Экологическая игра "Тихий , сказочный Финский залив"
методическая разработка по географии (5 класс)

Экологическая игра " Тихий, сказочный Финский залив" Цель игры: Привлечение внимания к экологическим проблемам Финского залива и бережному отношению к природному окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra_tihiy_skazochnyy_finskiy_zaliv.docx32.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Тихий, сказочный Финский залив».

Игра- путешествие по станциям

ГБОУ лицей №273, учитель географии

Чернушевич Людмила Николаевна

Цель: Привлечение внимания обучающихся

 к экологическим проблемам Финского залива

Задачи:

1. Способствовать развитию познавательного интереса школьников.

 2. Формировать у учащихся бережное отношение к своему природному окружению, стремление сохранять первозданную красоту природы.

 3. Способствовать сплочению коллектива.

Участники: учащиеся 5 классов

Оборудование: Маршрутные листы командам, ватманы, краски, фломастеры, карандаши. Призы.

  Ход игры:

Построение участников, вступительное слово ведущего о правилах игры. Выдача командам маршрутных листов, в которых указан порядок передвижения по станциям.  Время пребывания на каждой станции – 5 минут. Через 30-35 минут общее построение для подведения итогов. Объявление итогов. Награждение.

Ведущий:

 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие бороздить воды Финского залива.

Финский залив.

автор Александр Кузнецов

Стоит залив в унылой дымке,

Качает легкую волну.

Ласкает бережно песчинки

На одиноком берегу.

Заплачет чайка сиротливо,

Разбудит ветра чуткий сон.

Вдали скользит неторопливо,

Баржа, похожая на дом.

Пройдешь десятки, сотни метров

И не достигнешь глубины.

Лежат на дне разных размеров

Повсюду камни-валуны.

Когда над Финским небо чисто

Кронштадт возможно разглядеть.

"Ракета" пронеслась со свистом,

Оставив пены круговерть.

Но не всегда залив спокоен,

Порой бывает раздражен.

Он величав и своеволен,

Фортами всюду окружен.

Финский залив.

                Финский залив – наше единственное питерское море. Он у нас общий с жителями Финляндии и Эстонии, с которыми мы сотрудничаем для того, чтобы сохранить природу Финского залива, сделать его воды чище и богаче, а морскую хозяйственную деятельность планировать и развивать безопасно для экосистем Финского залива на общее благо трех стран, расположенных на его берегах.

     Финский залив— залив в восточной части Балтийского моря, омывает берега трех государств Финляндии, России и Эстонии.

Наша цель - чистое развитие нашего залива и восстановление морской среды. Тесное сотрудничество между государствами позволит нам увеличить взаимопонимание и ответственность в нашем регионе, и таким образом продвигать социальную стабильность и благополучие. Основанием для проведения комплексных исследований стала возросшая техногенная и антропогенная нагрузка на акваторию Финского залива и Балтийского моря.

         А сейчас давайте подробнее познакомимся с Финским заливом. И пополним багаж наших знаний, а второй частью будет путешествие по водам Финского залива, и тогда каждый из вас покажет свои знания в этой области.

Сообщения учащихся

 Площадь Финского залива 29,5 тыс. км, длина 420 км, ширина 130 км в самой широкой части, глубина 38 м до 121 м.

 Название известно с 1730-х годов, по народу, населяющему северное побережье залива. Хотя в разные времена его называли по разному, в 1737—1793 годах одновременно существовало наименование Кронштадтский залив.

В XIX веке бытует иронично-пренебрежительное наименование Маркизова лужа.

Возникло в первой трети XIX века в среде офицеров Балтийского флота. Происходит от титула тогдашнего (1811—1828) морского министра России маркиза Жана Батиста де Траверсе, французского эмигранта на русской службе, при котором почти прекратились дальние морские походы, а плавания флота осуществлялись не дальше Кронштадта.

Но название Финский закрепилось по сей день.

На берегах залива расположено несколько городов России: Санкт-Петербург, Кронштадт, Сестрорецк, Зеленогорск, Приморск, Большая Ижора, Ломоносов, Сосновый Бор, Выборг, Высоцк, Петергоф, Усть-Луга;

Основными портовыми городами Финского залива являются в России: Санкт-Петербург, Выборг, Приморск, Ломоносов, Усть-Луга; в Финляндии — Хельсинки, Ханко; в Эстонии — Таллинн и Нарва.

