Рабочая программа по географии в 8 классе.
рабочая программа по географии (8 класс)
Рабочая программа по географии для 8 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_8_klass_2019-2020.docx | 50.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя общеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru
ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150
Принята решением педагогического совета «30» августа 2019 года ( протокол № 1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №110 от «30» августа 2019 года. |
Рабочая программа
по географии России
8 класс
УМК:
1. Учебник Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2014.
2. География России. Природа и население. 8 класс. Географический атлас. – М.: Дрофа,2014.
3. География России. Природа и население. 8 класс. Контурные карты. – М.: Дрофа,2014
4. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии, 8 класс. – М.: Дрофа, 2014.
Составитель:
учитель географии и истории:
Мешкова Ясемен Шахмурадовна,
высшая квалификационная категория
с. Листопадовка
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка
Нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1. Закон от 29.12.12 г. № 273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (ст.12, 13).
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
2. Примерная программа основного общего образования по географии, составленная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденная Министерством образования и науки РФ, Москва «Дрофа» 2014год;
3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
4. Учебный плана МКОУ « Листопадовская средняя общеобразовательная школа» на 2018 - 2019учебный год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.
Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по-новому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.
«География России» изучается в 8 и 9 классах. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно – страноведческой характеристикой крупных регионов России.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей и задач:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты изучения предмета
В результате изучения географии 8 класса ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание программы
8 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение - 1 ч.
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того. Чем живут люди, как он взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее.
Раздел Ι. Пространства России - 7 ч.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
1 «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран.» Обозначение границы на к/к.
2. «Решение задач на определение поясного времени»
Раздел ΙΙ. Природа и человек – 42 ч.
Тема 1. Рельеф и недра России – 4 ч.
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф.
Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Богатства недр страны. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.
Изменение рельефа человеком. Рекультивация земель. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Практические работы
- «Геологическое строение территории России»
Тема 2. Климат – 5 ч.
Климат и человек. Общие особенности климата. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Агроклиматические ресурсы. Требования важнейших с/х культур к климатическим условиям.
Практические работы
- «Циклоны и антициклоны»
- «Типы климатов России»
Тема 3. Богатство внутренних вод – 4 ч.
Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Практические работы
- «Обозначение в контурной карте крупных рек и озер» «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения.»
- «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий.»
Тема 4. Почвы – «особое природное явление» - 4 ч.
Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Тема 5. Живая природа - 7ч
География лесов и безлесных зон России. Характеристика лесов и безлесных зон России, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.
Контрольная работа за первое полугодие.
Тема 5. В природе всё взаимосвязано – 4 ч.
Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек — неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.
Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки — целостности, ритмичности, устойчивости — и их влияние на хозяйственную деятельность человека.
Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы — сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.
Практические работы
- Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия»
- «Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану»
Тема 6. Природно-хозяйственные зоны – 10 ч.
Учение о природных зонах. В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения и ландшафтно-географических зонах.
Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Практические работы
1.«Описание одной из природных зон на основе общегеографических и тематических карт».
Тема 7. Природопользование и охрана природы – 4 ч.
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории. Заповедники и национальные парки. Заказники и памятники природы.
Раздел ΙΙΙ. Население России – 15 ч.
Тема 1. Сколько нас – россиян? -2ч
Введение в тему: "Задачи изучения и основные вопросы нового раздела "Население России".
Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.
Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.
Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.
Тема 2. Кто мы? – 2ч
Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида - "запечатленная демографическая история".
Выявление возрастного состава России, регионы России с преобладанием населения молодых или пожилых возрастов.
Практические работы
1. «Характеристика половозрастного состава населения нашей страны на основе диаграмм и других источников информации»
Тема 3. Куда и зачем едут люди? – 3ч
Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины.
Различия терминов «миграция» и «территориальная подвижность населения», характер внешней миграции, учёт движения населения
Тема 4. Человек и труд – 1ч
Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.
Тема 5. Народы и религия России – 3ч
Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.
Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России - история взаимодействия ее народов.
Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.
Практические работы
- Изучение особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России (на основе изучения карт)
Тема 6. Где и как живут люди? – 4ч
Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о "емкости территории" и определяющих ее факторах.
Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.
Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.
Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города - полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.
Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.
Практические работы
1.Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны.
2. Нанесение на к/к городов-миллионеров
Повторение 2ч.
Итоговая контрольная работа 1ч.
Резерв 2 ч.
