Конспект урока географии для 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России".
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок - конференция на тему "Охрана природы и особо охраняемые территории России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель географии ВКК

МКОУ Листопадовской СОШ

Грибановского района Воронежской области

Мешкова Ясемен Шахмурад кызы

Конспект урока географии в 8 классе

Тема урока: «Охрана природы и особо охраняемые территории России»

Цель урока: научить читать карту охраняемых территорий, анализировать источники географических знаний, отбирать необходимые знания, составлять описание природных особенностей охраняемых территорий.

Задачи урока:

- расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях России. Формировать представления о заповедниках, заказчиках, национальных парках, памятниках природы;

- развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию;

- сформировать представления о причинах и темпах уменьшения видового разнообразия животных в России и Воронежской области, познакомить с мерами по охране животных и растений.

Тип урока: урок – конференция.

Технология: метод учебных проектов.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: карты России (физическая, экологическая), карта  и атлас Воронежской области, атлас для 8 класса, информационный материал, компьютерные презентации учителя и учащихся.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Работа с учебником ( стр.238) и атласом (стр. 38-39).
  4. Защита проектов.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Распределить учащихся по группам.

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодняшний урок я начну с высказывания русского писателя М. М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Как вы понимаете эти слова?

Тема урока: «Охрана природы и охраняемые территории России».

Объявление цели урока.

Теперь выделим основные принципы охраны природы:

1. Сохранить разнообразие и красоту природы.
2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.
3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.

  1. Работа с картой учебника с. 240 рис 166 , атлас с.38-39

Вопросы к классу:

  • Перечислите виды охраняемых природных территорий в порядке увеличения строгости заповедного режима;
  • Сколько национальных парков существует в России в настоящее время? Каково значение национальных парков?
  • Сколько заповедников создано в России? Какова их главная цель?
  • В чём состоит основная сущность мероприятий по охране природы?

Работа с учебником «География  Воронежской области». Сообщение учащихся об охраняемых территориях Воронежской области.

Вопрос классу:

  • Перечислите растения и животные Воронежской области, которые занесены в Красную книгу.
  1. Выполнение практической работы « Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий Воронежской области»

Класс разделён на группы:

Учащиеся заранее были поделены на группы, они занимались поиском материала о заповедниках  Воронежской области (защита проектов).

1) группа - географы,

2) группа – экологи,

3)  группа – биологи,

4) группа - журналисты

Задания группам:

  1. Географы определяют географическое положение заповедника, его формы рельефа,  климат, почву.
  2.  Биологи  определяют основные типы растительности и животных, их виды.
  3. Экологи определяют цели создания заповедника, его значение, оценивают экологическую ситуацию на современный период.
  4. Журналисты в ходе рассказа выступающих  составляют вопросы

Учитель: Назовите пути решения проблемы уменьшения численности и исчезновения видов животных мировым сообществом и отдельными странами на Земле.

(запись на доске результатов обсуждения: законодательная охрана, создание Красной книги, организация заповедных территорий, разведение редких видов в неволе и восстановление численности их популяций, научные изыскания, просветительская работа, деятельность общественных экологических организаций, проведение Международных экологических акций, хартия Земли и т. д.).

Учитель: Можете ли вы прямо сейчас дать компетентный совет по решению проблемы сохранения видового разнообразия животного мира нашего региона на основе опыта в других регионах России? Знаете ли вы, чем разные виды охраняемых территорий отличаются друг от друга, какие законы имеются в нашем государстве об охране животного мира?

Первыми на нашу трибуну приглашаются учёные географы   (на примере Хоперского заповедника).

- Географы: Работают по  карте Воронежской области.

Хопёрский заповедник — это 16,2 тысячи гектаров охранной территории, расположенной на востоке Воронежской области в трёх административных районах: Грибановского, Новохопёрского и Поворинского. Ближе всех находится село Варварино.

Своё летоисчисление Хопёрский природный заповедник ведёт с февраля 1935 года. Почтенный возраст делает долину реки Хопёр одной из самых старейших охранных территорий нашей страны. Основной целью созданного участка было не только сохранение и восстановление экологической системы местности, но и забота о русской выхухоли.

