Рабочая программа по географии в 9 классе.
рабочая программа по географии (9 класс)

Рабочая программа по географии для 9 класса с пояснительной запиской и тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_9_klass_na_2019-2020.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: listopadovka.shkola@yandex.ru

ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета

«30» августа  2019 года

 ( протокол  № 1)

                                       «Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №110  от  «30» августа 2019 года.

Рабочая программа

по географии России

9 класс

УМК:

  • География. Россия» М., «Дрофа», 2014г., Учебник  для 9кл. (базовый уровень)  А.И. Алексеева, 2014 г.
  • Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019г.
  • Контурные карты по географии. 9 класс – М., Дрофа, 2019г.

                                                                                             Составитель:

                                                                                                                     учитель географии и истории:

                                                                                                                     Мешкова Ясемен Шахмурадовна,

                                                                                                                           высшая квалификационная категория

с. Листопадовка,

2019-2020 уч.год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования,на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, В.А. Низовцева, Э.В. Кима, Г.Я. Лисенковой, В.И. Сиротина (М., «Дрофа», 2009 г.).

Учебника  для 9кл. (базовый уровень)  А.И. Алексеева, «География. Россия» М., «Дрофа», 2014г. (Рекомендовано Мин. обр. и науки РФ).

      Рабочая программа базового курса «География России» соответствует примерной программе курса «География России» основного общего образования на базовом уровне. Предлагаемое распределение часов примерной программы соответствует примерной программе профильного курса «География России» на базовом уровне. Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса,  и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «География России» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности обучающихся.

             Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.2 ст. 28, п.3 ст. 28 Закона об образовании, п.9 ст.2 Закона об образовании, п.6 ст.28 Закона об образовании п.7 ст. 28 Закона об образовании
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 5.03.2004г. № 1089. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69).
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 № 761н. «Об утверждении Единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
  •  Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.).
  •   Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
  • Учебный план МКОУ Листопадовской СОШ на 2019/20 учебный год; 

Рабочая программа курса «География России» на базовом уровне в соответствие с Федеральным базисным учебным планом в 9 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

задач:

  • сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

         Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебныхумений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Планируемые  результаты изучения предмета

В результате изучения географии за 9 класс на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
  • особенности природы, населения, природных зон и районов Российской Федерации;
  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
  • меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • описывать природные ресурсы; особенности отраслей; состав и структуру отраслевых комплексов;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации,
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния; географические координаты и местоположение географических объектов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • чтения карт различного содержания;
  • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

Содержание учебного предмета

Введение – 1час.

РАЗДЕЛ     1.    Хозяйство   России – 16 час.

Тема  1.Общая характеристика  хозяйства – 2 час.

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства – первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального  пути развития России.

            Тема  2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы  России – 14 час.

Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблема развития. Сельское хозяйство, его основные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства. Животноводство и его структура. География животноводства.

Лёгкая и пищевая промышленность  в составе  АПК. Особенности их развития в настоящее время. География лёгкой и пищевой промышленности.

Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.  

Топливно – энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России (нефтяная и газовая, угольная) промышленность. Элекроэнергетика.

Металлургический комплекс его значение в хозяйстве. Чёрная металлургия и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география чёрной и цветной металлургии.

Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны, отраслевой состав, связь с другими комплексами. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс (ВПК).  

Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство миниральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда.

           Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта. Проблемы транспортного комплекса.  Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.  

            Территориальное географическое разделение  труда.

РАЗДЕЛ   2    Районы  России – 41 час

            Тема  1. Европейская  часть  России – 26 час.

Районирование России. Общая характеристика Европейской России (состав, историческое изменение, природные условия, ресурсы). Население и главные черты хозяйства. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. Географические особенности областей Центрального района. Волго-Вятский и Центрально-Чернозёмные районы. Северо-Западная район. Санкт-Петербургский, его основные этапы развития. Калининградская область. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Население. Этапы освоения и заселения территории. Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природнохозяйственная граница. Этническая и культурная неоднородность района. Крупнейшие города района. (Казань, Самара,

Волгоград), особенности ихэкономико – географического положения и этапы  развития. Северный Кавказ. Особенности  географического положения, и разнообразие природы. Внутренняя неоднородность территории. Природно – хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Народы Северного Кавказа. Чёрное, Азовское и Каспийское  моря, их природа и хозяйственное  использование.  Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала. Проблемы населения и трудовых ресурсов. География и проблемы современного хозяйства.

