Конспект урока географии в 6 классе «Горные породы и минералы».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Бородынкина Светлана Ивановна

Конспект урока географии в 6 классе  «Горные породы и минералы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gornye_porody.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе  

Подготовила и провела учитель географии

МБОУ СОШ №2 п.Клетня

Бородынкина Светлана Ивановна.

Тема «Горные породы и минералы».

Цель:  формирование знаний о горных породах   как  о главной составляющей земной коры.

Формируемые УУД

Предметные: научиться объяснять  особенности образования горных пород, их составе, видах и использовании человеком в хозяйстве;

Личностные: формирование  познавательного интереса к предмету, чувства гордости за страну, богатую полезными ископаемыми.

Метапредметные: продолжить формировать умения составлять описание горных пород;  выделять главное в изучаемом материале; производить анализ результатов сравнения.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация,  коллекция горных пород, учебник, настенная физическая карта полушарий и России.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы.

Ход урока.

  1. Организационный   момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний.

Давайте   вспомним, что изучали мы на прошлом уроке:

Что такое литосфера?

Каково внутреннее строение земного шара?

Для чего изучают внутреннее строение Земли?

Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?

Из каких слоёв состоит земная кора?

Как изучают земную кору?

  1. Изучение нового материала.

       Горные породы окружают нас повсюду. Если за городом вы можете наблюдать их преимущественно в естественном состоянии, то в городе они, в большинстве своем, представлены уже в переработанном виде. Стены и полы наших квартир, дорожное покрытие, элементы зданий и многое, многое другое выполнено из обработанных горных пород.

        Прочитайте текст учебника на с.46

Слайд 5.

         Горные породы – это рыхлые или твердые  природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов.  Вся толща земной  коры  состоит  из разнообразных горных пород, их более  2000 видов. Они различаются между собой по составу, свойствам и происхождению. Каждая горная порода состоит из определенных минералов. Минерал –  это твердое тело природного неорганического происхождения, имеющее кристаллическое строение и состав, который можно выразить химической формулой. То есть минералы - это кристаллы (или кристаллики), их можно пощупать, измерить и  взвесить.

Слайд 6. По происхождению  все горные породы делят на 3  группы: магматические, осадочные и метаморфические.

В ходе изучения горных пород учащиеся заполняют   с. 56 в тетради.

                                                   В начале, возникли породы из магмы,

                                                       Они пеpвоpодные самые как бы,

                                                   Тяжелый гранит, в глубине остывал,

                                                   Базальт на поверхности лавою стал.

                                                        Породы весьма симпатичные,

                                                            Увесистые, магматичные.

Слайд 7.  Магматические горные породы образуются при остывании магмы на глубине или поверхности земной коры.  В зависимости от условий образования магматические породы разделяются: на глубинные  - гранит, базальт; и  излившиеся   - пемза.  

      Глубинные породы образуются на больших глубинах в условиях высоких температуры и давления, медленного и равномерного остывания магмы. 

            Излившиеся породы появляются на поверхности земли в условиях низкой температуры и атмосферного давления при быстрой отдаче теплоты и быстром выделении газообразных веществ из лавы с образованием в ней многочисленных пор, сохраняющихся и после затвердевания.

                                                                           

                                                                 Hо прочность - не вечность,

                                                                      И вот что случается:

                                                        Породы выветриванием pазpушаются,

                                                          Дробятся на глыбы, обломки, пески,

                                                           Выносятся водами быстрой pеки,

                                                                Река их по руслу таскает,

                                                                   Обкатывает, отлагает.

                                                            А там, где горячие воды струятся,

                                                      Там в них минералы совсем pаствоpяться.

                                                                 Когда же pаствоp остывает,

                                                                     То соль из него оседает.

                                                     А в толще морской или в темном болоте,

                                                       Вы массу остатков животных найдете,

                                                        А также, растений отмерших остатки,

                                                              Они образуют поpоды-осадки.

                                                        (Все то, что pазpушено, пеpеотложено,

                                                            Осело солями, остатками сложено.

      Слайд 7.  Осадочные породы образовались на поверхности суши и на дне водоемов из изверженных пород, под влиянием воды, ветра, давления, температуры, углекислого газа и других атмосферных агентов. Характерной особенностью осадочных месторождений, в отличие от магматических, является их пластовое залегание. В зависимости от условий образования эти породы делятся на группы:

  • Обломочные породы, образовавшиеся в результате выветривания (гравий, глина, пески).
  •  Химические породы,  образовавшиеся при испарении древних морей, их характерной чертой является растворимость (каменная соль, калийная соль).
  •  Органические породы, образованные остатками организмов (животных и растений), известняки, ракушечники, мел.

                                                                                      ***                                                                                      

                                                        Hо вот, под давлением, магма опять,

                                                         Стремится земную коpу pазоpвать,

                                                              И в месте такого втоpжения,

                                                            Наметятся, вдруг, пpевpащения:

                                                      Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,

                                                    Был мел, очень мягкий, вдруг мpамоp лежит.

                                                        Такие породы, весьма специфические,

                                                          Зовутся геологами метаморфическими.

