Статья об эффективности использования игровой формы обучения во внеклассной образовательной деятельности при реализации ФГОС
статья по географии

Краснова Надежда Владимировна

В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование многих универсальных учебных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Н.В. Краснова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 276 Красносельского района
Санкт-Петербурга,
pikkolovo@yandex.ru

GAME LEARNING EFFICIENCY IN EXTRA-CURRICULAR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE IMPLEMENTATION OF GEF

N.V. Krasnova

State budget institution of general education secondary school No. 276

 Krasnoselsky district of St. Petersburg

Современный школьный образовательный процесс не может осуществляться в рамках только урока. Неотъемлемой частью системы обучения становятся внеклассные мероприятия, от качества которых зависит уровень образования в целом. Важно, чтобы внеклассная работа осуществлялась в интересной форме, способствовала реализации творческих способностей обучающихся. Для младших школьников  универсальной формой обучения является игра. Она же может способствовать развитию и старшеклассников, если будет организована на более высоком уровне, например с использованием средств информационных технологий и межпредметных связей.

В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, реализуются требования ФГОС. Рассмотрим это на конкретном примере.

Игра по станциям «Мой край родной» о Красном Селе и его окрестностях -  внеурочное мероприятие по географии краеведческой направленности с использованием ИКТ для учащихся 8-9 классов, изучающих курс географии «Россия: природа, население, хозяйство». В содержание игры включены исторические, экологические, географические, биологические  аспекты, относящиеся к конкретной местности.

Перед игрой проводится анкетирование учащихся восьмых и девятых классов с целью  установления степени их осведомленности о Красном Селе. Обучающиеся проводят аналогичный опрос родителей самостоятельно.

                

Если абонент дает больше половины правильных ответов из семи, то считается, что он имеет достаточное представление о местности, в которой проживает.

По результатам опроса составляются круговые диаграммы, которые наглядно демонстрируют обучающимся то, что 64% из них мало знают о своей Малой Родине. Среди родителей аналогичный показатель составил 41%. Общий показатель «малознающих» - 52% из опрошенных.

Таким образом школьники убеждаются в том, что местные жители мало знают  о своем городе, считая его скучной окраиной Санкт-Петербурга. У ребят появляется предположение о том, что если люди больше узнают об истории и природе Красного Села, они изменят свое отношение к своему району и смогут им гордиться. У ребят появилась мотивация для участия в игре.

Методическая разработка игры начинается с выдвижения целей:

  • развить у учащихся чувство гордости за свою Малую  Родину – Красное Село через формирование интереса к его истории, уникальным природным объектам окрестностей;
  • пробудить желание сохранять природные и исторические объекты Красного Села и его окрестностей;
  • предоставить возможность применить на практике полученные самостоятельно знания;
  •     Предоставить возможность учащимся реализовать навыки использования ИКТ для решения практических задач.

Затем формулируются задачи:

  • сформировать команды;
  • рекомендовать источники информации о Красном Селе;
  • предоставить консультационные услуги, ознакомить с правилами игры
  • подобрать информационные и контрольные материалы для станций;
  • подготовить необходимые технические средства;
  • осуществить подбор и подготовку ведущих для станций;
  • создать маршруты для команд;
  • подвести и огласить итоги игры, узнать мнение о ней участников.

Команды из пяти человек за сорок пять минут проходят маршрут из пяти станций:

1.

Доминанты Ижорской возвышенности (с использованием системы голосования);

2.

Цветочная палитра Дудергофских высот (с демонстрацией презентации);

3.

Географический калейдоскоп (с использованием системы My Test);  

4.

Достопримечательности Красного Села и его окрестностей (с использованием карты из Географических Информационных Систем (ГИС);

5.

Золотая кладовая имён (с использованием интерактивной доски).

Этапы игры и виды деятельности

Деятельность учителя (ведущего)

Деятельность учеников

Подготовительный этап. Подбирает факты, создает тесты, презентации, карту в ГИС. 

Изучают информацию о природных и исторических объектах, известных людях.

