Технологические карты уроков по географии по ФГОС с УУД по автору учебника Е.М. Домогацкого
план-конспект урока по географии

Дюлюш Людмила Май-ооловна

О изучении методов географических исследований: описательного, картографического и космического их различие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Методы географических исследований»

Автор и  разработчик:

Учитель географии  Дюлюш Л.М.

Предмет

География

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «ГЕОГРАФИЯ Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)

Класс

5-е  классы

Тип урока

Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

Технология урока

Технология проблемно-диалогического обучения, ИКТ

Тема

«Методы географических исследований»

Цель

 Изучение методов географических исследований

Задачи

Образовательные  Изучение методов географических исследований, их различие друг от друга и какие существуют источники географических знаний, а также могут ли методы географических исследований быть применимы в других науках.

Развивающие: развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, умение работать с текстом, выделять в нем главное,  делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения и поведения в классе.

Планируемые 
образовательные 
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- умение работать с текстом, выделять в нем главное

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находить ответы на вопросы;

- Запомнить основные понятия, имена ученых.

Основные термины, понятия

«география»  Эратосфен, III в до н.э. связи географии с другими науками

Образовательные 
ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012.

http://school-collection.edu.ru/

Оборудование

IQ Board, мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация « Методы географических исследований»

Раздаточный материал

Конспекты для обучающихся на печатной основе.

Атласы для 5 класса

        

        

Урок № 2 «Методы географических исследований»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап урока

Метапредметные результаты:

1.Акцентировать внимательность, правильно сидеть за столом, подготовиться к уроку заранее на перемене, все необходимые школьные принадлежности купить.

2. Внимательно слушать учителя и других

 Организационный момент урока. Подготовка доски, карты, подготовка к уроку учащихся.

При чтении рубрики «От авторов» слушать внимательно учителя. Познакомиться с оглавлением учебника и паграфами.

Проверка знаний любознатиельности

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте ответим на вопросы поставленные нам (презентация).

1.Какие науки изучают землю?

2. Как переводится с греческого слово «география»?

3. Каковы заслуги Эратосфена

4. Зачем человеку необходимо изучать Землю?

3. Рассмотрите рисунок 1 и расскажите, как в древности Эратосфен представлял себе нашу Землю.  На самом деле эта карта соответствует действительности? Каких материков нет на карте Эрастосфена?

Чем отличается современная география от древней?

Вспоминают,  какие науки изучают Землю. Зачем человеку необходимо изучать Землю? Отвечают на вопросы.

 Актуализация знаний

 Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы (презентация).

Древний человек  занимался охотой и собирательством и стал делать первые орудия труда, охотиться.  Чтобы,  как и куда охотиться они научились рисовать на скалах или на стенах пещер, где отмечали горы, рисовали животных, реки и.т.д.

Чем отличается современная география от древней географии.

Читают текст. «Начало географии» Анализируют прочитанное.

Высказывают предположения о теме урока.

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы.

1. Обсуждение и выдвижение гипотез(презентация).

2. Выход на новое знание. Предположение темы урока(презентация). С древних времен человек пользовался определенными способами изучения своей Земли.

Итак, тема нашего урока: «Методы географических исследований».

Задание 1. Напишите тему урока .

2. Какие вопросы мы сегодня должны изучить. Внимательно прочитайте тему урока.

Вопросы, которые мы сегодня будем изучать, это

1.Какими методами исследования  пользуются при изучении Земли.

2. Чем отличаются методы географических исследований друг от друга.

3.Что такое картография?

4. Какие существуют источники географических знаний.

Определите метод исследования

1. Древние люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их обычаи и нравы.

2. Что определяют с помощью карты?

3.Какие методы использует сейчас современная география

4. Чтобы изучить и знать географию, какими источниками мы пользуемся?

  Человеку сейчас нужно знать, как устроена Земля, по каким законам живет природа, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.

Рассматривают рисунки. Анализируют. Обобщают.

Высказывают предположения.

Работают с текстом в учебнике.

После осмысленного текста пересказывают прочитанное.

Вспоминают.

Прочитав текст География – древняя наука.  Найти чем занималась древняя география?

