Рабочая программа по географии в 8 классе.
рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии для 8 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8_klass_2019-2020.docx50.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru

ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета

«30» августа  2019 года

 ( протокол  № 1)

                        «Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №110  от  «30» августа 2019 года.

Рабочая программа

по географии России

8 класс

УМК:

1. Учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2014.

2. География России. Природа и население. 8 класс. Географический атлас.  – М.: Дрофа,2014.

3. География России. Природа и население. 8 класс. Контурные карты.  – М.: Дрофа,2014

4. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.

                                                                                             Составитель:

                                                                                                                     учитель географии и истории:

                                                                                                                     Мешкова Ясемен Шахмурадовна,

                                                                                                                           высшая квалификационная категория

с. Листопадовка

        2019-2020 уч. год

Пояснительная записка

     Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

1.  Закон от 29.12.12 г. № 273 - ФЗ  « Об образовании в Российской Федерации» (ст.12, 13).

 федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

2. Примерная программа основного  общего образования по географии,  составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа» 2014год;

3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

4.  Учебный плана МКОУ « Листопадовская средняя общеобразовательная школа»  на 2018 - 2019учебный год.  

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы  общего образования.

       Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

       Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по-новому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

       «География России» изучается в 8 и 9 классах. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей и задач:

            • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Планируемые результаты изучения предмета

        В результате изучения географии 8 класса ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Содержание программы

8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)

Введение - 1 ч.

Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того. Чем живут люди, как он взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.

Раздел Ι.  Пространства России - 7 ч.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы.

1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.» Обозначение границы на к/к.

         2.  «Решение задач на определение поясного времени»

Раздел ΙΙ. Природа и человек – 42 ч.

Тема 1. Рельеф и недра России – 4 ч.

Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф.

Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Богатства недр страны. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Изменение  рельефа человеком.  Рекультивация земель. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практические работы

  1. «Геологическое строение территории России»

Тема 2. Климат – 5 ч.

Климат и человек. Общие особенности климата. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Агроклиматические ресурсы. Требования важнейших с/х культур к климатическим условиям.

Практические работы

  1. «Циклоны и антициклоны»
  2. «Типы климатов России»

Тема 3. Богатство внутренних вод – 4 ч.

Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов.

Практические работы

  1. «Обозначение в контурной карте крупных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.»
  2.  «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий.»

Тема 4. Почвы – «особое природное явление» - 4 ч.

Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением.

Тема 5.  Живая природа  -  7ч

География лесов и безлесных зон России.  Характеристика лесов и  безлесных зон России, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

       Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 

Контрольная работа за первое полугодие.
 Тема 5. В природе всё взаимосвязано – 4 ч.

Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек — неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.

Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки — целостности, ритмичности, устойчивости — и их влияние на хозяйственную деятельность человека.

Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы — сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.

Практические работы

  1. Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»
  2. «Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану»

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны – 10 ч.

Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения и ландшафтно-географических зонах.

Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

Практические работы

1.«Описание одной из природных зон  на основе общегеографических и тематических карт».

Тема 7. Природопользование и охрана природы – 4 ч.

Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.

Охрана природы и охраняемые территории. Заповедники и национальные парки. Заказники и  памятники природы.

Раздел ΙΙΙ. Население России – 15 ч.

Тема 1. Сколько нас – россиян? -2ч

Введение в тему: "Задачи изучения и основные вопросы нового раздела "Население России".

Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.

Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.

Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.

Тема 2. Кто мы? – 2ч

Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида - "запечатленная демографическая история".

Выявление возрастного состава России, регионы России с преобладанием населения молодых или пожилых возрастов.

Практические работы

1. «Характеристика половозрастного состава населения нашей страны на основе диаграмм и других  источников информации»

Тема 3. Куда и зачем едут люди? – 3ч

Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины.

Различия терминов «миграция» и «территориальная подвижность населения», характер внешней миграции, учёт движения населения

Тема 4. Человек и труд – 1ч

Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.

Тема 5. Народы и религия России – 3ч

Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.

Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России - история взаимодействия ее народов.

Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.

Практические работы

  1. Изучение особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России (на основе изучения карт)

Тема 6. Где и как живут люди? – 4ч

Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о "емкости территории" и определяющих ее факторах.

Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.

Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.

Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города - полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.

Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.

Практические работы

1.Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.

2. Нанесение на к/к городов-миллионеров

Повторение 2ч.

