Урок географии в 11 классе по теме: Южная Азия: Индия. УМК "Полярная звезда"
план-конспект урока по географии (11 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

Цель: комплексная характеристика Индии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Южная Азия. Индия.

Класс. 11.

Цель: изучить особенности ЭГП, природно-ресурсного потенциала, хозяйства и населения Индии.

Задачи:

1. С помощью карт атласа оценить положительные и отрицательные стороны ЭГП Индии,  богатство ресурсной базы и её влияние на экономику страны.

2. Проанализировать уровень развития экономики  Индии и её место  на Мировом рынке.

3.  Оценить специфику населения страны, выявить демографические и социальные проблемы  современной Индии.

Тип урока. Урок нового знания.

Методы:  частично-поисковый, проблемный.

Формы работы:  фронтальная, индивидуальная, групповая.

УУД:

Познавательные: углубление учебно - информационных умений: работать с источниками информации, особенно с разнообразными тематическими картами; организовывать информацию, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и синтезировать информацию.

Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде; различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, теории; корректировать своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения различных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; организовать работу в паре, группе вырабатывать решения).

Регулятивные: определять цель, проблему в процессе учебной деятельности; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; адекватно выражать и контролировать их; понимать эмоциональное состояние других людей

Оборудование:  мультимедийный проектор (презентация), атласы 10 класс, учебник (Полярная звезда), технологическая карта урока.

I. Оргмомент.

II. Вхождение в урок. Мотивация к учебной деятельности.

Один Учитель, рассказывая своим ученикам притчи и истории, никогда не объяснял смысла рассказанного. И ученики однажды спросили его:

- О, Великий Учитель, почему ты никогда не объясняешь смысл своих рассказов?

На что Великий Учитель ответил?

-Дети мои, но разве хотели бы вы есть пережеванные фрукты?

III. Целеполагание. Этап постановки проблемы.

Учитель. Предлагаю вашему вниманию кроссворд. Для поиска ответов на вопросы кроссворда вы можете опираться  на собственный опыт и карты атласа.

Кроссворд. Вопросы.

1. Государство со столицей Тхимпху. 2. Столица этого государства Дакка. 3. Республика-архипелаг в экваториальных водах Индийского океана. 4. Островное государство у берегов Индостана.  5. Самая высокогорная страна мира. 6. Страна в междуречье Инда и Ганга. 7. Страна со столицей Исламабад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Учитель. - Проверяем ответы. К какому региону относятся перечисленные нами страны? Уточняем: Южная Азия. Какая страна этого региона по праву может считаться лидером? (Индия).  Хорошо. Давайте определим тему и цель нашего разговора на уроке. Что мы можем и должны узнать об Индии? (формулируем  задачи урока, план).

План. (Проблема)

1. ЭГП.

2. Природно-ресурсный потенциал.

3. Промышленность. Транспорт.

4. Сельское хозяйство.

5. Население.

6.Проблемы.

О, Индия, ты - украшенье планеты -
Поэтами тысячекратно ты воспета.
Ты - словно мечта о божественном чуде.
Тебя населяют красивые люди,
Их кожа смугла и блистающие очи.
Полны ароматов индийские ночи,
Индийские дни - словно горсть самоцветов.
Там джунгли, там тигры, там вечное лето.
Тебя океан омывает могучий,
От холода Севера горные кручи
Тебя берегут - нет надежней преграды,
О, милая Индия, сердцу отрада!

IV. Построение выхода из затруднения. Решение выявленных проблем.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.

Задание 1 группе: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты  ЭГП Индии  благотворно влияют на  развитие  экономики,  какие  тормозят развитие  страны?

  План:

  1. Положение по отношению к соседним регионам.
  2. Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.
  3. Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
  4. Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.
  5. Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.

Пример ответов обучающихся:                                                                

Особенности  ЭГП

Оценка для развития экономики

1.

Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.

Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

2.

Приморское положение страны

Возможность торговли со странами мира через океаны и Средиземное море, развитие морского транспорта

3.

Положение вблизи главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку  (Суэцкий канал)

Положительное влияние на развитие торгово-экономических связей

4.

На севере, северо-востоке – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.

Затрудняет  экономическое развитие  страны

Вывод: экономико-географическое положение (положение на пересечении транспортных путей) в целом благоприятно для развития экономики страны.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2.

Задание 2 группе : используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями:

Вопросы:

  1. Какими видами минерального сырья обеспечена страна?
  2. Где  находятся крупнейшие   месторождения минерального  сырья в стране?
  3.  Есть ли различия в показателях запасов сырья и обеспеченности сырьём?  