Чем занимается современная география?

Рефлексия

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

- воспроизводить информацию о появлении науки географии, ее перевод с греческого языка, о ее создателе и времени создании.

1. Закрепление новых знаний(презентация).

1. В чем особенности описательного метода

2. Что является  основой картографического метода исследования

3. Как называется самый современный метод исследования?

4. Чем отличаются древние карты от современных карт?

5. Как бы вы назвали метод исследования, связанный с организацией и проведением научных экспедиций

2. Самостоятельное применение знаний (презентация). Выполнение практической работы на стр 13 учебника.

1. Назовите и напишите  источники географической информации, используемые вами на уроках географии.

2.Сосьтавте описание учебного кабинета

3. Вывод по уроку.

- Что нового узнали на уроке?

- На какой вопрос мы отвечали на уроке?

4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок. (Поставить оценку в свой тетрадь, пока не поставить в журнал. Ставить оценки после выполнения

Отвечают на вопросы поочередно.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Формулируют вывод.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Практическая работа

Предметные УУД:

Составление схемы наук о природе

Итоговых заданий по теме  «Наука география» .  В конце параграфа на стр. 13-14

5. Выставление отметок.

Составление схемы пользуясь примерной формой.

Домашнее задание

Домашнее задание.

1. § 2 читать.

Записывают в дневник.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

«Что такое география

Автор и  разработчик:

Учитель географии и биологии Дюлюш Л.М.

Предмет

География

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков «ГЕОГРАФИЯ Введение в географию», учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений)

Класс

5-е   классы

Тип урока

Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

Технология урока

Технологи: Здороьесберегающая технология, развитие устной речи

Тема

Введение. Что  такое география

Цель

 Сформировать у обучающихся представление о возникновении географии в древности, познакомить  чем отличается современная география от географии древности.

Задачи

Образовательные: познакомить с понятием «география» о возникновении географии как науки, о создателем географии Эратосфеном –древнегреческим ученым. Различие древней географии от современной. Чем занимается современная география.

Развивающие: развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, умение работать с текстом, выделять в нем главное,  делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения и поведения в классе.

Планируемые 
образовательные 
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- умение работать с текстом, выделять в нем главное

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находить ответы на вопросы;

- Запомнить основные понятия, имена ученых.

Основные термины, понятия

«география»  Эратосфен, III в до н.э. связи географии с другими науками

Образовательные 
ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. Введение в географию. 5 класс», М., «Русское слово», 2012.

http://school-collection.edu.ru/

Оборудование

 Мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация « Что такое география»

Раздаточный материал

Атласы для 5 класса

        

        

Урок № 1 «Что такое география»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап урока

Метапредметные результаты:

1.Акцентировать внимательность, правильно сидеть за столом, подготовиться к уроку заранее на перемене, все необходимые школьные принадлежности купить.

2. Внимательно слушать учителя и других

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте сначала познакомимся с учебником, атласом, рабочей тетрадью и необходимыми школьными принадлежностями по географии

При чтении рубрики «От авторов» слушать внимательно учителя. Познакомиться с оглавлением учебника и параграфами.

Проверка знаний любознатиельности

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте ответим на вопросы поставленные нам (презентация).

1. Какие науки изучают землю?

2. Зачем человеку необходимо изучать Землю?

Вспоминают,  какие науки изучают Землю. Зачем человеку необходимо изучать Землю? Отвечают на вопросы.

 Актуализация знаний

 Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы (презентация).

Когда появился на Земле первый древний человек? Где  он жил в теплых местах или жил в пещерах?  К чему он научился?

 Древний человек научился делать первые орудия труда, охотиться. А потом стал охотиться на крупных животных.  Охотиться на крупных животных ему одному было трудно и опасно. Чтобы,  как и куда охотиться они научились рисовать на скалах или на стенах пещер, где отмечали горы, рисовали животных, реки. И только потом научились писать и создавать не только рисунки, но и планы, карты, книги.

 Предположение темы урока(презентация).

Итак, тема нашего урока: «Что такое география».

Сегодня мы узнаем,

1.Когда возникла география.

2. Кто создал эту науку.

