Рабочая программа курса внеурочной деятельности Клуб «По странам и континентам» 9 класc
рабочая программа по географии (9 класс)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Клуб «По странам и континентам» 9 классы " разработана учителем географии МБОУ Одинцовского лицея№2 Шевченко Ириной Егоровной. 

В основу програмы легла авторская программа Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье», 7,8,9 класс. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_stranam_i_kontinentam_9_kl.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей №2

УТВЕРЖДАЮ

Директор _________       В.А.Валуева

Приказ №_____  от «01»      09    2020г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

Клуб «По странам и континентам»

9 классы

Основное общее образование

(ФГОС ООО)

Составитель:

Шевченко Ирина Егоровна,

учитель географии

2020 – 2021 учебный год    

 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Греханкиной Л.Ф. «Родное Подмосковье», 7,8,9 класс. Методическое пособие для учителя. –М., Издательство Селадо, 2015.

Рабочая программа реализуется через УМК:

  • Учебник: Л.Ф. Греханкина «Родное Подмосковье», учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. М, изд. «Перо» 2015.

Согласно учебному плану  МБОУ Одинцовского  лицея №2 на реализацию программы отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

Раздел 1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности

Клуба «По странам и континентам»

Личностные

 У  обучающихся будут сформированы:

  • уважительное отношение к своей «малой родине»;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • понимание основных факторов, определяющие взаимоотношения человека и природы;
  • понимание социальной значимости и содержание профессий, связанных с географией;
  • испытывать любовь к природе;
  • признавать право каждого на собственное мнение;
  • уметь слушать и слышать другое мнение;
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
  • гармонично развитые социальные чувства и качества: патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
  • понимание основ экологической культуры.

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотиы и интересы своей познавательной учебы;
  • уметь реализовывать теоретические познания на практике;
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия; ответственное отношение к учёбе;
  • планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательны задач;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению.

Метапредметные  

Регулятивные

 Обучающиеся научатся: 

  • составлять учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • уметь выделять главные, существительные признаки понятий;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.  

Познавательные

 Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить суждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • устанавливать аналогии;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.д.

 Обучающиеся получат возможность научиться: 

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной формах;
  • оценивать работу одноклассников;
  • самостоятельно приобретать новые знания;
  • умение задавать вопросы;
  • взаимодействовать с другими учениками, работать в коллективе, вести дискуссию;
  • выявлять причинно-следственные связи.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся 

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров по выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

                             

Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности

Клуба «По странам и континентам»

Одинцово-моя малая родина. (9 ч.)

Край родной-Одинцово. Географическое краеведение. Источники знаний о родном крае.

Первые исследования научными Одинцовского района экспедициями

Составление хронологической таблицы исследования Одинцовского района научными экспедициями

Экскурсия в Одинцовский краеведческий музей. Основные этапы заселения.

Одинцово- географические и социально- экономические аспекты современного города. Практическая работа. Составление карты полезных ископаемых

Визитная карточка Подмосковья. (3 ч.)

  Понятие  край, область, регион. Географическое положение Московской области. Историческое изменение географического положения, площадь, протяженность границ. Московская губерния- область, изменение границ во времени. Формирование границ Подмосковья. Территория Подмосковья в 12-13 веках во владении ростово- суздальских князей. Выделение Московского удела в 13 веке. Границы Московских владений в 14 веке. Изменение географического положения городов Подмосковья. В.О. Ключевский о роли центрального положения Москвы. Учреждение Московской губернии в 19- начале 20 веков.

 Современное  положение области   в центре Восточно - Европейской равнины и Центральной России.   Столичность положения. Административное деление. Районы, города областного и районного значения. Современные  границы  Московской области  характеризуются в историко- пространственном аспекте.

 Изображение территории Подмосковья на рисунках, схемах, гравюрах, картах (картографическое изображение региона). Топографические карты,  планы местности своего населенного пункта, города, района.

История исследования и освоения Подмосковья.  Историко-краеведческий и социокультурный аспект.  (1 ч.)

 Наши предки в далеком прошлом.  Археология – наука  познания жизни. Археологические раскопки – памятники  материальной культуры. Первые поселенцы каменного века  на территории  Подмосковья: стоянки древнего человека  в Зарайске ( 25 тыс. лет назад), на берегах р. Клязьмы (Льяловская), на берегах Москвы- реки (Щукинская). Могильники бронзового века на берегу р. Сетунь ( район Кунцева)  – фатьяновская культура. Железный век. Раскопки на берегу Москва - реки у с. Дьяково (близ Коломенское). Древнейшие городища: Сетунское, Кунцевское, Гольевское (Павшино).