Заповедная территория лежит на древней ледниковой равнине, сложенной четвертичными отложениями. Русло р. Хопер делит равнину на три геоморфологические зоны: коренной берег, пойму и надлуговую террасу. На правом коренном берегу Хопра расположена нагорная зона, возвышающаяся более чем на 100 м над уровнем реки. Рельеф нагорной зоны носит ярко выраженный лощинно-балочный характер. Крутизна склонов 20-40°. Левый берег слегка волнистый, невысокий, только к югу имеется небольшое возвышение. Разнообразен почвенный покров заповедника. В нагорной части на пологих склонах наиболее распространены богатые гумусом темно-серые лесные суглинки ореховатой структуры, на крутых склонах — серые и буровато-серые суглинки и супесь с прослойками глины аллювиального и флювиогляциального происхождения. Подпочвой является бурая глина или суглинки нижнемелового периода.

Климат умеренно континентальный. Среднегодовая температура воздуха 6,6°С, средняя температура января -10,6 С, июля 21,1° С. Среднегодовое количество осадков 420 мм.

- Биологи: Презентация о растениях и животных Хоперского заповедника.

Территория заповедника входит в состав восточноевропейской лесостепной провинции Евроазиатской степной области и лежит на границе двух подзон: ковыльных степей и разнотравных степей с широколистными злаками. Наибольшую площадь (39%) занимают дубравы. На правом берегу Хопра располагаются нагорные, а на левом пойменные дубравы. В нагорных в подлеске клены полевой и татарский, лещина, крушина, бересклеты, в травяном покрове сныть, медуница неясная, осока волосистая, мятлик дубравный, перловник пестрый, гусиные луки, ветреница лютичная, хохлатки и др. В пойме встречаются дубравы как чистые, так и с примесью других пород: серебристого тополя, липы, ясеня, осины, вяза. В подлеске растут ежевика, крушина, шиповник, калина; в травяном покрове — ландыш, кирказон, ластовень, подмаренник северный, ястребинка и др. Осинники занимают 12% территории заповедника. Черноольшаники произрастают на левом берегу Хопра в притеррасной пойме и занимают 12% площади. Наиболее распространен черноольшаник крапивный. Белотопольники растут па небольшой площади (1% территории) в пойме Хопра.  Около 6% территории занимают искусственные насаждения сосны разного возраста. На луга приходится около 4% площади заповедника. Степная растительность занимает ничтожную площадь (менее 0,5%).

Богатство флоры (более 900 видов высших растений) и разнообразие растительных формаций объясняется разнообразием экологических условий заповедника.

В составе фауны отмечено 49 видов млекопитающих, 184 — птиц, 8 — пресмыкающихся, 8 — земноводных и 35 видов рыб. Из млекопитающих встречаются выхухоль, обыкновенная и малая землеройки, белозубка, обыкновенный кожан, рыжая вечерница, обыкновенный ушан, зайцы беляк и русак, белка, крапчатый суслик, лесная соня, речной бобр и др.

Из птиц отмечены  серая и рыжая цапли, большая и малая выпи, серый гусь, кряква,  орлан - белохвост, скопа, сарыч, осоед, черный коршун, чеглок, пустельга, кобчик, перепел, серый и черный журавли, вяхирь, зимородок, сизоворонка, золотистая щурка, удод, филин, ушастая и болотная совы, дятлы, зеленушка, синицы, мухоловки, славки, дрозды, восточный соловей, варакушка и др.

Из пресмыкающихся в заповеднике обитают болотная черепаха, веретеница, прыткая ящерица, разноцветная ящурка, обыкновенный уж, медянка, степная и обыкновенная гадюки, а из земноводных — краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая и обыкновенная жабы, озерная, прудовая, остромордая и травяная лягушки.

В водоемах обычны карась, окунь, щука, линь, язь, лещ, изредка встречаются стерлядь, сазан, чехонь, судак и др.

Экологи:  к основным направлениям научных исследований заповедника относится

  1. Разработка методов охраны, восстановления и рационального использования природных комплексов долины Хопра.
  2. Изучение ильмовых и дубовых лесов с ясенем, уникальных ольховых пойменных лесов и поиски путей их сохранения в связи с изменением гидрологического режима.
  3. Изучение биологии выхухоли и разработка методов охраны, восстановления и расселения ее в России.

