рабочая программа по географии 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)

Малышева Ольга Андреевна

Рабочая программа по географии  для учащихся 5 класса составлена в соответствии с авторской программой  География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С. В. Курчина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_geogr_2019-2020_po_fgos.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

346400, г. Новочеркасск , ул. Александровская, 112-а

Рассмотрена на заседании МО

естественно-математического  цикла

Руководитель МО

___________О.А Малышева ___________________

от 27.08.___________2019__

протокол №_1__

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 2 _____________ О.С. Цветкова

от __28.08.___________ 2019_

приказ № 165____

СОГЛАСОВАНО

Председатель МС

___________Т.И. Галкина

от _27.08___________2019_

   протокол № _1__

Принято  на  заседании педагогического совета        

от _27.08.__________ 2019_

протокол № _1__

Рабочая программа

по предмету «основы безопасности жизнедеятельности»

 в 10-11  классе

на 2019/2020 учебный год

Разработал учитель __Малышева О.А__________________

  (фамилия, инициалы)      

               _____СЗД__________________                

            (квалификационная категория)

2019

Нормативная правовая база реализации рабочей программы

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного (общего) образования (2004).
  3. Примерные программы по географии  федерального базисного учебного плана 5-9 класс.
  4. Федеральный перечень учебников  с изм. и доп. (Утверждён приказами Минпросвещения России от 28.12.2018 г. № 345, от 08.05.2019 г. № 233).
  5. Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Новочеркасска на 2019-2020 учебный год.
  6. Рабочая программа по географии  для учащихся 5 класса составлена в соответствии с авторской программой  География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. С. В. Курчина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.

На изучение предмета география в 5 (а, б)  классе согласно учебному плану МБОУ СОШ № 2 на 2019-2020 учебный год отводится  1 час в неделю, что соответствует 34 часам в год в соответствии с календарным учебным графиком школы. На реализацию предмета география в 5 (а,б) классе в 2019-2020 учебном году запланировано 33 часа (согласно календарно-тематическому планированию предмета с учётом государственных праздничных дней, определённых правительством РФ), программа уплотнена на 1 час. Темы «География – наука о Земле» и «Методы географических исследований» объединены в одну.

  1. Планируемые результаты освоения предмета

          Планируемые результаты освоения учебного предмета «география» направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры;
  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.

Метапредметные

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,

            ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и

             познавательной   деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
  • умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

 Предметные

  • Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • Формирование представлений и основополагающих  теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае  природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
  • Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Регулятивные УУД:

 -самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель УД;

 -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать     средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 -составлять план решения проблемы (выполнения проекта);

-работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки  самостоятельно или корректировать;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

-выявлять причины и следствия простых явлений

-осуществлять сравнение и классификацию;

-использование ИКТ;

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов;

-преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

-учиться критично относится к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.

  1. Содержание учебного предмета «География»

с указанием форм организации занятий

Раздел 1 . Что изучает география   (3 часа)

Мир, в котором мы живём. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Практическая работа № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы». Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии. Методы географических исследований Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Раздел 2 . Как люди открывали Землю (4 часа)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. Открытия русских путешественников. Практическая работа № 2 «Как люди открывали Землю».

Раздел 3 . Земля во Вселенной (6 часов)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета— Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики.  Первый космонавт Земли— Ю.А. Гагарин.

Раздел 4 . Виды изображений поверхности Земли (6 часов)

       Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Практическая работа № 3 Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. Практическая работа № 4 «Ориентирование по плану и карте». Самостоятельное построение простейшего плана.

Подведём итоги по теме "Виды изображения поверхности Земли".

Раздел 5 .  Природа Земли (14 часов)

        Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. НРЭО "Рельеф Ростовской области". Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Вулканы, гейзеры. Практическая работа №5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов». Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Практическая работа №6 «Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов». Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Практическая работа №7 «Составление карты стихийных природных явлений». Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва - особое природное тело.  Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? Обобщающее повторение. Итоговая работа по курсу "География. Начальный курс".

