Географическая широта
план-конспект урока по географии (5 класс)

Абдулина Елена Леонидовна

Разработка урока по географии 5 класс тема "Изображения земной поверхности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока231 КБ
Файл Презентация 1 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 104

Разработка урока «Географическая широта»

5 класс география

Автор: Абдулина Е.Л.

Учитель географии

Высшей категории

Челябинск 2013


Тема занятия: Географическая широта.

Цели:

  1.   расширить понятийную базу учащихся за счет включения понятия географическая широта объекта; сформировать умение определять географическую широту объектов на глобусе и карте.
  2.  тренировать умение работать с текстом учебника, работать с картами, схемами;
  3. тренировать умение анализировать  и рассуждать, умение оценивать свою деятельность;
  4.  тренировать коммуникативные умения, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в парах.

Литература:

  1. Мишняева Е.Ю. Атлас для 5-6 классов – М.: Просвещение, 2012 стр.
  2. Лобжанидзе А.А.  География: планета Земля: учебник  для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012   стр.
  3. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Контурные карты для 5-6 классов – М.: Просвещение, 2012    стр.
  4. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Тетрадь-практикум для 5-6 классов – М.: Просвещение, 2012   стр.
  5. Лобжанидзе А.А. Тетрадь-тренажер для 5-6 классов – М.: Просвещение, 2012  стр.

Средства обучения:

Демонстрационные материалы

  1. Физическая карта полушарий.
  2. Электронное приложение к учебнику.
  3. Плакат – ЛОК «Географическая широта».
  4. Глобус.
  5. Настенные задания для доски.

 

Раздаточные материалы: глобусы, атласы, контурные карты.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемный,  частично-поисковый.

Технология урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята,

Мы начинаем наш урок,

 чтоб каждому пошел он впрок:

Возьми с собой внимание

 и примени все знания,

полученные ранее.

 Вперед! К Горе «Познания».

Гора Познания находится в нашей голове, внутри она как компьютер. В её недрах сайты и файлы. Там  я нашла старую записку, а в ней задачу. Помогите мне её решить?!

«… база рыбной флотилии расположилась на полуострове Камчатка. По распоряжению начальника флотилии траулер вышел в море на запад вдоль 50ºс.ш., но связь с ним пропала. На каком острове она может оказаться…»

Наше виртуальное путешествие по Земле начинается. Посмотрите на глобус.

− Как вы думаете, ребята можно ли  найти местоположение судна  и оказать помощь?

  Молодцы! Можно ли оказать посильную помощь. Например, какую? Значит, как можно сформулировать тему урока?

(Географическая широта)

Каждый из вас на уроке постарается самостоятельно сделать еще один шаг вперед. Возможно, у кого-то будут ошибки, но вы знаете, что, только преодолев собственные ошибки, вы сможете открыть новые знания для самих себя. Вам предстоит интересная работа! Я желаю вам успехов!

− Как вы будете открывать новые знания?

Активное слушание учеников и обсуждение в классе проблемы

  • Не знаем как найти, но, зная  географическую широту можно предположить местонахождение объекта,

- вызвать МЧС по мобильному  телефону 112), или попросить взрослого это сделать.

Личностные:

мотивация учения

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог

Познавательные:

Проанализировать и сделать вывод

   

Регулятивные: постановка учебной задачи

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

−  Прежде чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать?

Вспомним понятия карта, экватор, меридиан, параллель; для этого проведем географический диктант

Географический диктант написан на доске

  1. Экватор      6
  2. Параллель 7
  3. Карта         8
  4. Меридиан 9
  5. Полюс      10

− Теперь попробуйте выполнить новое для вас задание. Как вы думаете, с какой целью я вам предлагаю новое задание?

− А теперь я вам предлагаю определить широту г. Москвы. Каким является это задание?

− У кого получилось?

- Кто указал широту? Каким эталоном вы воспользовались?

− У кого нет результата?

− Что вы не можете сделать?

- Надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового.

(Фронтальная работа)

Запись в тетрадь по вариантам:

  1. (4-3-5-1-2)
  2. (9-8-10-6-7)

Самопроверка

 (работа в парах)

- Чтобы мы поняли, что мы не знаем, и поняли, какая тема будете сегодня на уроке.

