Маршрутные листы как основа для подготовки к зачету
статья по географии (5 класс)

Абдулина Елена Леонидовна

Маршрутные листы помогают для подготовки к зачетным контрольным работам. В них указывается когдв пройдут зачетные работы, вопросы к контрольной работе и параграфы учебников для подготовки.  Оценивание зачета по баллам в 15 балльной системе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрутные  листы как основа для подготовки к зачету

“Все наши замыслы,

все поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться”.

В.А.Сухомлинский.

Аннотация:

В статье дается рекомендации по  созданию  маршрутного листа,  а также примеры разных видов маршрутных листов по географии. Маршрутный лист программа действий на уроке и алгоритм подготовке к зачету по географии. Маршрутный лист, зачет по географии.

          «В условиях реализации ФГОС основного общего образования, требующего построения процесса обучения школьников с позиций системно-деятельностного похода, педагоги нуждаются в методической помощи по освоению и практическому воплощению технологий формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих сущность заявленного в стандарте подхода».[3]  

       Как активизировать ученика на работу на уроке, как пробудить его интерес к активной деятельности? Как помочь обучающемуся,  самостоятельно освоить материал темы? Как сформировать у него умение учиться? У каждого учителя есть много интересных приёмов, которые позволяют ученику усваивать, воспринимать материал и развивать интерес к предмету.  Удачной находкой для подготовки обучающихся,  к контрольной работе, стал маршрутный лист.

       «Что такое “Маршрутный лист”?  Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока. В маршрутный лист включается алгоритмизированная система заданий – действий,  направленных на усвоение учебной темы от репродукции к творческим действиям… Маршрутные листы предполагают продвижение учащихся к единой цели индивидуальными путями – маршрутами различной степени сложности, это как договор, контракт на работу между учителем и учеником». [2]   Маршрутный лист – список заданий разного уровня сложности,  учит ребёнка самостоятельности и ответственности.

        Современная система образования оценивает УУД на зачетных работах, и  маршрутный лист помогает школьнику проверить их  степень сформированности.

«Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения. Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль, коррекция.

4. Контроль».[1]

Учитель  на одном из уроков ставит проблему,  умения планировать свою деятельность и вводит соответствующий алгоритм. Данный алгоритм разрабатывается вместе с учащимися и может принимать различные формы (однако полученная форма алгоритма должна быть согласована со всеми учителями средней школы). Алгоритм планирования может иметь следующий вид:

Чтобы спланировать свою работу можно:

  1. Указать промежуточные цели, (т.е. цели, последовательное достижение которых приближает нас к конечной цели либо цели, которые в своей совокупности дадут конечную цель).
  2. Оценить объем работы и поставить приблизительные сроки ее выполнения.
  3. Опираясь на промежуточные цели, указать последовательность действий, которые нужно выполнить.

В планировании работы над любой темой любого школьного предмета помогает маршрутный лист.   Наши рекомендации (школы 104): мы несколько иначе, по-своему понимаем Маршрутный лист:

  • Упрощенно: это конкретные, четкие вопросы, задания на зачет. Вопросы и задания конкретнее, уже чем все изученные вопросы, то есть учитель акцентирует внимание на главном.
  • Важна дифференциация: что, сколько на «3» -«4», на «5», то есть дается возможность выбора.
  • Предлагаются задания: за страницами учебника, творческие задания, то есть возможность проявить себя, или задания повышенной сложности.
  • В них могут быть советы, рекомендации как готовиться к зачету.

Требования к маршрутным листам к зачету.

1) Четкий, конкретный перечень вопросов.

2) Указаны страницы в учебнике, номера задачника.

3) Задания на базовый, повышенный, высокий уровень.

4) Возможно +1 балл – как поощрение за системный вклад (выступления, презентации, качественные домашние задания)

Маршрутный лист — список заданий разного уровня сложности. Выделим несколько уровней сложности:

1-й уровень — задания по образцу, «услышал — повторил», пересказ, решение простых задач, ответы на самые простые вопросы;

2-й уровень — умение применить знание в другой ситуации; умение сравнивать, видеть общее, высказывать предположения;

3-й уровень — это так называемые «нестандартные задания», на которые нет очевидного ответа, для решения которых необходимо построить в голове сложную комбинацию из знаний, полученных, возможно по разным школьным предметам; задания, требующие порой догадки, «озарения».

