«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»
учебно-методический материал

Блохина Екатерина Юрьевна

«Использование игровых форм обучения на уроках истории и обществознания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

План

самообразования

«Использование игровых форм обучения на уроках

истории и обществознания»

учителя  

истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Среднедевятовской средней общеобразовательной школы

Блохиной Екатерины Юрьевны.

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина.

В настоящее время в условиях реализации ФГОС главными задачами учителя   является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу.

 Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность обучающихся. Следовательно, чтобы игра наилучшим образом реализовала все свои способности, педагог должен оценивать ее по двойному критерию: по ближайшему результату и с дальней целью. Только тогда можно будет использовать игровую деятельность как средство организации учебного процесса. Игра – хороший помощник педагога, но не волшебная палочка.

 Главная роль игры - чтобы она помогла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существовавшие и существующие в жизни.

      Следовательно, игра - это:

1) деятельность,

2) отсутствие принуждения,

3) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив (А.В.Петровский.)

4) развитие способностей,

5) "учение с увлечением" (С.Л.Соловейчик).

Актуальность темы

     Данная тема весьма актуальна для преподавания истории и обществознания в школе. Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого, через положительную мотивацию к предмету. Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания являются игровые технологии.

     Цель работы: Повышение мотивации учащихся на уроках истории и обществознания с применением игровых технологий в обучении.

     Чтобы достичь цели были поставлены задачи: 

• позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;

• развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;

• позволить осуществить связь времен - прошлой и настоящей эпохи;

• развивать логическое мышление;

• развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений.

     Игровые технологии способствуют повышению мотивации учащихся на уроках истории и обществознания. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу избежать назойливой назидательности, создает атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являлось развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности. Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

     В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.

          Игру можно разбить на несколько этапов:

1. Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе), придает игре познавательный характер, предъявляет участникам игры требования в отношении знаний.

2. Правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных особенностей учащихся.

3. Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди: жюри, зрители.

4. Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые применяются при решении учебной программы, поставленной игрой.

5. Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные технологии, раздаточный, контролирующий, обучающий материал.

6. Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи.

      Итогом является для учащегося – моральное и умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении знаний и их применений.

     Применение игровых технологий на уроках истории способствуют развитию у обучающихся исторического мышления, формирования понимания исторического прошлого, воспитание современного исторического сознания, развитию умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяния и поступков людей.

     Игра помогает ребятам понять законы общественного развития. «Проживание» судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно- ценностного содержания, должно являться главным смыслом в постижении истории.

     В процессе обучения через игру, являющуюся средством формирования и развития исторического мышления, отношения « учитель – ученик» строятся через освоение содержания ролей, принимаемых участниками образовательного процесса в зависимости от области исторического познания и уровня исторического мышления.

     У обучающихся заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения; а также, изменяется микроклимат в классном коллективе – появляется взаимопонимание внимательное отношение к мнению одноклассников; часто ребята обсуждают проблемы исторической науки не только на уроках, но и в свободное от занятий время.

     Важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

     В целом подводя некоторый итог использование игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:

     Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному. Эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Преподаватель играет многоплановую роль.

     Положительные: заметно повышается успеваемость по предмету, ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося. Изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание. Повышается интерес к предмету.

Используемая литература:

Перспективный план самообразовательной деятельности

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.  Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2018 – 2019 учебный год

2. Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

2018– 2019 учебный год

3. Практический

Внедрение системы мер, направленных  на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

2019 – 2020 учебный год

4. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

2020 – 2021 учебный год

5. Внедрение

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Распространение.

2021 – 2022 учебный год

Направления самообразования:

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3.Систематически знакомиться со статьями в  журналах

4. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания.

регулярно

 

 регулярно

 регулярно

 

регулярно

 

 

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей истории и обществознания.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе.

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 регулярно

 

Регулярно

 

ежегодно

 

 регулярно

 регулярно

 

регулярно

 

 2019-2020

 Согласно   плплана МО

 

 Согласно плплана МО

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

регулярно

 

Литература по теме самообразования:

1. Ахвердов А.А.   Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельностной среде    // Методист. - 2008. - № 3. - С. 35-39.

2. Белобородов Н.В.   Технология социального творчества учащихся    // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.

3. Боровая Л.   Педагогический опыт: мастерство плюс практика    // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2007. - № 13. - С. 24-26.

4. Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.

5. Воровщиков С.Г.   Технология проблемно-деятельностной игры    // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.

  1.  Киреева Т.В.   Системный подход к подготовке учащихся к единому государственному экзамену: говорение. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0172-5.
  2. Конаржевский Ю.А.   Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.
  3. Конаржевский Ю.А.   Система. Урок. Анализ. - Псков: ПОИПКРО, 1996. - 440 с. - (Управление образованием). - ISBN 5-7522-0006-7.
  4. Лямасова Г.   Создаем школу нового поколения    // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
  5. Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. –  № 1.
  6. Юдин В.В.   Концепция педагогической технологии (элементы теории)    // Педагогические технологии. - 2007. - №1. - С.37-45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка

Актуальность использования игровых форм обучения на уроках английского языка...

Статья " Использование игровых форм обучения на уроках немецкого языка в школе"

Статья " Использование игровых форм обучения  на уроках немецкого языка в школе" содержит не только теоретический материал  по данному вопросу, но и подборку  игр разных типов для приме...

Развитие познавательной деятельности на уроках математики через использование игровых форм обучения детей с ОВЗ

"Игра  – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности...» (В.А.Сухомлинский).Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету, наряду с другими методами ...

Использование игровой формы обучения на уроках русского языка и литературы.

Статья о пользе использования игровых технологий на урочных и внеурочных занятий...

Статья об эффективности использования игровой формы обучения во внеклассной образовательной деятельности при реализации ФГОС

В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование многих универсальных учебных действий....

Использование игровых форм обучения на уроках химии

Статья по игровым формам обучения, применяемым на ууроках химии...