Журналисты:   Характерна ли для заповедника такая проблема, как браконьерство?

Ответ:   Да, с браконьерством приходится бороться, это одна из первоочередных задач. Для этого вся территория заповедника разбита на большие участки – лесничества – находящихся под ответственностью старших госинспекторов, которые живут непосредственно на территории, на кордоне. Обычно кордон стоит в самом легко- доступном для людей месте. Старший госинспектор охраняет прилежащий к кордону участок от вторжений охотников и случайных людей, кроме того, проводит регулярные маршрутные учеты, ведет дневники наблюдения, осуществляет тропление – содержит тропы в проходимом состоянии для проведения учетов и патрульных выходов. Другая технология охраны заповедника состоит в регулярном патрулировании территории. Для этих целей в госинспекции по охране существуют патрульные группы, которые несколько раз в год совершают рейды в отдаленные, наиболее посещаемые браконьерами места и проводят оперативное задержание нарушителей, конфискацию добычи и оружия.

Журналисты: Часты ли пожары в заповеднике? Какой вред они наносят?

Ответ: Лесные пожары – грозные природные явления.  Характерны они и для территории Хоперского заповедника. Причины возникновения пожаров могут быть самыми разными – сухие грозы, костры, хозяйственная деятельность человека.

      V.              Подведение итогов.

Высказывание мнений учащихся, учителя, членов жюри. Вручение символических билетов, как знак высокой оценки представленной работы. Заполнение оценочного листа.

VI.      Рефлексия (индивидуальная). 

Ответы на вопросы

1. Кто из вас бывал в заповедных местах Воронежской области?

2. Что вы собираетесь сделать полезного для родного края?

Не будьте равнодушными к природе!

Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!




Предварительный просмотр:

Учитель географии ВКК

МКОУ Листопадовской СОШ

Грибановского района Воронежской области

Мешкова Ясемен Шахмурад кызы

Конспект урока географии в 8 классе

Тема урока: «Охрана природы и особо охраняемые территории России»

Цель урока: научить читать карту охраняемых территорий, анализировать источники географических знаний, отбирать необходимые знания, составлять описание природных особенностей охраняемых территорий.

Задачи урока:

- расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях России. Формировать представления о заповедниках, заказчиках, национальных парках, памятниках природы;

- развивать навыки самостоятельной и групповой работы с источниками географической информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию;

- сформировать представления о причинах и темпах уменьшения видового разнообразия животных в России и Воронежской области, познакомить с мерами по охране животных и растений.

Тип урока: урок – конференция.

Технология: метод учебных проектов.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: карты России (физическая, экологическая), карта  и атлас Воронежской области, атлас для 8 класса, информационный материал, компьютерные презентации учителя и учащихся.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Работа с учебником ( стр.238) и атласом (стр. 38-39).
  4. Защита проектов.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Распределить учащихся по группам.

  1. Вступительное слово учителя:

Сегодняшний урок я начну с высказывания русского писателя М. М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Как вы понимаете эти слова?

Тема урока: «Охрана природы и охраняемые территории России».

Объявление цели урока.

Теперь выделим основные принципы охраны природы:

1. Сохранить разнообразие и красоту природы.
2. Предусмотреть значение и место каждого организма в будущем.
3. Помнить о существующих в природе взаимосвязей.

  1. Работа с картой учебника с. 240 рис 166 , атлас с.38-39

Вопросы к классу:

  • Перечислите виды охраняемых природных территорий в порядке увеличения строгости заповедного режима;
  • Сколько национальных парков существует в России в настоящее время? Каково значение национальных парков?
  • Сколько заповедников создано в России? Какова их главная цель?
  • В чём состоит основная сущность мероприятий по охране природы?

Работа с учебником «География  Воронежской области». Сообщение учащихся об охраняемых территориях Воронежской области.

Вопрос классу:

  • Перечислите растения и животные Воронежской области, которые занесены в Красную книгу.
  1. Выполнение практической работы « Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий Воронежской области»

Класс разделён на группы:

Учащиеся заранее были поделены на группы, они занимались поиском материала о заповедниках  Воронежской области (защита проектов).

