Технологическая карта урока по географии для 5 класса в технологии развивающего обучения по теме "Атмосферное давление и климат".
план-конспект урока по географии (6 класс)

Жданова Галина

В конспекте технологической карты по ФГОСУ подробно  рассмотрены цель, задачи, планируемые результаты темы урока. Также подробно обозначены все виды деятельности учителя и обучающихся на всех этапах урока и некоторые предполагаемые  ответы обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок географии в 6  классе «Атмосферное давление и ветер».

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: составление Розы ветров по данным календаря погоды за месяц.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Задачи:

- обучающие: изучить причины образования ветра, иды ветров, способы измерения направления и силы ветра, выявить значение ветра  в природе и использование  ветра в жизнедеятельности человека.

  • развивающие: дальнейшее формирование у обучающихся метапредметных умений (см. Планируемые  результаты);
  • воспитывающие: формировать бережное отношение к природе нашей планеты.
  • планируемые результаты освоения темы:
  • личностные: оценить роль ветра  для жизни и хозяйственной деятельности человека, проявлять положительное отношение к процессу обучения и творчество при выполнении задания.
  • метапредметные умения:

* познавательные — осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; оптимизировать информацию;  устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию и переводить её в разные формы;

* регулятивные — определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

* коммуникативные — с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать свою деятельность, преодолевать затруднения;

  • предметные: закрепить знания  и определить уровень знаний по теме «Атмосферное давление и ветер»; знания особенностей направлений ветров в  России; основные понятия темы; умения работать с картами (показывать на карте территории, на которых образуются ветры бризы и муссоны. Уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника и тематических карт атласа. Способствовать развитию логического мышления и речи при анализе причин образования ветра и характеристике отдельных типов ветра.

Подход к обучению: развивающее обучение.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, презентация, карты атласа: физическая,  климатическая; ТСО — компьютер, мультимедийный проектор; учебник, схемы, таблицы.

Образовательные ресурсы:         Учебник. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2014. Тематические карты географического атласа.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: физика, основы безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и термины: водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление, оборотное водоснабжение, дефицит воды, стихийные явления: наводнения, сели, цунами.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организа-ционный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие

1.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания фронтально. Вопрос 1. Как и почему изменяется температура воздуха с высотой? Вопрос 2. Как и почему изменяется температура воздуха при движении от экватора к полюсам? Как и почему будет изменяться атмосферное давление, если альпинисты будут спускаться вниз по склону горы? Вопрос 3. Определите, какое атмосферное давление за бортом самолёта, если давление у поверхности Земли равно 750 мм рт. Ст., а высота полёта – 5 км?

Отвечают на вопросы 1 и 2 устно.

 Пр: знать термины. Уметь объяснить причины изменения температуры воздуха от экватора на север и на юг, а также с высотой.

2.Самоопределение к деятельности.

Предлагает отгадать загадки. 1. Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. 2. Бежал по одной улице, на другую перешёл, и по третьей полетел. Предлагает сформулировать тему урока. Затем учитель говорит о том, что воздух, хотя он прозрачный, имеет вес. 1 кг 33 грамма на каждый кв. см. Зависит атмосферное давление от неравномерного нагревания земной поверхности солнечными лучами. Учитель предлагает рассмотреть схему поясов атмосферного давления Земли  на с. 110 и текст учебника в голубой рамке и ответить на вопросы: каким прибором измеряется атмосферное давление; в каких единицах измеряется атмосферное давление. Далее учитель говорит, что атмосфера всегда находится в движении. В её нижней части – тропосфере возникают  обширные воздушные движения, которые переносят воздух над поверхностью Земли. Даёт проблему: «Почему воздух не стоит на месте? Почему всё время движется?» Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: составить  Розу ветров по данным Дневника наблюдений за погодой.

Отгадывают загадки, предлагают свои варианты ответов, формулируют тему урока.  Рассматривают схему Пояса атмосферного давления Земли, читают текст учебника на с. 110, отвечают на вопросы учителя.

Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют для себя цель изучения темы.

Л: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П: извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

К: участвовать в диалоге.

Р: оценивать свои возможности для выполнения задания.

2.Освоение информации по проблеме.

1.Учебно-познаватель-ная деятельность

(обучение)

  1. Понятие «Ветер». Даёт задание: 1.  Перечислить слова, характеризующие состояние атмосферы в зависимости от ветра. (Тихо, безветренно, ветрено, буря, ураган, шторм, смерч). 2. Вспомнить приметы погоды в зависимости от ветра. 3. Вспомнить определение ветра из курса «Природоведение». 4. Найдите определение ветра в современном учебнике «география» для 6 класса (с. 111). 5. Выделите признаки понятия «Ветер». (См. Приложение 1)
  2. Причины образования ветра.
  1. Предлагает школьникам вспомнить материал прошлых двух уроков и продолжить формулировку: «Чем выше температура воздуха, тем  атмосферное давление…, чем ниже температура воздуха, тем давление…».
  2.  Предлагает начертить в тетради три прямоугольника с показателями температуры воздуха и атмосферного давления воздуха (одновременно схема чертится на доске учителем), провести между ними стрелки, показывающие направление движения воздуха (как предполагают ученики), и две стрелки там, где ветер, с вашей точки зрения будет сильнее. Предлагает сделать вывод о причинах образования ветра. (См. Приложение 2), от чего зависит сила ветра.
  1. Сила и направление ветра. Устройство флюгера и анемометра.

Предлагает ответить на вопрос: Как определяется направление ветра? Предлагает в тетрадях показать стрелками ветры следующих направлений: ю-з, ю-в, с-з и з. (Одновременно эту работу делает на доске один ученик).

Предлагает ответить на вопрос: Как измеряется сила ветра? Предлагает по рисункам в учебнике  рассказать об устройстве флюгера и анемометра. Учитель говорит, что силу ветра можно определить и по местным признакам предлагает посмотреть с. 111 (внизу) учебника и дать характеристику силы ветра по видимым на картинках признакам. Предлагает школьникам посмотреть в окно и определить направление ветра по флагу и  силу ветра по веткам деревьев. (Основные стороны горизонта в кабинете школьники определяли на предыдущих уроках).

  1. Виды ветров.

( Рассказ учителя с использованием схемы «Постоянные ветры на Земле» на с. 112, а также таблиц.)

В мире существует много  ветров, имеющих собственное название: торнадо, сирокко, бора, пассаты, Западные ветры умеренных широт, бризы, муссоны. Одни характерны для определенного места, другие для определённых условий и имеют одинаковое название во всем мире. К ним относятся бризы и муссоны, которые мы с вами рассмотрим подробнее. Учитель чертит на доске и предлагает детям начертить в своих тетрадях схему бриза,  объясняет направление ветра днём и ночью. (См. Приложение 3)

Предлагает школьникам задание: с помощью картосхемы в учебнике составить (по аналогии с бризом) схему летнего и зимнего муссонов. Предлагает составить визитную карточку муссонов. (Предполагаемый ответ:  - действуют на берегу океана; - меняют своё направление два раза в год; -  летом – с океана на сушу, а зимой – с суши на океан.)  Предлагает сравнить бризы и муссоны и выделить общие и отличительные признаки этих ветров. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания.

Другие виды ветров.

Предлагает свой рассказ (или школьников заранее подготовленных) о других видах ветров с показом таблиц, рисунков в учебнике или презентации. Предлагает ответить на вопросы: какие вы знаете последствия сильных ветров, ураганов и т.д.;  какие виды ветров проявляют себя в нашей местности; правила поведения при сильном ветре.

  1. Значение ветра.

Предлагает школьникам задание: по тексту и рисункам учебника  (с. 113) и на основании жизненного опыта составить  схему «Значение ветра». (См. Приложение 4). Визуально наблюдает за выполнением  работы.

