Конспект урока географии в 7 классе "Страны Южной Азии. Индия"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Урок - реализация деятельностного подхода в обучении географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 7

Программа: география материков и океанов

Автор учебника: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А.

Раздел II. Океаны и материки

Тема 10 «Евразия. Население и страны»

Урок 11 «Страны Южной Азии. Индия»

Цель: создание условий для формирования представления о своеобразии особенностей природы и населения Индии.

Задачи

Образовательные: определить особенности географического положения Индии, её рельефа, его причин формирования; дать характеристику климата страны, внутренних вод и природных зон; формировать представление о населении и его занятиях;

Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, умение составлять характеристику природы и населения страны , находить причинно-следственные связи между компонентами природы,  развивать коммуникативность, умение работать с картой, таблицами, климатограммами.

Воспитывающие: воспитывать толерантность, уважение, самостоятельность, прививать умение занимать активную жизненную  позицию, нести ответственность за воздействие на окружающую среду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применяемые технологии: информационная, проектная, технология проблемного обучения, игровая.

Оборудование: мультимедийное оборудование или интерактивная доска, атласы, политическая и физическая карты мира, технологические карты, карточки с заданиями. 

В течение урока на разных его этапах используется мультимедийная презентация.

Ход урока.

I Организационный момент. Приветствие. Настрой на урок.

II Мотивационная установка.

Эпиграф к уроку

Прекрасна подлунная, и недра в горах,

И почвы земной изобилье.

Прекрасна земля, - я падаю в прах

Перед земною пылью.   /СЛАЙД 1/

Р.Тагор

  1. Более 500 лет назад, в середине 15 века, русский купец из Твери  (Афанасий сын Никитин) совершил смелое путешествие в загадочную страну (Индию) , о богатстве и обычаях которой ходили тогда на Руси сказочные преданья. О жителях этой страны рассказывали как о людях «рогатых, трехногих, шестируких, с глазами и ртом на груди, с песьими головами, трехсаженного роста».
  2. А едят все правою рукой, левою не примется ни за что; ножа не держат, а ложки не знают.

О какой стране Южной Азии идёт речь?(Индия)

III Изучение нового материала.

  1. Определение с помощью мотивационной установки темы урока./СЛАЙД 2/

Чем мы будем заниматься на уроке, что и как изучать?

  1. Формулирование цели урока самими учащимися при помощи учителя.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в эту загадочную страну.

Вылетаем из г.Читы в столицу этого государства (Дели). /СЛАЙД 3/

Весь маршрут нашего путешествия обозначен на технологической карте, которую вы должны заполнить в течение урока. Это будет отчетом о вашем путешествии.  В ней справа есть место для отметки ваших правильных ответов на вопросы, возникающие в ходе урока.  Не забывайте ставить себе плюсы для самооценивания.

        Запишите тему и цель урока в технологическую карту.

        Отметьте на контурной карте изучаемое государство и его столицу. Прочертите маршрут.

(открытие сайта http://www.aviasales.ru/routes/hta/del)

        Один из ваших одноклассников купил билеты на рейс в Дели. (Опережающее индивидуальное задание – сообщение о стоимости билета, времени вылета из Читы и прилёта в Дели). /СЛАЙД 4/

         Ещё один из нашей группы определил географические координаты Читы. Определите географические координаты  Дели (запись на доске). /СЛАЙД 5/

Индивидуальное задание – определить длину маршрута.

        В каких широтах находится Индия? (субэкваториальных). Почему это важно знать?(от этого зависит климат, а отсюда – почти  все компоненты природы).

        Сформулируйте несколько предложений о географическом положении Индии.

        По географическим загадкам определите страны, граничащие с Индией.

Страна

Сведения о стране

1

Пакистан

А

 Пересекали страну при перелете.

2

Бутан

Б

Столица этого государства – Дакка.

3

Мьянма

В

На границе этого государства и Китая находится самая высокая вершина мира Джомолунгма

4

Бангладеш

Г

Граница Индии с этим государством - восточная

5

Китай

Д

По территории этого государства, так же как и в Индии, протекает река Инд.

6

Непал

Е

Самая маленькая из стран, граничащих с Индией

Правильное выполнение

1

Д

2

Е

3

Г

4

Б

5

А

6

В

        Пока мы были в полете, то пересекали  «обитель снегов» - перевод слова с санскрита – языка Древней Индии.

Что мы пересекли?(Гималаи) /СЛАЙД 6/

        Вспоминаем план характеристики природы страны (стр учебника 313) и переходим к следующему пункту этой характеристики – описанию рельефа.

        Почему птицы при перелетах огибают эти горы с юго-востока? (очень высокие, высочайшие в мире)

На границе между Индией и Непалом находится высочайшая вершина Индии, 3 вершина мира – Канченджанга (8584 м) в переводе «5 сокровищ снегов». /СЛАЙД 7, 8/ Почему вершине дано такое название? (пятиконечная).

