Рабочая программа по курсу «География России» 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Соколова Наталья Васильевна

Рабочая программа

по курсу «География России» 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.docx36.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                                  «Утверждаю»

педагогического совета                                                                                                Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

протокол № 8 от 29.08. 2019г.                                                                                      приказ № 90от 29.08.2019 г.

Рабочая программа

по курсу «География России» 8 класс

Составила  учитель географии Соколова Н.В.

Тюменцево  2019 г.

Пояснительная записка

1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы по географии России авторов В.В.Николиной, А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной5-9 классы М,»Просвещение»2019год.

1.2.Общие цели учебного предмета

  • формирование системы географических знаний  как компонента научной картины мира
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.

1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Общее число учебных часов  по авторской программе -  70 часов; из них 10 часов –резервное время.  По учебному плану - 2 часа в неделю. Практические работы -10

Урок №65 и 66 включает 2 темы. Резервные часы распределены следующим образом: 10 часов на проведение практических работ

1.4.УМК.

для учителя

1.В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 класс, М: Просвещение 2011г.

2.А.И. Алексеев и др., «География. Россия. 8 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2016 г.

3.В.В Николина. Поурочные разработки (пособие для учителей), Москва Просвещение, 2016г.

4.В.В Николина. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс , Москва, Просвещение, 2016 г.

5.Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.Просвещение, 2012 г.

для учащихся  

1.А.И. Алексеев и др., «География. Россия. 8 класс» - учебник для общеобразовательных школ, Москва. Просвещение, 2016 г.

Планируемые результаты обучения.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. Изучение географии в 8ом классе предполагает достижение следующих результатов личностного развития:

1)воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству; чувства гордости за свою Родину; прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развитию науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современному мира; 4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; 5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу, формирование основ социально-критического мышления; 6) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 7) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 8) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде; 9) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях; 10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами обучения являются: 1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения; 3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, логически рассуждать, делать умозаключения и выводы, выполнять практические и познавательные задания; 4) умение организовать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; 5) формирование и развитие компетентности в области использования технических средств ИКТ; 6) умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; 7) умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; 8) умение пользоваться методами наблюдения, моделирования, объяснения, прогнозирования; 9) умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; 10) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия.

Предметными результатами обучения являются: 1) формирование целостного географического образа территории России, своего региона; 2) познание основных природных, социально –экономических. Экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих на территории России;3) формирование представлений  об основных этапах географического освоения территории России, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах страны; 4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6) формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное поведение в окружающей среде; 7) формирование опыта творческой деятельности.

Содержание  тем учебного предмета

Тема 1Россия в мире (6ч)

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, ею виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России.»

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Районирование. Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практическая работа №2 «Анализ административно –территориального деления России»

Тема 2 Россияне (10ч)

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже ХХ и ХХI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Особенности воспроизводства населения. Воспроизводство населения в разные исторические периоды.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения в России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Практическая работа№3 «Анализ половозрастных пирамид регионов России»

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей .в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Практическая работа №4 «Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России и направлений миграционных потоков».

Трудовые ресурсы и экономически активное население. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Тема 3 Природа России (21ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. История  формирования земной коры на территории России. Геологическое летоисчесление. Геохронологическая шкала. Эпохи складчатости. Особенности геологического строения России. Основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.Систематизация информации о полезных ископаемых России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: Солнечная радиация. Атмосферная циркуляция. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны.

Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Влияние на климат России её географического положения и морских течений.

Влияние климата на жизнь и здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Практическая работа №5 «Оценка  климата своего региона».

Моря, омывающие территорию России. Россия –морская держава. Особенности российских морей, их проблемы. Северный морской путь.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, лавины, сели, и их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей России»

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России. Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Практическая работа №7 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности»

Тема 4 Природно–хозяйственные зоны (6ч.)

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Практическая работа №8«Сравнительная характеристика  природно-хозяйственных зон России»

Тема 5 Хозяйство России (22ч)

Особенности хозяйства России.Природно –ресурсный, человеческий и производственный капиталы страны. Понятие «экономика», «хозяйство» Отраслевая структура.функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Национальная экономика России, её особенности.

Практическая работа№9 «Сравнение природно–ресурсного капитала различных регионов России»

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Сельское хозяйствоСостав, место и значение в хозяйстве.Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей.. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Практическая работа №10 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур»

Агропромышленный комплекс.. Состав, место и значение в хозяйстве. Пищевая промышленность Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Транспорт Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды.

Практическая работа №11 «Характеристика одно вида транспорта»

Сфера услугСоциальная инфраструктура как  часть инфраструктурного комплекса. Состав, место и значение в хозяйстве.Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населении

Информация  и связь. Информация  и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи.

Тематическое планирование

Наименование раздела программы,

тем уроков

Количество

часов на раздел,

 тему

Россия в мире

6

1.

Россия на карте мира. Географическое положение России.

1

2.