Пример заполнения таблицы.                                                                   Заслушивание ответов обучающихся.

Виды ресурсов

Оценка обеспеченности

Минеральные

На  долю  государства  приходится  95 % добычи  угля, 100% нефти, 75  % стали, меди, свинца, а также имеются  достаточные запасы марганцевых руд (3-е место в мире), урановых руд, фосфоритов, апатитов, гипса, известняка и слюды.

Земельные (почвенные)

Земельные ресурсы – главное природное богатство страны. На обрабатываемые земли приходится большая часть территории страны. Значительная часть почв обладает высоким плодородием. Это аллювиальные почвы долины Ганга и дельт рек на побережьях, а также черноземовидные глинистые почвы плоскогорья Декан в центре страны.

Проблема: связана с эрозией, засолением и истощением почв.

Агроклиматические

Обилие тепла в течение всего года позволяет собирать на значительной площади по 2-3 урожая, естественные пастбища составляют 5% территории страны – кормовая база для животноводства ограничена.

Проблема: земледелие нуждается в орошении.

Лесные

Лесные площади занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает. Лес – источник топлива и древесины.

Проблема: уничтожение лесов (особенно в Гималаях).

Водные

Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, а также являются основным источником искусственного орошения. Главные реки – Ганг, Брахмапутра, Инд и их притоки. Реки, берущие начало в Гималаях, многоводны (со смешанным дождевым и снегово-ледниковым режимом питания).

Проблема: реки Деканского плоскогорья, питание которых в основном дождевое, в сухое время года сильно мелеют, а в сезон дождей – разливаются, затопляя поля и смывая урожаи.

Вывод:  Индия чрезвычайно богата разнообразными природными ресурсами, среди которых ведущее значение имеют минеральные ресурсы. Имеющиеся ресурсы и условия создают природные предпосылки для развития промышленности  и сельского хозяйства.

                         

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3.

Задание 1 группе . Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы  оцените уровень развития промышленности  Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.

Таблица1.

Вопрос

+/-

1

Индия – индустриально развитое государство.

2

Индия обеспечивает себя основными видами промышленной продукции.

3

Индия производит трактора, тепловозы, станки, автомобили, оборудование для горнодобывающей промышленности.

4

Индия производит оборудование для космических исследований.

5

Республика Индия – быстроразвивающаяся страна, обладающая ядерным оружием и обширными запасами природных ресурсов, потенциальная сверхдержава.

6

Индия - лидер в атомной промышленности среди развивающихся стран.

7

Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами каменного угля и железной руды. Здесь же расположены залежи меди, бокситов, алмазов, титана и нефти. Является лидером по добыче и экспорту слюды.

8

Железнодорожный транспорт в Индии является наиболее важной формой транспортной системы.

9

Реки Ганг, Брахмапутра, Годавари, Кришна являются судоходными артериями Индии.

10

Индия оказалась в числе мировых лидеров в сфере фармацевтики.

11

Рост экономики Индии в 2022 году замедлится, однако она остается самой быстрорастущей в мире — об этом говорится в опубликованном в середине мая докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам.

12

Развитие связано это с достаточно грамотной экономической политикой, с огромным населением, повышением образовательного ценза, развитием промышленности.

13

Индия является одним из крупнейших экспортёров программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг. Именно здесь больше всего программистов и IT-специалистов в мире – 6 млн человек из 27 млн в целом по планете!

14

Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире.

15

Индийская IT-компания Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран.

Вывод

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4.

Задание 2 группе. Таблица 2. Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы  оцените уровень развития  сельского хозяйства Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.

Утверждение

+/-

1

Полуостров Индостан признаётся одним из древнейших очагов развития земледелия и животноводства. 

2

В Индии сосредоточено 1.5 млн км² пахотных земель – больше всех в мире. 

3

 Страна является мировым лидером и по площади орошаемых земель – 548 тысяч км². 

4

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет более 18%, в аграрном секторе задействовано 70% населения Индии.

5

Индийцы являются лидерами по выращиванию чая, хлопка, проса, фасоли, сухого нута, бобов, бананов, манго, папайи.

6

Государство входит в топ-5 стран по производству основных зерновых культур, овощеводству и заготовке корма для животных.

7

Индия лидирует по выращиванию тмина, имбиря, перца чили, куркумы.

8

Индия – крупнейший производитель в мире арахиса.

9

По сбору риса и чая Индия занимает второе место после Китая.

