План конспект по географии 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Курышева Татьяна Владимировна

План – конспект урока по географии

 

Тема урока: « Почва. Человек и почвы»

Класс:  6

 Цели:

1. Создать условия для формирования у обучающихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения обучающимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

2. Содействовать формированию у обучающихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

3. Продолжить работу по формированию у обучающихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва; выяснить состав почвы, условия образования почвы.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.

Оборудование: Оборудование: таблица «Строение почв»; образцы почв; карта «Почвы России»; сборная схема «Почвообразующие факторы»; таблица «Структура почв»; портрет В. В. Докучаева.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

 Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение биосферы. 

 - Вспомните, какие компоненты биосферы, мы уже изучили? (растительность)

- Какой компонент будем изучать сегодня? (почву).

- Что такое почва?  (верхний плодородный слой земли)

- Что входит в состав почвы? (перегной, горные породы, корни растений, вода, воздух, животные)

  Изучение нового материала.

Вы уже много знаете о почве. Сегодня мы с вами построим урок в форме рассуждений, сравнений, анализа и узнаем ещё много разных сведений о почве.

Почва образуется в результате взаимодействий живой и неживой природы. Какие компоненты живой и неживой природы принимают в этом участие? (горные породы, животные, растения, вода, климатические условия). А еще для процесса почвообразования требуется время.

- Почему? (Т.к. нужно время для разрушения горных пород, поселения на них растений и животных, накопления перегноя).

За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5–2 см.

Недаром один великие русский почвовед назвал почву «зеркалом природы», подчеркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы и является результатом этого взаимодействия. Русский ученый В. В. Докучаев создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия — почвоведение

- Кто этот великий человек? Послушаем рассказ о его жизни.

Доклад «Василий Васильевич Докучаев»

https://tak-to-ent.net/1/img/1geo/image093.gif
Докучаев выявил почвообразующие факторы.

- Что такое «фактор»?

- Вспомните, что такое почва?

- Чем почвы отличаются от горных пород?

- Из чего образуется перегной?

- Зачем удобряют почву?

Почва образуется на границе земной коры и атмосферы.

Почва — это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием.

Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей.

Твердая часть почвы — это частички разрушенных горных пород и перегной, перемешанные друг с другом. Песчаные и глинистые частицы — неорганическая часть почвы, а перегной — органические вещества.

Жидкая часть почвы — это вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. Вода заполняет поры между твердыми почвенными частицами.

Газообразная часть представляет собой почвенный воздух, который, как и вода, заполняет поры и пустоты между частицами почвы. Из почвы получают питательные вещества, воду и воздух растения.

Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий (рис. 174). Именно в ней отмечается самое большое во всей биосфере сгущение жизни. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы — такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.

Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.

Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые. Почвы различаются не только по строению профиля, но и по его механическому составу, т.е. по соотношению различных по размеру минеральных частиц (песка и глины).

С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.

Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.

Таким образом, почва — это особое природное тело, в котором живое и неживое вещество сливаются в единое целое.

Особые условия образования почв — время и хозяйственная  деятельность  человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет ее толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. В отличие от природных условий, воздействие человека на почву целенаправленно. Люди изменяют почву в соответствии со своими потребностями.

Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путем внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для растений. Самые плодородные почвы — черноземы — сформировались в степях.

Результатом взаимодействия этих процессов является разделение почвы на слои – горизонты, взаимосвязанные между собой. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой. Почвенные горизонты отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.

- Рассмотрим строение почвенного разреза на примере дерново-подзолистой почвы по рис. 175 на стр. 199 учебника:

1.  Сколько горизонтов выделяют в слое почвы? Как вы это определили?

2. Что из себя представляют горизонты почв?

Степень выраженности горизонтов тем лучше, чем старше почва. По строению почвенного раздела определяют тип почвы (чернозем, серая лесная и т.д.). Рассмотрим  рис 176 на стр. 200 в учебнике:

Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. В России наиболее распространены подзолистые почвы. Они образуются под пологом хвойных и смешанных лесов. А на юге нашей страны под степной травянистой растительностью сформировались черноземы (рис. 176).