Формы организации учебных занятий:

- учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД. Они построены на предметном содержании и носят надпредметный характер. Типология учебных ситуаций в данном классе представлена такими ситуациями, как:

ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

- типы задач:

Личностные универсальные учебные действия:

—на личностное самоопределение;

—на развитие Я-концепции;

—на смыслообразование;

—на мотивацию;

—на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

—на учёт позиции партнёра;

—на организацию и осуществление сотрудничества;

—на передачу информации и отображение предметного содержания;

—тренинги коммуникативных навыков;

—ролевые игры;

—групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

—задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

—задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;

—задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;

—задачи и проекты на проведение теоретического исследования;

—задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

—на планирование;

—на рефлексию;

—на ориентировку в ситуации;

—на прогнозирование;

—на целеполагание;

—на оценивание;

—на принятие решения;

—на самоконтроль;

—на коррекцию.

Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, — при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.

Примерами такого рода заданий служат: выполнение различных творческих работ, предусматривающих сбор и обработку информации, подготовку предварительного наброска, черновой и окончательной версий, обсуждение и презентацию.

 Условия и средства развития УУД, предусмотренные данной рабочей программой:

-          учебное сотрудничество;

  • совместная деятельность;
  • организация дискуссий;
  • использование общего приема доказательств;
  • организация рефлексии;
  • педагогическое общение;
  • проектная деятельность.

3.Тематическое планирование по географии в 5 а, б классе.

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Что изучает география

3 часа

3 часа

2

Как люди открывали Землю

4 часа

4 часа

3

Земля во Вселенной

6 часов

6 часов

4

Виды изображений поверхности Земли

6 часов

6 часов

5

Природа Земли

14 часов

14 часов

Итого:

33 часа

33 часа

4.Календарно – тематическое планирование

 по географии 5 а, б класс

 (1 час в неделю, всего 33 часа)

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Формы и виды контроля

План

Факт

1

Мир, в котором мы живем.

1

03.09.19

Вводный

2

Науки о природе

1

10.09.19

Текущий контроль

3

География – наука о Земле.

Методы географических исследований.

1

17.09.19

Текущий контроль

4

Географические открытия древности и Средневековья.

1

24.09.19

Текущий контроль

5

Важнейшие географические открытия.

1

01.10.19

Текущий контроль

6

Открытия русских путешественников.

1

08.10.19

Текущий контроль

7

Контрольная работа № 1 по теме «Как люди открывали Землю»

1

15.10.19

Контрольная работа

8

Изучение Вселенной

1

22.10.19

Текущий контроль

9

Соседи Солнца. Планеты-гиганты

1

29.10.19

Текущий контроль

10

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

1

12.11.19

Текущий контроль

11

Мир звезд

1

19.11.19

Текущий контроль

12

Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса

1

26.11.19

Текущий контроль

13

Контрольная работа № 2  по теме «Вселенная»

1

0312.19

Контрольная работа

14

Стороны горизонта

1

10.12.19

Текущий контроль

15

Ориентирование

1

17.12.19

Текущий контроль

16

План местности

1

24.12.19

Текущий контроль

17

Практическая работа № 1 «Составление плана местности по описанию»

1

14.01.20

Текущий контроль

18

Географическая карта

1

21.01.20

Текущий контроль

19

Контрольная работа № 3 по теме «Виды изображения поверхности Земли»

1

28.01.20

Контрольная работа

20

Как возникла Земля

1

04.02.20

Текущий контроль

21

Внутренне строение Земли

1

11.02.20

Текущий контроль

22

Землетрясения и вулканы Практическая работа № 2 . Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов

1

18.02.20

Текущий контроль

23/24

Материки

2

25.02.20

Текущий контроль

03.03.20

25

Вода на Земле

1

10.03.20

Текущий контроль

26

Воздушная одежда Земли Практическая работа №3. Составление карты стихийных природных явлений.

1

17.03.20

Текущий контроль

27

Погода

1

31.03.20

Текущий контроль

28

Климат

1

07.04.20

Текущий контроль

29

Живая оболочка Земли

1

14.04.20

Текущий контроль

30

Почва – особое природное тело

1

21.04.20

Текущий контроль

31

Человек и природа

1

28.04.20

Текущий контроль

32

Обобщающий урок по теме «Природа земли»

1

12.05.20

Текущий контроль

33

Итоговая контрольная работа № 4 по теме «Природа Земли»

1

19.05.20

Контрольная работа

Итого:

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...