Рабочая программа по курсу «География России» 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)

Соколова Наталья Васильевна

Рабочая программа

по курсу «География России» 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_9_klass.docx36.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ )

Принята  на заседании                                                                                                      «Утверждаю»                                                                  

 педагогического совета                                                                                                   Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)

 протокол № 8 от 29.08. 2019г.                                                                                        приказ № 90 от29.08.2019 г.

Рабочая программа

по курсу «География России» 9 класс

                                                                                                                            Составитель: учитель географии Соколова Н.В.

                 

                                                                        Тюменцево  2019 г.                        

Пояснительная  записка

1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа. Рабочая программа курса «География. Россия» составлена на основе ФГОС ООО, авторской программы  по географии России авторов В.В.Николиной, А. И. Алексеева, Е.К.Липкиной  5-9 классы, М «Просвещение»2019год.

1.2.Общие цели учебного предмета

  • формирование системы географических знаний  как компонента научной картины мира
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и других процессов, происходящих в географическом пространстве России;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества и рационального природопользования.
  • формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных действий
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально –экономическими и экологическими факторами.

1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

География России в основной школе изучается в 8 и в 9 классах.

Общее число учебных часов по авторской программе -  70 часов; из них 15 часов –резервное время.  По учебному плану - 2 часа в неделю.

Практические работы -14

Так как учебный  период в 9 классе составляет 34 учебных недели , урок № 63 и урок № 67 включают 2 темы. Резервные часы распределены следующим образом: 5 часов добавлено в тему Регионы России, 6 часов на изучение темы «Европейская Россия» и 4 часа на тему «Азиатская Россия»

1.4.УМК

для учителя

1.В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5—9 класс, М: Просвещение 2011г.

2. А.И. Алексеев и др. География. 9 класс (учебник) М: Просвещение 2017г

3. В. Николина. География. Мой тренажёр. 9 класс (рабочая тетрадь) М: Просвещение 2017г

4. В. В. Николина. География. Поурочные разработки. 9 класс (пособие для учителя )М: Просвещение 2010г.

5.Проекты и творческие работы. География. 5-9 классы. Николина В.В., Липкина Е.К.

для учащихся

1.А.И. Алексеев и др. География. 9 класс (учебник) М: Просвещение 2017г

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3).формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4). формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

7)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными  результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:,

1)овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2)умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы ^достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

4) формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

5) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

6)умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

7).умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

8) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование целостной географической картины своей страны и отдельных её районов;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода  к изучению страны, понимание взаимосвязи исторического, этнонационального, социалогического, экологического содержания;

3) использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

4) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

5) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;

Содержание курса

Введение  (2 ч)

Цели курса, структура, содержание курса. Способы подготовки к экзамену

Районирование России

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

ПР №1Анализ различных видов районирования

Регионы  России. (13ч.)

Регионы России:Восточно-Европейская и Западно–Сибирская равнина, Урал и горы Южной Сибири, Восточная и Северо –Восточная Сибирь, Северный Кавказ и Дальний ВостокХарактеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положение, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы в сравнении: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, высотная поясность, природные ресурсы.Формирование экологического сознания. Экологическая ситуация в России.ПР №2 Экологическая безопасность  России.

  Европейская  Россия(36 ч.)

Центральная Россия:особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал.

ПР №3Выявление и анализ условий для развития Центральной России

Центральная Россия – историческое ядро Русского государства. Особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Города Центральной Росси.

Центральный район. Состав и географическое положение. Этапы развития хозяйства Центрального района. Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов..Работа с текстом. Анализ научного и художественного текстов.Москва - столица Российской Федерации

Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

  Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.

Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района.Северо Запад: «окно в Европу».Значение Санкт-петербурга

ПР №4Описание памятника ВКН района

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство  района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.

Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Население. Крупнейшие города

ПР№5Анализ выбора места для строительства металлургического комбината в г.Череповец

      Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.

Северный Кавказ: пространство Северного Кавказа, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика  хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства. АПК Северного Кавказа.  Южные моря России: транспортное значение, ресурсы. Крупнейшие города.

 Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Волга –главная хозяйственная ось района. ВКН Поволжья. Экологические проблемы Поволжья.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Специфика проблем Урала.

ПР  № 6 Сравнительная характеристика развития Поволжья и Урала

Азиатская  Россия. (13ч.)

 Пространство Сибири: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Транссибирская магистраль

Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.

Западная Сибирь – главная топливная база страны. Особенности АПК. Проблемы и перспективы развития.

Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства. Норильский промышленный район.Озеро Байкал. БАМ.

ПР  № 7 Путешествие по Транссибирской магистрали  

Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.

ПР№ 7Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства. Роль морского транспорта. Природные контрасты. Памятники ВПН. Разработка проекта«Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века»

      Россия в мире (4 ч.) Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.

ПР №8 Анализ показателей внешнеторгового оборота России

Взаимодействие природы и человека

ПР №9Характеристика природных особенностей, населения и хозяйства своей местности.

Тематическое планирование

Тема раздела, урока

Количество часов

     Регионы России

15

1

Введение. Цели курса, структура, содержание курса. Способы подготовки к экзамену

1

2

Природно-хозяйственное районирование

1

3

ПР №1Анализ различных видов районирования

1

4

Источники географической информации

1

5

Великие равнины России. Восточно-Европейская и Западно – Сибирская равнина

1

6

Сравнительный анализ природных особенностей равнин

1

7

Характеристика природных регионов России. Урал и Пояс гор Южной Сибири

1

8

Сравнительный анализ природных особенностей  Урала и пояса гор Южной Сибири

1

9

Характеристика природных регионов России. Восточная и Северо – Восточная Сибирь

1

10

Сравнительный анализ  особенностей  природы  Восточной и Северо–Восточной Сибири

1

11

Характеристика природных регионов России.Северный Кавказ  и Дальний Восток

1

12

Сравнительный анализ  особенностей  природы  Северного Кавказа и Дальнего Востока

1

13

Экологическая ситуация в России.

