Технологическая карта урока "Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Ендан Челээш Шолбан-ооловна

Технологическая карта по географии для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_gp_i_i_o_yu.ameriki.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме:

«Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка»

Цель: создание условий для осмысления и понимания учащимися представления о географическом положении и об истории исследования материка Южная Америка. Развитие умений и навыков работы с атласами и географическими картами.

Задачи:

  1. Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка.
  2. Развивать умения и навыки работы с атласом, интернет ресурсами, обобщать, выделять главное, систематизировать, работать в группе.
  3. Содействовать нравственному воспитанию.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: владение умениями использования карт для получения нового знания о географическом положении материков, овладение основными навыками анализировать иллюстративно – справочный материал, выявлять зависимость между географическими объектами и явлениями;

метапредметные: анализировать полученную информацию, работать с текстом и внетекстовыми компонентами; выделять главное, составлять по тексту качественное и количественное описание объекта, участвовать в совместной деятельности;

личностные: формирование личностных представлений о целостности природы Земли; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: физическая карта Южной Америки, инструкционные карты (карточки с заданиями), атласы, презентация по теме, мультимедиа.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, практический, поисковый, работа в парах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемы УУД

1.Организа ция

учебной

деятельнос ти

1 мин

Создает комфортную обстановку. Настраивает на учебную деятельность.

Долгожданный дан звонок – 

Начинается урок. 

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре, 

Смело, четко говорим

И тихонечко,  сидим. 

Готовятся к восприятию

 Личностные: самоопределение

2.Мотивац ия к

учебной

деятельнос ти.

Актуализац ия знаний

7 мин

Сегодня мы продолжим с вами путешествие по материкам. Наш путь лежит к новому континенту.   и урок проведем под девизом «Путешествие продолжается».  Какие материки вы изучили на прошлых уроках.

 А вот какой  материк мы сегодня будем учить - попробуйте отгадать, прослушав следующий текст.

 

Это  материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.   Материк родина многих культурных растений.

Или видеофрагмент

 Познавательные: структурируют свои знания;

 Познавательные: умение извлекать информацию из различных источников;

 Коммуникативные:р

азвитие монологической и

диалогической речи;

 Коммуникативные:у мение осуществлять учебное

сотрудничество со сверстниками и с взрослыми

О каком материке сейчас пойдет речь ребята?

Ответ учащихся – Южная Америка

3.Целепола гание

3 мин

Побуждает учащихся на осознание темы урока

Давайте вспомним, с чего начинается изучение материка - как определяется географическое положение материка? Что и в какой последовательности мы будем определять?

Учащиеся вспоминают план описания ГП материка: 1.Положение материка относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

  1. Найти крайние точки материка и определить их координаты и протяженность материка с севера на юг и с запада на восток.
  2. В каких климатических поясах расположен материк. 4.Какие океаны и моря

омывают материк.

5.Как расположен материк относительно других материков

(выводится слайд с планом определения ГП)

 Личностные:смысло образование (установление связи между целью и ее мотивом)

 Регулятивные: дейст вие целеполагание, как умение поставить учебную задачу.

Хорошо! Ребята! Давайте

попробуем определить, что мы сегодня будем делать на уроке?

Мы продолжим отрабатывать умение                определять географическое положение материка, сделаем вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявим такие особенности                        материка, которые        делают        его неповторимым, отличным от всех других материков, познакомимся с именами исследователей                                и путешественников, которые

Ребята! Я вижу, вы готовы к путешествию(демонстрируется слайд с задачами)

внесли        большой        вклад        в изучение Южной Америки.

Слайд

  1. Познакомиться с географическим положением Южной Америки
  2. Определить в чем сходство и различия в ГП Южной Америки и Африки?
  3. Как ГП материка повлияет на его природу?
  4. Справедливо ли материк был назван «Америкой?

4.

Изучение нового материала с первичным закреплени ем знаний

7мин

Организация работы по парам, распределяя поручения и задания

Для того, чтобы решить поставленные нами задачи, кто- то из вас будет исследователем, кто-то        картографом, океанографом, навигатором. Каждый будет решать свою задачу, используя план-подсказку. Они лежат перед вамина столах. В плане- подсказке вы найдете алгоритм определения географического положения материка.На работу отводится 7 минут.  По истечении времени мы с вами подведем итог о проделанной работе. В путь!

«Исследователи» - работают с учебником по изучению истории исследования материка.

 Познавательные: по иск и отбор

информации, развитие умения работать с разными источниками

информации

 Коммуникативные:у мение организовывать сотрудничество в поиске и сборе

Информации

«Картографы» - анализируют физическую                        карту полушарий.Задача                                – определить, как расположен материк Южная Америка относительно                экватора, тропиков и нулевого меридиана.        Определяют крайние точки материка их координаты и подписывают на контурной карте. Определяют протяженность материка с севера на юг по 70° и с запада

на  восток  по 10°.Проблемный

вопрос: как расположение материка повлияет на его природу?

«Океанографы»                - анализируют физическую карту Южной Америки. Задача – определить, какие моря, океаны, заливы и проливы омывают Южную Америку.        Проблемный вопрос: какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему? Какие течения есть у берегов Южной Америки и их влияние на природу материка? Выявляют воздействия океанов на материк и объясняют почему?

Работа учителя

консультирующая и контролирующая.

«Навигаторы» - анализируют физическую карту Южной Америки. Изучают береговую линию материка, определяют степень        изрезанности береговой линии. Проблемный вопрос: будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки?

5.