Россия  на карте часовых поясов.

1

3.

ПР №1 «Определение поясного времени для разных городов России»

4

Природно–хозяйственное районирование России. ПР Анализ административно –территориального деления России

1

5.

История  освоения и заселения  территории России

1

6

Природно–ресурсный капитал  России.

1

Россияне

10

7.

Численность населения России

1

8.

 Особенности воспроизводства населения России

1

9.

Половой и возрастной состав населения страны.

1

10.

ПР№2«Анализ половозрастных пирамид регионов России»

1

11

Народы и религии  России.

1

12

Особенности размещения населения России

1

13

Города и сельские  поселения. Урбанизация.

1

14

Миграции населения России

1

15

ПР №3Основные направления миграционных потоков

1

16

Трудовые  ресурсы и экономически активное население

1

Природа России

21

17

Геологическое строение, рельеф, и полезные ископаемые. История развития земной коры.

1

18

Рельеф: тектоническая основа. Влияние внутренних сил на формирование рельефа.

1

19

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России.

1

20

Полезные ископаемые. ПРСистематизация  информации о размещении полезных ископаемых России

1

21.

Климат и климатические ресурсы. Климатообразующие факторы. Солнечная радиация.

1

22.

Атмосферная циркуляция

1

23.

Влияние на климат России её географического положения и морских течений

1

24.

Климатические пояса и типы климатов России.

1

25

ПР№4 Оценка климата одного из регионов России

1

26.

Обобщение и систематизация темы «Климат России»

1

27.

Моря, омывающие территорию России

1

28.

Внутренние воды и водные ресурсы. Реки.

29.

ПР№5 Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей России.

1

30.

Внутренние воды и водные ресурсы.  Озёра.

1

31.

Внутренние воды и водные ресурсы: ледники, болота, подземные воды.

1

32

Роль рек в жизни населения.

1

33.

Преобразование  рек человеком.  Экологические проблемы

1

34

Почва  и почвенные ресурсы. Строение почвы

1

35.

Почва  и почвенные ресурсы. Зональность  почв.

1

36

ПР №6 Характеристика почвенных ресурсов своей местности

1

37

Обобщение темы

1

Природно – хозяйственные зоны России

6

38

Характеристика природных зон. Северные безлесные зоны.

1

39

Южные безлесные зоны

1

40

 Лесные зоны.

1

41

Лесостепи и степи

1

42

 Субтропики. Высотная поясность в горах

1

43

ПР№7 Сравнительная характеристика природно-хозяйственных  зон России

1

Хозяйство России

27

44

Особенности хозяйства России. Природно –ресурсный, человеческий и производственный капитал  страны.

1

45

Особенности хозяйства России. Национальная экономика страны.

1

46

ПР №8 Сравнение природно –ресурсного капитала различных регионов России

1

47

Реализация  проекта «Что мы оставимпотомкам»

1

48

Топливно–энергетический комплекс.  Угольная промышленность

1

49

Топливно–энергетический комплекс. Нефтяная промышленность

1

50

Топливно–энергетический комплекс. Газовая промышленность

1

51

Топливно–энергетический комплекс. Электроэнергетика

1

52.

Металлургия. Чёрная металлургия.

1

53

Металлургия. Цветной металлургии.

1

54.

Машиностроение- ключевая отрасль экономики.

1

55.

Машиностроение. География важнейших отраслей. ПР Определение главных районов размещения трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения

1

56.

Химическая промышленность

1

57.

Химическая промышленность .Экологические проблемы и пути их решения

1

58.

Лесная промышленность. Лесопромышленный комплекс.

1

59.

Обобщение и систематизация темы «Промышленность  страны»

1

60.

Сельское хозяйство. Растениеводство. ПР Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур

1

61.

Сельское хозяйство. Животноводство.

1

62.

Агропромышленный комплекс.

1

63.

Пищевая промышленность

1

64

Лёгкая промышленность

1

65.

Транспорт. Основные виды сухопутного транспорта.

1

66.

Транспорт.Водный и авиационный виды транспорта

1

67.

ПР №9 Характеристика  одного вида транспорта

68

Социальная  инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса. Сфера услуг

1

69

ПР №10 Изучаем сферу услуг своего района.

1

70

Информация и связь, их роль и значение в современной экономике.

1

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата, когда была сделана корректировка

Скорректированные номера уроков

Тема урока, после корректировки

Основание для корректировки (№ приказа, дата)

Подпись представителя администрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основании авторской программы  Е.М. Домогацких....

рабочая программа по курсу "География России"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. Г...

Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс

Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...

рабочая программа по курсу географии России 8 класс

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становлен...

Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".

По учебнику для 9 классов. Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2011....

Рабочая программа по курсу «География России» 9 класс

Рабочая программапо курсу «География России» 9 класс...

Рабочая программа по курсу "География России"

Рабочая программа по курсу « География России. Природа»  для учащихся 8-х  классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовател...