Конспект урока географии 6 класса на тему "Озёра"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Конспект урока географии 6 класса на тему "Озёра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_ozera.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии на тему: «Озера»

Пояснительная записка

Класс: 6

Программа: начальный курс географии.

Учебник Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова.

Тема 4 «Гидросфера – водная оболочка Земли»

Урок 4 «Озёра»

Цель: создание условий для усвоения понятия «озеро»  как одного из видов внутренних вод.

Задачи

Образовательные: рассмотреть понятия: озеро, озёрная котловина, лимнология, изучить классификации озёр по типам озёрных котловин, водному  балансу и химическому составу, определить значение озёр и обозначить меры по охране этих объектов.

Развивающие: развивать логическое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы, умение составлять характеристику озера, определять физико-географическое положение озера, развивать коммуникативность, умение работать с картой.

Воспитывающие: воспитывать толерантность, патриотизм, самостоятельность, прививать умение занимать активную жизненную  позицию, нести ответственность за воздействие на окружающую среду.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применяемые технологии: информационная, проектная, технология проблемного обучения, игровая.

Оборудование: мультимедийное оборудование или интерактивная доска, карточки с таблицами № 1,2, карточки с проблемными вопросами.

На протяжении всего урока используется мультимедийная презентация с гиперссылками.

I Организационный момент.

II Мотивационная установка.

Сейчас я вам расскажу о природном объекте, а вы должны его назвать.

Когда-то здесь, поблизости от Омска, жил Петр Ершов - автор знаменитого «Конька-Горбунка». И, похоже, именно местные легенды стали основой его знаменитой сказки. Котлы с живой и мертвой водой, искупнувшись в которой люди возвращали свою молодость и здоровье?

В наши дни доказано, что эта легенда возникла не просто так. Здесь  вода действительно обладают целительными свойствами. А количество местных чудес просто зашкаливает: НЛО, русалки, явления вроде массового гипноза, прочие необъяснимые вещи происходят здесь почти непрерывно.

Вода действительно отличается от обычной. Первое, на что обратили внимание ученые, - это ее активность: она повышает жизнеспособность клеток, устойчивость их к внешним воздействиям. И этим пользуются и местные, и приезжие. Причем те, кто добирался сюда за тысячи километров, подчас делают сразу годовой запас воды, зная, что весь год смогут пользоваться ею как средством от тысячи болезней. (Шайтан-озеро)

О чём идёт речь? Ответы детей.

III Изучение нового материала.

  1. Определение с помощью мотивационной установки темы урока./СЛАЙД 1/

Запись темы в тетрадь.

  1. Формулирование цели урока самими учащимися при помощи учителя.

Можно ли зная тему урока, определить его цель? Что конкретно вы можете узнать на уроке об озёрах?

  1. Вы определите, что такое озеро.
  2. Рассмотрите многообразие озёр.
  3. Их классификации.
  4. А ещё вы побываете  в роли иностранцев и будите проектировщиками, но об этом позже.
  1. Итак, озёра.  Наверно, большинство из вас видели озёра, давайте попробуем сформулировать, что же такое озеро. /СЛАЙД 2/

Ответы детей.

Запись определения в тетрадь после сравнения ответов учащихся с определением озера, предложенным автором учебника.

Озеро – это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

  1. Чтобы до конца понять, что же такое озеро, сравните его с двумя природными объектами.
  1. Загадка:

В неё льется, из неё льется, сама по земле плетется. (Река).

/СЛАЙД 3/

Что объединяет эти два понятия? Ответы детей.

А чем они отличаются? Ответы детей.

  1. Загадка:

Кругом вода, а с питьем беда. (Море). /СЛАЙД 4/

Работаем по алгоритму. Какие вопросы были заданы относительно предыдущего понятия? Ответьте на них же относительно моря и озера.

Теперь сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

  1. А какие озёра вы знаете? Ответы детей.

Чем они отличаются? Ответы детей.

Среди озёр, как и среди рек, морей и других природных объектов, есть «самые, самые».

Перед вами таблица № 1(Приложение 1) /СЛАЙД 5/

В первой графе этой таблице дана характеристика некоторых из них, а во второй их названия. Вам нужно стрелками соотнести озёра с их характеристиками.

Проверяем. /СЛАЙДЫ 6,7,8/

  1. Найдите эти озёра на карте. Как они обозначаются? /СЛАЙД 9/

Обратим внимание на Каспийское море. Измерьте его протяжённость с севера на юг и с запада на восток.

  1. Следующий этап в изучении озёр – это их классификации. Мы с вами рассмотрим 3 из них. Во-первых, озёра делятся по происхождению озёрных котловин.

По происхождению озёрных котловин озёра бывают: ледниковые, тектонические , вулканические, остаточные, провальные, запрудные, озёра речных долин и морских побережий, смешанного типа.

Перед вами таблица № 2 (Приложение 2)Она содержит 3 графы, последнюю из которых нужно заполнить.  