На какой форме рельефа располагается город, куда мы летим?(плоскогорье Декан) . Объясните расположение форм рельефа (горы – граница 2-х литосферных плит, равнины лежат на Индийской платформе ).

        Продолжите фразу: «Стоимость минеральных ресурсов Индии превышает 200 млрд долларов, а хватит их ещё в среднем на 100 лет. Следовательно , Индия - ___________________»(богата минеральными ресурсами). Назовите их.

        Вы еще не забыли, что мы прилетели в Дели? Какой погодой нас встретил этот город и почему?

        Чтобы определить это, что необходимо узнать? (в каком климатическом поясе находится территория: в субэкваториальном, в котором 2 сезона года : зимний - сухой и жаркий, летний – влажный и жаркий)

        Сегодня – 19 мая, а типичную для этих мест  погоду в мае вы можете определить по климатограмме  г. Дели /СЛАЙД 9/

(работает 1 группа детей)(возможны осадки , температура воздуха + 38˚ C).

Для второй группы – таблица с климатическими характеристиками. Определите, о каком городе идёт речь и в чем причины уникальности его климата ? (Черапунджи, климатообразующие факторы: географическое положение – субэкваториальные широты, рельеф - предгорье Гималаев, ветры - муссоны) /СЛАЙД 10/

Климат …

Показатель

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сен.

Окт.

Нояб.

Дек.

Год

Средняя температура, °C

11,5

13,1

16,5

18,1

19,3

20,3

20,1

20,6

20,2

19,3

16,4

12,7

17,4

Норма осадков, мм

11

46

240

938

1214

2294

3272

1760

1352

549

72

29

11 777

        А теперь, изучая внутренние воды Индии , мы проведем физкультминутку.

        Если вы согласны с моими утверждениями, то вы встаете и машите мне рукой, как при встрече, видя знакомого издалека и приветствуя его. Если не согласны, сидите на месте.

Итак, мы в Дели. Этот город располагается на берегу реки Джамна, которая делит его на 2 части: Ньюдели и Олддели.  Джамна – правый приток Ганга. Ганг является главной рекой Индии. Вместе с Брахмапутрой – его левым притоком – Ганг является 3 рекой мира по полноводности.

Существует индийская поговорка – «На берегу реки жить – круглый год маяться». Объясните её.

Мы в Дели. А если бы не было города, то в какой природной зоне мы бы очутились?(в саванне)Что и кого мы бы увидели?

Показ слайдов с иллюстрациями растений, произрастающих здесь,  и животных, обитающих на этой территории. (акация, молочай молочный, индийский слон, индийский однорогий носорог, гепард) /СЛАЙДЫ 11-14/

        И все же мы не в саванне, а в аэропорту, и встречают нас делийцы. /СЛАЙД 15/ (Кстати, в Индии живет больше людей, чем в Африке и Южной Америке вместе взятых). Преподносят они нам в дар те товары, которые экспортируют на мировой рынок: чай, рис, сахар. (демонстрация продуктов)

Исходя из этого, сделайте вывод, в какой отрасли материального производства занято большинство жителей страны: в промышленности, сфере услуг или сельском хозяйстве и почему?(в сельском хозяйстве, благоприятные климатические условия)

IV Закрепление материала.

Перед вами иллюстрация. Что вы можете сказать о природе Индии, глядя на неё? /СЛАЙД 16/

V Итог урока. Рефлексия.

Дополните тему урока прилагательным, существительным или словосочетанием.

Сдайте свои отчеты о путешествии. Оценки за это путешествие получат все после проверки отчетов. Очень хорошо работали: …

Мне было приятно путешествовать со всеми, с вами интересно, вы много знаете, многое можете объяснить. Спасибо за путешествие.

VI  Домашнее задание:

§ 77 Отметить на контурной карте объекты Индии, о которых шла речь на уроке. Задание по желанию – сообщение о достопримечательностях Индии.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страны Южной Азии.Индия

Урок проведен в 8 классе глухих  с использованием презентации.Учащиеся знакомятся с удивительной страной Южной Азии- Индией.Саша Т. подготовил сообщение о флаге и гербе Индии. Школьники знакомятс...

План-конспект урока географии по теме Страны Южной Африки. ЮАР.

План-конспект урока географии по теме Страны Южной Африки. ЮАР. для 7 класса...

конспект урока географии в школе 8 вида по теме "Индия" 9 класс

конспект урока географии в коррекционной школе 8 вида по теме "Индия"....

План-конспект урока географии в 8 классе "Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни"

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России. Уметь называть отличительные особенности степей и полупустынь, объяснять изм...

Урок географии в 7 классе. Страны Южной Азии. Индия.

Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии....

Урок географии. Тема. Южная Азия: Индия.

Конспек урока по теме "Индия"....