Урок на тему «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Шуринова Людмила Владимировна

Класс: 9

Предмет: география

Тема урока «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл egp_i_prirodno_-_resursnyy_potentsial_severnogo_kavkaza.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно- ресурсный потенциал»

Цели:

Предметные: дать оценку ЭГП СК, природно- ресурсного потенциала

 Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

                Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

                 Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Оборудование: атласы, физическая карта России, политико-административная карта России. 

Ход урока.

  1. Организационный момент (проверка отсутствующих на уроке)
  2. Сообщение темы и цели урока

Что мы знаем о СК?

Предполагаемы ответ: южный район европейской части России - Северный Кавказ

Какие цели и задачи урока нам необходимо поставить, чтобы больше узнать о СК?

Изучение нового материала.

Задание №1: используя карты атласа, определите, какие субъекты входят в состав СК

Примечание: ученики самостоятельно записывают состав района.

Краснодарский край,

Ставропольский край,  

Ростовская область,  

Республика Дагестан,

Республика Чечня (Ичкерия),

 Ингушетия,

Северная Осетия (Алания),

Кабардино-Балкария,  

Карачаево-Черкесия, Адыгея.

Задание №2: Оцените ЭГП СК района и сделайте  вывод, используя материал учебника и атлас  

Примечание: учащиеся самостоятельно  записывают ЭГП.

Предполагаемый  ответы учащихся.

1.  Положение на юге европейской части России. Самый южный район России. С трёх сторон  ограничен природными рубежами.  Подразделяется на две части Горную и равнинную.

2.  На востоке омывается Каспийским морем, на западе  Черное  и Азовское – выход к средиземному морю.

3. Приграничное положение – с Грузией , Азербайджаном,  Абхазией, Южной Осетией.

4. На севере соседи – Украина,  ЦЧР, Поволжье.

5. Транспортная сеть хорошо развита на равнинной части, в горах железные дороги  отсутствуют, только вдоль побережья проложены железные дороги.  

Вывод: ЭГП СК  выгодное.

Задание №3: используя материал учебника оценить природные условия СК  по плану

Примерный ответ

  1. Рельеф:  на севере равнинный, на юге горный. Кавказ молодые, складчатые, высокие горы. Эльбрус 5642м, Казбек 5033м. Горообразование продолжается. Три части  -Скалистый, Боковой, Главный хребет.
  2. Климат:   умеренный климат, длинное и очень  теплое лето. Осадков выпадает больше на западе . На Черноморском побережье климат субтропический самая теплая зима. В горах температура воздуха понижается. В горах образуются местные ветры – фен и бора.
  3. Реки: Северокавказские реки Дон, Кубань, Терек,  используются для орошения и водных ресурсов  не хватает.
  4. Почвы: плодородные чернозёмы мощность гумуса  до 2м. На юго-востоке каштановые.
  5. Природные зоны: Степи на западе переходят в сухие степи и полупустыни. В горах высотная поясность До высоты 2000м склоны покрыты лесами.

Вывод: Природные условия СК благоприятны.

Задание №4: оцените наличие на СК различных видов ресурсов. Выделите те, которые будут составлять  базу для экономики СК. Используя карты атласа, текст учебника, данные занесите в таблицу

Природный ресурс

Особенности использования

Вывод

  Минеральные ресурсы

Каменный  уголь Донбасс. Высокого качества, подземным  способом, себестоимость высокая, запасы истощаются. Газ в Ставропольском крае, нефть – район Грозного, Махачкалы. Обеспечен  собственным топливом . 

Вольфрамомолибденовые руды  Тырныаза  Кабардино-Балкария – условия для развития         цветной металлургии.

СК имеет значительные Рекреационные, Агроклиматические, земельные,  топливные

Земельные  ресурсы

Предкавказье   расположено  в зоне степей   - чернозёмы

Водные  ресурсы

СК небогат водными ресурсами. Реки – Дон, Кубань, Терек – используются в основном для орошения.

Рекреационные  ресурсы

Черноморское побережье курорты – Сочи, Анапа, Геленджик.

Приэльбрусье – район альпинизма и горнолыжного спорта.

 в) Кавказские минеральные воды: Г. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Кисловодск – курорты с лечебными минеральными водами.

  Агроклиматические  ресурсы

Длинное  теплое лето, мягкая зима, Субтропики – можно выращивать чай, цитрусовые культуры, виноград.

Домашнее задание П. 35, подготовить сообщение

  1. Города - курорты Северного Кавказа
  2.  Народные художественные промыслы народов Кавказа.

Выставление оценок

Рефлексия

Я узнал…

Мне интересно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 9 класс : «Влияние природно – ресурсного потенциала на развитие экономики Европейского Севера»

Тип урока: урок изучения нового материалаФорма организации учебной деятельности: индивидуально - групповая в сочетании с технологией проблемного обученияЦели урока: ·...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал.

Информация дана в виде таблицы....

Методическая разработка урока по теме : «Поволжский экономический район. Состав, ЭГП, природно-ресурсный потенциал»

Цель:  Определить состав и особенности ЭГП района и показать роль Волги в развитии экономики Поволжья....

Урок "Природно-ресурсный потенциал России"

Урок в 8 классе по теме "Природно-ресурсный потенциал России" с использованием элементов сингапурской методики...

Урок-игра "Счастливый случай"по географии «Природно-ресурсный потенциал Ростовской области».

Урк-игра "Счастливый случай". Групповая работа, направленная на углубленное изучение особенностей компонентов природы (климата, рельефа, растительного, животного мира) Ростовской области....