Во-первых, вы будете видеть озёра на слайдах, во-вторых, читать в таблице, как образуются озёра разных типов, особенности котловины, в-третьих, определите типы озёрных котловин и запишите их в третью колонку. /СЛАЙД 10//СЛАЙДЫ 11-20/

Проверяем.

Теперь найдите на карте крупные из упомянутых озёр,  слушая мои указатели:

1)озеро Виктория находится в Восточной Африке,

2) озеро Селигер – на Волдайской возвышенности Русской равнины,

3) Сарезское озеро –  на Памире в Центральной Азии,

4)Ладожское озеро – в северо- западной части Евразии. /СЛАЙД  21/

Что за указатели я вам давала? При помощи какой характеристики вы нашли эти озёра?

Ответы детей.

  1. Физкультминутка. Я буду читать стишок, а вы выполняйте за мной все действия, которые я буду показывать.

Изучали мы озёра /повороты головы влево, вправо, пожимание плечами/.

Плыли не рекой /махи руками брасом/,

Не морем /махи руками кролем/.

Чистый, светлый водоём /наклоны туловища вправо, влево, вперед/,

Поныряем нынче в нём! /приседание/

  1. Следующая классификация озёр касается их водного баланса.

Итак, по водному балансу озёра делятся на: сточные и бессточные.

Постройте схему:

                                               Озёра

                                   

                                     

                             Сточные                 Бессточные /СЛАЙД  22/

Какой корень в этих словах? Ответы детей.

Следовательно, из одной группы озёр вытекают /что?/ реки, а из другой не вытекают.

Изобразите схематично эти озёра

За счёт чего происходит расход воды в бессточных озёрах? Ответы детей.

Как мы на карте определим, сточное озеро или бессточное? Ответы детей.

     Приведите примеры. /СЛАЙД  23 - 24/

  1. Так вы сами самостоятельно уже обозначили третью классификацию. Какую? Ответы детей.

По химическому составу воды озёра делятся на: пресные и минеральные (солёные).

Составьте схему.

                                               Озёра

                                   

                          Пресные               Солёные  /СЛАЙД  25/

Какие примеры озёр вы можете привести? Да те же самые, что и в предыдущем случае.  Как на карте обозначения соленого озера отличается от пресного? Ответы детей.

  1. Как много мы сегодня с вами узнали об озёрах! Если вы сейчас вспомните все этапы изучения озёр на уроке, то получится план описания  географического положения озера. Составьте его.

План описания  географического положения озера. /СЛАЙД  26/

  1. На каком материке и в какой его части находится озеро?
  2. Протяжённость озера с севера на юг и с запада на восток.
  3. Тип озёрной котловины.
  4. Сточное или бессточное.
  1. А зачем ребята мы так много времени тратим на изучение озёр? Ответы детей.

О чём мы с вами сейчас говорили? Определим значение озёр. /СЛАЙД  27/

  1. Как человек влияет на озёра? /СЛАЙД  28/
  2.  Все озёра вы находили на физической карте, а теперь откройте политическую. Найдите на ней озеро Байкал и Каспийское море, сравните их местоположение. /СЛАЙД  29/

Итак, озеро Байкал находится на территории одного государства – России, а Каспийское  море – на территории 5 государств: России, Казахстана, Туркменистана, Ирана, Азербайджана.

Разделитесь на группы по 5 человек – представителей этих государств и составьте мини-проект по охране это величайшего озера нашей планеты.

Работа в группах. Защита мини-проектов.

IV Закрепление материала.

Теперь посмотрим, насколько хорошо вы запомнили географическое положение изученных озёр. На контурной карте я показываю озёра, а вы называете их. /СЛАЙД  30/

V Итог урока. Рефлексия.

Мы сегодня с вами на уроке прикоснулись к лимнологии – науке, изучающей озёра. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал… /СЛАЙД 31/

Мне было непонятно…

Меня заинтересовало…

Оценивание.

VI  Домашнее задание: /СЛАЙД  32 - 34/

1)параграф по теме «Озёра»;

2)отметить на контурной карте все озёра, упоминающиеся в параграфе;

3) по желанию:

- приготовить сообщение об озёрах Забайкальского края,

- решить проблемные вопросы:

Инструкция: выскажите несколько идей по решению этих проблем, определите основную (Приложение 3)

 Литература:

1.В.Г.Чернова География в таблицах и схемах, - СПб.: ОО «Виктория плюс», 2010

2 www.200stran.ru (Интернет-ресурс)

3. www.traveltours.ru(Интернет-ресурс)

4.www.teatral.org (Интернет-ресурс)

5. www.wikipedia.org(Интернет-ресурс)

6. www.yakhov.ru(Интернет-ресурс)

Приложения

Приложение 1

Таблица 1.«Самые,самые … озёра»

Характеристика озера

Название озера

  1. Самое солёное озеро мира. Его солёность составляет 27 % . Рыба, попадающая туда из единственной впадающей реки, сразу погибает.