- Задание пробное, т.к. оно новое

-Мы не можем предъявить эталон, по которому мы действовали

- Не  смогли определить широту  г. Москвы.)

(Работа  в парах)

Личностные:

Смыслообразование

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог

Познавательные:

Формирование понятия географическая широта

  Регулятивные:

 оценка работы

Этап 3. Выявления места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить?

− Как вы думаете, почему вы не справились с заданием?

− Что еще не хватило вам для того, чтобы справиться с заданием?

- Что такое меридиан, параллель?

- Как определить расстояние по карте?

- Какие средства Вы можете использовать для определения расстояния Москва – Пекин?

- Надо  было определить широту г. Москвы.)

- Мы не знаем, как правильно определить географическую широту объекта на карте

- Знания, что такое географическая широта

-  линии на градусной сети

- измерить с помощью масштаба

- карту полушарий

Личностные:

Смыслообразование

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог

Познавательные:

Формирование понятия географическая широта

  Регулятивные: оценка работы

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности.

-  Как вы будете достигать, поставленной цели? Алгоритм

 ( Приложение №2)

- Построить эталон нахождения широты и научиться определять географическую широту объектов на карте

-  Надо дать определение понятию «географическая широта» и составить алгоритм нахождения географической широты

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог

Познавательные:

Дать определение   понятия географическая широта объекта; умение определять географическую широту объектов на глобусе и карте.

Регулятивные: планировать свои действия, ставить цели.

Этап 5. Реализация построенного проекта.

- Попробуйте каждый, сформулировать определение географической широты?

Какой может быть широта?

А в градусах?

Молодцы. Вам  необходимо обсудить в парах и составить алгоритм определения географической широты.  (Приложение №3)

Вывешивает на доску ЛОК «Геогр. широта»

Далее осуществляется проверка и уточнение эталона, уточнение границ возможных значений географической широты (от 0° до 90°), создается образец правильной фиксации значения географической широты (пример 20° с.ш.).

− А где на карте подписываются значения широты

Одна из пар предлагает свой вариант, остальные дополняют и уточняют его.

(Работа в парах) 

Ученики записывают ЛОК «Геогр. широта» в свои тетради?

- Вдоль края карты.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные:

уметь договариваться; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные:

Составление ЛОКа по теме  и сделать вывод

Регулятивные: составление алгоритма определения широты

Этап 6. Первичное закрепление во внешней речи.

Молодцы! Вы смогли сами создать алгоритм определения географической широты.

-  Что дальше по плану вы должны сделать?

- На доске предлагается список географических объектов, для которых надо найти широту.

(Приложение №4)

- По окончании работы на доску вывешивается эталон выполнения задания, и учащиеся проводят самопроверку.

− У каких пар задание вызвало затруднение? На каком шаге алгоритма? В чем у вас были затруднения? У кого задание не вызвало затруднения?

Учащиеся цепочкой выполняют задание, проговаривая шаги алгоритма.

-  Научиться применять, построенный алгоритм

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные:

уметь договариваться; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные:

Определение широты  

Регулятивные: 

самостоятельно оценивать правильность выполненного задания и вносить коррективы

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

− Вы работали вместе, в парах, а теперь вы готовы теперь самостоятельно поработать? С какой целью вы будете работать самостоятельно?

− Вам надо определить и записать значения географической широты некоторых точек.

НРК - Можно узнать, где мы живем? На какой широте?

Как это сделать?

 

- Вы помните текст записки, что я читала в начале урока? Кто зачитает её? Каков будет ответ?

- Чтобы понять, правильно ли применяем, построенный алгоритм

Работа с заданием в контурной карте на стр. 4-5 и с картой атласа.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно и осуществляют взаимопроверку в парах по образку который озвучивает учитель

 Определить город – Челябинск, выбрать карту – Россия, найти на карте город, найти широту

-  остров Сахалин

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные: оказывать  в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные:

Подписать широту на карте, выделить экватор  

Регулятивные: 

самостоятельно оценивать правильность выполненного задания и вносить коррективы

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение.

− Попробуйте выполнить обратное действие и определить объекты по их координатам:

Остров на 20º ю.ш.

Залив на северном тропике

Вулкан 2º ю.ш.

