Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Колесникова Наталия Валерьевна

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого деятеля науки кристаллографии - М.В.Ломоносова, его огромный вклад в данную науку, что позволяет учителю провести урок с большим процентом заинтересованности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Кристаллография – наука М.В.Ломоносова.

Тип урока: урок- практикум.

Цели урока:

Обучающая: сформировать простейшие навыки определения  горных пород, познакомить с ролью  М.В.Ломоносова  в становлении геологических наук.

Развивающая:

Воспитывающая: интерес к науке, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: коллекция минералов, образцы для определения твердости минерала по шкале Мооса.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

 В руках учителя – образец гранита.

На парте у каждого учащегося – кварц, слюда, полевой шпат.

2. Мотивационная беседа.

-Ребята. Обратите внимание, у меня в руках гранит, а у вас на партах – известковый шпат, слюда, кварц. Гранит – это горная порода, а ваши образцы – минералы. Чем же они отличаются?

-Горные породы состоят из минералов.

-Попробуйте написать, что такое горные породы и минералы.

Горная порода – природный агрегат минералов более или менее постоянного минерального состава. Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.

- Как много полезных ископаемых – горных пород  и минералов, слагающих земную кору, являются необходимым природным ресурсом для хозяйства человека. Поэтому физические и химические свойства камней, издавна интересовали ученых. Одним из таких ученых, несших огромнейший вклад в изучение минералов и горных пород, был М.И. Ломоносов.

3.Сообщение о заслугах М.И. Ломоносова в науке минералогии

Внимание Ломоносова привлекала кристаллография – наука о строении, физических свойствах и образовании кристаллов. Еще на Севере он наблюдал, процессы кристаллизации поваренной соли при ее выварке, интересовался распадающимися кусочками слюды, которую добывали на побережье Белого моря. Затем, занимаясь минералогией, Ломоносов обратился к изучению структуры кристаллов, стремясь установить зависимость между их формой, физико-химическими свойствами. Качеством руд и характером технологических процессов. В ряде своих работ, но главным образов диссертации «О рождении и природе селитры», ученый изложил важные идеи о строении кристаллов и их природе. Он сформулировал закон постоянства углов кристаллов для различных кристаллических веществ, причем это «постоянство фигуры» служило для него и характеристикой физических и химических качеств. Перечисляя различные способы образования кристаллов, Ломоносов рассматривает их как проявление единого общего процесса, в котором «многообразная натура» раскрывает себя в обилии «различий и новых произвождений». Мысли Ломоносова о природе кристаллов близки, а подчас и идентичны идеям ученых-минералогов и кристаллографов 19-20вв.,  том числе и Д.И.Менделеева.

Советский кристаллограф И.И.Шафрановский, проанализировав труды Ломоносова по кристаллографии, и в частности его идеи о строении и процессах образования кристаллов, пришел к заключению, что год написания русским ученым диссертации «О рождении и природе селитры» «можно смело считать датой зарождения русской научной кристаллографии».

4.Физ. минутка.

5. Подготовка к выполнению практической работы.

-Иногда вы, ребята, находите разнообразные камни во время каникул, походов, экскурсий. Из этих находок могла бы получиться интересная коллекция. Однако для этого необходима правильная диагностика минералов и горных пород, которая проста и доступна. Мы также как М.И. Ломоносов и другие известные ученые-минералоги сможем с вами определять свойства минералов.

(Объяснение материала опережающего характера).

1.Морфология. Облик минералов может быть  округлым – кубы, октаэдры; призматическим, столбчатым, игольчатым, волокнистым; чешуйчатым, листоватым (примеры) и т.д.

2.Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

3.Блеск. Показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным блеском, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовым.

4.Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию. Существует признанная шкала твердости, куда входят 10 минералов (шкала Мооса) (примеры определения твердости).

6.Практическая работа «Определение свойств минералов»

Название минерала

морфология

твердость

цвет

блеск

Особые свойства

кварц

друзы

7

бесцветный

стеклянный

Полевой шпат

Натечные массы

3

Молочно-белый

стеклянный

Двойное лучепреломление

слюда

Листоватые агрегаты

2-3

желтоватый

перламутровый

Листочки гибки и упруги

7. Подведение итогов.

-Каждый минерал по-своему прекрасен и неповторим, привлекает наше внимание как удивительное творение природы. Определяя минералы, интересно не только узнать их свойства, но и понять, почему они наделены такими признаками, как и где они возникли, где и каким образом они могут быть использованы человеком.

-Ребята, сегодня наша практическая работа в какой-то мере была связана с некоторыми событиями: советские ученые увековечили имя своего великого предшественника, назвав минерал, найденный в жильной горной породе, состоящей из крупных кристаллов полевого шпата, кварца, слюды и др., ломоносовитом.

8.Домашняя работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии по теме "Изучение форм поверхности, характер залегания горных пород"

Практическая работа на местности как средство здоровьесбережения на уроках географии. Практические работы я рассматриваю как средство связи теории с практикой. Выполнение их способств...

Урок географии на тему: " Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы "

Предмет: географияКласс: 5Тема урока: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы», Раздел IV: «Земная кора», урок № 2...

Конспект урока географии в 6 классе "Горные породы и минералы"

Технологичкская карта урока в 6 классе "Горные породы и минералы"...

Конспект урока географии в 5 классе по ФГОС "Изучение Земли в средние века".

Технологическая карта урока географии в 5 классе, разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Способствует формированию предметных, метапредметных и личностных результатов....

Конспект урока географии в 6 классе «Горные породы и минералы».

Конспект урока географии в 6 классе  «Горные породы и минералы»....

Конспект урока географии в 11 классе. Тема: «Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы». Тип урока: изучение нового материала.

Материал адресован практикующим учителям географии ОУ. На уроке изучаются типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, основные промышленные районы региона и их структура; предполагается...

Конспект урока по технологии. Тема: "Изучение свойств древесины различных пород" 5 класс

Практическая часть (представление модели урока, основанного на использовании системно-деятельностного подхода, с технологичным описанием деятельности учителя и учащихся по достижению поставленной зада...