Каспийское море

  1. Самое глубокое озеро мира. Его глубина составляет 1647м. Кроме того, оно самое чистое и самое  древнее озеро планеты.

Мёртвое море

  1. Самое большое по площади озеро планеты. Оно расположено на стыке двух частей Евразийского континента — Европы и Азии.

Озеро Байкал

Приложение 2

Таблица 2

Происхождение озёрных котловин.

Как образуются котловины. Примеры .

Особенности котловины.

Тип .

1

В результате движений земной коры

/в грабене  (оз.Байкал)

/в прогибе земной коры

(оз.Виктория)

Глубокая, длинная, узкая, крутые склоны.

Не очень глубокая, большая по площади, берега изрезаны.

2

В кратерах потухших вулканов (Тана)

Чашеобразная.

3

В результате деятельности рек

 (озёра Русской равнины)

и морей

 (Венецианская)

 (озёра побережий Чёрного и Азовского морей)

Продолговатая, подковообразная.

4

В результате деятельности ледника (Селигер)

Вытянута по направлению движения ледника, вдоль горной долины.

5

В результате преграждения речного русла  (Сарезское)

Наличие плотины естественного происхождения.

6

В результате просадок и провалов при растворении горных пород (Европейская часть России),

 таянии многолетней мерзлоты

(Западная и Восточная Сибирь)

Небольшие, неглубокие, воронкообразной или блюдцеобразной формы.

7

На месте когда-то существовавшего моря (Каспийское море)

Разнообразная.

8

В результате многих вышеизложенных процессов (Ладожское)

Разнообразная.

По происхождению озёрных котловин озёра бывают: ледниковые, тектонические , вулканические, остаточные, провальные, запрудные, озёра речных долин и морских побережий, смешанного типа.

Приложение 3

Проблемные вопросы для домашнего задания.

1.В Алжире, неподалеку от города Сиди-бель-Аббес, находится природное озеро, наполненное чернилами. В озере нет ни рыб, ни растений, поскольку ядовитые темно-синие чернила пригодны только для того, чтобы ими писать! До недавнего времени люди не могли понять, каким образом в водоеме оказалось такое необычное вещество. Ученые, проведя соответствующие исследования и анализы, пришли к выводу…

Вопрос: к какому выводу пришли учёные?

 /Ответ: все дело в составе воды двух маленьких речек, впадающих в это загадочное озеро. В одной из них содержится просто громадное количество растворенных солей железа, в другой - всевозможные органические соединения из расположенных в речной долине торфяных болот. Сливаясь вместе в озерный котлован, потоки взаимодействуют друг с другом, пополняя количество замечательных чернил. Местные жители относятся к этому чуду по-разному: одни считают его дьявольским наваждением; другие, наоборот, извлекают из него пользу. Чернила продаются не только в магазинах Алжира, но и в Африке, странах Средиземноморья, на Ближнем и Среднем Востоке. Чернильное озеро/ 

2.Остров Тринидат прославился лишь потому, что в его центральной части имеется настоящее асфальтовое озеро. Великолепный асфальт! В озеро, конечно, не зайдешь и не окунешься, а расположено оно в кратере бывшего грязевого вулкана, глубина его... 90 метров (!), а площадь - 46 га.

Вопрос: как это объяснить?

/Ответ: выходящая из недр земли через жерло вулкана залегающая на большой глубине нефть под воздействием испарения теряет все летучие вещества и превращается в асфальт. Каждый год из озера добывают до 150 тысяч тонн асфальта, идущего на строительные нужды. Основная его часть экспортируется в США, Англию и Китай. За время разработки озера добыто более 5 млн тонн асфальта, при этом уровень чудо-озера понизился всего на полметра! Любой предмет, попавший на поверхность озера, исчезает в черной бездне. Ученые, исследовавшие прибрежные глубины "водоема", обнаружили целое кладбище доисторических животных. В том числе скелеты мастодонтов, вымерших в ледниковый период, которые обитали в этом регионе. Асфальтовое озеро/

 3. Вокруг этого озера все водоемы кишат рыбой и озерной дичью, а в нём - ни травинки, ни малька, ни птички на берегу, и это при том, что из рыбных озер вытекают речки, впадающие в него. Исследователи десятки раз пытались заселить таинственное озеро местной водяной фауной и флорой, отдавая предпочтение самым неприхотливым видам. Однако все эксперименты кончились одинаково: рыба и прочая живность, спустя день-другой, дохла, растительность сгнивала.

Вопрос: почему?

                        /Ответ: Тайна российского Пустого озера,  расположенного на Алтае, не  раскрыта до сих пор. Воду озера изучали эксперты из Германии, США,              

Бельгии и Британии, и никто до сих пор не мог объяснить или хотя бы предложить правдоподобную гипотезу по поводу феномена этого  удивительного водоема. Удастся ли в обозримом будущем разгадать эту тайну? Увы, специалисты неопределенно пожимают плечами./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"

Материалы  викторины "К неведомым землям" могут быть использованы  как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"

На  конкретных примерах  учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...