Организационный этап. Готовит маршрутные листы. Настраивает системы My Test, ГИС, интерактивную доску.

Распределяют обязанности внутри команды, выбирают капитана, обмениваются информацией, получают консультации.

Основной этап. Объясняет условия работы на станции. Демонстрирует необходимые материалы. Выставляет баллы на станциях.

Распределяют обязанности, выбирают капитана, обмениваются информацией, получают консультации.

Заключительный этап. Суммируются баллы. Предлагает подумать о том, какие объекты в Красном Селе можно назвать уникальными, какие направления деятельности здесь перспективно развивать (наука, экология, туризм, отдых). Подведение итогов.

Сдают маршрутные листы. Обдумывают ответы на  вопросы.

Рефлексия. Задает вопрос о том, как изменилось мнение участников о Красном Селе.

Называют интересные объекты, перспективные направления развития для Красного Села. Говорят о своем отношении к городу.

При создании игры используются элементы технологии организации проектной деятельности: была выдвинута гипотеза, пройдены проектные этапы (подготовительный, организационный, основной, заключительный, рефлексия).

Игра «Мой край родной» направлена на получение личностных, метапредметных и предметных результатов через формирование универсальных учебных действий (УУД):

Результаты, УУД

Примеры УУД в игре

Личностные

 саморазвитие, сформированность мотивации, личностных качеств

УУД: смыслообразование, мотивация деятельности, социальные компетенции, нравственно-этическая ориентация

Осознание и контроль над эмоциями, осознание своих интересов, себя как гражданина, целостности мира, умение отвечать за свой выбор, выработка доброжелательного отношения к другим.

Метапредметные

освоение УУД, овладение ключевыми компетенциями, формирование межпредметных понятий

 Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, самоконтроль, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД: общеучебные, знаково-символические, информационные, логические 

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество и его планирование, взаимодействие. 

 

 

Определение цели, выдвижение версий, планирование деятельности, работа по плану.

Нахождение, анализ, обобщение  информации, смысловое чтение,  умение доказывать, установка причинно-следственных связей, сравнение объектов, понимание закономерностей.

Изложение и коррекция своего мнения, понимание другой позиции,  работа в группе, использование ИКТ.

Предметные – освоение специфического опыта. Для создания единого образа Красного Села были использованы знания по истории, биологии, географии, экологии.

Представленное внеклассное мероприятие является примером того, как, используя игровую форму обучения, можно эффективно решать поставленные перед современным образование задачи. В игре используются межпредметные связи, элементы проектной деятельности, создается мотивация для деятельности, формируются различные УУД. Использование различных средства информационных технологий в игре ускоряет процесс получения личностных, метапредметных и предметных результатов, активизирует познавательную активность обучающихся, расширяет возможности самостоятельной работы, способствует реализации ФГОС.

Литература

[1] Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. М. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

[2] Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников / О.А. Жильцова // Дистанционная поддержка педагогческих инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий.  -  М.: МГУ имени М. В. Ломоносова, - 2007.

[3] Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2014. - 176 с.

[4] Сухоруков В. Д., Суслов В. Г. Проблема развития человека и географическое образование // География в школе. - 2014. -  № 3.

Summary

Game form of teaching is regarded as an example of effective use of extracurricular activities in modern educational process. This article shows how through the game using the tools of information technology to implement intersubject links, project activities. Special attention is paid to the formation of a universal educational actions.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка...

Статья " Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка в школе"

Статья " Использование игровых форм обучения  на уроках немецкого языка в школе" содержит не только теоретический материал  по данному вопросу, но и подборку  игр разных типов для приме...

Развитие познавательной деятельности на уроках математики через использование игровых форм обучения детей с ОВЗ

"Игра  – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности...» (В.А.Сухомлинский).Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами ...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»

laquo;Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»...

Эффективность использования игровой формы обучения на уроке при реализации ФГОС

Учебная игра "Рентгеновские лучи" может быть использована для проведения внеурочного занятия или урока обобщающего повторения. Условные команды отправляются в вертуальное путешествие, отвеча...