Программа кружка "Клуб путешественников"
рабочая программа по географии (5 класс)

Материал включает пояснительную записку, тематическое планирование занятий кружка по географии для учащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorsk.progr_.geo_.kruzhka.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание программы.

Программа кружка «Клуб путешественников» рассчитана на учащихся 5-х классов

1 час в неделю.    Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся.

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Ребята научатся также выполнять индивидуальные и групповые проекты.

МБОУ «Школа №51» 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
 

«Клуб путешественников»

 

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=428497020-21-72&n=21

Составил:

  учитель географии Дряхлова И.Н.,

первая категория

Г. Нижний Новгород

2020/2021 учебный год

Путешествия помогают понять красоту пространства

и  бесценность времени.

  1. Пояснительная записка

   Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии. Содержание курса рассчитано на расширение и углубление знаний учащихся по физической географии материков, океанов, даёт дополнительные знания страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.  

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.

Возрастная рамка участников кружка 11-12 лет. Это способствует активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Педагогическая целесообразность реализации программы «Клуб путешественников» заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся, но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам. В реализации программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими проектами. Следует отметить, что участие школьников строится строго на добровольных началах. Возраст членов кружка: учащиеся, изучающие географию в 5 классе.
Целями реализации программы являются:

- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии и других естественных наук;

-  получение учащимися сверх программных теоретических и практических географических знаний и умений;

- более глубокое изучение отдельных вопросов физической  географии своей Родины, показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;   

- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара, являющимися достоянием всего человечества;

- знакомство с народами и странами мира;

- умение работать с различными источниками информации, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.

Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются общими целями и задачами обучения по предмету.

Важнейшими задачами являются:

-  способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;  
- побуждать и поддерживать стремление  школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества;

- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке;

- создавать условия для развития  творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

Данная программа предусматривает получение следующих учебных и воспитательных результатов  в ходе изучения курса:

 - повышение качества географических знаний и умений школьников;

- повышение успеваемости по предмету;

 - повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе;

- активизация самостоятельности и творческих способностей учащихся в  выполнении практических индивидуальных и групповых заданий и проектов;

- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы;
- повышение качества знаний по другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;

- повышение интереса и приобретение практических навыков работы с интернет ресурсами;
- повышение общего уровня культуры школьников;

-  рост дисциплинированности, повышение ответственности за себя и товарища, гордость за дела коллектива, школы.

В течение учебного года члены кружка выполняют индивидуальную проектную работу.

Темы индивидуальных и групповых проектных работ

  1. Русские путешественники, прославившие Россию.
  2. Современные российские географические средства массовой информации.
  3. Мое путешествие по великой реке мира (по выбору учащегося).
  4. Составление и обзор географической карты «Природные уникумы моей Родины».
  5. Я – туристический гид по Нижегородской области.
  6. Страна, в которой я мечтаю побывать.
  7. Мировые экологические проблемы человечества.
  8. Этот континент меня удивил.
  9. Эти уникальные животные требуют защиты человека.
  10.  Африка (любой другой материк по выбору учащегося) на страницах журнала «Вокруг света».
  11.  Моя переписка со сверстником (из страны по выбору учащегося).
  12.  Мои кроссворды и викторины по географии.
  13.  В этих местах я был(а).
  14.  «Семь чудес света» моей Родины.
  15.  Моя презентация (тема определяется учащимся).

Формы проведения занятий кружка

В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации, деловые игры, конференции, практикумы.

Кружок  рассчитан  на 35 занятий, проводится 1 занятие в неделю.

  1. Содержание программы

 

  1. Введение (1 час)

 Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка. (1 час).

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира (2 часа)

Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Видео путешествие:  Природные зоны мира.

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану (5 часа)

Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

География Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океана.

Видео путешествия:  Путешествие в глубины Тихого океана (2 занятия), Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира (6 часа)

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Видео путешествия:  Амазонка – великая река мира (2 занятия), Путешествие по Меконгу, Окаванго – загадочная река Африки, Колорадо – река застывшего камня.

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам (9 часов)

Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира. Политическая карта мира. Современные международные отношения.

Видео путешествия:  Величайшие вулканы и горы мира, Тектоника мировых плит,

Континентальная Азия, Путешествие в Центральную Америку, Ступени цивилизации: Великая Индия, Современный Китай, Жемчужины Австралии,  Самые опасные животные африканского континента.

Тема 5. Туристические маршруты по России (10 часов)

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Знакомимся с природными красотами России (видео путешествия):  Карелия – край озер, Великий Кавказ, Седой Урал, Уникальный Байкал, Богатство Сибири, Удивительное Приморье, Неспокойная Камчатка, Старинные русские города Центральной России. Нижегородская область.

Заключительные занятия – 2 часа

 Конференция. Защита членами кружка проектных работ и подведение итогов.

  1. Тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Дата

1.

Введение – 1 час.

Организационное занятие. Мир моих увлечений. Знакомство с планом работы кружка

Круглый стол

Сентябрь/ 1

Тема 1. Путешествуем по природным зонам мира – 2 часа

2.

 Природная зона как территориально природный комплекс и равновесная экологическая система. Структура природной зоны. Общие закономерности природных зон мира и их территориальные особенности.

Сентябрь/ 2

3.

Природные зоны мира.

Видео путешествие.

Сентябрь/ 3

Тема 2. Отправляемся в плавание по Мировому океану – 5 часов

4.

 Мировой океан как своеобразный гигантский ТПК Земного шара. Роль и влияние Мирового океана жизненные процессы Земли. Человечество и океан. Тайны глубин Мирового океана. Богатства Мирового океана.

Занятие-викторина знатоков океанологов.