Основа почвы – горная порода; растения – источник перегноя; животные перерабатывают растительные остатки в гумус; климат влияет на скорость образования гумуса; рельеф влияет на состав горных пород; вода питает растения и растворяет минеральные вещества и гумус; на эти процессы нужно время; человек разрушает, истощает или обогащает почвы.

Итак, в формировании почв участвуют 3 главных процесса: процесс образования гумуса, процесс передвижения минеральных и органических веществ, процесс выветривания.

- Почему так они названы?

Творческое задание

А) можно ли создать искусственную почву? Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать?

Предложите свой проект  (обсуждение в «четверках»)

Б) Вы все работаете на своих приусадебных участках. Допустим, вы обнаружили в почве вашего участка присутствие дождевых червей, кротов и землероек. Вред или пользу приносят эти животные почве и растениям?

  Закрепление

Тест «Образование почв и их разнообразие»

1.    Плодородие почвы обусловлено наличием в ней:

А) песка Б) воздуха В) гумуса Г) микроорганизмов

2. Из перечисленных ниже факторов почвообразующими не являются:

А) рельеф Б) солнечная радиация В) деятельность человека Г) растительность

3. Чем подзолистые почвы отличаются от черноземов?

А) в черноземе больше перегноя  Б) подзолистые почвы более темные, чем чернозем

4. При перекопке небольшой грядки в огороде Миша обнаружил, что почва состоит из маленьких комочков диаметром примерно полсантиметра. Как называется такая структура почвы?

А) пылеватая Б) зернистая В) безструктурная Г) скелетная

5. Известно, что пустынные почвы бедны перегноем. Влияние какого почвообразующего фактора здесь ослаблено?

А) горные породы Б) климат В) время Г) растительность

ОТВЕТЫ:   1-В     2-В    3-А    4-Б   5-Б

Ответы записать в тетрадь, затем поменяться тетрадями в парах, проверить друг у друга, свериться с ответами на доске и поставить друг другу оценку. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

  Домашнее задание: § 50, определить механический состав и структуру почвы возле дома, используя таблицу/

 «Структура почвы» 

Структура почвы

Размер почвенных частиц (мм в диаметре)

Крупнокомковатая

Более 10 мм

Мелкокомковатая или зернистая

1-10 мм

Пылеватая

Менее 1 мм


 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_6_klass.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по географии

Тема урока: « Почва. Человек и почвы»

Класс:  6

 Цели:

1. Создать условия для формирования у обучающихся знаний о почве, как особом природном теле, для усвоения обучающимися начальных знаний о составе и строении почв, основных факторах почвообразования, значении почв в природе и жизни человека.

2. Содействовать формированию у обучающихся понимания ценности почв и необходимости их сохранения и рационального использования

3. Продолжить работу по формированию у обучающихся умений слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию.

Задачи:

1. Дать определение понятиям: почва; выяснить состав почвы, условия образования почвы.

2.Развивать умение сравнивать, анализировать, ставить проблему, выдвигать гипотезу и находить ее научное обоснование в практической деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группе, бережное отношение к богатству страны - почве.

Оборудование: Оборудование: таблица «Строение почв»; образцы почв; карта «Почвы России»; сборная схема «Почвообразующие факторы»; таблица «Структура почв»; портрет В. В. Докучаева.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

 Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение биосферы. 

 - Вспомните, какие компоненты биосферы, мы уже изучили? (растительность)

- Какой компонент будем изучать сегодня? (почву).

- Что такое почва?  (верхний плодородный слой земли)

- Что входит в состав почвы? (перегной, горные породы, корни растений, вода, воздух, животные)

  Изучение нового материала.

Вы уже много знаете о почве. Сегодня мы с вами построим урок в форме рассуждений, сравнений, анализа и узнаем ещё много разных сведений о почве.

