель : Слово «промышленный» означает (от слова «промышленность» от русск. промышлять, промысел) — совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, как для других отраслей народного хозяйства, так и для самой промышленности…

Слайд №11  Учитель : Таким образом, мы можем сформулировать определение АПК?  

  Используя текст § 28 стр. 117, дайте определение АПК (агропромышленный комплекс).

Уч-ся:   Агропромышленный комплекс  -это учащиеся дают ответ

Слайд 12  :Учитель  Агропромышленный комплекс — это совокупность взаимосвязанных отраслей промышленности и сельского хозяйства, участвующие в производстве, переработке, хранении сельскохозяйственной продукции и доведение её до потребителя.

 Учитель:  Как вы считаете, какова главная задача этого комплекса?

Уч-ся : дают ответ

Слайд №13 Учитель : Обеспечить население страны продовольствием  

Слайд  №14 Учитель: Развитие комплекса очень сильно влияет на благосостояние нашего народа, поскольку его продукция составляет 80% товаров торговли. Что является основой АПК?

Уч –ся: Сельское хозяйство …

Учитель: Да, ребята, Основой АПК является сельское хозяйство (45% продукции), но оно одно не может справиться со столь важной задачей .С/х необходима техника, удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений, лучшие породы скота, комбикорма и др..

 Слайд № 15 Учитель :  Используя рис. 53 стр. 118 , расскажите о составе АПК.

 Слайд №16 Уч-ся : АПК включает в себя 3 звена: (на слайде схема).

Агропромышленный комплекс                                                      

1 звено                                      2 звено                                   3 звено

       

          отрасли,                                   сельское                                 отрасли,                  

  обслуживающие                            хозяйство                       перерабатывающие

сельское хозяйство                                                                    продукцию с/х

                                     

                                        земледелие         животноводство

 

 

Слайд №17 Учитель : Задание №1   Дать характеристику каждому звену АПК

(учебник, стр. 118-119).

 Слайд №18   Учитель: Задание №2   По карте атласа «Машиностроение» найди и запиши центры сельскохозяйственного машиностроения

Уч-ся: отвечают и показывают на карте

Слайд № 19   Проверка  Учитель :Центры производства с/х техники приближены к районам потребления:

¢а)зерноуборочные комбайны производят в Ростове-на-Дону,Красноярске,Рубцовске,

¢б) льноуборочные –в Центральных районах: Рязань, Тула

¢в) картофелеуборочные –Рязань, Челябинск,

¢г)свеклоуборочные –Липецк.

 Слайд  №20   Учитель Для чего нужны удобрения

 

Уч-ся для удобрения почвы и получения богатого урожая

 Слайд № 21  Учитель  Задание№ 3  Пользуясь картой атласа «Химическая промышленность» определи центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных и фосфорных

Уч-ся :отвечают и показывают на  карте

 Слайд№ 22   Проверка Учитель  : Промышленность минеральных удобрений Производство минеральных удобрений размещается у источников сырья и потребления:

а) Центральная база –Тульская, Московская и Ленинградская области;

б) Волго-Уральская база –Солекамск, Березники, Уфа, Салават 

Учитель:  Ребята, мы должны выявить значение каждого звена в развитии АПК, а затем ответить на главный вопрос: Что же объединяет все звенья в единый комплекс?  (проблемный вопрос).

 Слайд №23   Учитель  Задание№ 4  

Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям  

1 звено.

2 звено.

3 звено.

 Слайд №24  Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

Уч-ся  : Они распределяют отрасли по звеньям.

 Уч-ся  :Ответы:

Слайд 25  Учитель проверка  1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Учитель :От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

 Уч-ся :Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).

Учитель: да, ведь именно 1 звено обеспечивает с/х техникой, удобрениями, ядохимикатами, комбикормами и т.д. применение машин в с/х сближает с/х труд с индустриальным. Именно это звено способствует механизации с/х и повышение его эффективности. Но, однако, в развитии этого звена существуют проблемы в связи с кризисом в АПК:

  1. Отрасли этого звена не  обеспечивают в полном объёме своей продукцией АПК. В с/х предприятиях не хватает техники, а та, что есть – очень дорогая и  низкого качества, т.к. многие предприятия монополизированы и не имеют конкурентов в стране. О низком качестве говорит тот факт, что зерноуборочные комбайны теряют при уборке по 2 ц. с га. В масштабах страны это 12 млн.т.зерна.
  2. В стране нет спец. Техники для выращивания и уборки овощей и др. культур. И поэтому мы вынуждены пропалывать и убирать вручную.
  3. При производстве техники не всегда учитываются различия природных условий разных районов страны, и техника быстро приходит в негодность.
  4. Сельскому хозяйству не хватает удобрений и ядохимикатов, или их цены не всем доступны в условиях самофинансирования.
  5. И в связи со всеми этими проблемами у нас в стране многие сельхозпредприятия становятся банкротами, разоряются. А во многих хозяйствах поля не обрабатываются , не засеиваются культурными растениями, а зарастают бурьяном

   Учитель: Итак, мы убедились, что 1 звено имеет большое значение для развития сельского хозяйства. От 3 звена также зависит развитие АПК. Ведь, чтобы  выращенная с/х продукция попала на стол к нам, её нужно вовремя и без потерь убрать, сохранить, переработать и реализовать населению всех районов страны.