Вспоминают приметы погоды, работают с текстом учебника. 3. Находят определение понятия «Ветер» - Ветер – это движение воздуха. 4. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. 5.  Обсуждают варианты ответов и заполняют схему «Признаки понятия Ветер» в тетрадях.

Чертят в тетрадях схему.

Обсуждают в парах варианты ответов и предлагают свои ответы учителю и классу.

Чертят в тетрадях стрелки и обозначают направление ветра. Делают вывод о том, что направление ветра определяется  по стороне горизонта, откуда он дует. Рассматривают рисунки в учебнике, предлагают свои ответы. Также рассматривают, куда отклонился флаг,  как сильно отклоняются ветки деревьев. Сравнивают с рисунками учебника и предлагают свои ответы.

Дети знакомятся с текстом учебника на с. 112, находят ответы на вопросы учителя и предлагают учителю и классу.

Анализируют картосхему в учебнике, рассматривают схему бриза на с. 112 учебника, чертят в тетрадях схему бриза.

Школьники слушают рассказ учителя, рассматривают рисунки муссона на с. 113 и составляют визитную карточку муссона. Сравнивают бризы и муссоны. Предлагают свои ответы учителю и классу.

Пр: знать термины «Водные ресурсы», «Водный кадастр», «Оборотное водоснабжение»,  «Наводнения, «Цунами», «Сели», «Снежные лавины, «Ледник».

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию и предъявлять её в различных формах.

К: работать в паре, внимательно слушать партнёра. Адекватно отвечать на поставленные вопросы.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

2.Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает обучающимся выполнить проверочное тестовое индивидуальное задание в тетрадях.

(См. Приложение 5) Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Письменный контроль освоения содержания темы.

Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявляют информацию в различных формах.

3.Улучшенное действие.

1.Интеллекту-ально-преоб-разовательная деятельность

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание, полученное в начале урока. Предлагает школьникам изучить текст и рисунок Роза ветров на с. 111 учебника и ответить на вопрос: что такое Роза ветров? Предлагает начертить Розу ветров по данным метеостанции какого-то населённого пункта. (См. Приложение 6). Затем предлагает проанализировать свою схему и ответить на вопросы: ветров какого направления было больше всего; каких ветров было меньше всего.

 Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь обучающимся, у которых возникли затруднения с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

 Дети рассматривают рисунок в учебнике, формулируют термин- Роза ветров. Один ученик чертит график основных и промежуточных сторон горизонта на доске (под управлением учителя), а дети в своих тетрадях выполняют практикоориентирован-ное задание. Предъявляют свои варианты ответов, обосновывают их.

Пр: знать основные и промежуточные стороны горизонта, уметь составлять график.

П: уметь анализировать. сравнивать, классифицировать и обобщать информацию. Самостоятельно создавать способы выполнения практикоориентированного задания.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

4.Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

Подведение итогов.

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Сможете ли вы дома, после изучения темы,  самостоятельно начертить Розу ветров за месяц по своим наблюдениям за погодой?»

Формулирует домашнее задание. Параграф 43, выучить термины, устно ответить на вопрос «Ветры каких направлений преобладают в нашей местности?» Уметь отвечать на вопросы и задания после параграфа 43 на с. 113.

 Учитель формулирует практикоориентированное задание : «Составить схему Роза ветров за март (апрель)» по своим наблюдениям.

Самоанализ. Самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: правильно выражать свои мысли.

Р: оценивать результат своей деятельности на уроке и планировать дальнейшее развитие.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Преодолевать затруднения.

Приложение 1. Схема «Признаки понятия Ветер».

                                        движение  воздуха

Ветер                        

                                        в горизонтальном направлении                

 Приложение 2.  Направление ветра в зависимости от атмосферного давления.

                                                           

        

        

Приложение 3. Бризы и муссоны.

Дневной бриз.        +20 гр. 756 мм. рт. ст.                        +18 гр.  762 мм. рт. ст.

Ночной бриз.

                        +15 гр. 754 мм рт. ст.                        +17 гр. 750 мм рт. ст.

Приложение 4.         