Почва образуется в результате взаимодействий живой и неживой природы. Какие компоненты живой и неживой природы принимают в этом участие? (горные породы, животные, растения, вода, климатические условия). А еще для процесса почвообразования требуется время.

- Почему? (Т.к. нужно время для разрушения горных пород, поселения на них растений и животных, накопления перегноя).

За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5–2 см.

Недаром один великие русский почвовед назвал почву «зеркалом природы», подчеркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы и является результатом этого взаимодействия. Русский ученый В. В. Докучаев создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия — почвоведение

- Кто этот великий человек? Послушаем рассказ о его жизни.

Доклад «Василий Васильевич Докучаев»

https://tak-to-ent.net/1/img/1geo/image093.gif
Докучаев выявил почвообразующие факторы.

- Что такое «фактор»?

- Вспомните, что такое почва?

- Чем почвы отличаются от горных пород?

- Из чего образуется перегной?

- Зачем удобряют почву?

Почва образуется на границе земной коры и атмосферы.

Почва — это поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием.

Почва состоит из твердой, жидкой и газообразной частей.

Твердая часть почвы — это частички разрушенных горных пород и перегной, перемешанные друг с другом. Песчаные и глинистые частицы — неорганическая часть почвы, а перегной — органические вещества.

Жидкая часть почвы — это вода с растворенными в ней органическими и неорганическими веществами. Вода заполняет поры между твердыми почвенными частицами.

Газообразная часть представляет собой почвенный воздух, который, как и вода, заполняет поры и пустоты между частицами почвы. Из почвы получают питательные вещества, воду и воздух растения.

Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий (рис. 174). Именно в ней отмечается самое большое во всей биосфере сгущение жизни. В каждом грамме почвы микроскопических организмов больше, чем людей на Земле. Корни растений и почвенные организмы — такая же неотъемлемая часть почвы, как и частички пород и перегной.

Образование почвы зависит от многих условий: состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растительности, животных.

Горные породы, на которых образуется почва, называются почвообразующими (материнскими). На песках формируются песчаные почвы, на глинах — глинистые, на россыпях камней — каменистые. Почвы различаются не только по строению профиля, но и по его механическому составу, т.е. по соотношению различных по размеру минеральных частиц (песка и глины).

С климатом связано не только обеспечение почвы теплом и водой. От него зависит скорость выветривания горных пород и образование перегноя, характер растительности и животного мира.

Почвы очень тесно связаны с живыми организмами. Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно велика роль дождевых червей.

Таким образом, почва — это особое природное тело, в котором живое и неживое вещество сливаются в единое целое.

Особые условия образования почв — время и хозяйственная  деятельность  человека. Формирование почвы происходит очень медленно. За 100 лет ее толщина увеличивается всего на 0,5—2 см. В отличие от природных условий, воздействие человека на почву целенаправленно. Люди изменяют почву в соответствии со своими потребностями.

Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород. Каменистые и песчаные почвы неплодородны, так как из них легко вымываются минеральные вещества и перегной. Повышают плодородие почв путем внесения удобрений. Чем больше в почве перегноя, тем больше питательных веществ для растений. Самые плодородные почвы — черноземы — сформировались в степях.

Результатом взаимодействия этих процессов является разделение почвы на слои – горизонты, взаимосвязанные между собой. В почве выделяется несколько горизонтов, напоминающих слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой. Почвенные горизонты отличаются друг от друга количеством перегноя, цветом, составом.

- Рассмотрим строение почвенного разреза на примере дерново-подзолистой почвы по рис. 175 на стр. 199 учебника:

1.  Сколько горизонтов выделяют в слое почвы? Как вы это определили?

2. Что из себя представляют горизонты почв?