Тема  2 Азиатская  часть  России – 15 час.

Природа  Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия  ведения  хозяйства. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Арктические  моря.  Русские географические открытия. Особенности  морей. Северный морской путь и его значение. Население Сибири. Этнический  состав. Хозяйственное освоение  Сибири.

Общая характеристика Восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Тема.    Россия  в  мире – 1 час.

Внешние экономические связи  России. Изменение места  России в мировом  хозяйстве.  Современная внешняя  торговля  России.

Место России в мировой  политике в различные исторические  периоды.  Россия и  сопредельные  страны.

Итоговое повторение – 1 час.

Резервное время – 2 час.

Календарно – тематическое планирование по географии в 9 классе.

        

п/п

Название раздела/ Тема  урока

Количество часов

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание

1.

Введение.

Роль экономической и социальной географии  в жизни современного общества.

1

           Раздел  1.  Хозяйство  России  -  15 час.

           Тема     1.  Общая характеристика  хозяйства  -  2 час.

2.

Понятие хозяйства. Его структура.

1

3.

Этапы развития хозяйства.

Тема  2.  Главные отрасли и межотраслевые  комплексы  - 13 час.

4.

Сельское  хозяйство.   Растениеводство. Животноводство.

Зональная специализация.

1

5.

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность.

1

6.

Лесной комплекс.

1

7.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность.

1

8.

Электроэнергетика.

1

9.

Металлургический комплекс.

1

10.

Машиностроительный комплекс.

1

11.

Химическая промышленность.

1

12.

Транспорт.

1

13.

Информационная инфраструктура

1

14.

Сфера

обслуживания. Рекреационное хозяйство.

1

15

Территориальное (географическое) разделение труда.

 Обобщающее  повторение по разделу «Хозяйству России».

1

16

ПОУ по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы России».

1

            Раздел  2.   Районы  России  -  41 час.

            Тема    1.   Европейская  часть  России  - 26 час.

17.

Восточно-Европейская равнина

1

18.

Волга

1

19-20.

Центральная Россия: состав, географическое положение.

Центральный район: особенности населения.

2

21.

Хозяйство Центрального района.

1

22.

Москва — столица России.

1

23.

Города Центрального района.

1

24.

Центрально-Черноземный район.

1

25.

Волго-Вятский район.

26.

Северо-Западный   район. Географическое положение и природа.

1

27.

Древние русские города на старых водных торговых путях.

1

28

Санкт-Петербург — новый хозяйственный узел и «вторая столица» России.

1

29

Санкт-Петербург – музей город. Защита проектов

1

30.

Калининградская область.

1

31.

Европейский Север. Географическое положение и природа.

1

32-33.

Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

2

34.

Поволжье. Географическое положение и природа.

1

35.

Население и хозяйство Поволжья.

1

36.

Северный Кавказ. Географическое положение и природные условия.

1

37-38.

Хозяйство  и  народы Северного Кавказа.

2

39.

Южные моря России.

1

40.

Урал. Географическое положение и природа.

1

41.

Этапы развития и современное хозяйство.

1

42.

Население и города Урала. Проблемы района.

1

43.

Итоговое тестирование  

 «Европейская часть России».

1

          Тема   2.  Азиатская часть  России  - 15 час.

44.

Природа Сибири.

1

45.

Природа и ресурсы гор Южной Сибири.

1

46.

Арктические моря.

1

47.

Население Сибири.

1

48.

Хозяйственное освоение Сибири.

1

49-50.

Западная Сибирь. Природные условия и  ресурсы.

 Хозяйство  района.

2

51.

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

1

52.

Байкал.

1

53.

Хозяйство района.

1

60-61.

Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы.

2

62.

Моря Тихого океана

1

63-64

Население района. Хозяйство района. Итоговое тестирование

«Азиатская часть России».

2

65

Тема.  Россия  в  современном мире  1 час.

1

66

Повторение – 1 час.

1

67-68

Резервное время 2 час.            

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...