Приложение 5. Тестовый контроль знаний обучающихся по теме урока.

  1. Допишите пропуски в предложениях:
  1. «Ветер возникает тогда, когда _________________________________. Чем больше __________________ , тем больше и сила (скорость) ветра.
  2. Дневной бриз дует с ________ на ___________ потому, что ___________________.
  3. Муссоны – это ветры, характерные для______________ и ______________ берегов материка Евразии.
  4. Сходство муссонов с бризами в том, что и те, и другие ________________________, но бризы_________________ , а муссоны ________.
  1. В результате деятельности ветра образуются: а) оползни; б) балки; в) барханы; г) овраги.
  2. Какая стрелка показывает северный ветер: а)                 б)                 в)                 г)
  3. Муссоны приносят влагу на побережье: а) летом; б) зимой; в) весной; г) круглый год.
  4. Какое утверждение о движении воздуха верное?

А) Бризы меняют своё направление дважды в год.

Б) Летом муссоны дуют с океана на материк.

Приложение 6. Роза ветров.

Направление ветров

С

С-З

З

Ю-З

Ю

Ю-В

В

С-В

Количество дней

5

2

10

8

4

2

1

1

Литература: Учебник. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

Печатные пособия: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы.

•        Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 классы.

•        Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.. 5-6 классы.

•        Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А.География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения.

Урок географии в 6  классе «Атмосферное давление и ветер».

Цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: составление Розы ветров по данным календаря погоды за месяц.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Задачи:

- обучающие: изучить причины образования ветра, иды ветров, способы измерения направления и силы ветра, выявить значение ветра  в природе и использование  ветра в жизнедеятельности человека.

  • развивающие: дальнейшее формирование у обучающихся метапредметных умений (см. Планируемые  результаты);
  • воспитывающие: формировать бережное отношение к природе нашей планеты.
  • планируемые результаты освоения темы:
  • личностные: оценить роль ветра  для жизни и хозяйственной деятельности человека, проявлять положительное отношение к процессу обучения и творчество при выполнении задания.
  • метапредметные умения:

* познавательные — осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием; оптимизировать информацию;  устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать информацию и переводить её в разные формы;

* регулятивные — определять лично значимую цель в рамках учебной темы; устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

* коммуникативные — с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли; планировать свою деятельность, преодолевать затруднения;

  • предметные: закрепить знания  и определить уровень знаний по теме «Атмосферное давление и ветер»; знания особенностей направлений ветров в  России; основные понятия темы; умения работать с картами (показывать на карте территории, на которых образуются ветры бризы и муссоны. Уметь извлекать необходимую информацию из текста учебника и тематических карт атласа. Способствовать развитию логического мышления и речи при анализе причин образования ветра и характеристике отдельных типов ветра.

Подход к обучению: развивающее обучение.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Средства обучения: вербальные — речь учителя, визуальные — иллюстрации, презентация, карты атласа: физическая,  климатическая; ТСО — компьютер, мультимедийный проектор; учебник, схемы, таблицы.

Образовательные ресурсы:         Учебник. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2014. Тематические карты географического атласа.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: физика, основы безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия и термины: водные ресурсы, водный кадастр, водопользование, водопотребление, оборотное водоснабжение, дефицит воды, стихийные явления: наводнения, сели, цунами.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Умения

Организа-ционный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя. Включение в работу. Готовность рабочего места.

1. Естественное действие

1.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания фронтально. Вопрос 1. Как и почему изменяется температура воздуха с высотой? Вопрос 2. Как и почему изменяется температура воздуха при движении от экватора к полюсам? Как и почему будет изменяться атмосферное давление, если альпинисты будут спускаться вниз по склону горы? Вопрос 3. Определите, какое атмосферное давление за бортом самолёта, если давление у поверхности Земли равно 750 мм рт. Ст., а высота полёта – 5 км?

Отвечают на вопросы 1 и 2 устно.

 Пр: знать термины. Уметь объяснить причины изменения температуры воздуха от экватора на север и на юг, а также с высотой.