Степень выраженности горизонтов тем лучше, чем старше почва. По строению почвенного раздела определяют тип почвы (чернозем, серая лесная и т.д.). Рассмотрим  рис 176 на стр. 200 в учебнике:

Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв, имеющих разное строение и свойства. В России наиболее распространены подзолистые почвы. Они образуются под пологом хвойных и смешанных лесов. А на юге нашей страны под степной травянистой растительностью сформировались черноземы (рис. 176).

Основа почвы – горная порода; растения – источник перегноя; животные перерабатывают растительные остатки в гумус; климат влияет на скорость образования гумуса; рельеф влияет на состав горных пород; вода питает растения и растворяет минеральные вещества и гумус; на эти процессы нужно время; человек разрушает, истощает или обогащает почвы.

Итак, в формировании почв участвуют 3 главных процесса: процесс образования гумуса, процесс передвижения минеральных и органических веществ, процесс выветривания.

- Почему так они названы?

Творческое задание

А) можно ли создать искусственную почву? Какой материал нужно для этого взять, какие условия создать?

Предложите свой проект  (обсуждение в «четверках»)

Б) Вы все работаете на своих приусадебных участках. Допустим, вы обнаружили в почве вашего участка присутствие дождевых червей, кротов и землероек. Вред или пользу приносят эти животные почве и растениям?

  Закрепление

Тест «Образование почв и их разнообразие»

1.    Плодородие почвы обусловлено наличием в ней:

А) песка Б) воздуха В) гумуса Г) микроорганизмов

2. Из перечисленных ниже факторов почвообразующими не являются:

А) рельеф Б) солнечная радиация В) деятельность человека Г) растительность

3. Чем подзолистые почвы отличаются от черноземов?

А) в черноземе больше перегноя  Б) подзолистые почвы более темные, чем чернозем

4. При перекопке небольшой грядки в огороде Миша обнаружил, что почва состоит из маленьких комочков диаметром примерно полсантиметра. Как называется такая структура почвы?

А) пылеватая Б) зернистая В) безструктурная Г) скелетная

5. Известно, что пустынные почвы бедны перегноем. Влияние какого почвообразующего фактора здесь ослаблено?

А) горные породы Б) климат В) время Г) растительность

ОТВЕТЫ:   1-В     2-В    3-А    4-Б   5-Б

Ответы записать в тетрадь, затем поменяться тетрадями в парах, проверить друг у друга, свериться с ответами на доске и поставить друг другу оценку. За каждый правильный ответ по 1 баллу.

  Домашнее задание: § 50, определить механический состав и структуру почвы возле дома, используя таблицу/

 «Структура почвы» 

Структура почвы

Размер почвенных частиц (мм в диаметре)

Крупнокомковатая

Более 10 мм

Мелкокомковатая или зернистая

1-10 мм

Пылеватая

Менее 1 мм



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока географии в 7 классе.

Урок по географии в 7 классе по теме " Освоение Земли человеком. Расселение людей по Земле". Урок посвящен изучению нового материала с использованием фрагментов мультимедиа-учебника, использовани...

План-конспект урока географии в 6 классе по теме "Вулканы.Горячие источники"

Урок формирует у учащихся представление о происхождении вулканов, гейзеров, знакомит с отличиями действующих и потухших вулканов, развивает навыки работы с картой, самостоятельность. Слайдовая презент...

План-конспект урока географии «Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики», 8 класс

В ходе урока с использованием ЭОР формируются представления о географическом положении, климате, водах, почвах,  растительном и животном мире   безлесных зон России....

План-конспект урока географии в 7 класс "Атлантический Океан"

Данная тема изучается в течение одного урока. Тип урока – получение новых знаний....

План-конспект урока географии в 9 классе на тему "Нефтяная промышленность Республики Татарстан"

Урок по географии Татарстана  “Кара алтын – туган ягыбыз хәзинәсе”...

План-конспект урока географии в 8 классе "Восточно-Европейская (Русская) равнина"

Урок создает образ Русской равнины, первого из изучаемых в 8 классе физико-географических районов, показывает ее уникальность, специфику, обеспечивает географическое восприятие через эмоциональную сфе...