 Курганы и селища. Древнеславянские племена: вятичи, кривичи. Виды поселений. Особенности  расселения,  быта и культуры на территории современного Подмосковья. Русские.  В.О.Ключевский о сложении народа в условиях освоения  новых земель и взаимоотношениях с другим населением. Освоение русскими Волго - Окского междуречья. Первые города. Возникновение Москвы: детинец, посад, Кремль.  Возникновение древних городов Подмосковья.   Выдвижение Москвы,  развитие ремёсел и торговли в городе и близлежащих территориях  Московии.

Возникновение, развитие и выдвижение Москвы – возникновение древних городов Подмосковья.

Природа   Подмосковья. (6 ч.)

Неживая природа.

Компоненты природы.  Факторы, обусловившие их проявление на территории области.  Геологическое строение и рельеф.  Формирование рельефа  под действием внутренних и внешних сил. Рельефообразующая  роль ледника. Конечная морена и  водно- ледниковые  отложения. Полезные ископаемые.

Факторы, определяющие климат, изменение микроклимата. Микроклимат большого города (Москва). Климат и погоды, сезоны года в Подмосковье. Практическая работа Составить сборник народных премет.

Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

 Живая природа Подмосковья.

 Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Растительный мир, видовой и возрастной состав. Типичные ландшафты. Животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания. Разведение птиц, рыб на территории Московской области. Взаимодействие компонентов природы. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья.

Физико - географические районы Подмосковья:

-ландшафты моренных возвышенностей (Можайско- Волоколамской, Клинско- Дмитровской)

-вторично- моренные равнины ( Москворецко- Окская моренно- эрозионная равнина);

-низменности Верхней Волги (Верхневолжского и Волго- Окского междуречья- Мещерская низменность, Заочье);

Рекреационный потенциал территорий. Рекреационные ландшафты: лечебно- оздоровительный, спортивный, познавательно- эстетический, заповедный. Изменение рекреационных ландшафтов в процессе использования. Особенности охраны и восстановления.

Ландшафт как источник эстетического восприятия и объект творчества. Красота и гармония ландшафта. Значение привлекательного и полноценного ландшафта для человека. Знакомство с произведениями искусства и литературы  местных  художников, композиторов, писателей, поэтов, отражающих неповторимость окружающей природы, традиционные занятия населения.

Особо охраняемые природные территории Московской области.   (1ч.)

Особо охраняемые природные территории Подмосковья: заповедники, национальные парки, заказники, парки, памятники природы. Природно - климатические условия, растительный и животный мир заповедных территорий  Подмосковья. Приокско- Террасный  государственный заповедник, Национальный парк «Лосиный остров», республиканские  заказники( оз. Сосна в Луховицком районе, оз. Киёво в Мытищинском районе, оз. Глубокое в Рузском районе, «Журавлиная родина» в Талдомском районе), заказники, имеющие статус областных ( 34) и местных.

 История создания особо охраняемых территорий, природные комплексы и основные объекты охраны. Виды, занесенные в Красную книгу России и Московской области. Объекты историко- культурного наследия. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона. Ресурсосберегающий, научный, рекреационный, туристический потенциал ООПТ. Вклад ООПТ в социально- экономическое развитие региона.

Экологическая этика  как элемент экологической культуры, как партнёрское отношение человека к  живой природе на конкретной территории региона.   Характеристику охраняемых  природных территорий предлагается раскрыть  с естественнонаучных, гуманистических позиций. Красота и гармония природы, историко- культурные и нравственные ценности природы. Культура общения с природой. Отражение красоты и гармонии природы Подмосковья в живописи, скульптуре, литературе, музыке.    Отрывки из художественной литературы, стихи о природе призваны создать эмоционально насыщенный  образ природы различных уголков Московской области.  Изображение картин природы, художественных образов, навеянных природой, историческими событиями того или иного края Московии позволяет острее, зорче ощутить красоту, почувствовать неповторимость, очарование родного края.

Население Подмосковья (2 ч.)

Изменение численности населения за исторический период. Демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций. Социальные проблемы, связанные с миграционными процессами. Этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие. Демографические перспективы территории. Многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития  региона. Трудовые ресурсы региона.

Хозяйство  Подмосковья и своего края. (2 ч.)

Развитие производственно- хозяйственной деятельности на территории Подмосковья в прошлом и настоящем, факторы развития и размещения хозяйственных комплексов за историческое время( географическая и историческая предопределенность). Историко–географические особенности формирования хозяйства региона, старопромышленный характер экономики.

 Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов территории. Условия для развития сельского хозяйства, транспортного строительства. Относительная бедность природных ресурсов: подмосковный уголь, торф, строительные материалы.