3. Кроме книги, что еще создал древнегреческий ученый Эратосфен.

Чем отличается современная география от древней географии.

Читают текст. «Начало географии» Анализируют прочитанное.

Высказывают предположения о теме урока.

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы.

1. Обсуждение и выдвижение гипотез(презентация).

Рассмотрите рисунок 1 и расскажите, как в древности Эратосфен представлял себе нашу Землю.  На самом деле эта карта соответствует действительности?

2. Выход на новое знание.

Задание 1. Прочитайте внимательно текст на стр. 6-7-8 .

Итак,  слово «география» появилось более 2 тыс.  лет назад в Древней Греции. Книгу с таким названием написал в III  веке до н.э. ученый Эратосфен из города Кирена. Эта книга рассказывала о природе стран, лежащих на берегах Средиземного моря (рис.1) Эратосфен описывал эти земли, отсюда и название книги  - «География». В переводе с греческого «ге» - земля, «графо» - описываю т.е. «Землеописание». Очень многие термины греческого происхождения.  

- Вспомните, а какая задача нашего урока? (презентация).

- Чем отличается современная география от древней?

1. Древние люди путешествовали, открывали новые земли, знакомились с другими народами, изучали их, описывали их обычаи и нравы.

2. Современная география. Все на Земле описано, отмечено на карте. Человек использует все известные природные богатства.  Человеку сейчас нужно знать, как устроена Земля, по каким законам живет природа, как связаны между собой все её составные части, как сделать так, чтобы хозяйственная деятельность не разрушала природу, и как можно было бы исправить нарушенное.

Рассматривают рисунки. Анализируют. Обобщают.

Высказывают предположения.

Работают с текстом в учебнике.

После осмысленного текста пересказывают прочитанное.

Вспоминают.

Прочитав текст География – древняя наука.  Найти чем занималась древняя география?

Чем занимается современная география?

Рефлексия

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

- воспроизводить информацию о появлении науки географии, ее перевод с греческого языка, о ее создателе и времени создании.

1. Закрепление новых знаний(презентация).

- Что означает слово география?

- Кто  создал эту науку?

- Кто такой Эратосфен? Откуда он и где жил?

 - Чем занималась древняя география?

- Чем занимается современная география?

2. Самостоятельное применение знаний    (презентация).

- Какое слово география и что означает в переводе?.
- С каким событием связано появление слова «география"?
- Почему географию называют древней наукой? Когда возникла эта наука
- Чем занимается современная география?

3. Вывод по уроку.

- Что нового узнали на уроке?

- На какой вопрос мы отвечали на уроке?

4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Если нет ошибок, оценка «5»;

Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;

Допущены две ошибки, оценка «3».

5. Выставление отметок.

Отвечают на вопросы поочередно.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Формулируют вывод.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Практическая работа

Предметные УУД:

Составление схемы наук о природе

Практическая работа выполнение задания на стр. 8. Показ примерной формы и схемы разными фигурами

Составление схемы пользуясь примерной формой.

Домашнее задание

Домашнее задание.

1. § 1 читать.

2. Конспект урока читать.

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями

Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...

Технологическая карта урока по теме: "Числовые и буквенные выражения" 5 класс учебник: И.И.Зубарева, А. Г. Мордкович в рамках ФГОС

Материал к уроку по теме " Числовые и буквенные выражения"  в 5 классе. Технологическая карта с презентацией....

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме "Школы в Англии".

Тема урока: Школы в АнглииТип урока: урок первичного применения знаний.Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями образования в Великобритании.  Развивать умения чтения, аудирования, говоре...

Технологическая карта урока 5 класс по ФГОС учебник "Английский в фокусе" по теме: Я из... Страны и национальности. + презентация

Тема урока: Я из… Страны и национальности.Цель урока: познакомить учащихся с названиями стран и национальностями, суффиксальным словообразованием (прилагательных), структура have got.  Развивать ...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по учебнику И.И.Бариновой. А.А.Плешакова

Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС...

Технологическая карта урока по географии 8 класс "Люди и труд" ФГОС ООО В.П. Дронов

Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС и построен с учетом системно-деятельностного подхода, где реализуются все УУД....