Итоговая контрольная работа 1ч.

Резерв 2 ч.

Календарно-тематический план география 8 класс

п/п

Название раздела/Тема урока

Кол-во

 час

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

Введение.

 Зачем изучают

географию

России

1

Раздел I.

ПРОСТРАНСТВА РОССИИ

7

Россия на карте мира

1

Границы России.

П.р. «Характеристика географического положения России.    Сравнение географического положения России с географическим положением других стран». Обозначение границы на к/к.

1

Россия на карте часовых поясов.

П.р. «Решение задач на определение поясного времени».

1

Формирование территории России.

1

Географическое изучение территории России.

1

7-8

Обобщение. Итоговый урок раздела «Пространства России». Тест

2

Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

42

Тема 1. Рельеф и недра России

4

9

Строение земной коры на территории России.

П.р «Геологическое строение территории России».

1

10

Особенности рельефа России.

1

11

Современное развитие рельефа.

 

1

12

Использование недр.

Тест  по теме «Рельеф России».

1

Тема 2. Климат

5

13

Общая характеристика климата России.

1

14

Закономерности циркуляции воздушных масс.

П.р. «Циклоны и антициклоны».

1

15

Распределение температур и осадков.

1

16

Типы климата нашей страны.

П.р. « Типы климатов России».

1

17

Климат и человек.

1

Тема 3. Богатство внутренних вод России

4

18

РекиП.р  «Обозначение в контурной карте крупных рек и озер».  «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения».

1

19

Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

1

20

Человек и вода.

П.р  «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий».

1

21

Тест  по теме «Климат и внутренние воды».

1

Тема 4. Почвы – национальное достояние страны.

4

22

Почвы - особое природное тело.

1

23

География почв России.

1

24

Почвы и урожай.

1

25

Рациональное использование и охрана почв.

1

 Тема 5  Живая природа

7

26

География лесов России

1

27

Лес и окружающая среда

1

28

Безлесные просторы России. Луга

1

29

Тундра и степи

1

30

Болота

1

31

Животный мир

1

32

Контрольная работа за 1-ое полугодие.

Тема 6. В природе все взаимосвязано.

4

33

Понятие о природно-территориальном комплексе.

1

34

Свойства природных территориальных комплексов.

П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».

1

35

Человек в ландшафте.

П.р  «Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану».

1

36

Обобщение по теме «Живая природа».

1

Тема 7. Природно-хозяйственные зоны.

10

37

Учение о природной зоне.

1

38

«Безмолвная Арктика».

1

39

Чуткая Субарктика.

1

40

Таежная зона.

1

41

Зона смешанных и широколиственных лесов.

П.р.  «Описание одной из природных зон   на основе общегеографических и тематических карт».

1

42

Лесостепи и степи.

1

43

Полупустыни, пустыни и субтропики.

1

44

«Многоэтажность» природы гор.

1

45

Человек и горы.

1

46

Тест  по теме «Природно-хозяйственные зоны».

1

Тема 8. Природопользование и охрана природы.

4

47

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

1

48

Рациональное использование природных ресурсов.

1

49

Охрана природы и охраняемые территории.

1

50

Тест  по теме «Охрана природы».

1

Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

15

Тема 1. Сколько нас – россиян?

2

51

Численность населения.

1

52

Воспроизводство населения.

1

Тема 2. Кто мы?

2

53

Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения).

П.р. « Характеристика половозрастного состава населения нашей страны на основе диаграмм и др. источников информации».

1

54

Возрастной состав населения России.

1

Тема 3. Куда и зачем едут люди?

3

55

Миграции населения России.

1

56

Внешние миграции - в Россию и из нее.

1

57

Территориальная подвижность населения.

1

  Тема 4. Человек и труд.

1

58

География рынка труда.

1

Тема 5. Народы и религия России.

3

59

Этнический состав населения.

1

60

Этническая мозаика России.

П.р  Изучение особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России (на основе изучения  карт).

1

61

Религии народов России.

1

Тема 6. Где и как живут люди?

4

62

Плотность населения.

П.р. Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.

1

63

Расселение и урбанизация.

1

64

Города России.

П.р. Нанесение на к/к городов-миллионеров.

1

65

Сельская Россия.

1

66

Обобщающее повторение курса.

1

68

Итоговая контрольная работа.

1

69-70

Резерв.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...