Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
статья по географии

Чеснокова Елена Алексеевна

Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

как средство формирования метапредметных умений и навыков.

«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня,

а научи меня ловить рыбу — я буду сыт до конца жизни»

(японская пословица)

В современном мире важным критерием успешности является способность действовать  в нестандартной ситуации, умение ориентироваться в мощных информационных потоках. Весомую роль в формировании практических навыков  работы с информацией играет география, как никакой другой предмет обладающая широким диапазоном межпредметных связей.    

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы, применимые как в рамках образовательного процесса деятельности, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Средством формирования метапредметных умений и навыков выступает проектная технология. Организация проектно-исследовательской деятельности по предмету развивает умение находить из разных источников географических знаний достоверные сведения, группировать их по заданным основаниям, представлять в разных формах, в том числе с использованием ИКТ, способствует формированию целостной, яркой и образной картины мира. Как предписывает Концепция развития географического образования в Российской Федерации.

Выделяют несколько групп метапредметных умений. В первую очередь, это способность планировать свою деятельность: самостоятельно определять цель, составлять план ее достижения, выбирать успешные способы реализации в различных ситуациях.

Еще одна группа универсальных учебных действий связана с компьютерной грамотностью школьников и их способностью использовать данные из сети Интернет для решения практических задач с соблюдением требований и норм информационной безопасности.

Не менее важна готовность к работе с источниками информации, владение навыками ее получения из ресурсов разных типов, умение в них ориентироваться, критически оценивать и интерпретировать.

Достижения результата, успех деятельности зависит от умения эффективно действовать в группе. То есть соотносить свои действия с действиями других, вступая в диалог, быть способным понимать и принимать точку зрения оппонента,  ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие, проявляя индивидуальность.

Персональная заинтересованность учащихся в проектной деятельности проявляется через ощущение собственной причастности к событиям государственного масштаба. Например, год  Японии в России и России в Японии, проводившийся в 2018 году для развития и укрепления международных отношений двух государств.

В связи с этим тематическая неделя географии выступает как  средство актуализации знаний учащихся о восточном соседе и формирования познавательной потребности, выходящей за рамки школьной программы.

Внеклассное межпредметное мероприятие «На островах в соленых водах лежала древняя страна…» школьного уровня  раскрывает уникальность Японии, знакомит с популярными достопримечательностями страны. А выстроить новый предполагаемый маршрут путешествия по малоизвестным примечательным местам, представляющим интерес для разновозрастного контингента школы, дает возможность проект - исследование «Есть ли Япония, которую мы не знаем?», ставший логическим завершением недели географии.

Участники  мероприятия кроме визитной карточки страны получают представление о  популярных достопримечательностях в формате видео экскурсии. Новизна приема заключается в том, что пассивный просмотр готовых материалов заменяет комментированный. Информация о представленных в ролике достопримечательностях самостоятельно отобрана учащимися, выступающими в роли экскурсоводов,  и преобразована в требуемую форму. Что определяет личностное развитие и профориентацию учащихся.

 Интеграция с литературой посредством погружения в мир японской поэзии, подготовленным семиклассниками, позволяет придать эмоциональную окраску объектам природы, расширить границы познания сведениями о культуре Японии. Представленные материалы могут быть использованы в 7 классе на уроке литературы № 66 «Японские хокку (трехстишия)».

Изучение многообразия японских национальных праздников - обществоведческий подход раскрывает влияние природы, географического положения страны на менталитет народа. Что находит применение на уроках обществознания в 7 классе на тему: «Общество. Социальная структура» и в 8 классе в разделе «Политическая жизнь». Подобная форма организации деятельности учащихся способствует формированию информационной культуры и ИКТ компетентности.

Интеграция с информатикой создает условия для  развития творческих способностей через применение компьютерных технологий. 

Преобразование индивидуального исследования в общешкольный проект с большим количеством участников и интеграцией предметных областей для более детального изучения материала обеспечивает осмысленное анкетирование широкого круга респондентов. Данный прием способствует выявлению туристических предпочтений разновозрастного контингента школы, позволяет систематизировать информацию и на основании полученных данных определить направления исследовательской деятельности.  

Созданный в рамках проекта сайт «Виртуальное путешествие по Японии» систематизирует  материалы, которые могут быть использованы для поэтапного информационного сопровождения исследования учащегося “Есть ли Япония, которую мы не знаем?”: план дидактические материалы, работы учащихся, критерии их оценивания, итоги, выводы, отчеты. Это готовая к применению методическая разработка метапредметного проекта.

Сайт может найти применение  в качестве  наглядного пособия для учащихся, желающих  создать собственный сайт на платформе  Google.

На материалах сайта можно продолжать исследовательскую деятельность учащихся  на протяжении нескольких лет: например, в 8 классе изучением причин большой продолжительности жизни японцев; в 9 классе детальным исследованием ведущей отрасли промышленности или хозяйства Японии в целом; в 10 классе ознакомлением с феноменом «японского экономического чуда». С пополнением материалов сайта новыми продуктами проектной деятельности. Заинтересованные учащиеся могут открыть новую страницу сайта, например, блог, освещающий новости, связанные с Японией. Это и отчет о поездке в страну восходящего Солнца, и посещение мероприятий ежегодного фестиваля японской культуры в Санкт-Петербурге, и презентация новинок популярного в подростковой среде анимэ, и пр.

Источники информации представляют данные о Японии разнопланового характера, позволяющие получить исчерпывающие сведения о стране, что расширяет возможности их использования в образовательном процессе.  Умение их использовать формирует информационную культуру учащихся.

Применение метода проектной деятельности имеет ряд преимуществ.

Для учителя:

- вероятность участия в конкурсах различного уровня, повышение профессиональной компетентности;

- распространение опыта реализации продукта;

- выход за рамки школьной программы расширяет кругозор учащихся, пробуждает интерес к предмету;

- возможность использовать в образовательном процессе полностью готовую к применению  методическую разработку на уроках географии, во внеурочной деятельности комплексно или выборочно.

Для обучающихся:

- возможность использовать результаты деятельности при проведении государственной итоговой аттестации в форме защиты проекта; 

- формирование метапредметных умений посредством межпредметной интеграции: 

- повышение интереса к учебной дисциплине, возможность приумножить знания о предмете исследования, приобретение опыта публичного представления результатов исследования перед аудиторией слушателей или интернет - пользователей;

- развитие творческих способностей, критического мышления, применение опыта исследовательской деятельности на практике;

-  личностное развитие через определение собственной ответственности в работе группы, умение создавать атмосферу сотрудничества, проявлять индивидуальность.

Японская народная мудрость гласит: «Даже путь в тысячу ри начинается с одного шага». Постепенное, пошаговое внедрение отдельных приемов в систему обучения помогают формировать стабильные метапредметные результаты, что в свою очередь способствует повышению качества образования.

Информационные ресурсы:

Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

http://orc.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/С.В.Галян_Метапредм_подх._-_метод._реком.pdf

https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-formirovaniya-metapredmetnih-rezultatov-545378.html

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/11/04/metapredmetnyy-podhod-v-obuchenii-kak-osnovnoe-trebovanie-v

https://sites.google.com/site/godperekrestnogoturizm/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Потенциал проектных работ для формирования метапредметных умений и навыков на уроках географии

В данном материале рассматривается значимость проектной деятельности школьников как педагогической технологии, способствующей развитию и формированию метапредметных компетенций....

«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку ...

Проектные задачи как средство формирования метапредметных умений обучающихся на уроках математики

Проектные задачи как средство формирования метапредметных умений обучающихся на уроках математики...