       Маршрутный лист может быть на конкретный урок, а для подготовки к зачету маршрутный лист составляется по теме. Например,  5 класс Курс «Планета Земля». (Приложение 1,2,3). Применение маршрутных листов не только активизирует ученика, ставит его в активную позицию, но и формирует навыки самостоятельной работы и оценки своей деятельности.

         Маршрутный лист на четверть предлагается в 5 классе, так как география преподается 1 час в неделю. На первом уроке учитель объясняет какие виды зачетных работ будут в течении 2х месяцев, а именно практическая работа, заполнение контурных карт и зачетная работа виде контрольного тестирования. В маршрутном листе указываются сроки и критерии оценивания. Например, тема «Развитие знаний о Земле» 5 класс.

(Приложение 1,4). Школьник видит все зачетные работы и планирует свою деятельность на уроках.

        Маршрутный лист может быть на урок. Это программа действий обучающегося на занятии. Применение маршрутного листа ставит школьника в активную позицию поиска и преобразования информации по теме урока. В маршрутном листе находятся задания и самооценка работы на уроке. Такой маршрутный лист развивает у каждого ученика УУД, при этом учитель использует приемы  формирующего оценивания. Например, тема «Развитие знаний о Земле» 5 класс, урок «Важнейшие географические открытия древности и Средневековья». (Приложение 2) Ученик самостоятельно работает на уроке и объективно оценивает свою работу, не боясь делать ошибки, а исправляет их при проверке заданий.

    Маршрутный лист может быть на тему, при этом в нем указываются вопросы к зачету, пробные типовые задания  и источники заданий на сайтах по подготовке к ОГЭ. Например, тема «Промышленность», 9 класс. (Приложение 3) В маршрутном листе указаны № заданий в тетради-экзаменаторе и похожие задания на сайте ФИПИ география. Обучающийся самостоятельно выбирает тренировочные задания при подготовке к зачетной работе, что позволяет успешно выполнить контрольное тестирование на зачете.

     Таким образом, для реализации ФГОС по формированию УУД используются маршрутные листы. Они помогают школьникам заниматься на уроке, тренироваться к зачету и объективно оценивать свои знания и умения, а также УУД. Применение маршрутных листов позволило повысить успеваемость обучающихся.


Список литературы:

  1.  Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе деятельного метода обучения «Школа 2000…». Методическое пособие / Под редакцией Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010.- 160 с.
  2. Сборник разработок «маршрутных листов» для дистанционного обучения учащихся начальной школы. Составитель Е.С.Есмагулова. – Уральск: Филиал ЦПМ, 2020. – 38с.
  3. Горбатова О.Н.  Технология создания маршрутных листов к урокам географии. Интернет ресурс. https://ospu.ru/userfiles/ufiles/E_book/sov_urok1/aa19.pdf.
  4. Дьяконицина Е.Д. Использование современных подходов к оцениванию на уроках географии. Интернет ресурс. https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-podhodov-k-ocenivaniyu-na-urokah-geografi.html.
  5. Кузьмичева Е.Н. Создание и применение маршрутных листов на уроках географии. Интернет ресурс. https://multiurok.ru/files/sozdaniie-i-primienieniie-marshrutnykh-listov-na-u.html.


Приложение 1

Маршрутный лист №1 Тема «Развитие географических знаний о Земле»

Сентябрь

Темы уроков

Работа с контурной картой С. 6-7  

Критерии оценивания

1

Древний Мир

Задание1: обозначить на  контурной карте центры древних цивилизаций:

1.Древний Рим.

2. Древняя Греция.

3. Древний Египет.

4. Средняя Азия.

5. Древняя Индия.

6. Древний Китай

Выполнено 1 задание от 1 до 6 баллов.

Выполнено 2 задания от 7-9 баллов.

Выполнено 3 задания от 10-12 баллов.

2

Средневековье

Задание 2: нанести на контурную карту маршрут А.Никитина.

Задание3:  нанести на контурную карту маршрут Х.Колумба

Октябрь

Тема урока

Практическая работа №1 «Создание презентации «Великие путешественники»

Критерии оценивания

3

Великие географические открытия

Задание 1:  заполнить  таблицу

Тетрадь- тренажер с.11 задание №3

 Выполнено задание 1 от1-6 баллов.

Выполнено 2 задания от 7-11 баллов.