(Приложение №5)

 − Как вы думаете, а какое значение в вашей жизни имеет умение определять географические координаты?

− А теперь я предлагаю решить практические задачи:

( Смотри приложения №6)

- Мадагаскар

-Мексиканский

- Котопахи

(Ответы детей.)

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания

Коммуникативные:

уметь договариваться; оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные:

 сформировать умение определять географическую широту объектов на глобусе и карте.

Регулятивные: 

самостоятельно оценивать правильность выполненного задания и вносить коррективы

Этап 9. Рефлексия учебной деятельности.

Как  Вам,  нравится урок?

Он пошел, конечно, впрок.

Но нужно подвести итог.

- Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

− Добились ли вы поставленной цели?

− Что вам помогло в достижении цели?

− Какое очень важное умение вы сегодня приобрели?

- Какую оценку Вы поставили за урок учителю? А себе?

− Чтобы закрепить ваши умения я предлагаю следующее задание:

Выпишите в тетрадь названия материков и океанов на 20º ю.ш. по карте полушарий;

Реки на 60º с.ш. по карте России.

- Узнать, что такое географическая широта, построить алгоритм определения долготы и научиться ее определять

- Мы научились определять географическую широту

Личностные:

Подведение итога, самооценка

Коммуникативные:

Умение слушать, вступать в диалог

Познавательные:

Проанализировать и сделать вывод

Регулятивные: постановка учебной задачи


Приложения

  1. Географический диктант

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

1

Экватор

6

2

Параллель

7

3

Карта

8

4

Меридиан

9

5

Полюс

10

1 Линия соединяет полюса.

2 Уменьшенное изображение Земли на плоскости в масштабе с условными знаками.

3 Точка  где сходятся все меридианы.

4 Линия разделяющая Землю на северное и южное полушарие.

5 Линия показывающая направления запад-восток.

  1. План работы на урок

  1. Алгоритм определения широты


  1.  Список географических объектов, для которых надо найти широту

Географический объект

Географическая широта

Гора Мак-Кинли

63ºс.ш.

Вулкан Килиманджаро

4ºю.ш.

Каир

19º с.ш.

Пекин

40º с.ш.

Вулкан Эребус

78º ю.ш.

  1. Определите  объекты по их координатам

Остров на 20º ю.ш.

Залив на северном тропике

Вулкан 2º ю.ш.

  1. Задачи для определения широты

Задача 1.

«10 января 1821 г. Русская экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена открыла остров, который был назван в честь Петра 1. На какой широте находится он, возле какого материка? В каком полушарии?»

Задача 2.

«В феврале 1937 г. льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937 г. экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 71° с.ш. Укажите место, где была снята экспедиция

  1. Дополнительно:

Расположите в порядке с севера на юг следующие географические объекты: Антарктида, Буэнос-Айрес, Уральские горы, вулкан Килиманджаро, река Волга, Магелланов пролив, пустыня Сахара, остров Гренландия.

Распределите следующие географические объекты по северному и южному полушариям: Карибское море, остров Петра 1, Тибет, полуостров Камчатка, река Замбези, Москва, река Амазонка, Новая Зеландия, вулкан Фудзияма, остров Огненная Земля.

Найдите лишнее в строчке и объясните,  почему слово лишнее:

  1. Экватор, Полюс, холм, Параллель. (элементы градусной сети)
  2. Север, компас, юг, восток. ( стороны горизонта)
  3. Красное море, Карибское море, Средиземное море, Черное море.

 ( близко расположены)

  1. Гекла,   Эребус,  Орисаба,  Ключевская Сопка. ( в северном полушарии)
  2. Выветривание, карст, заболачивание, гляциология.  ( процессы)

Географический диктант

1

ВАРИАНТЫ

2

1

Экватор

6

2

Параллель

7

3

Карта

8

4

Меридиан

9

5

Полюс

10

Географические объекты

  1. Гора Мак-Кинли
  2. Вулкан Килиманджаро
  3. Каир
  4. Пекин
  5. Вулкан Эребус

Географическая широта

1

63ºс.ш.

2

4ºю.ш.

3

30º с.ш.

4

40º с.ш.

5

78º ю.ш.