2.Самоопределение к деятельности.

Предлагает отгадать загадки. 1. Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. 2. Бежал по одной улице, на другую перешёл, и по третьей полетел. Предлагает сформулировать тему урока. Затем учитель говорит о том, что воздух, хотя он прозрачный, имеет вес. 1 кг 33 грамма на каждый кв. см. Зависит атмосферное давление от неравномерного нагревания земной поверхности солнечными лучами. Учитель предлагает рассмотреть схему поясов атмосферного давления Земли  на с. 110 и текст учебника в голубой рамке и ответить на вопросы: каким прибором измеряется атмосферное давление; в каких единицах измеряется атмосферное давление. Далее учитель говорит, что атмосфера всегда находится в движении. В её нижней части – тропосфере возникают  обширные воздушные движения, которые переносят воздух над поверхностью Земли. Даёт проблему: «Почему воздух не стоит на месте? Почему всё время движется?» Организует обсуждение проблемы. Формулирует практикоориентированное задание: составить  Розу ветров по данным Дневника наблюдений за погодой.

Отгадывают загадки, предлагают свои варианты ответов, формулируют тему урока.  Рассматривают схему Пояса атмосферного давления Земли, читают текст учебника на с. 110, отвечают на вопросы учителя.

Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют для себя цель изучения темы.

Л: определять потребности в освоении учебной темы. Проявлять готовность к сотрудничеству.

П: извлекать информацию в соответствии с целью; анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

К: участвовать в диалоге.

Р: оценивать свои возможности для выполнения задания.

2.Освоение информации по проблеме.

1.Учебно-познаватель-ная деятельность

(обучение)

  1. Понятие «Ветер». Даёт задание: 1.  Перечислить слова, характеризующие состояние атмосферы в зависимости от ветра. (Тихо, безветренно, ветрено, буря, ураган, шторм, смерч). 2. Вспомнить приметы погоды в зависимости от ветра. 3. Вспомнить определение ветра из курса «Природоведение». 4. Найдите определение ветра в современном учебнике «география» для 6 класса (с. 111). 5. Выделите признаки понятия «Ветер». (См. Приложение 1)
  2. Причины образования ветра.
  1. Предлагает школьникам вспомнить материал прошлых двух уроков и продолжить формулировку: «Чем выше температура воздуха, тем  атмосферное давление…, чем ниже температура воздуха, тем давление…».
  2.  Предлагает начертить в тетради три прямоугольника с показателями температуры воздуха и атмосферного давления воздуха (одновременно схема чертится на доске учителем), провести между ними стрелки, показывающие направление движения воздуха (как предполагают ученики), и две стрелки там, где ветер, с вашей точки зрения будет сильнее. Предлагает сделать вывод о причинах образования ветра. (См. Приложение 2), от чего зависит сила ветра.
  1. Сила и направление ветра. Устройство флюгера и анемометра.

Предлагает ответить на вопрос: Как определяется направление ветра? Предлагает в тетрадях показать стрелками ветры следующих направлений: ю-з, ю-в, с-з и з. (Одновременно эту работу делает на доске один ученик).

Предлагает ответить на вопрос: Как измеряется сила ветра? Предлагает по рисункам в учебнике  рассказать об устройстве флюгера и анемометра. Учитель говорит, что силу ветра можно определить и по местным признакам предлагает посмотреть с. 111 (внизу) учебника и дать характеристику силы ветра по видимым на картинках признакам. Предлагает школьникам посмотреть в окно и определить направление ветра по флагу и  силу ветра по веткам деревьев. (Основные стороны горизонта в кабинете школьники определяли на предыдущих уроках).

  1. Виды ветров.

( Рассказ учителя с использованием схемы «Постоянные ветры на Земле» на с. 112, а также таблиц.)