Промышленность. Современная специализация на наукоемких и трудоёмких отраслях, факторы ее определяющие. Научно- производственный комплекс Москвы и научные центры Московской области (наукограды: Пущино, Дубна, Королев, Троицк, Фрязино и другие – всего более 20)

Проблемы энерго- и водоснабжения региона. Сельское хозяйство. Возможности и география АПК. Пригородное хозяйство. Транспорт. Сфера обслуживания.

   Проблемы и задачи преобразований основных производств. Современные производства  раскрываются  с учётом возможностей  профессиональной привлекательности и самоопределения личности в сфере профессиональной деятельности. Место региона в географическом  разделении труда, планы развития. Место своего района, города в областном и республиканском разделении труда.

Районы и города Подмосковья. (2 ч.)

Москва- «собирательница земли русской», Москва - историко- географический, историко- культурный центр страны. Москва- столица России, Москва-  областной центр Московии.

Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение «портретный облик». Историко- культурные особенности и традиции малых городов региона. Роль в развитии Российского государства.

Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Изучение взаимодействий городов Подмосковья  друг с другом, с другими регионами России, зарубежными странами как бы расширяет  границы,  разворачивает ареал возможностей  жителей региона, не позволяет замкнуть  их  жизненное пространство только рамками своего близлежащего окружения.

Характеристика своего района, города, сельского населенного пункта. Географическое положение, исторические сведения, особенности географической среды. Выделение специфических особенностей своего города, района помогает  увидеть  роль «малой родины» на фоне   всей Московской области.

Культурное наследие региона и достопримечательности. (1 ч.)

Культурное наследие региона и достопримечательности. Архитектурные памятники  Московской области и своего края. Сельская и городская архитектура, архитектурные находки. Архитектура и архитектурные стили городов.  « Золотое кольцо»  городов Подмосковья. (Волоколамск, Дмитров,  Зарайск, Звенигород, Истра, Кашира,  Коломна, Можайск, Ногинск, Серпухов, Сергиев Посад и др.). Характеристика древних городов Подмосковья. Историко- культурное значение культовых построек Кремля: Московского, Коломенского, Зарайского и др. Монастыри и храмы как памятники материальной и духовной культуры. Возрожденные памятники региона и своей местности.

Искусство Подмосковья и родного края. (2 ч.)

Искусство Подмосковья и родного края. Характеристика социальной сферы, памятники культуры и архитектуры связываются с именами известных художников, музыкантов. Имена известных писателей, поэтов, связанных с Подмосковной землей: Пушкин и Захарово, Лермонтов и Середниково, Чехов и Мелихово, Блок и Шахматово, Тютчев и Мураново и т.д.

Искусство родного края. Памятные места, история памятников природы и культуры, природа Подмосковья в поэзии, музыке, живописи- эти страницы расскажут школьникам о творчестве своих земляков. Поэтические рассказы о красоте природы в разные времена года становятся более выразительными, когда они сопровождаются звуками музыки (Чайковский), демонстрацией  полотен известных пейзажистов, запечатлевших  природу Подмосковья.(Левитан, Поленов) Языком поэзии, сказаний, истории края, возникшей на этой земле музыки, художественных полотен, ребята могут узнавать о своей малой Родине, проникаться переживаниями поэтической красоты подмосковного пейзажа.

Отражение любви к семье, жилищу, окружающей природе, своему краю в   творчестве писателей, поэтов видится как  основа любви ко всей стране, Отечеству.  В процессе знакомства учащихся с творчеством писателей- земляков, чтения и анализа их произведений, осмысление их гражданской позиции происходит становление патриотически - ориентированной личности школьников.

  Народные промыслы Подмосковья. (3 ч.)

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Экология Подмосковья. (1 ч)

Экологические проблемы региона и своего края. Природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем. Изменения, вызванные человеком. Современные экологические проблемы в регионе и пути их  решения.

Формы деятельности: аналитические и эвристические беседы, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями, работа с объектами живой и неживой природы, научно-практическая конференция, круглые столы, диспуты, фотовыставки, выставки творческих работ, поисковые и научные исследования, краеведческие экскурсии.

Виды деятельности: чтение и анализ географических карт; анализ и синтез статистических материалов; составление схем и комментариев к ним; составление таблиц; выдвижение гипотез; сообщения и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов.

Возможные результаты (выходы) внеурочной деятельности: альбом, газета, коллаж, журнал, модель, макет, стенгазета, карта, диаграмма, графики, рисунки, схемы, эмблемы, плакаты, кроссворды, презентации, игры, проспекты, каталоги, справочники, краткие описания, фотоальбомы, наглядные пособия, учебные пособия

Раздел 3. Тематическое планирования внеурочной деятельности

Клуба «По странам и континентам»

№ п/п

Раздел, тема раздела

Общее количество

часов

1

 

Одинцово- моя малая родина.

