Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.
опыты и эксперименты по географии (6, 7 класс)

Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_ustnoy_rechi_uchashchihsya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устная речь учащихся: от диалога к монологу

Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии

Задание 1.

№1

1.Есть сказка о многолапом ненасытном чудовище, который после таяния снегов и ливней плодиться в огромных количествах. Но оказалось, что это не сказка, а быль. И этих чудовищ очень много в степях и лесостепях. Расскажите, о каком чудовище идет речь?

2.Есть сказка о многолапом ненасытном чудовище, который после таяния снегов и ливней плодиться в огромных количествах. Но оказалось, что это не сказка, а быль. И этих чудовищ очень много в степях и лесостепях. У народа есть надежные бойцы, которые несут охранную службу и потеснили и обуздали ненысытное чудовище. Это растения. Расскажите, о каком чудовище идет речь?

Выполняя это задание, учащиеся 6 класса должны показать знания о причинах формирования оврагов, они знают, что в степях и лесостепях после сильных дождей из– за неправильной обработки почвы  может размываться верхний ее слой. Овраг способен расти прямо на глазах, с каждым новым ливнем отвоевывая у склона метры земли, единственным способом борьбы с которыми являются растения.  

№2

1.Есть общее географическое правило: чем севернее расположена какая – ни-будь местность, тем суровее ее климат. Птицы не изучают географию, но с этим правилом знакомы. И почти все они, улетая на зиму в теплые края, держат курс к югу. Почему же с юга Кольского полуострова многие пернатые отправляются зимовать на север?

Учитель. Мы знаем, что воздух нагревается от Земли. Рассмотрим, от каких причин зависит нагрев самой земной поверхности.

Ученик. Нагрев земной поверхности зависит от угла падения солнечных лучей. На экваторе они падают под прямым углом или отвесно, а в районе полюсов скользят по поверхности Земли.

Учитель. Итак, нагрев земной поверхности, а, следовательно, температура воздуха над ней зависят от высоты Солнца на разных широтах или от разного угла падения солнечных лучей. Но при этом температура воздуха на одной  и той же широте тоже различается. Почему?

Ученик. Разная поверхность нагревается по-разному. Например, вода и суша, лес и поле.

Учитель. А раз разная поверхность нагревается по-разному, значит, над ними будут формироваться и разные воздушные массы. А что такое воздушная масса?

Ученик. Воздушная масса – это большой объем воздуха, который отличается по температуре, влажности, запыленности.

Учитель. А какие воздушные массы формируются над Кольским полуостровом?

Ученик. Кольский полуостров находится в умеренном поясе, значит, он находится под влиянием умеренной воздушной массы. В умеренном поясе дуют западные ветры, которые формируются над Атлантическим океаном, где протекает теплое Северо-Атлантическое течение.

Учитель. Так какие же свойства будут у этой воздушной массы?

Ученик. Она будет прозрачная, влажная, теплая зимой и прохладная летом.

Учитель. Так почему же с юга Кольского полуострова многие пернатые отправляются зимовать на север?

Ученик. Из-за близости теплого Северо-Атлантического течения и западного ветра воздух на севере Кольского полуострова будет теплее, чем на юге, океан здесь не будет замерзать, ведь температура течения оказывает влияние на температуру воздуха побережий и на количество выпадающих осадков, что приводит к формированию областей морского климата. В глубь материка влияние океана ослабевает, и образуются области континентального климата, поэтому с юга Кольского полуострова многие пернатые отправляются зимовать на север?

Задание 2

1. Слово «пассат» означает «ветер, благоприятствующий переезду». Как объяснить это название?

Учитель. Что такое пассат?

Ученик. Пассат – это постоянный ветер, дующий от 30 широт к экватору.  

Учитель. Они дуют под прямым углом к экватору?

Ученик. Нет, под действием вращения Земли ветры отклоняются от направления движения вдоль меридиана.

Учитель. А в каком направлении они отклоняются?

Ученик.  В северном полушарии они отклоняются вправо по направлению своего движения, а в южном – влево.

Учитель. На каких судах раньше плавали по морю?

Ученик. Раньше плавали на парусниках.

Учитель. А почему пассат называют «Ветер, благоприятствующий переезду»?

Ученик.  Во времена парусного флота суда нередко двигались с помощью пассат из Европы в Америку, следовательно,  ветер вез суда, т.е. благоприятствовал переезду.

2. Известный ученый – климатолог А. И. Воейков образно назвал течения Мирового океана отопительной системой планеты. В чем смысл этого высказывания?

Ученик. Известный ученый – климатолог А. И. Воейков образно назвал течения Мирового океана отопительной системой планеты, так как океан находится в постоянном движении, перемещая огромную массу воды, которые имеют разную температуру. Часть тепла, получаемого поверхностными водами, возвращается обратно в атмосферу, но большая его часть передается глубинным водам. Средняя годовая температура воздуха на Земле 14°С, а средняя температура вод Мирового океана 17°С. Температура поверхностных вод изменяется по широте: понижается от экватора к полюсам, теплые течения переносят более теплую воду от экватора к полюсам и там отдают свое тепло окружающей среде, тем самым обогревая планету.

3. Коралловые атоллы широко распространены в западной и центральной частях Тихого океана. Как это объяснить?

Ученик. Рифообразующие кораллы очень требовательны к среде обитания. Они растут лишь в чистой прозрачной воде при температуре не ниже 23° – 25°С и солености 36 – 40°/°°. Им необходим солнечный свет, поэтому коралловые рифы не встречаются глубже 50 метров. В западной и центральной частях Тихого океана есть для этого все условия: материковая отмель, теплые, чистые и соленые воды океана. Ведь центральная и западная части Тихого океана находятся в жарком тепловом поясе.

Задание 3.

Работая с картами, ученики часто допускают ошибки: путают истоки и устья рек, низкие и высокие широты, нередко допускаются речевые ошибки в употреблении новых малознакомых слов, которые имеют для них ясного практического значения. Например, от девятиклассников часто можно услышать утверждение, что «демографическая политика – это политика государства, направленная на увеличение или уменьшение численности населения», в седьмом классе на вопрос «По преобладающим высотам различают Низкую и Высокую Африку. Раскройте содержание этого суждения» дети отвечают, что Низкая Африка это низменности, а Высокая Африка это горы.

  1. Определите преобладающую форму рельефа Африки (горы или равнины).
  2. Какую примерно часть материка они занимают?
  3. Определите преобладающий по высоте вид равнин; назовите и покажите наиболее крупные из них; определите в какой части материка они находятся, в каком направлении протягиваются.
  4. Определите, какие виды равнин занимают меньшую площадь, где находятся.
  5. Назовите и покажите крупные горные системы материка; какие по высоте горы преобладают, где они находятся.

 Следовательно, необходимо не только раскрывать учащимся значение и смысл новых слов, употребляя их в разном контексте, но и создавать условия для речевой практики учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений устной речи учащихся при работе над проектами

Развитие у учащихся индивидуальные способности, а также научить применять полученные знания и умения на практике. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, ско...

Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.

На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Интегрированное занятие по развитию речи учащихся. Инсценированный монолог«Отголоски военных лет»

Расширенный активный словарный запас учащихся - это важный аспект на любом занятии. Данная разработка, направлена на развитие речи, памяти и мышления....

Некоторые приемы развития речи учащихся средней школы (из опыта работы учителя-словесника)

В работе представлены некоторые приемы работы по развитию речи учащихся средней школы....

Интегрированное занятие по развитию речи учащихся. Инсценированный монолог «Отголоски военных лет»

Данная разработка, направлена на формирование патриотических чувств и сознания, на основе исторических ценностей.    ...