Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Погода"
план-конспект урока по географии (6 класс)


Методическая разработка урока выполнена с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_geografii_v_6_klasse_po_teme_pogoda.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 6 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Учитель географии МБОУ Озерищенская СОШ Могушкова И.Н.

Цель: сформировать понятие «погода», изучить важность влияния погодных условий на жизнь и здоровье людей.

Планируемые образовательные результаты:

- Предметные: Дать знания о погоде, методах изучения погоды, причинах изменения. Сформировать понятия: погода, метеорология, синоптические карты...Научить применять знания о погоде, использовать их в новых условиях.

Метапредметные: Продолжать обучать приемам самостоятельной познавательной деятельности. Развивать логическое мышление, речь и внимание. Формировать информационную культуру и продолжить формирование умения работать с источниками информации.

- Личностные: продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества

Ход урока.

  1. Этап урока
  1. Подэтап урока
  1. Действия учителя
  1. Действия обучающихся

(примерные версии ответов

1.Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему Атмосфера.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Послушайте песню и выскажите суждение, о чем эта песня?

Включает песню – «Погода в доме» Лариса Долина.

О чем пела известная певица?

О погоде в доме.

Она называет это главным, а вы как считаете?

Действительно от обстановки, образно говоря «погоды» в доме зависит настроение любого человека, его психологический настрой и даже здоровье. А здоровье для всех людей самое главное и поэтому в этой песне нам и говорят о важности погоды в доме.

А что мы знаем о погоде в прямом смысле?

-Что мы с вами делаем собираясь на экскурсию, в поход или просто на прогулку в парк?

- конечно же, все кто собираются в путь обязательно постараются узнать погоду.

Звучит ответ

- о погоде

1.3. Создание проблемной ситуации

А сейчас помогите мне с определением слова «погода», какие ассоциации вызывает это слово у вас?

Учитель пишет на доске предложенные учениками ответы и спроектирует определение этого термина.А знаете ли вы что такое погода?

Найдите правильный ответ в учебнике.

Для чего людям нужны сведения о погоде?

Звучат ответы учащихся.

Работают с текстом стр. 150

Записывают определение в тетрадь

Один ученик произносит определение

Погода- это состояние тропосферы в данном месте в данное время.

Звучат ответы:

-чтобы знать, какую одежду одевать,

-полетит самолет или рейс будет отложен из-за непогоды,

-можно сеять рожь или немного подождать,

-можно купаться в речке или холодно и т.д.

2.Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Нам с вами тоже нужно много знать о погоде, учиться описывать погоду, иначе наши знания про атмосферу будут не полными. Тем более, что многими сведениями мы уже владеем, мы знаем характеристики атмосферного воздуха, мы знаем приборы, с помощью которых можно представить эти характеристики. Итак,

Учебная задача 1.Подумайте, какими показателями характеризуется погода?

На экране, в помощь вам, представлены

Метеорологические приборы.

Следовательно, какими показателями характеризуется погода?

Опишите погоду сегодняшнего дня.

(сведения о погоде на сайте gismeteo на экране)

Звучат ответы:

-термометром измеряют температуру,

-барометром измеряют давление,

-гигрометром измеряют влажность воздуха,

-флюгером определяют направление и силу ветра,

-с помощью осадкомера определяют количество выпавших осадков,

-визуально определяют облачность.

Звучит ответ:

Температурой, давлением, влажностью воздуха, ветром, осадками, облачностью.

Звучит ответ:

Сегодня температура воздуха -6 градусов, давление 764мм. рт.ст., влажность 64%, ветер С-З, 2 м/с, облачно, гололед

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

2.3. Физкультминутка

Учебная задача 2

Везде ли погода одинакова?

Давайте обратимся к сайту gismeteo и посмотрим карту погоды европейской части России.

Учитель разъясняет условные знаки на карте.

Характеризует погоду в разных частях.

Так везде ли погода одинакова и от чего это зависит?

Прочитайте текст на стр.151 и сформулируйте полный ответ на вопрос.

«Флюгер»

Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

—Ветер дует с севера.

—Ветер юго—восточный.

—Штиль.

—Ветер переменных направлений и т.п.