В мире существует много  ветров, имеющих собственное название: торнадо, сирокко, бора, пассаты, Западные ветры умеренных широт, бризы, муссоны. Одни характерны для определенного места, другие для определённых условий и имеют одинаковое название во всем мире. К ним относятся бризы и муссоны, которые мы с вами рассмотрим подробнее. Учитель чертит на доске и предлагает детям начертить в своих тетрадях схему бриза,  объясняет направление ветра днём и ночью. (См. Приложение 3)

Предлагает школьникам задание: с помощью картосхемы в учебнике составить (по аналогии с бризом) схему летнего и зимнего муссонов. Предлагает составить визитную карточку муссонов. (Предполагаемый ответ:  - действуют на берегу океана; - меняют своё направление два раза в год; -  летом – с океана на сушу, а зимой – с суши на океан.)  Предлагает сравнить бризы и муссоны и выделить общие и отличительные признаки этих ветров. Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Устный контроль результатов выполнения задания.

Другие виды ветров.

Предлагает свой рассказ (или школьников заранее подготовленных) о других видах ветров с показом таблиц, рисунков в учебнике или презентации. Предлагает ответить на вопросы: какие вы знаете последствия сильных ветров, ураганов и т.д.;  какие виды ветров проявляют себя в нашей местности; правила поведения при сильном ветре.

  1. Значение ветра.

Предлагает школьникам задание: по тексту и рисункам учебника  (с. 113) и на основании жизненного опыта составить  схему «Значение ветра». (См. Приложение 4). Визуально наблюдает за выполнением  работы.

Вспоминают приметы погоды, работают с текстом учебника. 3. Находят определение понятия «Ветер» - Ветер – это движение воздуха. 4. Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. 5.  Обсуждают варианты ответов и заполняют схему «Признаки понятия Ветер» в тетрадях.

Чертят в тетрадях схему.

Обсуждают в парах варианты ответов и предлагают свои ответы учителю и классу.

Чертят в тетрадях стрелки и обозначают направление ветра. Делают вывод о том, что направление ветра определяется  по стороне горизонта, откуда он дует. Рассматривают рисунки в учебнике, предлагают свои ответы. Также рассматривают, куда отклонился флаг,  как сильно отклоняются ветки деревьев. Сравнивают с рисунками учебника и предлагают свои ответы.

Дети знакомятся с текстом учебника на с. 112, находят ответы на вопросы учителя и предлагают учителю и классу.

Анализируют картосхему в учебнике, рассматривают схему бриза на с. 112 учебника, чертят в тетрадях схему бриза.

Школьники слушают рассказ учителя, рассматривают рисунки муссона на с. 113 и составляют визитную карточку муссона. Сравнивают бризы и муссоны. Предлагают свои ответы учителю и классу.

Пр: знать термины «Водные ресурсы», «Водный кадастр», «Оборотное водоснабжение»,  «Наводнения, «Цунами», «Сели», «Снежные лавины, «Ледник».

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию и предъявлять её в различных формах.

К: работать в паре, внимательно слушать партнёра. Адекватно отвечать на поставленные вопросы.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

2.Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения содержания темы)

Диагностика освоения содержания темы.

Предлагает обучающимся выполнить проверочное тестовое индивидуальное задание в тетрадях.

(См. Приложение 5) Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Письменный контроль освоения содержания темы.

Выполняют диагностическое задание. Представляют учителю результаты своей работы для проверки.

П: предъявляют информацию в различных формах.

3.Улучшенное действие.

1.Интеллекту-ально-преоб-разовательная деятельность

Предлагает обучающимся выполнить практикоориентированное задание, полученное в начале урока. Предлагает школьникам изучить текст и рисунок Роза ветров на с. 111 учебника и ответить на вопрос: что такое Роза ветров? Предлагает начертить Розу ветров по данным метеостанции какого-то населённого пункта. (См. Приложение 6). Затем предлагает проанализировать свою схему и ответить на вопросы: ветров какого направления было больше всего; каких ветров было меньше всего.

 Визуальный контроль за ходом выполнения задания. Оказывает помощь обучающимся, у которых возникли затруднения с выполнением задания. Устный контроль результатов выполнения задания. Корректирует результаты. Систематизирует и обобщает материал по теме урока.