Изучение нового материала с закреплени ем знаний 15-18 мин

Время        работы                истекло.        Итак, каково                же                        географическое положение Южной Америки, как ГП        материка                                Ю.        Америки повлияло                                                на                                его природу?(фронтальная беседая) Ребята-        почему   материк        называют

«Америкой?». Кому же принадлежит                        открытие материка?

Учащиеся комментируют выполненные задания по плану

 Познавательные:уме ние работать с разными источниками

информации, переводить информацию из

одного вида в другой

 Коммуникативные: принимать разные точки зрения на проблемы, суждения одноклассников;

(высвечивается слайд с вопросами)

  1. Кто является первооткрывателем Америки?
  2. Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
  3. Справедливо ли материку

присвоили имя Америго Веспуччи?

Спасибо, Давайте подведем итог:

Кто является первооткрывателем Америки?

Христофор Колумб

Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

Христофору Колумбу не дано было быть увековеченным в названии континента, который был открыт им по чистой случайности. Заблуждаясь, он полагал, что там, где находится целый материк, Колумб совершил открытие нескольких островов Южной Америки.

Ребята, как вы считаете, справедливо ли материку присвоили имя Америго Веспуччи?

Хорошо! Следующими, кто исследовали материк, были картографы – они работали над определением ГП материка. В чем же заключается особенность географического положения?

Да, так как первое описание новых земель сделал именно Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем “Америка”.

Учащиеся делают вывод:так как экватор пересекает

Очень хорошо, вы подготовили достаточно        полную информацию. Океанографы, ваша задача была определить, какие моря и океаны, течения омывают Южную Америку и выявить их воздействия на материк и объяснить почему?

материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии.                Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка, а значит, эта территория будет получать        наибольшее количество солнечного тепла.

Молодцы! Продолжим с вами путешествие по материку.

Задача навигаторов – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки?

С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию        материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. Поэтому на материке сформировался влажный тип климата.

Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Ближайший материк Северная Америка и Южная Америка составляют часть света “Америка”.        Материки

соединяются        Панамским

Мне хочется вернуться к задачам нашего урока и подвести итог(высвечивается слайд с задачами).Давайте                сравним географическое        положение Южной Америки и Африки. (Слайды)

Физминутка

перешейком.        Материк

Северная                Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание”        Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Это доказывают среднемесячные температуры до -8С, то есть на

юге материка лежит снег.

Материки имеют общие черты сходства и различия: (таблица)

Взаимопроверка

Чем вы можете объяснить черты сходства и различия в положении этих двух материков? И повлияло ли ГП на природу материка? Каким образом?

Давайте совершим воображаемое путешествие вдоль берегов материка. И подпишем,   какие географические объекты нам встретились. Вам дается для этой работы 5 минут.

 черты сходства 1.Материки пересекаются экватором.

2.Лежат в южном полушарии 3.Пересекается южным тропиком;

 черты отличия 1.Ю.Америка полностью

лежит в западном полушарии.

2. НЕ пересекается нулевым меридианом.

Работа с контурной картой, атласом.

Подписывают географические объекты.

Ну что же, мне остается поблагодарить вас за проделанную работу.

Так        как                                территория, расположенная        к                югу                от Южного                        тропика                                тоже значительна                и        ее                        природа будет отличаться от природы жаркого пояса, следовательно, Южная Америка расположена в                                        экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах,                а        значит,                        природа Южной                Америки        довольно разнообразна.

7.

Рефлексия 7 мин

Ну, а теперь, нам необходимо подвести итог.

Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

Например:

  • Южная Америка
  • Влажная, загадочная
  • Влечёт, интригует, завораживает
  • Материк рекордов
  • Колумб

Или  Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

 Познавательные:уме ние рассуждать,

делать выводы, анализировать;

 Регулятивные: умени

е выделить и

осознать, что

усвоено и что

доработать; умение

осуществлять

саморефлексию

Молодцы, вы очень хорошо

Поработали

Оценим свою работу. Сегодня всем выдается «Кредит доверия»: поднимите руки: кто работал отлично, хорошо, удовлетворительно. Вы довольны своим результатом? Вы гордитесь собой? Спасибо всем за работу. Поставьте отметки  в дневники и передайте их  на подпись.

8.Домашне е задание

2 мин

Домашнее задание:

  1. Изучить §35, устно ответить на вопросы;
  2. На контурную карту нанести особенности ГП материка;
  3. Дополнительно по желанию, составить кроссворд по теме нашего урока.

Записывают домашнее задание

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:(слайд)

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен,

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Физико-географическое положение Южной Америки. История исследования материка"

Материал содержит различные формы работы: поиск географических объектов по картам атласа, работу в контурной карте, работу с учебником. В ходе работы учащиеся запоминают фамилии учёных и путешественни...

"Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования". (7кл география)

Разработка урока  по географии 7кл по теме "Географическое положение  Южной Америки. История открытия  и исследования"....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЙОННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме: «Физико – географическое положение Южной Америки. История исследования материка».

Цели: -1 уровень: получение знаний об особенностях  географического положения материка, своеобразии береговой линии, об основных  этапах открытия и исследования материка.-2 уровень: получени...

Конспект урока географии в 7 классе на тему "ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ".

Конспект урока географии в 7 классе на тему "Географическое положение Северной Америки. История открытий и исследований"...

Конспект урока "Географическое положение Южной Америки. История исследования" 7 класс ФГОС

Данный урок географии в 7 классе относится к разделу «Материки планеты Земля». Курс географии рассчитан на 70 часов в учебный год (т.е. 2 часа в неделю).Цель занятия: создание условия для активной поз...

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. (7класс)

Тема урока: Географическое  положение Южной Америки.История открытия и исследования. (7класс)Тип урока:  изучение нового материала.Цели:Образовательные: - Сформировать представление о геогра...

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования...