Разработка урока "Мировой океан и его части"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Севээн Саяна Алдын-ооловна

Мировой океан и его части 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mirovoy_okean_i_ego_chasti_5_kl.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Мировой океан и его части.

Класс: 5г класс 

Дата проведения: 19 февраля 2019                                                                  

Цель урока: Формирование представления о Мировом океане, его составных частях как непрерывном водном пространстве.

Задачи:                                                                                                                                   Образовательные: Создать условия для изучения учащимися характеристики Мирового океана

Развивающие: развивать умение работы по картам, мыслительные операции: анализ, обобщение, вывод

Воспитательные: Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, бережное отношение к водам Мирового океана.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географических знаний о Мировом океане, как важнейшего компонента научной картины мира

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе

Предметные: знать что такое Мировой океан и его размеры, доказательства о причинах движения воды в океанах, знать и объяснять существенные признаки понятий суша и мировой океан

Познавательные УУД - анализировать и сравнивать океаны, выявлять причины и следствия простых явлений в океанах.

Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.                                                                                                                     Регулятивные УУД -  принимать и формулировать учебную проблему: имеет ли границы Мировой океан

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.            

 Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная, работа в парах                                                   Средства обучения: физическая карта, контурные карты, презентация по теме урока                                                                                                                  Понятия и термины: мировой океан, море, залив, пролив, волна, течение.  

Географическая номенклатура: Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, Марианская впадина, заливы, проливы, моря.

Ход урока.

1. Организационный этап.                                                                                                           1.Приветствие, психологический настрой.                                                                                                       Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Улыбнитесь мне и своим товарищам, желаю вам плодотворной работы на уроке. Успехов вам и удач!  Если будет трудно, мы вместе преодолеем преграды.

2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: В своей книге «В мире безмолвия» французский океанолог Жак Ив Кусто пишет о том, что можно приспособить человека к подводной среде….

О морях, водных пространствах слагают стихи, поют песни, но согласитесь, знаем мы о морях и океанах только самое необходимое. А есть ведь ещё и много всего дополнительного, неважного, но не менее интересного.

3. Актуализация знаний.

В 1519-1522гг состоялась экспедиция на 5 кораблях. Слайд 1

- Кем был организован экспедиция, участниками были 234 человек, а вернулись только 18?

- Чей это портрет? Слайд 2

- Какое путешествие совершил Фернан Магеллан?

- Кто расскажет маршрут Ф.Магеллана.

Маршрут: от берегов Испании через Атлантический океан к Южной Америке через Магелланов пролив в Тихий океан. Через моря и острова Тихого океана вышли в Индийский океан, обогнули южная оконечность Африки через в Атлантический океан до Испании. Слайд 3

- Какие крупные водные пространства преодолела экспедиция? океаны)                         - Через какие географические водные объекты проходила экспедиция Магеллана кроме океанов? (Моря, проливы, заливы).

Таким образом, что мы будем изучать сегодня на уроке? Ответы учащихся.

т.е мировой океан: также моря, проливы, заливы – это части Мирового океана. Итак, тема нашего урока звучит? Мировой океан и его части.   

     Эпиграфом к уроку будут слова Жюль Верна «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Слайд

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Как вы считаете, какова цель нашего урока? (изучить что такое мировой океан и каковы его размеры, изучить из каких частей состоит Мировой океан)

Молодцы!

Проблемный вопрос нашего урока, имеет ли границы Мировой океан? на которой мы должны получить ответ в конце урока.

4. Изучение нового материала.

План урока. Слайд

  1. Мировой океан
  2. Вода в океане
  3. Океаны
  4. Моря, заливы и проливы

  1. Мировой океан – самый большой водоем нашей планеты. Он покрывает ¾ поверхности Земли. Площадь Земли составляет 510 млн кв.км, суша – 149 млн.кв.км.

- Чему равна площадь Мирового океана? Давайте высчитаем и найдем площадь Мирового океана.

Учащиеся: Площадь Мирового океана - 361 млн км, что составляет (71%).

Для сравнения: площадь нашей страны, а Россия – самая большая страна мира, равна 17,1 млн.км.

Я для сравнения посчитал во сколько раз площадь России меньше Мирового океана. У меня получилось в 21 раз. Я пришла к выводу, Мировой океан - это самый большой водоём планеты.  