1) группа - географы,

2) группа – экологи,

3)  группа – биологи,

4) группа - журналисты

Задания группам:

  1. Географы определяют географическое положение заповедника, его формы рельефа,  климат, почву.
  2.  Биологи  определяют основные типы растительности и животных, их виды.
  3. Экологи определяют цели создания заповедника, его значение, оценивают экологическую ситуацию на современный период.
  4. Журналисты в ходе рассказа выступающих  составляют вопросы

Учитель: Назовите пути решения проблемы уменьшения численности и исчезновения видов животных мировым сообществом и отдельными странами на Земле.

(запись на доске результатов обсуждения: законодательная охрана, создание Красной книги, организация заповедных территорий, разведение редких видов в неволе и восстановление численности их популяций, научные изыскания, просветительская работа, деятельность общественных экологических организаций, проведение Международных экологических акций, хартия Земли и т. д.).

Учитель: Можете ли вы прямо сейчас дать компетентный совет по решению проблемы сохранения видового разнообразия животного мира нашего региона на основе опыта в других регионах России? Знаете ли вы, чем разные виды охраняемых территорий отличаются друг от друга, какие законы имеются в нашем государстве об охране животного мира?

Первыми на нашу трибуну приглашаются учёные географы   (на примере Хоперского заповедника).

- Географы: Работают по  карте Воронежской области.

Хопёрский заповедник — это 16,2 тысячи гектаров охранной территории, расположенной на востоке Воронежской области в трёх административных районах: Грибановского, Новохопёрского и Поворинского. Ближе всех находится село Варварино.

Своё летоисчисление Хопёрский природный заповедник ведёт с февраля 1935 года. Почтенный возраст делает долину реки Хопёр одной из самых старейших охранных территорий нашей страны. Основной целью созданного участка было не только сохранение и восстановление экологической системы местности, но и забота о русской выхухоли.

Заповедная территория лежит на древней ледниковой равнине, сложенной четвертичными отложениями. Русло р. Хопер делит равнину на три геоморфологические зоны: коренной берег, пойму и надлуговую террасу. На правом коренном берегу Хопра расположена нагорная зона, возвышающаяся более чем на 100 м над уровнем реки. Рельеф нагорной зоны носит ярко выраженный лощинно-балочный характер. Крутизна склонов 20-40°. Левый берег слегка волнистый, невысокий, только к югу имеется небольшое возвышение. Разнообразен почвенный покров заповедника. В нагорной части на пологих склонах наиболее распространены богатые гумусом темно-серые лесные суглинки ореховатой структуры, на крутых склонах — серые и буровато-серые суглинки и супесь с прослойками глины аллювиального и флювиогляциального происхождения. Подпочвой является бурая глина или суглинки нижнемелового периода.

Климат умеренно континентальный. Среднегодовая температура воздуха 6,6°С, средняя температура января -10,6 С, июля 21,1° С. Среднегодовое количество осадков 420 мм.

- Биологи: Презентация о растениях и животных Хоперского заповедника.

Территория заповедника входит в состав восточноевропейской лесостепной провинции Евроазиатской степной области и лежит на границе двух подзон: ковыльных степей и разнотравных степей с широколистными злаками. Наибольшую площадь (39%) занимают дубравы. На правом берегу Хопра располагаются нагорные, а на левом пойменные дубравы. В нагорных в подлеске клены полевой и татарский, лещина, крушина, бересклеты, в травяном покрове сныть, медуница неясная, осока волосистая, мятлик дубравный, перловник пестрый, гусиные луки, ветреница лютичная, хохлатки и др. В пойме встречаются дубравы как чистые, так и с примесью других пород: серебристого тополя, липы, ясеня, осины, вяза. В подлеске растут ежевика, крушина, шиповник, калина; в травяном покрове — ландыш, кирказон, ластовень, подмаренник северный, ястребинка и др. Осинники занимают 12% территории заповедника. Черноольшаники произрастают на левом берегу Хопра в притеррасной пойме и занимают 12% площади. Наиболее распространен черноольшаник крапивный. Белотопольники растут па небольшой площади (1% территории) в пойме Хопра.  Около 6% территории занимают искусственные насаждения сосны разного возраста. На луга приходится около 4% площади заповедника. Степная растительность занимает ничтожную площадь (менее 0,5%).

