Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".
план-конспект урока по географии (6 класс)

Перерва Елизавета Александровна

Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении.

Цели урока: сформировать представление о строении, значении атмосферы и способах ее изучения: сформировать знания о зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.

Формируемые УУД:

 Предметные: объяснять  значение понятий атмосфера, амплитуда температуры воздуха, средняя температура воздуха; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану; измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю  температуру воздуха;

 

 Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска;

 

 Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой  мотивации к исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока географии в 6 классе. Конспект составила: Перерва Е. А.

«Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха.»

Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении.

Цели урока: сформировать представление о строении, значении атмосферы и способах ее изучения: сформировать знания о зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей.

Формируемые УУД:

 Предметные: объяснять  значение понятий атмосфера, амплитуда температуры воздуха, средняя температура воздуха; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану; измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю  температуру воздуха;

 Метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с текстовым компонентом; устанавливать причинно-следственные связи; применять методы информационного поиска;

 Личностные: формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой  мотивации к исследовательской деятельности.

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

Мы живем на дне воздушного океана. И мы не можем прожить без него даже несколько минут. Что это за океан?

Тема урока: «Атмосфера: строение, значение, изучение. Температура воздуха».

(Знакомство с планом урока)

План урока:

  1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
  2. Строение атмосферы.
  3. Значение атмосферы.
  4. Изучение атмосферы.
  5. Температура воздуха.

- С какими оболочками Земли мы уже познакомились? ( с литосферой – с каменной оболочкой Земли, с гидросферой – водной оболочкой Земли).

- С какой оболочкой нам предстоит познакомиться? (С атмосферой – воздушной оболочкой Земли.)

1. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

(Ученики читают текст учебника на стр. 104)

Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли, которая вращается вместе с планетой. ЕЕ толщина составляет примерно 3 тыс. км. Атмосфера защищает поверхность земли от сильного нагрева солнечными лучами днем и от переохлаждения – ночью.

- Что является нижней границей атмосферы? (Земная поверхность)

- Что является верхней границей атмосферы? (Верхняя граница отсутствует: воздушная оболочка «растворяется» в космическом пространстве)

- Что удерживает атмосферу у нашей планеты? (Сила земного притяжения)

- Из чего состоит атмосфера? (Из воздуха)

- А что такое воздух? (Смесь газов)

- Какие газы входят в состав воздуха? (78%  азота, 21% кислорода, 1% остальные газы: углекислый, озон, водяной пар, и др.)

- Какими свойствами обладает воздух? (Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, поддерживает горение, невидим)

2. Строение атмосферы.

(Ученики читают текст учебника на с. 104, рассматривают ри. 68)

Ученые выделяют в атмосфере несколько слоев (см. рис. 68)

Люди живут в нижнем слое атмосферы – тропосфере. В этом слое находится 80% воздуха. В тропосфере образуются облака, идет дождь, дует ветер, летают самолеты, изменяется погода. В тропосфере температура понижается при подъеме на 1 км на 6 градусов. Максимальная толщина тропосферы над экватором – 18 км, наименьшая – над полярными широтами 8-10 км.

Над  тропосферой находится стратосфера. Воздуха в стратосфере содержится меньше, чем в тропосфере. Температура воздуха сначала понижается, а с высоты 20-30 км повышается. На этой высоте находится слой озона, который поглощает губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи Солнца. Если бы весь озон собрать у поверхности Земли, то его толщина была бы всего 0,25 см.

Верхняя граница стратосферы – 50 км.

Над стратосферой находятся верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера. Воздуха здесь очень мало, а у верхней границы в составе атмосферы много водорода.

Экзосфера – разреженное пространство  выше 400 км. Здесь наблюдается самые высокие полярные сияния.

Ионосфера – область заряженных частиц (ионов и электронов), состоит мезосферы и термосферы. Короткие радиоволны отражаются от ионосферы. В мезосфере сгорают метеорные тела.

3. Значение атмосферы.

(Ученики читают текст учебника на с. 105)

Задание: Раскройте значение атмосферы для жизни на Земле (перечислите четыре пункта)

- Воздух необходим для дыхания живых организмов.

- Озон атмосферы защищает живые организмы от жестких ультрафиолетовых лучей.

- Атмосфера защищает Землю от перегревания и переохлаждения. На Луне, не имеющей атмосферы, днем поверхность нагревается до +150 градусов, а ночью охлаждается до – 200 градусов.

- В атмосфере сгорают метеоры, которые могли бы бомбардировать поверхность Земли. При наличии атмосферы – это явление очень редкое.

Запись в тетрадь:

Воздух – дыхание.

Озон – опасное излучение.

Атмосфера – одеяло Земли.

Броня – метеоры.

4 Изучение атмосферы.

Задание: Прочитайте текст учебника на с. 106 и составьте план текста.

-Метеорологическая служба наблюдение за погодой.

-Воздушные шары, метеорологические ракеты.

-Искусственные спутники.

