Факультатив по географии "За страницами учебника географии" в коррекционной школе для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс)

 Тишкова Анна Сергеевна

Факультатив по географии "За страницами учебника географии" в коррекционной школе для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_68ch_za_stranitsami_uchebnika_geo.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения

Пудожского района Республики Карелия

186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69- б. Тел.5-21-37

E-mail: zpmss@rambler.ru

«За страницами

учебника географии»

Программа факультатива по географии

для учащихся 6 класса

специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

2016-2017 у.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию.  

Данный курс факультатива призван помочь обучающимся специальных (коррекционных) школ VIII вида расширить свои представления о географических объектах, явлениях, земных оболочках. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на факультативных занятиях расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Начальный курс – первая ступень в географическом образовании школьников. Главная цель изучения курса – овладение «азбукой» нового учебного предмета для учащихся с нарушением интеллекта при изучении географии.

 При его изучении учащиеся должны усвоить основные предметные понятия о географических объектах, явлениях, земных оболочках. Эта цель решается на уроках географии. Однако сокращение учебных часов в два раза не позволяет полноценно сформировать практические умения и навыки работы с картами. Карта -  важнейший источник географической информации.

Факультативные занятия  позволят учащимся  освоить, закрепить навыки работы с картами. Здесь будут отработаны такие умения как определение расстояний по масштабу, определение направлений по компасу, плану местности, географической карте и глобусу, определение географических координат точек по карте и глобусу, описание географических объектов по карте.

Вторая важная цель курса – предоставить учащимся возможность для творческой работы, на которую в отведённый час урока не хватает времени. Учащиеся  учатся создавать презентации и устные творческие работы.

Задачи:

  • Формировать элементарные географические представления
  • Развивать ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные и др.)
  • Научить географическому языку.
  • Вооружить учащихся знаниями о пользовании планом местности, картой.
  • Изучить географию своего края. Использование краеведческого материала для проведения практических работ.
  • Развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач, умения учащихся работать со справочной литературой, сравнивать и выделять главное, делать выводы.
  • Воспитывать географическую культуру.

Применяемые технологии

Технологии развивающего обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Технология информационно – коммуникативного обучения.

Проектные технологии.

Типы и формы уроков.

Уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки;

- уроки - практикумы;

- нестандартные уроки: уроки-путешествия, уроки-викторины;

- уроки с использованием ИКТ технологий и здоровьесберегающих технологий.

Основные формы контроля:

Беседа, диспут, работа с приложениями к учебникам, атласом, практическая и исследовательская работа, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, проектов.

Формы и режим занятий

Программой предусмотрено проведение занятий 2 раза в неделю, 68 часов в год.

Программа предусматривает чтение установочных лекций, проведение экскурсий, практических занятий и др.

Приемы и методы

При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний:

  1. Наглядные – показ видеофильмов, таблиц, коллекций и т. д.
  2. Словесные – рассказ, объяснение, беседа, лекция, чтение стихов, афоризмов о здоровье, прослушивание музыкальных произведений по данной тематике, дискуссии.
  3. Практические - диагностические тесты, вопросы викторин, решение кроссвордов, ролевые игры, психогимнастические упражнения, несложные опыты и наблюдения, аутотренинги, разучивание комплекса упражнений для коррекции и профилактики различных отклонений, составление памяток, листовок, плакатов.

Упражнения и задания построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

п/п

Класс

Название курса

Количество часов

в неделю

в год

1

6 класс

За страницами учебника географии

2

68

Итого

2

68

  1. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  2.   Тишкова Анна Сергеевна –  образование высшее педагогическое, специальность – учитель географии, биологии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа факультатива построена  таким образом, чтобы дать учащимся возможность лучше усвоить материал, изучаемый на уроках географии в 6 классе.

В данной программе планируется формирование более точных географических представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.

 В программу факультатива 6 класса введены темы «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), При изучении темы «План и карта» - постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической картой. К учащимся с нарушенным пространственным анализом при оценке знаний можно снизить уровень требований. Они могут научиться ориентироваться по Солнцу, признакам природы и «звездочке ориентирования». Работу с компасом усваивают более сильные школьники. Черчение и чтение плана участка также должно выполняться лишь сильными учащимися под руководством учителя. Кроме этого, при изучении таких  тем, как «План и карта», «Земной шар», «Карта России» школьники учатся измерять расстояния на карте и глобусе, определять глубины и высоты, строить профиль рельефа дна океанов, что выходит за рамки программы 6 класса, но позволяет расширить их кругозор, получить дополнительные знания и формировать устойчивый интерес к предмету «География». В программу факультатива  входят темы занятий, связанных с наблюдением и описанием погоды, в ходе которых учащиеся знакомятся с приемами построения графиков температур, розы ветров, что тоже за рамками рабочей программы по географии в 6 классе коррекционной школы.

Большое внимание уделяется часам практической направленности, на которых ученики закрепляют навыки работы с географическими картами (физическая карта полушарий, физическая карта России), обозначают на контурных картах моря, проливы, заливы, острова и полуострова, реки и озера.

В программе факультатива включены занятия творческого характера, где учащиеся совместно под руководством учителя создают коллективные проекты («Карта сокровищ», «Природа тропиков», «Природа умеренных поясов», «Природа заполярья», «Жизнь в океане и на суше», Экологические проблемы», Мой любимый уголок природы Пудожа»). Кроме этого, на отдельных уроках дети учатся создавать презентации по изучаемым темам («Землетрясения, «Вулканы», «Гейзеры», «Воды суши»). На занятиях раздела «Карта России» для лучшего закрепления учебного материала много часов уделяется географическому положению нашей страны, особенностям ее крупнейших гор, рек и озер. Также в программе факультатива есть краеведческие часы. Завершается изучение программы уроком-игрой «Кругосветное путешествие».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

В результате изучения курса обучающиеся должны:

Знать:

  • отличие плана от рисунка и географической карты;
  • основные направления на плане, географической карте;
  • условные цвета и основные знаки географической карты;
  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
  • кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий;

названия географических объектов, обозначенных в программе по теме «Карта России» (по атласу, специально разработанному для коррекционных школ VIII вида).

Уметь:

        определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;

  • выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
  • делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
  • читать план местности, географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласам-приложениям к учебнику;
  • измерять расстояния на карте и глобусе;
  • определять высоты и глубины;
  • оформлять календарь наблюдений за погодой;
  • составлять график температур, розу ветров;
  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины и презентации;
  • показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи учителя на контурной карте из рабочей тетради на печатной основе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.

Ступень обучения

Вид реализуемой образовательной программы

Образовательная область

Учебный предмет

Учебные программы

Срок реализации

Класс

Количество часов по учебному плану

2

Общеобразовательная программа спец.(коррекц.) учреждения 8 вида

Природа

География

6

6 класс:

2 часа в неделю.

Всего за год - 68 часов

1 год

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  • Бороздина Т.А. Уроки географии в 6 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителей спец.(коррекц.)образоват.учреждений 8 вида: Планирование и конспекты уроков/Т.А.Бороздина.-М.:Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014.-53с.
  • Громов П.А. Рисунок в обучении физической географии. М.,    «Просвещение», 1979г.
  •  Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии. М., «Просвещение», 1986г.
  • Лифанова Т.М. Уроки географии в специальной (коррекционной) школе: пособие для учителей спец.(коррекц.)образоват.учреждений 8 вида/Т.М.Лифанова, Е.В.Подвальная.-М.:Просвещение, 2013.-112с.:ил.-(Библиотека учителя).
  • Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии. Киев, «Радянська школа», 1977г.
  • Интернет-ресурсы

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

«За страницами учебника географии».6 класс.

занятий

Темы занятий

Тайны природных явлений

История создания компаса

Ориентируемся по компасу

Если ты заблудился

Почему неровная Земля?

Подземные тайны

Учимся создавать презентации

Учимся создавать презентации

Представление презентаций:  «Землетрясения», «Вулканы», «Гейзеры».

Путешествие капельки воды

Читаем план местности.

Читаем план местности.

Диктант по условным знакам.

Ориентируемся по плану.

Измеряем расстояния на плане местности

Читаем рельеф на плане местности.

Измеряем расстояния на карте и глобусе.

Творческая  работа «Карта сокровищ»

Творческая  работа «Карта сокровищ»

Определяем высоты и глубины.

Исследуем рельеф дна океанов. Строим профиль рельефа.

Работаем с физической картой. Изучаем горы суши.

Работаем с физической картой. Изучаем равнины суши. Диктант по карте.

Домашний адрес океанов. Работа с физической картой полушарий.

Работа с физической картой (моря, заливы, проливы).

Работа с физической картой  (острова и полуострова).

Работа с физической картой (реки, озера).  

Путешественники-первооткрыватели.

Путешественники-первооткрыватели.

Климат и человек

Оформление календаря наблюдений за погодой.

Построение графиков температур.

Построение розы ветров

Описание погоды за день. Объяснение изменений погоды.

Творческая работа «Природа тропиков»

Творческая работа «Природа умеренных поясов»

Творческая работа «Природа заполярья»

Домашний адрес России. Работа с картами

Домашний адрес России. Работа с картами

Видеоэкскурсия по Москве

Западные соседи России

Южные соседи России

Восточные соседи России

Северные границы России

Северный морской путь

Творческие работы по теме «Жизнь в Океане и на суше»

Творческие работы по теме «Жизнь в Океане и на суше»

Творческие работы по теме «Экологические проблемы»

Таинственный остров

Интересное о Кавказских горах

Загадки Алтая и Саян

Карта полезных ископаемых

Вниз по Волге

Что мы знаем о Доне

Путешествие по реке Днепр

Что знает река Урал?

Сибирская красавица – река Обь

Богатырь Енисей

Восточная красавица – река Лена

Путешествие по реке Амур

Карельские жемчужины (Ладожское озеро)

Карельские жемчужины (Онежское озеро)

Создание презентаций «Воды суши»

Создание презентаций «Воды суши»

Моя малая Родина- г.Пудож

Творческие работы  «Мой любимый уголок природы Пудожа»

Игра «Кругосветное путешествие»

Итоговое занятие курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по географии, истории и искусству на тему "Население Южной Америки. За страницами учебника географии", 7 класс

Большой красочный урок для учащихся 7-х классов. Снабжен авторской презентацией. Содержит шуточные вопросы. Спроектирован для повышения мотивации учащихся к изучению предмета....

Методические рекомендации по географии к элективному курсу «За страницами учебника географии: экономика, культура, политика» 10 11 класс

Актуальность изучения данного курса, лежащего на стыке социально - экономической географии и социальной экономики, диктуется логикой развития общества и потребностью современного образования,...

Рабочая программа спецкурса "За страницами учебника географии". 6 класс.

Программа разработана с учетом всех требований ФГОС  и направлена на активизацию  познавательного интереса учащихся к географии.В программе расписаны планируемые  предметные, метапредме...

программа элективного курса по географии "За страницами учебника географии" 5 класс

Программа курса рассчитана на 17 часов, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит темы, изучение которых, вызывают познавательный интерес у учащихся ...

Рабочая программа учебного курса по географии для 6 класса «За страницами учебника географии»

Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению у...

Рабочая программа кружка по географии: "За страницами учебника географии"

Данная программа предназначена для организации повышения географических знаний учащихся.      Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос в...