Звучит ответ: Погода везде разная , это зависит от ветра. Если ветер дует с юга- погода теплее, если с севера- погода холоднее.

Хороший ответ, но не полный.

Учащиеся читают текст о воздушных массах и формулируют

ответ: Погода зависит от действующей над территорией воздушной массой

2.4. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Как мы можем узнать, какая погода будет завтра?

Действительно, все очень просто. Специалисты в области метеорологии делают разные прогнозы- на следующий день, на неделю вперед, даже на целый сезон. При этом они основываются на различных наблюдениях , осуществляемых множеством приборов на земле и из космоса. Эти сведения обрабатываются компьютерными программами и мы имеем возможность знакомиться с прогнозом

Люди всегда наблюдали за сменой погоды

т . к . погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или во время сенокоса. В июне могут быть утренние заморозки. Град может побить урожай.

Звучит ответ: нужно задать вопрос о погоде завтрашнего дня на сайте gismeteo.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Ребята, определите, какая будет погода.

На экране информация о явлениях погоды, признаки хорошей и плохой погоды.

  • Ласточки летают над землей
  • Коровы и быки лежат на земле
  • Сверчок стрекочет поздно вечером
  • Утром роса на траве
  • Собака лежит свернувшись калачиком
  • Голуби сильно воркуют
  • Дым устремляется столбом из печной трубы
  • Иней на стенах домов
  • Струны музыкальных инструментов ослабевают

Учащиеся письменно анализируют текст, распределяют по группам признаки хорошей и плохой погоды, явления погоды

Проверяют ответы у соседа по парте.

Выставляют оценку друг другу.

Вслух звучит один ответ.

3.Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Наш урок заканчивается и я бы хотела знать, усвоен ли материал сегодняшнего урока.

Учебная задача 1

В каких из высказываний содержится информация о погоде?

1) В Нижнем Новгороде облачно с прояснениями. Местами снег. Температура воздуха ночью -4-9°C, при прояснениях до -15°C, днем -2-7°C.

2) В Северодвинске 22 декабря относительная влажность воздуха в 16.00 составляла 99%, ветер южный со скоростью 4 м/?с.

3) В Москве обычно средняя температура января — февраля примерно -10-11 °C. Средняя температура июля +18 °C.

4) В Мурманске был сильный ураган. Шторм длился сутки, сила ветра при этом достигала 33 м/с (120 км/ч), волнение моря 6-7 баллов.

Звучит ответ:

высказывание 1),

высказывание 2) о погоде

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Урок заканчивается  фрагментом песни «Погода в доме»

Учебная задача 2

Учащимся предлагается начертить в течение урока график, в котором отразить:

-изменение интереса

-уровня познания

-личной активности

(по вертикали на шкале баллы от 5 до -5,

Линии интереса, познания, активности можно изобразить разными цветами,

начинать график от вертикальной шкалы)

Домашнее задание.

Учебная задача

1.Описать погоду одного дня, отразить сведения о всех элементах погоды. Форма выполнения любая(произвольное описание, рассказ синоптика, таблица )

2. Подобрать литературные, стихотворные описания погоды,

3.В виде иллюстраций представить разные явления погоды (не менее 5 явлений)

Учащиеся осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.

Учащиеся слушают разъяснение д/задания, записывают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по географии 5 класс

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

Технологические карты уроков по географии 9 класс.

Технологические карты уроков 9 классУМК - предметная линия учебников "Полярная звезда". География. Россия 9 класс; учебник общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И.Алексеева. М., "Просвещение...

Технологическая карта урока по географии 7 класс, по теме страны Северной Европы

Урок географии по теме Фенноскандия (Северная Европа)....

Технологическая карта урока по географии 5 класс по учебнику И.И.Бариновой. А.А.Плешакова

Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС...

Технологическая карта урока Погода - география 6 класс

Данную технологичкую карту можно использовать приизучении географии 6 класса для любого УМК. Цель урока: Формирование представлений о погоде и причинах её изменения...

Технологическая карта урока по географии 8 класс "Люди и труд" ФГОС ООО В.П. Дронов

Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС и построен с учетом системно-деятельностного подхода, где реализуются все УУД....