Но всё же основу АПК составляет 2 звено: сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства и животноводства. (используя таблицу учебника назовите отрасли сельского хозяйства).

Учитель : Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.  

Слайд Учитель   Задание№ 5 Что  входит в структуру  растениеводство:

Уч-ся : пшеница кукуруза овес ячмень и другие

Слайд  №26 Учитель проверяем правильно мы ответили на вопрос

Учитель  Задание №6  Из каких отраслей    состоит животноводство:

Уч-ся : свиньи коровы овца куры верблюды лошади и другие

Слайд  №27 Учитель: проверяем правильно мы ответили на вопрос

Учитель: Скажите, чем отличаются отрасли сельского хозяйства от других отраслей народного хозяйства?

 Слайд № 28    Работа с учебником

 Слайд №29  Уч – ся: 1) зависит от природных условий, которые у нас очень разнообразны.

2) Производство с/х  продукции сезонно.

3) Земля в сельском хозяйстве является и средством труда и предметом труда  

4) Сельскохозяйственные предприятия занимают большие площади.

Учитель: Ребята, вспомните, какие земли(площади) мы называем сельскохозяйственными угодьями?

 Слайд №30  проверка  Уч – ся: С/х угодья – это земли, которые используются в сельском хозяйстве.

 Слайд №31 Учитель: Задание № 7  Сколько % составляют с/х угодья от всего земельного фонда России?

Уч – ся:  (13%):  земельный фонд – 1708 млн.га; сельхозугодья – 222 млн.га.

Учитель: Какие земли относятся к сельскохозяйственным угодьям?

 Слайд №32  проверка Уч –ся: пашня – 60%; сенокосы – 10%; пастбища – 30%; сады, виноградники 1%        

(схема открывается на доске)

https://compendium.su/geographic/9klas/9klas.files/image029.jpg

Слайд №33   Физминутка 

Слайд №34  Учитель: земельные ресурсы России ограничены и не могут постоянно расширяться, а с/х угодья занимают ещё меньшую площадь и качество их ухудшается, т. к. они подвержены влиянию неблагоприятных факторов: каких?

 Слайд №35   Задание №8     Используя  п28 учебника стр 121 определите какие неблагоприятные факторы влияют на качесво сельскохозяйственных угодий ?

 Слайд№ 36  Уч – ся: 1) заболачивание (45 млн.га.); 2) засоление (40 млн.га.); 3) водная и ветровая эрозия (50 млн. га.); 4) засуха (170 млн.га.)

Учитель: Задание№ 9 В связи с этим большое значение для земель имеет мелиорация. А что такое мелиорация?

Слайд №37  Уч – ся: Мелиорация – это совокупность мероприятий по повышению плодородия почвы.

    Слайд №38  Учитель: Какие виды мелиорации проводят в стране?

 Слайд №39 проверка  Уч – ся: 1) террасирование склонов и полезащитные полосы; 2) правильная обработка и вспашка почвы; 3) внесение в почву удобрений и химических веществ; 4) осушение и орошение; 5) севооборот.

Учитель: Выполняя все эти мероприятия, можно сохранить земельные угодья. Однако из – за кризиса и в с/х и в экономике в целом в России проводятся не все виды мелиорации, что неблагоприятно сказывается  на развитии АПК в стране.

Учитель   На развитие с/х не только влиют виды мелиорации ,но еще и факторы размещенияПо картам атласа определите,  как  размещены разные отрасли  АПК России/ неравномерно по территории страны

Уч-ся  неравномерно

  Слайд  №40 Учитель  Задание№10  Какие факторы размещения на это влияют   на размещения АПК?

  Слайд  №41 Учитель   Давайте проверим   факторы  и особенности размещения отраслей АПК

Природные условия

Сырьевой

Сезонность

Потребительский

 Уч -ся :Природные условия,  Сырьевой ,Сезонность ,Потребительский

 Учитель  : Давайте сравним показатели развития АПК России и развитых стран. От чего зависит  уровень развития  сельскохозяйственного производства?/  от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения

  Слайд№  42  Задание № 11:

  1. Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (на душу населения)

От чего зависит  уровень развития сельскохозяйственного производства?/  от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения

Показатели

Россия

ФРГ

США

с/х угодья (га)

1,5

0,2

2,0

Пашня, (га)

0,8

0,2

0,7

Зерновые и зернобобовые культуры,  (кг)

469

516

1272

Сахарная свёкла, (кг)

109

323

90

Картофель, (кг)

262

166

85

Мясо, (кг)

36

75

127

 Учитель Слайд №  43  Исходя из таблицы, сделаем вывод, как зависит уровень развития с/х производства от с/х угодий и пашни, приходящихся на душу населения?