Определите  объекты по их координатам:

Остров на 20º ю.ш.

Залив на северном тропике

Вулкан 2º ю.ш.

Старая записка

«… база рыбной флотилии расположилась на полуострове Камчатка. По распоряжению начальника флотилии траулер вышел в море на запад вдоль 50ºс.ш., но связь с ним пропала. На каком острове она может оказаться…»

Расположите в порядке с севера на юг следующие географические объекты: Антарктида,         Буэнос-Айрес,

Уральские горы, вулкан Килиманджаро,       река Волга,

Магелланов пролив,

пустыня Сахара,

 остров Гренландия.

Распределите следующие географические объекты по северному и южному полушариям: Карибское море, остров Петра 1, Тибет, полуостров Камчатка, река Замбези, Москва, река Амазонка, Новая Зеландия, вулкан Фудзияма, остров Огненная Земля.

Найдите лишнее в строчке и объясните,  почему слово лишнее:

  1. Экватор, Полюс, Холм, Параллель.
  2. Север, Компас, Юг, Восток.
  3. Красное море, Карибское море, Средиземное море, Черное море.
  4. Гекла,   Эребус,  Орисаба,  Ключевская Сопка.
  5. Выветривание, карст, заболачивание, гляциология.  


ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

4-3-5-1-2

9-8-10-6-7


 План работы на урок


Алгоритм определения широты


Задача 1.

«10 января 1821 г. Русская экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена открыла остров, который был назван в честь Петра 1. На какой широте находится он, возле какого материка?

2. В каком полушарии?»

Задача 2.

«В феврале 1937 г. льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о ее местонахождении. 19 февраля 1937 г. экспедиция папанинцев была снята со льдины примерно на 71° с.ш.»

  1.  Укажите место, где была снята экспедиция

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географические координаты

Слайд 2

Игра «Морской Бой» Как найти корабль?

Слайд 3

Как определить местоположение города на карте?

Слайд 4

Географическая широта Величина дуги меридиана от экватора к северу или к югу до заданной точки

Слайд 5

Географическая широта Широта бывает Северная – с.ш . Южная – ю.ш .

Слайд 6

Определение географической широты: Найти объект на карте. Определить в каком он полушарии? (Такая и будет широта: северная или южная) Определить, на какой параллели расположен объект? (такова его и широта)

Слайд 7

Географическая долгота Величина дуги параллели от нулевого меридиана к западу или к востоку до заданной точки 0° 180°

Слайд 8

Географическая долгота Долгота бывает: Западная - з.д . Восточная - в.д.

Слайд 9

Определение географической долготы: Находим географический объект на карте. В восточном или западном полушарии расположен объект. (Это определит западную или восточную долготу). Найти меридиан, который проходит через объект. (Это и будет долгота)

Слайд 10

Определи координаты точек 1-4? 0°ш.31°в.д. 40°с.ш. 60°в.д. 20°с.ш.120°в.д 40°ю.ш. 90°в.д

Слайд 11

Работа с Атласом с.6 Определи координаты: Г.Каир Влк.Котопахи Г.Дакар Г.Джомолунгма Проверка 30°с.ш.32°в.д. 1°ю.ш. 78°з.д. 15°с.ш.17°з.д. 28°с.ш. 88°в.д.

Слайд 12

Работа с Атласом с.6 Контурная карта с.4 Задания №3-5 Домашнее задание: §19 прочитать и доделать задания в контурной карте с.4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Географические координаты. Учимся определять географическую широту и долготу.

Работа направлена на усвоение материала по теме "Географические координаты"....

Географическая долгота. Географическая широта. Географические координаты. ОМ-5 класс

Работа с терминамиГрадусная сетьЭкваторПараллельМеридианСеверный тропикЮжный полярный кругГеографическаяширота и долготаПравила определения географической широты и географической долготы...

Географическая широта

На момент проведения урока учащиеся знают: что такое карта и какие карты бывают; что такое градусная сеть, из чего она состоит; что такое меридианы и параллели, чем они отличаются друг от друга. Умеют...

Зависимость температуры воздуха от географической широты

Задания по теме "Зависимость температуры воздуха от географической широты" составлены для проверки знаний всех учеников класса, так как количество уроков за учебную четверть, за исключением ...