- Найдите, где находится мировой океан? Назовите океаны, покажите их на карте.

Таким, образом, Мировой океан - совокупность всех океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого

Парная работа. Пользуясь картами на форзаце учебника, помогая друг другу нанесите на контурные карты названия всех океанов.

  1. Вода в океане.

В океане растворены почти все известные вещества на Земле. Но особенно много в этой воде поваренной соли. Именно она и придает ей соленый вкус. Поэтому вода в океане – соленая!

Океан никогда не бывает совершенно спокойным. Его воды находятся в постоянном движении. Это волны. Главная причина возникновения волн – ветер. Именно ветер вызывает волнение, гонит воду на поверхности океанов, образуя течения. Средняя высота волн – 3-7м, максимальная до 30м. Морские течения часто называют «реками без берегов».

Задание. По рис.54 определите, какие бывают морские течения? (холодные и теплые)

- Приведите примеры теплых и холодных течений.

Эти потоки воды могут достигать тысячи км-в в ширину и многие тысячи км-в в длину. Благодаря этим движениям воды в Мировом океане перемешиваются.                        

  1. Океаны. 

Чаще всего Мировой океан делят на 4 океана. По мнению некоторых ученых, есть еще один океан, который омывает Антарктиду. Сегодня мы рассмотрим только 4 океана. А раздам вам таблицы, будете заполнять 3 колонку, используя текст учебника.

Краткие сведения об океанах.

Океаны

Площадь, млн, км

Максимальная глубина, в метрах

Тихий

180

11.022 Марианская впадина

Атлантический

92

8.742

Индийский

76

7.779

Северный Ледовитый

14

5.527


Сделаем выводы по таблице.
Анализ круговой диаграммы. Слайды

5.Физминутка. Давайте, ребята немножко отдохнем! Встаньте дети из-за парт. Дотягиваемся до вершины горы Джомолунгма, приседаем столько раз сколько океанов на Земле.

  1. Моря, заливы и проливы.

В пределах каждого океана может быть выделено большое количество морей и заливов.

Задание. Собираем определения понятий, используя текст учебника: море, залив и пролив. 

- найдите в учебнике на странице 143 определение моря. 

Море это часть океана, отделенная от него островами и полуостровами и отличающаяся свойствами воды. 

- Найдите на физической карте названия морей.

- Бассейну какого океана они относятся? Показ слайдов

- найдите в учебнике на странице 143 определение залива

Залив – это часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.

Залив особенно крупный, размерами может быть очень похож на море.

- Найдите на карте самые крупные заливы земной поверхности. (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы). Показ слайдов 

Отдельные части океана соединены между собой проливами.

- а теперь найдем определение пролива

Пролив – это узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

- Найдите на карте пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.

- Найдите на карте самый длинный пролив, он разделяет Африку и о. Мадагаскар - Мозамбикский – 1760 км. Показ слайдов

6. Закрепление полученных знаний. А теперь давайте проверим, достигли вы намеченной цели урока, выполнили ли поставленную задачу? Для этого мы составим синквейн по теме урока. Слайд

И отвечаем на проблемный вопрос.

- Имеет ли границы Мировой океан? НЕТ

Мировой океан окружает Землю непрерывающимися водами и образует единую океаносферу. Из любой его точки можно попасть в любую другую, а доказательством служит кругосветное путешествие экспедиции Ф. Магеллана.

7. Рефлексия урока.

Скоро прозвенит   звонок, пора заканчивать урок.

8. Домашнее задание сложные вопросы на странице 102.

С каким настроением вы уходите с урока? Выберите себе смайлики.

Выставление оценок.

Спасибо Вам, ребята за активность на уроке. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан и его части.

Разработка урока в 6 классе...

Интернет-ресурсы на уроках географии. "Мировой океан и его части».

При проведении   урока «Мировой океан и его части» рационально использовать  электронные образовательные ресурсы, находящиеся в сети Интернет.  Используемые Интернет – ресу...

"Мировой океан и его части" 6 класс

Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...

Разработка урока географии в 6 классе "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части" содержит конспект урока и презентацию к нему. ...

" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"

Методическая разработка урока "Мировой океан и его части"...