       В Финский залив впадают реки: Нева, Луга, Нарва

Со стародавних времен берега Финского залива населяли Финно-угорские народы.

Эсты - занимали территорию современной Эстонии.

 На южном берегу Финского залива проживала водь, а южнее Невы — ижора.

 К западу от Ладожского озера поселились корела.

 На севере Финского залива расселились емь и сумь.

 В VIII—IX веках берега Невы и Финского залива заселили восточные славяне (ильменские словене и кривичи).

    По решению трех стран: России, Финляндии и Эстонии проводятся обследования состояния Финского залива и вырабатываются меры по его улучшению. Финский залив, по мнению ученых, находится в крайне критическом состоянии.

Первая проблема Финского залива - необратимые изменения видового состава флоры и фауны. Обедняются рыбные запасы Финского залива.  Уменьшение количества видов рыбы в заливе началось еще до появления Санкт-Петербурга. Так, улов осетровых начал снижаться в XV веке и в XVI полностью сошел на нет.

Осетр чутко реагирует на загрязнение воды. В Неве этот вид водился еще и в XIX веке, когда промышленность Петербурга начала интенсивно развиваться, и окончательно исчез только в прошлом тысячелетии.

К концу XX века — исчезли лосось, семга и угорь. Исключение составили ряпушка и миноги, численность которых менялась циклически, они несколько раз исчезали, а затем появлялись снова. Что касается корюшки, то она не перенесла тяжелого удара — уничтожения нерестилищ, и сейчас ее улов снизился почти катастрофически.  Более того, рыбу, еще сохранившуюся в Финском заливе нельзя назвать здоровой.

         Вторая проблема - после строительства дамбы ускоренными темпами начал разрушаться берег Курортного района. Скорость отступления береговой линии в районе Комарово составляет до 50 сантиметров в год, максимальная — до 2 метров.

В VIII—XIII веках по Финскому заливу и Неве проходил водный путь «Из варяг в греки» из Скандинавии через Восточную Европу в Византию.

Возросшая антропогенная и техногенная нагрузка на акваторию Финского залива и Балтийского моря стала основанием для проведения комплексных исследований

 Игра будет проходить в форме путешествия по станциям.

 На каждой из станций вы получите задание, выполнив которое в маршрутный лист будут выставлены баллы.

1.Станция «Экскурсионная».

(1 балл за каждый правильный ответ)

1. Частью какого моря является Финский залив?  (Балтийское)

2.Берега каких стран омывают воды Финского залива? (России. Финляндии. Эстонии)

3.По фотографиям узнать страны омываемые Финским заливом (3).

4.Какая максимальная глубина Финского залива? (100метров)

5.Назовите основные портовые города Финского залива? (Санкт-Петербург, Хельсинки, Таллин.)

6.Какая река с востока впадает в Финский залив? (Нева)

7. Чем заканчивается на востоке (в России, в Санкт-Петербурге) Финский залив? (Невской губой)

8.Как называются искусственные острова в Финском заливе, которые были построены в оборонительных целях? (Форты)

9.Город, сыгравший важную роль в защите западных морских рубежей, строительстве русского флота. Расположен на о. Котлин в восточной части Финского залива, в 29 км к западу от Санкт-Петербурга. Основан как крепость Петром 1 в 1703 для зашиты Петербурга с моря, не раз отражал попытки вражеских кораблей прорваться к городу.

(Кронштадт)

2.Станция «Знатоки морского транспорта»

(1 балл за каждый правильный ответ)

1.Прибор для измерения глубин на море. (Эхолоты).