Календарно-тематический план география 8 класс
№ п/п | Название раздела/Тема урока | Кол-во час | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание | ||
Введение. Зачем изучают географию России | 1 | ||||||
Раздел I. ПРОСТРАНСТВА РОССИИ | 7 | ||||||
Россия на карте мира | 1 | ||||||
Границы России. П.р. «Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран». Обозначение границы на к/к. | 1 | ||||||
Россия на карте часовых поясов. П.р. «Решение задач на определение поясного времени». | 1 | ||||||
Формирование территории России. | 1 | ||||||
Географическое изучение территории России. | 1 | ||||||
7-8 | Обобщение. Итоговый урок раздела «Пространства России». Тест | 2 | |||||
Раздел II. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | 42 | ||||||
Тема 1. Рельеф и недра России | 4 | ||||||
9 | Строение земной коры на территории России. П.р «Геологическое строение территории России». | 1 | |||||
10 | Особенности рельефа России. | 1 | |||||
11 | Современное развитие рельефа.
| 1 | |||||
12 | Использование недр. Тест по теме «Рельеф России». | 1 | |||||
Тема 2. Климат | 5 | ||||||
13 | Общая характеристика климата России. | 1 | |||||
14 | Закономерности циркуляции воздушных масс. П.р. «Циклоны и антициклоны». | 1 | |||||
15 | Распределение температур и осадков. | 1 | |||||
16 | Типы климата нашей страны. П.р. « Типы климатов России». | 1 | |||||
17 | Климат и человек. | 1 | |||||
Тема 3. Богатство внутренних вод России | 4 | ||||||
18 | РекиП.р «Обозначение в контурной карте крупных рек и озер». «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного освоения». | 1 | |||||
19 | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | 1 | |||||
20 | Человек и вода. П.р «Сравнительная оценка обеспеченности ресурсами отдельных территорий». | 1 | |||||
21 | Тест по теме «Климат и внутренние воды». | 1 | |||||
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны. | 4 | ||||||
22 | Почвы - особое природное тело. | 1 | |||||
23 | География почв России. | 1 | |||||
24 | Почвы и урожай. | 1 | |||||
25 | Рациональное использование и охрана почв. | 1 | |||||
Тема 5 Живая природа | 7 | ||||||
26 | География лесов России | 1 | |||||
27 | Лес и окружающая среда | 1 | |||||
28 | Безлесные просторы России. Луга | 1 | |||||
29 | Тундра и степи | 1 | |||||
30 | Болота | 1 | |||||
31 | Животный мир | 1 | |||||
32 | Контрольная работа за 1-ое полугодие. | ||||||
Тема 6. В природе все взаимосвязано. | 4 | ||||||
33 | Понятие о природно-территориальном комплексе. | 1 | |||||
34 | Свойства природных территориальных комплексов. П.р Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия». | 1 | |||||
35 | Человек в ландшафте. П.р «Составить характеристику природной зоны своей местности по типовому плану». | 1 | |||||
36 | Обобщение по теме «Живая природа». | 1 | |||||
Тема 7. Природно-хозяйственные зоны. | 10 | ||||||
37 | Учение о природной зоне. | 1 | |||||
38 | «Безмолвная Арктика». | 1 | |||||
39 | Чуткая Субарктика. | 1 | |||||
40 | Таежная зона. | 1 | |||||
41 | Зона смешанных и широколиственных лесов. П.р. «Описание одной из природных зон на основе общегеографических и тематических карт». | 1 | |||||
42 | Лесостепи и степи. | 1 | |||||
43 | Полупустыни, пустыни и субтропики. | 1 | |||||
44 | «Многоэтажность» природы гор. | 1 | |||||
45 | Человек и горы. | 1 | |||||
46 | Тест по теме «Природно-хозяйственные зоны». | 1 | |||||
Тема 8. Природопользование и охрана природы. | 4 | ||||||
47 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы. | 1 | |||||
48 | Рациональное использование природных ресурсов. | 1 | |||||
49 | Охрана природы и охраняемые территории. | 1 | |||||
50 | Тест по теме «Охрана природы». | 1 | |||||
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ | 15 | ||||||
Тема 1. Сколько нас – россиян? | 2 | ||||||
51 | Численность населения. | 1 | |||||
52 | Воспроизводство населения. | 1 | |||||
Тема 2. Кто мы? | 2 | ||||||
53 | Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения). П.р. « Характеристика половозрастного состава населения нашей страны на основе диаграмм и др. источников информации». | 1 | |||||
54 | Возрастной состав населения России. | 1 | |||||
Тема 3. Куда и зачем едут люди? | 3 | ||||||
55 | Миграции населения России. | 1 | |||||
56 | Внешние миграции - в Россию и из нее. | 1 | |||||
57 | Территориальная подвижность населения. | 1 | |||||
Тема 4. Человек и труд. | 1 | ||||||
58 | География рынка труда. | 1 | |||||
Тема 5. Народы и религия России. | 3 | ||||||
59 | Этнический состав населения. | 1 | |||||
60 | Этническая мозаика России. П.р Изучение особенностей размещения народов России, сравнение географического расселения народов с административно-территориальным делением России (на основе изучения карт). | 1 | |||||
61 | Религии народов России. | 1 | |||||
Тема 6. Где и как живут люди? | 4 | ||||||
62 | Плотность населения. П.р. Выделение на к/к главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения в отдельных территориях страны. | 1 | |||||
63 | Расселение и урбанизация. | 1 | |||||
64 | Города России. П.р. Нанесение на к/к городов-миллионеров. | 1 | |||||
65 | Сельская Россия. | 1 | |||||
66 | Обобщающее повторение курса. | 1 | |||||
68 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||
69-70 | Резерв. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...