Программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)

Абдулина Елена Леонидовна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа на курс 6 класса280.14 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по делам образования г. ЧелябинскаD:\Мои документы\Мои рисунки\символика школы 104\новый симв ЮНЕСКО школы.jpg

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г.Челябинска»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (КТП)

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ___география 6 класс______

ПРЕДМЕТ, КЛАСС

Базовый

КУРС: БАЗОВЫЙ, УГЛУБЛЕННЫЙ, ПРОФИЛЬНЫЙ, ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ

УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РАЗРАБОТЧИК Абдулина Елена Леонидовна___высшая

ФИО, КАТЕГОРИЯ

2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Челябинск, 2021


Пояснительная записка

Программа по географии   для 6 класса разработана педагогом только в этом году, составлена на основе авторской программе по географии предметной линии «Сферы» В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – М.: Просвещение, 2019. Данная  программа продолжает курс «Планета Земля» 5 класса и заканчивает его в этом году.   Количество 35 часов  в год, 1 час в неделю. Также при разработке данной программы, использовалась Программа Согласования действий образовательных отношений по формированию, развитию и мониторингу ЛУУД, УУД в МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на 2021-2022 учебный год для планирования УУД и их диагностики.

         В программе сделан акцент на отработку заданий по формированию естественнонаучной грамотности, аналогичным исследованиям PISA, глобальной компетенции и читательской грамотности, формирующегося и критериального оценивания. Данная программа является началом географического образования в основной школе.

Отличительные особенности предлагаемой рабочей программы, описание изменений, дополнений, внесенных в примерную программу.

          При разработке данной программы использовались материалы, представленные в рабочей программе Абдулиной Е.Л. 6 класс за 2017-2018 учебный год. В данной рабочей программе по предмету учтена Программа воспитания МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска», что зафиксировано в личностных результатах и в КТП, с учетом Календаря образовательных событий 2021-2022 учебного года. Особое внимание будет уделяться патриотическому и экологическому воспитанию.

 Будут апробированы занятия в дистантной форме обучения. Большой внимание будет уделяться формированию естественнонаучной грамотности и глобальной компетенции  на заданиях(ПОЗы), аналогичных исследованиям PISA и ВПР,  глобальной компетенции и читательской грамотности, формирующегося и критериального оценивания.

          В рабочей программе спланирована работа по профориентации и представлена в графе темы уроков, сформулированы темы уроков, количество времени отведенного на профориентацию 10% от общего количества часов. Будут апробированы занятия в дистантной форме обучения. Большой внимание будет уделяться формированию естественнонаучной грамотности на заданиях, аналогичных исследованиям PISA и ВПР.

       При разработке данной программы использовались материалы, представленные в рабочей программе Абдулиной Е.Л. 6 класса за 2017-2018 учебный год, но большинство разделов дополнены, изменены, а именно:

- в пояснительной записке описаны некоторые планируемые и использованные технологии, приемы с учетом рекомендаций из Программы Согласования и исходя из личностного предыдущего опыта работы;

- в разделе 1 дополнены планируемые личностные результаты на основе модельной программы ООП СОО, ООП СОО МАОУ СОШ 104, а также учтены приоритетные задачи на 2020-2021 учебный год по достижению личностных результатов, так как планируется сделать акцент на смыслообразование;

- раздел 1 Достижение обучающимися метапредметных результатов также переработан, дополнен новыми метапредметными результатами с учетом ООП СОО, рекомендаций модельной ООП СОО и исходя из результатов сформированности УУД за 5 класс;

- раздел 1 Данный раздел изменен: описаны цели рассмотрения вопросов о смыслообразовании в аспекте формирования и диагностики ЛУУД: представлен график контроля сформированности РУУД, ПУУД в виде тестов и контроля КУУД на основе метода наблюдений;  описаны системы оценивания с учетом технологий формирующего и критериального оценивания;

- раздел 2 дополнен темами по НРЭО.