10

По выращиванию сахарного тростника Индия занимает второе место в мире после Бразилии.

11

По выращиванию табака Индия занимает 3 место в мире.

12

Индия удерживает первенство по числу скота: 230 миллионов коров, а также 120 миллионов коз и овец. 

13

Бóльшая часть продуктов животноводства уходит на продажу, что также делает страну крупнейшим экспортером в этом направлении.

14

«В результате зелёной революции» в несколько раз увеличился сбор зерна, благодаря чему страну перестали называть «мировым полюсом голода»

15

Сельское хозяйство доминирует в экономике страны.

Вывод

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 5.

Просмотр видеоролика «Население Индии».

Задание. Оценить специфику населения страны, выявите демографические и социальные проблемы  современной Индии.

Вопросы.

1. Какое место в мире занимает Индия по численности населения?

Численность населения в Индии на 4 февраля 2023 год – 1 427 462 983 человека. Этот показатель – второй в мире и первый среди государств Южной Азии. Страна занимает не самую большую площадь, но при этом на ней живет шестая часть всех жителей планеты. Каждый год население увеличивается примерно на 1%.

2. Национальный состав населения Индии.

Индия – многонациональное государство. На территории страны проживает более 200 этносов. Крупнейшим этносом на территории Индии являются хиндустанцы, составляющие около 35 % от всего населения Индии.  Среди остальных национальностей, населяющих Индию, можно выделить бенгальцев, телугу, маратхи, гуджаратцев, каннада, пенджабцев и др.

3. Религиозный состав.

Самой распространённой религией в Индией является индуизм — его исповедуют 80 % населения страны. Ислам является второй по численности последователей религией в Индии — 13 %.

4. Какую демографическую политику проводит правительство? Добились ли власти таких результатов как в Китае? 

В каждой семье один мальчик и одна девочка. Демографическая политика провалилась

4. Демографические проблемы.

  • Перенаселение
  • Велика детская смертность
  • Низкая продолжительность жизни (60 лет)
  • Широкое использование детского труда
  • Детские браки (с 11 лет у мальчиков, с 9 лет у девочек)

V. Первичное закрепление.

Учитель: Наш урок подошел к завершению. Давайте ещё раз кратко озвучим  основные проблемы, обозначенные нами на уроке для изучения страны.

VI. Рефлексия.

Учитель: Предлагаю закончить наш урок  на поэтической волне, сенквейном.

Сенквейн

Индия

Загадочная недосягаемая

Манит удивляет радует

Страна чудес и загадок.

Сказка!

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Высказывание

Вывод

Домашнее задание. Изучить страны Южной Азии, заполнить сравнительную таблицу.

Страна

ЭГП

Ресурсы

Экономика

Население



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Тема. ИНДИЯ.

1. Кроссворд.

1. Государство со столицей Тхимпху. 2. Столица этого государства Дакка. 3. Республика-архипелаг в экваториальных водах Индийского океана. 4. Островное государство у берегов Индостана.  5. Самая высокогорная страна мира. 6. Страна в междуречье Инда и Ганга. 7. Страна со столицей Исламабад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 1.

Задание 1 группе: Оцените экономико-географическое положение Индии. Используя план и карту выясните, какие черты  ЭГП Индии  благотворно влияют на  развитие  экономики,  какие  тормозят развитие  страны?

                                

Особенности  ЭГП

Оценка для развития экономики

1.

Положение страны на морских торговых путях из Средиземного моря в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго-Восточную Азии.

2.

Приморское положение страны

3.

Положение вблизи главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку  (Суэцкий канал)

4.

На севере, северо-востоке – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.

Вывод:

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 2.

Задание 2 группе : используя учебник и карты, дополните характеристику ресурсов Индии, содержащуюся в тексте учебника. Данные занесите в таблицу. Сделайте вывод об обеспеченности Индии природными ресурсами и условиями:

Виды ресурсов

Оценка обеспеченности

Минеральные

Земельные (почвенные)

Агроклиматические

Лесные

Водные

Вывод:  

                         

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 3.

Задание 1 группе . Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы  оцените уровень развития промышленности  Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.

Вопрос

+/-

1

Индия – индустриально развитое государство.

2

Индия обеспечивает себя основными видами промышленной продукции.

3

Индия производит трактора, тепловозы, станки, автомобили, оборудование для горнодобывающей промышленности.

4

Индия производит оборудование для космических исследований.

5

Республика Индия – быстроразвивающаяся страна, обладающая ядерным оружием и обширными запасами природных ресурсов, потенциальная сверхдержава.