 Дети рассматривают рисунок в учебнике, формулируют термин- Роза ветров. Один ученик чертит график основных и промежуточных сторон горизонта на доске (под управлением учителя), а дети в своих тетрадях выполняют практикоориентирован-ное задание. Предъявляют свои варианты ответов, обосновывают их.

Пр: знать основные и промежуточные стороны горизонта, уметь составлять график.

П: уметь анализировать. сравнивать, классифицировать и обобщать информацию. Самостоятельно создавать способы выполнения практикоориентированного задания.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

4.Рефлексивная деятельность

1.Рефлексия.

2.Домашнее задание.

Подведение итогов.

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: «Сможете ли вы дома, после изучения темы,  самостоятельно начертить Розу ветров за месяц по своим наблюдениям за погодой?»

Формулирует домашнее задание. Параграф 43, выучить термины, устно ответить на вопрос «Ветры каких направлений преобладают в нашей местности?» Уметь отвечать на вопросы и задания после параграфа 43 на с. 113.

 Учитель формулирует практикоориентированное задание : «Составить схему Роза ветров за март (апрель)» по своим наблюдениям.

Самоанализ. Самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: правильно выражать свои мысли.

Р: оценивать результат своей деятельности на уроке и планировать дальнейшее развитие.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Преодолевать затруднения.

Приложение 1. Схема «Признаки понятия Ветер».

                                        движение  воздуха

Ветер                        

                                        в горизонтальном направлении                

 Приложение 2.  Направление ветра в зависимости от атмосферного давления.

                                                           

        

        

Приложение 3. Бризы и муссоны.

Дневной бриз.        +20 гр. 756 мм. рт. ст.                        +18 гр.  762 мм. рт. ст.

Ночной бриз.

                        +15 гр. 754 мм рт. ст.                        +17 гр. 750 мм рт. ст.

Приложение 4.         

Приложение 5. Тестовый контроль знаний обучающихся по теме урока.

  1. Допишите пропуски в предложениях:
  1. «Ветер возникает тогда, когда _________________________________. Чем больше __________________ , тем больше и сила (скорость) ветра.
  2. Дневной бриз дует с ________ на ___________ потому, что ___________________.
  3. Муссоны – это ветры, характерные для______________ и ______________ берегов материка Евразии.
  4. Сходство муссонов с бризами в том, что и те, и другие ________________________, но бризы_________________ , а муссоны ________.
  1. В результате деятельности ветра образуются: а) оползни; б) балки; в) барханы; г) овраги.
  2. Какая стрелка показывает северный ветер: а)                 б)                 в)                 г)
  3. Муссоны приносят влагу на побережье: а) летом; б) зимой; в) весной; г) круглый год.
  4. Какое утверждение о движении воздуха верное?

А) Бризы меняют своё направление дважды в год.

Б) Летом муссоны дуют с океана на материк.

Приложение 6. Роза ветров.

Направление ветров

С

С-З

З

Ю-З

Ю

Ю-В

В

С-В

Количество дней

5

2

10

8

4

2

1

1

Литература: Учебник. Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2016.

Печатные пособия: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 классы.

•        Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 классы.

•        Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.. 5-6 классы.

•        Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А.География. Планета Земля. Атлас. 5-6 классы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по географии 5 класс

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Технологические карты уроков по географии 9 класс.

Технологические карты уроков 9 классУМК - предметная линия учебников "Полярная звезда". География. Россия 9 класс; учебник общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И.Алексеева. М., "Просвещение...

Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы

Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по учебнику И.И.Бариновой. А.А.Плешакова

Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС...

Технологическая карта урока Погода - география 6 класс

Данную технологичкую карту можно использовать приизучении географии 6 класса для любого УМК. Цель урока: Формирование представлений о погоде и причинах её изменения...

Технологическая карта урока по географии 8 класс "Люди и труд" ФГОС ООО В.П. Дронов

Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС и построен с учетом системно-деятельностного подхода, где реализуются все УУД....