* Характеристика учебного занятия

В программе 6 класса все  содержательные компоненты  (природные, демографические, экономические, и т. д.) раскрываются только на базовом уровне, происходит знакомство с предметом. Изучение географии вводит ученика в круг проблем планеты  в целом. Здесь важно перейти в творческой деятельности на первую ступень – проектная работа. Данный курс преподается с учетом дифференцированного подхода, групповой работы и проблемного обучения. Проблемное обучение стало привычным для каждого урока, на начало всегда ставится проблема (частично указана в учебнике, рубрика «Вы узнаете»). При изучении курса используются разноуровневые карточки для индивидуального изучения. Групповая форма организации познавательной деятельности приоритетная для большинства уроков. Данная форма часто применяется при закреплении материала и рефлексии (тетрадь-тренажер). Проводятся нетрадиционные уроки - устный групповой зачет «Природные зоны». Отрабатываются общеучебных умения и навыки, особое внимание уделяется работе с текстом и понятиями. В данном курсе используются видеофильмы при изучении тем: Гидросфера, Атмосфера, Биосфера, Географическая оболочка. Отрабатываются навыки типовых характеристик компонентов природы: описание географического положения рек и озер, морей и природных зон. Освоение приемов самостоятельного планирования и рефлексии на разных этапах урока.  Особое внимание будет уделяться отработке умений:

- составлять картосхему природной зоны;

- выполнять практические задания на смысловое чтение;

- составлять проекты  по описанию рек и озер;

- выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы планеты.

     Система обучения строится на применении логических опорных конспектов (ЛОКов), основана на системе  Шаталова В.Ф.. При изучении нового материала, составляется краткий конспект в тетради ученика, содержащий основные компоненты темы. В ходе урока данный материал закрепляется. В конце урока ученики устно воспроизводят ЛОК в парах, самостоятельно  выясняя,  какие вопросы требуют повторного закрепления.

При оценке предметных, метапредметных результатов планируется активное использование приемов, инструментов технологий формирующего и критериального оценивания и в первую очередь:

- маршрутные листы;

- листы самооценки;

- интеллект-карты.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на конец текущего учебного года.
  1. Достижение обучающимися личностных результатов на конец планируемого года.

У  обучающегося будут сформированы:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

и познанию;

2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил

индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

5) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

7) формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) уважать  историю и местные традиции Южного Урала, любить  родной край; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды,  самостоятельно приобретать новые знания; формировать и использовать краеведческие знания и умения в повседневной жизни, бережному отношению  к природе родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;  знаниям об особенностях природы, населения  Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России.(НРЭО)

  1. Достижение обучающимися метапредметных результатов  на конец планируемого года обучения, в том числе с учетом НРЭО.

Обучающийся научится:

1.2.1 Регулятивные универсальные учебные действия

1) умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

1.2.2 Планируемые результаты сформированности ПУУД

1) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2) смысловое чтение;

3) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

4) компетенции в области использования информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ-компетенции).

5)умениями сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия.(НРЭО)

  1. Планируемые результаты сформированностиКУУД
  1. формирование мотивации на овладение навыками эффективного общения;
  2. развитие элементарных навыков культуры общения:
  • обращение по имени,  использование в речи некоторых известных клише, способствующих развитию диалога («Верно ли я понял?Можно уточнять?») и проявление терпимости к чужому мнению;
  1. развитие навыков общения в группе:
  • умение высказываться в описательной, а не в указательной форме,
  • высказываться как можно более четко,
  • отвечать на обращение по возможности сразу,
  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей,
  • обосновывать собственную позицию,
  • умение слышать другого
  •  - отстранение от собственных проблем.

  1. Достижение обучающимися предметных результатов на конец планируемого года обучения.

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и

своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной  развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) элементарные практические умения использования приборов и инструментов

для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; ,

2) оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. * Описание системы диагностики УУД.

Материалы по смыслообразованию, постановке цели и планирование своей деятельности будут способствовать разработке  РУУД. Цель последующей диагностики не просто зафиксировать полученные результаты, а на их основе с помощью индивидуального консультирования помочь учащимся в самоопределении и смыслообразовании.

Планируется проведение краткосрочных диагностик (8-10 минут) на проверку 1-2 конкретных умений в течении года 4 раза.

№ урока

УУД

Источник информации

3

Умение ставить цели урока.

Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета)

8

Умения определять план урока

Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета)

20

Умение самостоятельно решать проблемную ситуацию на уроке

Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета)

33

Умение делать выводы по уроку

Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета)

  1.  Описание системы контроля предметных умений.

В этом учебном году  система оценивания в 15 баллов.

Перевод отметок в 15-ти бальную систему оценивания

6-ти бальная отметка

Отметка

Баллы

5-ти бальная отметка

6

6+

15

5

6

14

5

6-

13

5

5

5+

12

5

5

11

5

5-

10

5

4

4+

9

4

4

8

4

4-

7

4

3

3+

6

3

3

5

3

3-

4

3

2

2+

3

2

2

2

2

2-

1

2

1

0

1

В этом году будут разрабатываться формы критериального и формирующего оценивания.

