Технологическая карта урока по географии для 5-го класса по теме "Параллели и меридианы"
методическая разработка по географии (5 класс)

Материал посвящен уроку по географии для 5-го класса (тема "Параллели и меридианы"). Формулируются цель и задачи урока, планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные), указываются методы и формы обучения и формы организации деятельности обучающихся. Приводится организационная структура урока с указанием формируемых на каждом этапе УУД и планируемых результатов каждого из этапов урока. Особое внимание уделено наглядности материала и предоставлению обучающимся возможностей для творческого подхода к изучению сложной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по географии для 5-го класса

Учитель: Колтышев Алексей Евгеньевич, к.геогр. н.

Место работы: ГБОУ школа 492, Санкт-Петербург

Электронный адрес: alkolt71@gmail.com

Предмет: география

Класс: 5

Учебник: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. География. 5-6 классы. ‒М.: Просвещение, 2019.

Атлас: Географический атлас. Серия «Полярная звезда». 5-6 классы. ‒М.: Просвещение, 2019.

Тема урока: Параллели и меридианы

Тип урока: интегрированный (комбинированный)

Цель урока: формирование и усвоение представления о параллелях, меридианах.

Задачи урока:

- сформировать представление о параллелях и меридианах;

- подвести учеников к самостоятельному формулированию темы «географические координаты» как темы следующего урока, логически вытекающей из темы урока.

Планируемые образовательные результаты

        1. Предметные: умение работать с различными источниками информации, включая карты и глобус; умение давать определение меридиана, параллели, нулевого меридиана, экватора.

        2. Метапредметные: способность связывать знания в области географии с другими сферами знаний; осознание приобретения новых знаний, умений и возможностей применения знаний на практике.

        3. Личностные: умение достигать цели и решать поставленные задачи.

Методы и формы обучения: дискуссия с элементами мозгового штурма, рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с картами, демонстрация фрагментов карт и рисунков на экране с помощью проектора.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, настенная карта полушарий, глобус Земли.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная групповая и индивидуальная работа, самостоятельная работа с картой, взаимооценивание учащихся.

Основные понятия и термины для усвоения: параллель, меридиан, экватор, нулевой (Гринвичский) меридиан.

Организационная структура урока

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Методы обучения,  технологии обучения, формы организации деятельности учащихся

УУД

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный момент

Проверяет готовность рабочих мест, создает ситуацию будущего успеха.

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Предъявляют д/з, выполненное в тетрадях.

Визуальный контроль

Развитие коммуникативных навыков учащихся.

3. Мотивация к деятельности

Формулирует цель урока: как четко определить конкретное место (точку) на Земле и для чего это нужно практически?

Ставит учеников в тупик: найти на карте Санкт-Петербург. Затем демонстрирует на экране карту с г. Санкт-Петербург в США:

Ставит проблему: как различать эти города? Что нужно для решения проблемы в общем случае?

Демонстрирует на экране шахматную доску:

Предлагает охарактеризовать положение фигуры.

Предлагает сделать аналогичную процедуру с земным шаром, разрезав его условными линиями, и оценить степень аналогии.

Находят в атласе (с.8-9) Санкт-Петербург.

Задумываются, предлагают варианты решения проблемы.

Приходят к выводу: буква и цифра C3 однозначно определяют положение фигуры и что так же можно определять положение объекта и на карте Земли.

Беседа, дискуссия с элементами мозгового штурма. Демонстрация фрагментов карт и рисунков на экране.

Навыки работы с картой.

Навык формулирования цели и задач деятельности.

Навыки самостоятельной познавательной деятельности.

4. Учебно-познавательная деятельность

Чтение материала учебника. Работа над теоретическими понятиями.

Ставит  познавательные задачи урока: уяснить из учебника (п.14) как шар рассекается плоскостями; выяснить, что такое параллель и меридиан.

Ставит задачу: в тетради нарисовать круг, нарисовать параллель и меридиан.

Усваивают цель урока: представление о географических координатах, отмечают цель урока в тетради в виде заголовка.

Работают с тетрадью.

Беседа, смысловое чтение,

Работа с картой, участие в аналитической беседе (дискуссии), поисковая деятельность.

Организация фронтальной, индивидуальной работы.

Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации по теме урока.

Осознание возможности самостоятельного получения новых знаний.

Умение определять параллели, меридианы.

Умение работать с различными источниками информации.

Навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

5.  Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Репродуктивные задания, поисковые интеллектуальные задания, самоорганизация в деятельности; обобщения и систематизация знаний.

Ставит задачу на репродукцию знаний: вспомнить что такое стороны горизонта.

Ставит интеллектуальную задачу: как определять стороны горизонта по карте?

Корректирует ответы учеников.

Дает определение экватора и нулевого (Гринвичского) меридиана.

Ставит задачи: на рисунке в тетради обозначить экватор и нулевой меридиан; выяснить по атласу, как на картах обозначаются и подписываются меридианы и параллели.

Дают определение.

Работают с учебником (с.48-49) и атласом.

Дают свое понимание методики определения сторон горизонта по карте.

Записывают определения в тетрадь.

Работают с тетрадью.

Фронтальная работа, текущий контроль выполнения письменных заданий, опрос.

Развитие коммуникативных навыков, умения анализировать различные источники информации по теме урока.

Умение работать с картой. Умение определять стороны горизонта по картам. Умение определять экватор и нулевой меридиан.

Навык сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

Овладение навыками высказывания, дискуссии.

Навыки сохранения познавательной задачи.

6.  Контроль и оценка результатов деятельности

Корректирует работу учеников. Контролирует выполненные на уроке задания в тетради у нескольких учеников.

Предъявляют результаты своей работы на уроке.

Контроль выполнения письменных заданий.

Навыки самоконтроля, сохранения познавательной задачи

7. Подведение итогов

Выясняет у учеников, решили ли они задачи урока, т.е. подошли ли к пониманию того, как однозначно определять по карте положение объектов и находить объекты по пересечению параллели и меридиана?

Предлагает одному из учеников показать по карте у доски как бы он определял место географического объекта с помощью полученных и усвоенных знаний о параллелях и меридианах.

При подведении итогов урока навести учеников на предположение о теме следующего урока.

Оценивает: достигли ли обучающиеся поставленной цели урока.

Высказывают свое мнение об усвоении материала и достижения задач урока, об ответе вызванного к доске ученика и его оценке.

Фронтальная групповая и индивидуальная работа. Работа с картой. Опрос.

Развитие коммуникативных компетенций, навыков рефлексии и оценивания.

Овладение навыками выступления, дискуссии.

Осознание способности самостоятельно формулировать дальнейшие цели и задачи познания, логически вытекающие из усвоенных на уроке понятий и навыков.

8. Информирование о домашнем задании

Задает д/з: п.14; вопросы 1,2,4,5-8.

Записывают д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по географии 5 класс

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)

Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...