Выполнено 3 задания от 12-15 баллов.

4

Новое время

Задание 2: ответы на вопросы

Тетрадь-тренажер с.10 задание №1

5

Современные географические исследования

Задание 3 (по желанию):

Создание презентации «Великий российский путешественник»7 слайдов

Ноябрь

Тема урока

Тест по теме  15 заданий

Критерии оценивания

6

Зачет по теме «Развитие географических знаний о Земле

Какой вклад в изучении географии (науки, открытия, даты) внесли:

 Аристотель, Страбон, Птолемей, Марко Поло, Х.Колумб, А.Никитин, Васко да Гама, Ф.Магеллан, Ф.Дрейк, А.Тасман,  Джеймс Кук, Ф.Беллинсгаузен, И.Крузенштерн, Р.Пири, Р.Амундсен.

1 задание теста оценивается в 1 балл.

Выполнено 15 заданий отметка 15 баллов

Подготовка к зачету:

  1. Прочитать §2-9 и найти в тексте ответы на вопросы в конце параграфа.
  2. Прочитать ЛОК в тетради по географии по данной теме.


Приложение №2

Маршрутный лист ученика

«Важнейшие географические открытия древности и Средневековья».

  1. Заполните таблицу:

Ученый, путешественник

Где побывал и когда

Географические открытия

Самооценка

Геродот

Пифей

Эратосфен

Марко Поло

Бартоломео

Диаш

Васко да Гама

2. Выполняют задание на контурной карте.

  1. Материки, известные в древности, подчеркните красным цветом, а материки известные в Средние века, подчеркните зеленым цветом.
  2. Обозначьте маршруты путешественников Средневековья на контурной карте.

3.Оцените свою работу. Критерии оценки:  2 балла полностью, 1 балл – частично, 0 баллов не сделано.

Ответ на вопросы учителя по новой теме

Работа с таблицей

Работа с контурной картой

Итоговая Оценка


Приложение №3

9 класс тема  «Промышленность России»

Тема

Тетрадь-экзаменатор

ФИПИ  ОГЭ открытый банк заданий раздел «География России» страница

1

Топливная промышленность

№1(верное утверждение), №2(анализ карты), №4 (место в мире по запасам и добычи топлива)),

№14 ( объяснение факторов размещения)

107, 110, 111, 114, 115

2

Электроэнергетика

№5(география отрасли), №12 (анализ круговой диаграммы))

107, 108, 109, 110

3

Машиностроение

№8(верное утверждение), №13 (установите соответствие между городами и факторами размещения)

107, 108, 110, 115

4

Металлургия

№6 (география отрасли),

№7 (факторы размещения)

108, 111, 112, 113

5

Химическая промышленность

№3(верное утверждение),

№9(экологические последствия),

№11(отраслевой состав)

113

6

Лесная промышленность

№10 (отраслевой состав)

111, 113, 115


Приложение №4

Маршрутный лист по теме «Объекты политической карты мира»

10 класс углубленный уровень

  1. Прочитать §19-25.
  2. Выучить определения Листа контроля №1(записаны в тетради в начале темы).
  3. Показывать монархии на политической карте у доски (повтори в  Атласе  на с.4 -  29 стран)

Базовый  уровень заданий:

  1.  Состав территории ( перечень  ).
  2. Схема «Форма правления и Устройства территорий».
  3. Примеры 5 стран монархий, республик, самопровозглашенных государств, подмандатных территорий, с неопределенным статусом.

Повышенный  уровень заданий:

  1. Качественные и количественные изменения на карте мира (примеры и причины).
  2. Современные межгосударственные конфликты.(Страны, причины, года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для подготовки к зачету по теме "Санкт–Петербург после Петра Первого (1725–1762гг)"

В данном материале содержатся вопросы для подготовки к зачету по теме Санкт–Петербург после Петра Первого (1725 – 1762) Использованы материалы учебника Л.К Ермолаевой «Санкт-Петербург, истор...

Подготовка к зачету

как готовиться к зачету...

Методические рекомендации по подготовке к зачету по УД Экологические основы природопользования

Изучение  учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" завершается  зачетом. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарски...

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора" (8 класс по программе Т.Ф.Курдюмовой)

Справочный материал для подготовки к зачету по теме "История на страницах фольклора"  поможет учителю и ученику систематизировать знания по предложенной теме....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...