III. Закрепление изученного материала.

Решите задачи:

  1. Определите высоту горы, если у ее подножия температура воздуха составила +16 градусов, а на вершине температура воздуха составила -8 градусов? (Разница температур составляет 24 градуса. При поюъеме на каждый километр температура понижается на 6 градусов . 24:6=4 высота горы 4 км.)
  2. На какую высоту поднялся самолет, если у поверхности Земли температура воздуха +24 градуса, а за бортом самолета температура воздуха – 24 градуса? (24+24=48; 48:6=8. Самолет поднялся на высоту 8 км.)

5.Температура воздуха.

( Ученики читают текст учебника на с. 107-110, рассматривают рис. 70-72)

Температура воздуха – важный показатель при характеристике атмосферы, погоды и климата.

Как нагревается воздух? Почему температура воздуха понижается при подъеме вверх?

- Подоконник, на который падают солнечные лучи летом теплый, а стекло прохладное. Почему? Сделайте вывод. (Лучи нагревают непрозрачные тела, а через прозрачные тела проходит, не нагревая их. Воздух нагревается от поверхности Земли. Над холодной поверхностью земли воздух холодный, а над теплой – воздух теплый)

- Как нагреваются суша и вода?

- Вы пришли на пляж днем. Что нагрето сильнее: вода или пляж? (Песок на пляже горячий, а вода в реке, озере, море – холодная)

-Что изменится вечером?

-Сделайте вывод. (Суша нагревается быстро и быстро остывает, а вода нагревается медленно и медленно остывает. Температура воздуха над сушей и водой разная)

-С помощью какого прибора измеряется температура воздуха? ( С помощью  термометра)

- Как правильно устанавливать термометр? ( на высоте около 2 м в тени, лучше с северной стороны. Если на термометр падают лучи Солнца, то термометр показывает свою температуру, а не температуру воздуха)

- Почему температура воздуха меняется в течение суток?

Задание: рассмотрите рис. 70 на стр.108 учебника и ответьте на вопрос:

-Какая из площадок нагрета больше, чем другие? Почему? (Чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения лучей Солнца, тем сильней нагревается поверхность Земли, тем выше температура воздуха)

- Что такое амплитуда температуры воздуха? (Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха)

Задание: Определите суточную амплитуду  температуры воздуха , пользуясь показаниями третьей пары термометров на рис. 71 на стр. 109 учебника. (Амплитуда равна 19 градусов))

Температура воздуха в течение года меняется. Летом земная поверхность сильно нагревается, а за короткую ночь не успевает охлаждаться. Поэтому летом температура воздуха высокая. К осени похолодает, зимой становится еще холоднее, весной температура снова повышается.

В районе экватора весь год высокая температура воздуха. Здесь круглый год лето.

- В чем причина изменения температуры воздуха в течение года?

Для сравнения температуры воздуха разных месяцев определяют среднюю температуру месяца. Чтобы определить  среднюю месячную температуру, нужно сумму всех средних суточных температур разделить на количество дней в месяце.

Сравнение средних месячных температур показало, что самый теплый месяц в году в Сереном полушарии – июль, а самый холодный – январь. В южном полушарии наоборот: самый теплый месяц – январь, а самый холодный – июль.

Зная средние температуры месяцев, можно определить годовую амплитуду температуры воздуха и построить график годового хода температуры.

Задание: по графику годового хода температуры в Москве, изображенному на рис. 72 на стр. 110, определите:

-среднюю температуру самого холодного и самого теплого месяца в Москве (средняя температура января равна -8 градусов, средняя температура июля + 18 градусов)

- годовую амплитуду температуры воздуха для Москвы (8 градусов +18 Градусов =26 градусов)

Поскольку средняя месячная температура в одном и том же пункте в разные годы разная, для определения самого теплого или самого холодного месяца за несколько лет определяют среднюю многолетнюю температуру за месяц. ЕЕ определяют путем деления суммы средних месячных температур за несколько лет на количество этих лет.

Зная среднюю многолетнюю температуру каждого месяца, можно определить среднюю годовую температуру пункта.

Задание: Сделайте прогноз изменения климата, если средние многолетние температуры будут с каждым годом выше. (Произойдет потепление климата).

IV.Закрепление изученного материала.

Ответьте на вопросы ( устно).

- Объясните, почему атмосферу называют одеялом и броней Земли?

- Назовите два слоя атмосферы.

- В каком слое атмосферы мы живем?

- Как меняется температура воздуха при подъеме вверх?

- Почему температура воздуха меняется в течение суток?

- От чего нагревается воздух?

-Как нагреваются суша и водная поверхность?

- Что такое амплитуда температур?

V.Рефлексия учебной деятельности.

- Я понял тему урока….

-Как я оцениваю свою работу на уроке…

- Мне было легко\трудно…..

-Я научился…..

VI.Домашнее задание.

- Прочитать параграфы 26,27.

- Выполнить задания №3-5 на стр. 111 учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

Конспект урока в 5 классе по теме: "Значение дыхания для живых организмов" ФГОС

Урок  в 5 классе:Тема урока  «Значение дыхания для живых организмов»Данная разработка урока составлена по УМК Пономарева И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Межпред...

Конспект урока по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания".

Конспект урока по биологии по теме " Органы дыхания.Строение.Значение дыхания" в 8 классе. Основные цели и задачи урока, краткое изложение материала,закрепление, домашнее задание....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...