6

Индия - лидер в атомной промышленности среди развивающихся стран.

7

Страна обладает одними из крупнейших в мире запасами каменного угля и железной руды. Здесь же расположены залежи меди, бокситов, алмазов, титана и нефти. Является лидером по добыче и экспорту слюды.

8

Железнодорожный транспорт в Индии является наиболее важной формой транспортной системы.

9

Реки Ганг, Брахмапутра, Годавари, Кришна являются судоходными артериями Индии.

10

Индия оказалась в числе мировых лидеров в сфере фармацевтики.

11

Рост экономики Индии в 2022 году замедлится, однако она остается самой быстрорастущей в мире — об этом говорится в опубликованном в середине мая докладе Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам.

12

Развитие связано это с достаточно грамотной экономической политикой, с огромным населением, повышением образовательного ценза, развитием промышленности.

13

Индия является одним из крупнейших экспортёров программного обеспечения, а также финансовых и технологических услуг. Именно здесь больше всего программистов и IT-специалистов в мире – 6 млн человек из 27 млн в целом по планете!

14

Индийская компания Micromax на данный момент является десятой в списке крупнейших производителей мобильных устройств в мире. По этому показателю она обогнала даже такие традиционно известные бренды, как Motorola или Nokia. Однако подавляющая часть продаж продукции этой фирмы приходится на Индию, а потому ее мало знают в остальном мире.

15

Индийская IT-компания Infosys занимается аутсорсом – производством и поддержкой программного обеспечения по заказу от богатых западных стран.

Вывод

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 4.

Задание 2 группе. Таблица 2. Используя учебник, карты атласа, Интернет-ресурсы  оцените уровень развития  сельского хозяйства Индии. Выберите верные утверждения из предложенного перечня. Сделайте вывод.

Утверждение

+/-

1

Полуостров Индостан признаётся одним из древнейших очагов развития земледелия и животноводства. 

2

В Индии сосредоточено 1.5 млн км² пахотных земель – больше всех в мире. 

3

 Страна является мировым лидером и по площади орошаемых земель – 548 тысяч км². 

4

Доля сельского хозяйства в ВВП страны составляет более 18%, в аграрном секторе задействовано 70% населения Индии.

5

Индийцы являются лидерами по выращиванию чая, хлопка, проса, фасоли, сухого нута, бобов, бананов, манго, папайи.

6

Государство входит в топ-5 стран по производству основных зерновых культур, овощеводству и заготовке корма для животных.

7

Индия лидирует по выращиванию тмина, имбиря, перца чили, куркумы.

8

Индия – крупнейший производитель в мире арахиса.

9

По сбору риса и чая Индия занимает второе место после Китая.

10

По выращиванию сахарного тростника Индия занимает второе место в мире после Бразилии.

11

По выращиванию табака Индия занимает 3 место в мире.

12

Индия удерживает первенство по числу скота: 230 миллионов коров, а также 120 миллионов коз и овец. 

13

Бóльшая часть продуктов животноводства уходит на продажу, что также делает страну крупнейшим экспортером в этом направлении.

14

«В результате зелёной революции» в несколько раз увеличился сбор зерна, благодаря чему страну перестали называть «мировым полюсом голода»

15

Сельское хозяйство доминирует в экономике страны.

Вывод

VI. Рефлексия.

Сенквейн

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Высказывание

Вывод

Домашнее задание. Изучить страны Южной Азии, заполнить сравнительную таблицу.

Страна

ЭГП

Ресурсы

Экономика

Население

Проблемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страны Южной Азии.Индия

Урок проведен в 8 классе глухих  с использованием презентации.Учащиеся знакомятся с удивительной страной Южной Азии- Индией.Саша Т. подготовил сообщение о флаге и гербе Индии. Школьники знакомятс...

Тест по теме «Западная Азия, Индия и Китай в древности» в 5 классе.

Итоговое тестирование  в 5 классе по теме "Западная Азия, Индия, Китай в древности" в двух авриантах. Состоит из двух частей, Часть А содержит  задания с выбором ответа, часть В - задания бо...

Урок географии в 7 классе. Страны Южной Азии. Индия.

Раскрыть главные особенности природы, населения и хозяйственной деятельности Индии....

Конспект урока географии в 7 классе "Страны Южной Азии. Индия"

Урок - реализация деятельностного подхода в обучении географии....

Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония

Конспект урока по теме: Средневековая Азия: Индия, Китай, Япония...

Урок географии. Тема. Южная Азия: Индия.

Конспек урока по теме "Индия"....