2.Боевой надводный корабль для ведения морского боя. (Крейсер)

3.Система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности, скорости и геометрических параметров. (Рада́р) 

4.Рейка с делениями, установленная на водомерном посту Кронштадта для наблюдений уровня воды в Финском заливе.   (КРОНШТАДТСКИЙ ФУТШТОК)

5.Жилое помещение для команды на военных кораблях и гражданских судах. (Кубрик)

6.Молодой матрос, мальчик. (Юнга)

7.Место постройки судов. (Верфь)

8.Лестница на корабле. (Трап)

9.Приспособление для удержания судна на месте. (Якорь)

10.Устройство управления движением корабля. (Штурвал)

11.Указатель направления в море. (Компас)

3.Станция: «Кроссвордная»

 На этой станции командам предлагается пополнить общее количество баллов за счет правильного разгадывания кроссворда на тему «Природа Финского залива»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, время отведенное на разгадывание кроссворда – 5 минут. За этот период команды должны дать как можно больше правильных ответов.

Кроссворд на тему «Природа Финского залива»

По горизонтали

2. Рыба, которая намного меньше своих океанских сородичей, семейства сельдей, идущая на консервы.

3. Рыба, со свисающим с нижней челюсти усиком.

4. Подводные растения, бывают зелёными, бурыми и красными.

5. Крупное млекопитающее, которое встречается в Финский заливе.

7. Рыба, у которой плоское тело и оба глаза сдвинуты на одну сторону головы.

8. Название птицы, которая гнездится стаями и издаёт крикливо-хохочущий звук.

9. Река, которая впадает в Финский залив.

По вертикали

1. Один из трех крупных заливов Балтийского моря.

3. Типичное растение морского берега с очень длинным стеблем.

6. Самая важнейшая рыба в Балтийском море и Финском заливе считается национальной рыбой финнов и эстонцев.

4. Станция «Изостудия»

В течение 5 минут придумать текст и изображение для плаката в защиту Финского залива.  Рисунки оцениваются в пятибалльной системе.

В маршрутный лист записывается сумма баллов.

5.«Юные поэты Металлостроя»

Вручаются карточки со словом «Финский».

Из букв этого слова нужно составить стихотворение.

6. «Спасите Финский залив!»

Необходимо прочесть зашифрованные слова и разгадать загрязнителей вод Финского залива.

1. ЕЫННЕЛПОТАЗ ИЛБАРОК                          (затопленные     корабли)

2.ЫТКУДОРПЕТФЕН                                         (нефтепродукты)

3. ЫННЕВТСЙЯЗОХОКСЬЛЕС   ИКОТС        (сельскохозяйственные стоки)

4. ОНЬЛАНУММОК- ЕЫВОТЫБ ИКОТС       (коммунально-бытовых стоки),

5.ОВТСДОХОДУС                                               (судоходство)

 6. ЬТСОННЕЛШЫМОРП                                   (промышленность)

Подведение итогов.

Награждение победителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советско-финская война 1939-1940г.г.

Открытый урок с презентацией....

Финский нож и персидская сирень

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А. В. Вампилова "Финский нож и персидская сирень"...

Сценарий "Конкурс экологической песни в сказочном лесу"

Сценарий был создан в рамках подготовки к конкурсу детских экологических театров и агитбригад.Время выступления: 6 минутДействующие лица: Леший, Лиса, Баба Яга, Дед Мороз, Мухомор, Кощей Бессмертный....

Сценарий интерактивной игровой программы, посвящённой финскому национальному празднику – День Святой Люсии.

Знакомство с историей, культурой, национальными традициями Финляндии продолжается в нашей школе и  во внеурочной деятельности. Эта работа помогает увидеть особенности развитой европейской страны ...

Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"

Занятие  проводится в форме игры  двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка  участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают  п...

Финский залив-жемчужина Балтийского моря

Занятие на основе презентации. Рассказ о Финском заливе .фауне флоре, использование кроссворда. Занятие могут проводит учащиеся 8-9 классв для начальной школы или 5 классов...

Проект "Наши сказки"Руководитель сказочного проекта: БРАЖНИК В.М. и родители сказочников и художников из старшей группы №4. Сказочная верстка: БРАЖНИК В.М. Тираж: 10 экз. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «БРАЖНИК И Ко» МОСКВА 2012 Сказка про хомячка Борьку Кат

Руководитель сказочного проекта: БРАЖНИК В.М.и родители сказочников и художников из старшей группы №4. Сказочная верстка: БРАЖНИК В.М. Тираж: 10 экз.      ИЗДАТ...