1

14

Экологическая безопасность

1

15

ПР №2 Экологическая безопасность  России.

1

1

     Европейская Россия

36

16

Пространство Центральной России.

1

17

ПР №3Выявление и анализ условий для развития Центральной России

1

18

Центральная Россия — историческое ядро Русского государства.

1

19

Памятники Всемирного культурного наследия Центральной России. Население Центральной России

1

20

Современные проблемы и перспективы Центральной России

1

21

Центральный район. Характеристика экономико-географического положения района

1

22

Центральный район. Особенности развития хозяйства.

1

23

Волго-Вятский район.  Состав района и его своеобразие.

1

24

Место и роль района в социально-экономическом развитии страны

1

25

Центрально-Чернозёмный район. Особенности природы и хозяйства. Специализация хозяйства.

1

26

ПР №4 Исследовательская практика «Работа с текстом»

1

27

Москва — столица России. Роль Москвы в политике, экономике, культуре России.

1

28

Дискуссия  «Рост Москвы — это хорошо или плохо?»

1

29

Пространство Северо - Запада

1

30

Северо-Запад: «окно в Европу». Влияние географического положения Северо-Запада на его роль и место в хозяйстве России.

1

31

Особенности развития хозяйства Северо-Запада. Калининградская область российский анклав.

1

32

Санкт –Петербург –вторая столица России. Значение города в экономике, науке и культуре.

1

33

Создание  презентации «Санкт-Петербург — вторая столица»

1

34

Европейский Север. Географическое положение. Природные условия.

1

35

Этапы освоения территории Европейского Севера. Население.

1

36

Развитие хозяйства Европейского Севера.

1

37

Географические аспекты экономических, социальных и экологических проблем Европейского Севера.

1

38

ПР №5 «Строительство «Северной Магнитки»»

1

39

Пространство Северного Кавказа. . Состав и географическое положение. Особенности природы.

1

40

География народов  Северного Кавказа. Этническая и религиозная пестрота населения

1

41

Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности современного хозяйства.

1

42

ПР №6  «Развитие рекреации на Северном Кавказе»

1

43

Пространство Поволжья. Природные особенности

1

44

Этапы освоения территории.Население: численность, национальный состав, специфика расселения.

1

45

Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. География важнейших отраслей хозяйства.

1

46

ПР №7  Экологические проблемы Поволжья

1

47

Пространство Урала. Природные особенности.

1

48

Этапы развития хозяйства Урала. Современное хозяйство Урала.

1

49

Население: численность, национальный состав, специфика расселения, занятия. Быт и традиции народов Урала. Особенности городов Урала.

1

50

ПР №8 Сравнительная характеристика развития Поволжья и Урала

1

51

Анализ  проблем Урала, их специфика

1

     Азиатская Россия                                                                                                                                                                                                        13

52

Пространство Сибири. Географическое положение. Особенности природы:

1

53

ПР №9 Сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

1

54

Заселение и освоение территории Сибири. Население: национальный состав, специфика расселения.

1

55

Хозяйство Сибири. Этапы промышленного развития. Роль Сибири в хозяйстве России.

1

56

Западная Сибирь— главная топливная база России. Экологические проблемы Западной Сибири

1

57

Восточная Сибирь.  Отрасли специализации и крупнейшие центры

1

58

Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге»

1

59

Дальний  Восток. Уникальность  географического положения, природы района. Состав территории

1

60

Природные контрасты. Памятники ВПН.

1

61

Освоение территории Дальнего Востока. .

1

62

Различие северной и южной частей. Роль морского транспорта в осуществлении связей между севером и югом.

1

63

Хозяйство Дальнего Востока.

1

64

ПР № 10   Исследовательская  практика  «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века»

1

Россия в современном мире

4

65

Место России в мире. Россия в системе международного географического разделения труда.

1

66.

Сферы  влияния России Экономические, культурные, информационные, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья

1

67.

ПР №11Анализ показателей внешнеторгового оборота  

1

68.

ПР №12Характеристика природных особенностей, населения и хозяйства Алтайского края

1

Лист внесения изменений в рабочую программу

Дата, когда была сделана корректировка

Скорректированные номера уроков

Тема урока, после корректировки

Основание для корректировки (№ приказа, дата)

Подпись представителя администрации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" 8 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основании авторской программы  Е.М. Домогацких....

рабочая программа по курсу "География России"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования. Программы: 1. Примерная программа основного общего образования по географии. Г...

Рабочая программа по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс

Рабочая программ по курсу географии "Россия. Хозяйство и географические районы". 9 класс разработана к учебнику линии под редакцией В.П. Дронова...

рабочая программа по курсу географии России 8 класс

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становлен...

Рабочая программа по курсу "География России . Хозяйство и географические районы".

По учебнику для 9 классов. Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2011....

Рабочая программа по курсу «География России» 8 класс

Рабочая программапо курсу «География России» 8 класс...

Рабочая программа по курсу "География России"

Рабочая программа по курсу « География России. Природа»  для учащихся 8-х  классов общеобразовательного учреждения разработана на основе Федерального государственного образовател...