Богатство флоры (более 900 видов высших растений) и разнообразие растительных формаций объясняется разнообразием экологических условий заповедника.

В составе фауны отмечено 49 видов млекопитающих, 184 — птиц, 8 — пресмыкающихся, 8 — земноводных и 35 видов рыб. Из млекопитающих встречаются выхухоль, обыкновенная и малая землеройки, белозубка, обыкновенный кожан, рыжая вечерница, обыкновенный ушан, зайцы беляк и русак, белка, крапчатый суслик, лесная соня, речной бобр и др.

Из птиц отмечены  серая и рыжая цапли, большая и малая выпи, серый гусь, кряква,  орлан - белохвост, скопа, сарыч, осоед, черный коршун, чеглок, пустельга, кобчик, перепел, серый и черный журавли, вяхирь, зимородок, сизоворонка, золотистая щурка, удод, филин, ушастая и болотная совы, дятлы, зеленушка, синицы, мухоловки, славки, дрозды, восточный соловей, варакушка и др.

Из пресмыкающихся в заповеднике обитают болотная черепаха, веретеница, прыткая ящерица, разноцветная ящурка, обыкновенный уж, медянка, степная и обыкновенная гадюки, а из земноводных — краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая и обыкновенная жабы, озерная, прудовая, остромордая и травяная лягушки.

В водоемах обычны карась, окунь, щука, линь, язь, лещ, изредка встречаются стерлядь, сазан, чехонь, судак и др.

Экологи:  к основным направлениям научных исследований заповедника относится

  1. Разработка методов охраны, восстановления и рационального использования природных комплексов долины Хопра.
  2. Изучение ильмовых и дубовых лесов с ясенем, уникальных ольховых пойменных лесов и поиски путей их сохранения в связи с изменением гидрологического режима.
  3. Изучение биологии выхухоли и разработка методов охраны, восстановления и расселения ее в России.

Журналисты:   Характерна ли для заповедника такая проблема, как браконьерство?

Ответ:   Да, с браконьерством приходится бороться, это одна из первоочередных задач. Для этого вся территория заповедника разбита на большие участки – лесничества – находящихся под ответственностью старших госинспекторов, которые живут непосредственно на территории, на кордоне. Обычно кордон стоит в самом легко- доступном для людей месте. Старший госинспектор охраняет прилежащий к кордону участок от вторжений охотников и случайных людей, кроме того, проводит регулярные маршрутные учеты, ведет дневники наблюдения, осуществляет тропление – содержит тропы в проходимом состоянии для проведения учетов и патрульных выходов. Другая технология охраны заповедника состоит в регулярном патрулировании территории. Для этих целей в госинспекции по охране существуют патрульные группы, которые несколько раз в год совершают рейды в отдаленные, наиболее посещаемые браконьерами места и проводят оперативное задержание нарушителей, конфискацию добычи и оружия.

Журналисты: Часты ли пожары в заповеднике? Какой вред они наносят?

Ответ: Лесные пожары – грозные природные явления.  Характерны они и для территории Хоперского заповедника. Причины возникновения пожаров могут быть самыми разными – сухие грозы, костры, хозяйственная деятельность человека.

      V.              Подведение итогов.

Высказывание мнений учащихся, учителя, членов жюри. Вручение символических билетов, как знак высокой оценки представленной работы. Заполнение оценочного листа.

VI.      Рефлексия (индивидуальная). 

Ответы на вопросы

1. Кто из вас бывал в заповедных местах Воронежской области?

2. Что вы собираетесь сделать полезного для родного края?

Не будьте равнодушными к природе!

Я сорвал цветок,
И он завял.
Я поймал жука,
И он умер в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс. Тема "Охрана природы и охраняемые территории"

Охрана природы наиболее актульна для изучения и обсуждения  в наше врямя, так человек бездумно вторгается в природное равновесие нарушая его. Обучающиеся должны знать не только охраняемые природн...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока

Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...

Конспект урока географии 9 класс "Численность населения России"

Открытый урок по географии в  классе 9  на тему «Численность населения России. Естественное движение населения.»Цели урока: познакомить учащихся с численностью  и естественным движением...

Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"

На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...