Сентябрь/ 4

5-6.

Путешествие в глубины Тихого океана

Видео путешествие.

Октябрь/ 1-2

7.

Тайны островов Тихого океана, Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/ 3

8.

Индийский океан.

Видео путешествие.

Октябрь/4

Тема 3. Знакомимся с великими реками мира – 6 часов

9.

Река – важнейший компонент любой экосистемы. Жизнь реки. Значение рек в природе и для человека. Великие реки мира.

Занятие-презентация учащихся.

Ноябрь/ 2

10-11.

Амазонка – великая река мира

Видео путешествие.

Ноябрь/ 3-4

12.

Путешествие по Меконгу

Видео путешествие.

Декабрь/1

13.

Окаванго – загадочная река Африки 

Видео путешествие.

Декабрь/2

14.

Колорадо – река застывшего камня

Видео путешествие.

Декабрь/3

Тема 4. Путешествуем по странам и материкам – 9 часов

15.

 Формирование современного облика суши. Материки и страны. Народы мира.

Занятие-практикум (работа с картой, к/к)

Декабрь/4

16.

Величайшие вулканы и горы мира 

Видео путешествие

Январь/3

17.

Путешествие в Центральную Америку

Видео путешествие

Январь/4

18.

Ступени цивилизации: Великая Индия 

Видео путешествие

Февраль/1

19.

Современный Китай

Занятие-деловая игра, презентация

Февраль/2

20.

Жемчужины Австралии

Видео путешествие

Февраль/3

21.

Самые опасные животные африканского континента.

Видео путешествие

Февраль/4

22.

Политическая карта мира. Современные международные отношения. 

Занятие-политическая информация «Сообщают наши корреспонденты …» Деловая игра

Март/1

22.

Как я знаю и умею работать с географической картой

Занятие-практикум.

Март/2

Тема 5. Туристические маршруты по России – 9 часов

23.

Россия – уникальная страна мира. Наша Родина на карте мира. Особенности природы России.

Занятие-практикум

Март/ 3

24.

Знакомимся с природными красотами России:  Карелия – край озер. 

Презентация, сообщения членов кружка

Март/ 4

25.

Знакомимся с природными красотами России: Великий Кавказ

Презентация.

Март/ 1

26.

Знакомимся с природными красотами России: Седой Урал. Уральские самоцветы. 

Видео путешествие,

презентация

Март/ 2

27.

Знакомимся с природными красотами России: Уникальный Байкал

Видео путешествие

Март/ 3

28.

Знакомимся с природными красотами России: Богатство Сибири

Видео путешествие,

презентация

Март/ 4

29.

Знакомимся с природными красотами России: Удивительное Приморье

Видео путешествие

Апрель/ 1

30.

Знакомимся с природными красотами России: Неспокойная Камчатка.

Видео путешествие

Апрель/ 2

31.

Старинные русские города Центральной России.

Видео путешествие,

презентация

Апрель/ 3

32.

Нижегородский край 

Видео концерт

Апрель/4

33.

Как я знаю свою Родину

Практикум, викторина

Май/1

Заключительные занятия – 2 часа

34-35.

Защита членами кружка проектных работ. Подведение итогов. Награждение лучших кружковцев.

 Конференция

Май/ 2-3

 Итого – 35 занятий

  1. Методическое обеспечение работы кружка

    - Оборудование:

1. Географические карты, глобусы, контурные карты.

2. Видеоматериалы:

3. Презентации:

4. Компьютерные фотоальбомы:

5. Ноутбук, видеопроектор, экран.

6. Телевизор

- Литература для учителя:

1. Николина В.В. , Липкина Е.К. География. Проекты и творческие работы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2012.

2.Раковская Э.М. География: природа России. Методическое пособие для учителя. М.: 1999.

3.Николина В.В., Алексеев А.И. Методическое пособие по географии населения и хозяйства России. М.: Просвещение, 1997.

4. Якубович В.И. и Смирнова Г.А. Записки географического клуба М.:  Просвещение, 2005.

5.Интернет ресурсы.

- Литература для учащихся:

1.Владимиров А.В. Рассказы об атмосфере. М.: Просвещение, 1974

2.Романиченко П.Д. Викторины по географии. Минск.: Народная асвета, 1981.

3.Тарасов А.К. Веселый урок. География. Смоленск.: Русич, 1999.

4.Магидович И.П., Покопцев Ю.М. Отечественные  и зарубежные путешественники и исследователи. М.: Просвещение, 1980.

5.По родной стране. Книга для чтения для учащихся 8 класса. Составитель

А.А. Шибанова , М.: Просвещение, 1986.

6.По материкам и странам. Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, М.: Просвещение, 1981.

7.Пивоварова  Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1990.

8.Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. Составитель Г.В. Карпов,

М.: Педагогика, 1981.

9.Акимушкин И.И. Причуды природы, кн.1 и 2. М.: Юный натуралист, 1992.

10. Маркин В.А. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия. М.: Астрель, 2004.

11.Интернет ресурсы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для учащихся 3-4 классов "Юные путешественники"

В данном курсе обучения младших школьников английскому языку широко использованы игровые технологии. Занятия строятся так, чтобы атмосфера игры царила от первой до последней минуты. Особенно любимы...

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

Программа предпрофильной подготовки по английскому языку "Great Travelers, Discoverers, Explorers" "Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи" Авторы Негру А.Д., Адамян Н.В.

Программа "Great Travelers, Discoverers, Explorers" имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами "Путешествие", "Биография", "Знаменитые люди". Программа содержит ...

Элективный курс "Клуб путешественников" 9 класс (рабочая программа)

Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения....

программа деятельности "Путешественники"

Программа школьного детского объединения...