«Россия имеет большую площадь пашни на душу, но меньшую урожайность зерновых; сахарной свёклы меньше, чем в ФРГ. Больше всего в расчёте на душу

населения в России выращивается картофеля – в 3 раза больше, чем в США. Мяса на душу населения в России приходится меньше, чем в США в 3 раза и ФРГ в 2 раза».

 Учитель: Как вы думаете почему?

Уч –ся: так как пашня в России используется менее эффективно, чем в США и ФРГ.

Особенности растениеводства в России.

Учитель: Как вы  думаете, какая отрасль растениеводства является ведущей в России?

Уч – ся: зерновое хозяйство.

Учитель: Какие культуры мы относим к зерновым?

(уч – ся называют и показывают из гербария).

Учитель: по производству ячменя, овса и ржи Россия занимает 1-е место в мире. А по валовому сбору зерновых культур Россия занимает 4-е место в мире после Китая, Индии и США. По площади посевов в России 1-е место занимает пшеница, 2-е место – ячмень.

Слайд№ 44   Самостоятельная работа.

- Используя текст учебника и карты атласа, заполнить таблицу. Указать знаком «+» высокие требования культуры к данному условию и знаком «-« нетребовательность культуры к данному условию и указать районы выращивания.

культура

Требования к теплу

Требования к почве

Требования к влаге

Районы выращивания

зерновые

ячмень

рожь

пшеница

технические

подсолнечник

сахарная свёкла

лён - долгунец

 Слайд№  45  Проверяют работы по ключу и оцениваю всех уч – ся.

 

Культура

Требования к теплу

Требования к почве

Требования к влаге

Районы выращивания

Зерновые

ячмень

-

-

-

от северных районов тайги до высокогорных районов

рожь

-

.

+

лесная зона

пшеница

+

+

+

лесостепи и степи

Технические

подсолнечник

+

+

.

сухие степи

сахарная свекла

+

+

+

лесостепи, степи

лен-долгунец

-

-

+

Нечерноземье (лесная зона)

3. Закрепление изученного. (ответить на вопросы  плана урока).

Учитель: ребята, а сейчас вернёмся к проблемному вопросу, который звучал в начале урока. Что же объединяет все звенья АПК в единый комплекс?

Уч – ся: 1 звено обеспечивает техникой, удобрениями, ядохимикатами сельское хозяйство(2 звено). 3 звено перерабатывает с/х продукцию 2 звена. И все звенья работают над достижением одной цели: обеспечить население страны продовольствием  

Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является Животноводство и растениеводство. У нас нет заводов по выпуску машин, мы их закупаем в других регионах. Удобрения и ядохимикаты снабжает “Сельхозхимия”, комбикорма завозят в другие хозяйства  , в обмен на зерно, а в нашем хозяйстве производим сами. В районе имеются перерабатывающие предприятия, самое крупное   хлебокомбинат.

Очень часто в   районе крае проходят семинары. Крупный семинар АПК прошел на базе нашего хозяйства. В нем принял участие президент России В. В. Путин . Слайды№ 46-47 

Ф Р А Г М Е Н Т   о сельском хозяйстве В.В. Владимирова (3 мин  )

 Посещение президента В.А. Путина  Ставропольского края  (3 мин.).

Немалый вклад вносит в развитие АПК наши фермеры. На нашей территории  имеются  фермерских хозяйства.    . Все они занимаются выращиванием зерновых,   снабжают район и овощами.   Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.Думаю, что вас не затруднит:

  Слайд №48 1 группе: Задание №12 Проследить путь от зерна до буханки хлеба ( составить цепочку)

https://myslide.ru/documents_3/fb5f281460da2efc7ef181c47b27f864/img5.jpg   Слайд №49  2группе: Задание №13  Откуда берется молоко на нашем столе ( составить цепочку)

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_57ec6b59a0ad4/img_user_file_57ec6b59a0ad4_1_5.jpg

Рефлексия

  Слайд№ 50 1. Основным звеном АПК является…

2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы, называется …

3. Главные отрасли, обеспечивающие развитие сельского хозяйства:

А -            Б -            

4. Главная задача АПК –

5. Главные отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства:

А -              Б –

6. Основные отрасли сельского хозяйства:

А -                 Б

 

  Слайд №51 Ответы

  1. Сельское хозяйство.
  2. Мелиорация.
  3. Машиностроение и химическая промышленность.
  4. Обеспечить население продуктами питания.
  5. Легкая и пищевая.

Растениеводство и животноводство

  Слайд 52 4.Итог урока.

 Оценки за урок

  Слайд  № 53 .Домашнее задание:    п 28-29  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Г е о г р а ф и я, 9 к л а с с. Интегрированный урок географии и химии по теме: «Металлургический комплекс России: чёрная металлургия».

К сожалению, проведение интегрированных уроков постепенно уходит из практики, особенно интеграция с химией. Но именно рассмотрение географии чёрной металлургии России целесообразнее проводить  в ...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Урок географии в 9 классе по теме "Агропромышленный компекс в России"

Урок знакомит учащихся с особенностями агропромышленного комплекса в России. Учащиеся научатся анализировать статистические данные таблицы, карту "Сельское хозяйство", научатся чертить схемы "Состав А...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...