                             

Слайд 9. Горные породы с поверхности Земли могут быть перемещены в результате тектонических движений на глубину. Под воздействием давления, высоких температур эти породы приобретают новые свойства. Так образуются метаморфические горные породы.

Известняк            мрамор

Песчаник            кварцит

Гранит             гнейс.

    Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми. Сейчас вы выполните з.6 в тетради

Тренировочная практическая работа «Характеристика горных пород»

Название горной породы

Происхождение горной породы

Условия образования

Минеральный состав

Использование в хозяйстве

Свойства пород

Известняк

осадочная

органическая

Кальцит (карбонат кальция CaCO3)

В строительстве, в металлургии (флюс)

Мягкая

 Слоистая, имеет остатки древних организмов

Гипс

осадочная

Химическая

В медицине

Мягкая, рыхлая

Песок

осадочная

обломочная

в строительстве

Сыпучая

Гранит

магматическая

глубинная

Кварц, полевой шпат, слюда.

в строительстве, в качестве облицовочного материала.

Твердая, крупнозернистая,

массивная,

плотная.

Базальт

магматическая

глубинная

Авгит, вулканическое стекло

Базальтовые волокна - утеплители

Пемза

магматическая

излившаяся

Кварц, полевой шпат.

В косметических целях

Твердая, мелкозернистостая,

плотная

Глина

осадочная

обломочная

Каолинит, корунд, полевой шпат,

В косметических целях, изготавливают посуду, поделки, кирпичи.

Мягкая,

 рыхлая

Поваренная соль

осадочная

химическая

хлорид натрия – NaCl;

В приготовлении пищи, для получения соды.

Кристаллическая,

твердая

Гнейс

метаморфическая

Кварц, полевой шпат,

слюда

В строительстве, облицовка  набережных, кладка фундаментов

Зернистая порода,

твердая

Мрамор

метаморфическая

кальцит CaCO3.

В строительстве

Кристаллически-зернистая порода,

Твердая, плотная

IV.  Закрепление.

  На слайде изображены горные породы, назовите их.

  1. Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей. (графит)
  2. Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей. (поваренная соль)
  3. Она делает наши пяточки гладкими. (пемза)
  4. Камень горы образует Тайны свято он хранит, Магма камень тот рождает, он называется ? (гранит)

V.  Рефлексия.

Оцените свою работу   на уроке, дополняя предложения:

  1. Мне удалось:
  2. Меня удивило:
  3. Мне понравилось:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД

Свойства

Магматические

Метаморфические

Осадочные

Структура (размеры зерен слагающих породу).

Может быть любой: крупнозернистой, среднезернистой, мелкозернистой.

Отдельные зёрна увидеть бывает трудно, но у крупнозернистого мрамора и кварцита можно); чаще – мелкозернистая

Обломки могут быть любыми, чаще мелкозернистая (частицы не выделяются невооружённым взглядом).

Структура (кристаллическая или землистая)

Кристаллическая (на солнечном свете блестит).

Кристаллическая, (иногда кристаллы в виде пластин, как у слюды или в виде волокон, как у асбеста).

Землистая,  (на солнце не блестит).

Текстура (строение породы:

  1. массивная;
  2. слоистая (выражается в чередовании, слоев различного состава, обычно характерно для осадочных пород;
  3. волокнистая.

Массивная (равномернозернистая, без особых рисунков).

Встречаются все из перечисленных.

Массивная, слоистая; (у сыпучих - песок, гравий, галька текстуры нет).

Твёрдость – мягкость

Твердая.

Твёрдая.

Мягкая.

Плотная - рыхлая

Плотная

Плотная

Плотная или рыхлая

Особые свойства (наблюдаются ли остатки организмов, плотная или рыхлая горная порода, сыпучая.)

Остатки организмов не наблюдаются, плотная.

Иногда наблюдаются в мраморизованных известняках, плотная.

В органических есть признаки остатков древних организмов (отпечатки, следы движения и др.), плотная; рыхлая; сыпучая.

Структура (от латинского – строение) – совокупность признаков строения горной породы, обусловленных размерами, формой и взаимоотношениями ее составных частей.

Текстура горных пород (от латинского – ткань, сплетение) – строение горных пород, обусловленное ориентировкой и распределением ее составных частей.

         Твердость – способность противостоять внешнему механическому воздействию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА с использованием ЭОР " Горные породы и минералы"

урок  географии в 6 классе с использованием ЭОР тема: "Горные породы и минералы"...

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

Конспект урок в 6 классе "Горные породы и минералы"

В конспекте урока расматривается методика преподавания материала по теме "Горные породы и минералы"В конспекте даются методы и приемы дачи материала,применяются различные виды работ,согласно...

Презентация по географии на тему: "Горные породы и минералы"

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойст...

Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс

Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с  целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением...

Конспект урока географии в 6 классе "Горные породы и минералы"

Технологичкская карта урока в 6 классе "Горные породы и минералы"...

Разработка урока по географии 6 класс Горные породы

Учащиеся выполняют тестовые задания по теме прошлого урока, затем самостоятельно проверяют свои знанияУже известно, что Земля состоит из 3 слоев: ядро, мантия, земная кора. Из чего состоит земная кора...