9

2

Визитная карточка Подмосковья.

3

3

История исследования и освоения Подмосковья.  Историко-краеведческий и социокультурный аспект.  

1

4

 Природа   Подмосковья.

6

5

Особо охраняемые природные территории Московской области

1

6

Население Подмосковья

2

7

Хозяйство  Подмосковья и Одинцовского района.

2

8

Районы и города Подмосковья.

2

9

Культурное наследие региона и достопримечательности

1

10

Искусство Подмосковья и Одинцовского района.

2

12

Экология Подмосковья.

1

  ИТОГО

33 часа

        

Приложение

Календарно-тематическое планирование. 9 класс

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

Одинцово- моя малая родина (9 ч.)

1

Географическое краеведение.

2

Знакомство с различными источниками знаний.

3

Первые исследования Одинцовского района научными экспедициями

4

Составление хронологической таблицы исследования Коломенского района научными экспедициями

5

Экскурсия в Одинцовский краеведческий музей. Основные этапы заселения Одинцово и Одинцовского  района

6

Одинцово -географические и социально- экономические аспекты современного города.

7

 Одинцово и Одинцовский район – малая родина.

8

Оценка географического положения Одинцово и Одинцовского  района. Обозначение границ района на карте Московской области, России и мира.

9

Основные формы рельефа, их геологическое прошлое. Изменение рельефа во времени, залегание полезных ископаемых района.

Визитная карточка Подмосковья.(3 ч.)

10

Визитная карточка Подмосковья. Где мы живем.

11

Формирование границ Подмосковья.

Определение по картам географического положения, административное деление региона и своего населенного пункта.

12

Административное деление Московской области. Практическая работа. Составление карты административное деление

История исследования и освоения Подмосковья.  Историко-краеведческий и социокультурный аспект.  (1 ч.)

13

Первые поселенцы. Курганы и селища.

Вятичи и кривичи. Возникновение

 Москвы и древних городов Подмосковья.

17.12

Природа   Подмосковья. (6 ч.)

14

Геологическое строение и рельеф. Рельеф и полезные ископаемые Московского региона.

24.12

15

Климатические условия и сезонные изменения погоды.

16

Водные и рекреационные ресурсы Подмосковья. Гидросеть Московской области.

17

Живая природа (почвы, растительность, животный мир)

18

Природные районы Подмосковья. Характеристика природных комплексов Московской области и своего края.

19

  Рекреационные ландшафты: лечебно- оздоровительный, спортивный, познавательно- эстетический, заповедный.

Особо охраняемые природные территории Московской области. (1 ч.)

20

Особо охраняемые природные территории Московской области.  

Население Подмосковья (2 ч.)

21

Численность, естественный прирост, миграции.

22

Трудовые ресурсы.

Хозяйство  Подмосковья и своего края. (2 ч.)

23

Развитие ремесел в городе. Великий Посад.

История развития хозяйства Подмосковья.  

24

Современное хозяйство Московской области

Районы и города Подмосковья. (2 ч.)

25

Города Подмосковья. Их история, территориальное размещение, «портретный облик».

26

Специфика городов ближнего, северного, восточного, южного и западного Подмосковья. Характеристика своего района, города.

Культурное наследие региона и достопримечательности. (1 ч.)

27

  Культурное наследие региона и достопримечательности.  

Искусство Подмосковья и родного края. (2 ч.)

28

Искусство Подмосковья и родного края в материальных памятниках.

29

Духовное искусство Подмосковья. Экскурсии  по памятным местам  Московской области и своего края, работа с краеведческой литературой.

Народные промыслы Подмосковья. (3 ч.)

30

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка

31

Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба

32

Традиции и современность. Характеристика народных промыслов Подмосковья на основе краеведческой литературы и по материалам экскурсий.

Экология Подмосковья. (1 ч.)

33

Экологические проблемы региона и своего края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Страна слов русского языка"(направление личностного развития),5 класс

«Страна слов русского языка» слов русского языка» по содержанию является лингвистической, по функциональному предназначению учебно-познавательной, по форме организации кружковой, по времени ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТРАНА ЭТИКЕТА»

рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления во 2 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Россия и страны СНГ»

Использование данного курса благоприятствует формированию углубленного интереса к географии. В результате изучения курса учащиеся смогут увидеть черты сходства и различия в изучаемых странах,  в ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «По странам и континентам» 5 класс

Курс «По странам и континентам» входит в состав внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «СТРАНА ПЛАСТИЛИНИЯ» Направления развития личности школьника: общекультурное 1 класс

Цель программы:  формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.Задачи  программы:совершенствовать практические у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В СТРАНЕ ГРАММАТИКИ» ДЛЯ 7 КЛАССА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Программа «В стране грамматики» соответствует ФГОС...