  1. Информация о планируемых  формах контроля: контрольные работы, комплексные контрольные работы (в сочетании с диагностикой УУД), тесты, зачеты и способы их проведения.

Формы контроля:

1.поурочный тестовый контроль (тетрадь-тренажер),

2.  тематический – письменный зачет и практические работы(тетрадь-экзаменатор),

3.  устно проверяются определения и номенклатура.

4.  годовая контрольная работа.

5. творческий групповой зачет – проект  «Природные зоны».

6. творческий проект «Человек и Гидросфера»    

Виды контроля

Форма контроля

Количество

Промежуточная аттестация

Стартовая контрольная работа

1

Зачет за I полугодие

1

Зачет за год

1

Текущий контроль

Тематические контрольные работы:

Зачет №1 по теме: «Гидросфера»

Зачет №2 «Атмосфера»  

Зачет №3 «Биосфера»

Зачет №4 «Географическая оболочка»

4

РИКО, МИКО, ВПР или административные контрольные работы или пробные ГИА

1

Творческие работы:

Природные зоны (по выбору)

Гидросфера ( по желанию)

2

Проекты на уроке:

Загадки океана

Уникальная планета

2

Практические работы:

Практическая работа №1 «Описание по картам вод мирового океана»

Практическая работа №2 «Комплексное описание реки»

Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды»

Практическая работа № 4 «Создание информационного буклета».

 7

 ( оценочных 3)

Контурные карты:

«Гидросфера»

«Биосфера»

«Человек на земле»

3

График зачетных работ

Тема и форма зачета

Дата

КИМ

1

Стартовая диагностика

20.09-24.09

Ким №1, разработанный в МАОУ СОШ №104

2

Контурная карта «Гидросфера»

04.10-08.10

Контурные карты по географии  5-6 класс

3

Практическая работа №1 (оценочная) 

«Описание по картам вод мирового океана»

13.10-17.10

Тетрадь-практикум по географии  5-6 класс

4

Практическая работа №2 «Комплексное описание реки»

27.09-30.09

Тетрадь-практикум по географии  5-6 класс

5

Зачет №1 по теме: «Гидросфера»

25.10-29.10

Тетрадь-экзаменатор по географии  5-6 класс

6

Полугодовая контрольная работа         

27.12-30.12        

Ким №2, разработанный в МАОУ СОШ №104

7

Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды»

17.01-21.01

Тетрадь-практикум  по географии 5-6 класс

8

Зачет №2 «Атмосфера»  

14.02-19.02

Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс

9

Контурные карты «Биосфера»

14.03-18.03

Контурные карты по географии  5-6 класс

10

Зачет №3 «Биосфера»

21.03-25.03

Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс

11

 Практическая работа № 4 «Создание информационного буклета».

09.05-12.05

Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс

12

Контурные карты «Человек на Земле»

25.04-29.04

Контурные карты по географии  5-6 класс

13

Зачет №4 «Географическая оболочка»

24.05-29.05

Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс

14

Итоговый зачет                

23.05-27.05

Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс

  1. Информация о дидактическом материале, на основе которого проверяются предметные умения.

Предметные умения проверяются на о помощью  тетрадей-экзаменаторов и практикумов. ТЕТРАДЬ–ЭКЗАМЕНАТОР используется для организации тематического и итогового контроля и, являясь одной из форм отчётной документации, хранится в классе. В ней приведено по два варианта проверочных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме и такие же варианты проверочной работы по итогам года. По содержанию, форме заданий и форме оформления результатов проверочные работы построены на основе принципов проверки знаний в рамках Единого государственного экзамена. С помощью тетради-экзаменатора учитель сможет оперативно провести контроль, выбрав типы и варианты проверочных работ. Тематические проверочные работы содержат такой объём материала, что время их проведения должно составлять в среднем не более 20 минут, итоговая работа рассчитана на 40 минут. Кроме

того, данная тетрадь содержит перечень тем для рефератов и творческих работ с кратким перечнем рекомендуемой литературы и ссылок в Интернете.

ТЕТРАДЬ-ПРАКТИКУМ и рубрика учебника «Мои географические исследования» ориентируют на применение теоретических знаний на практике. Значение тетради-практикума для организации учебного процесса определяют два главных фактора. Во-первых, для выполнения каждой практической работы в тетради-практикуме задан алгоритм, который требует, в свою очередь, жёсткой связки с другими компонентами УМК. Это достигается благодаря системе ссылок, которые позволяют в ходе работы обратиться к теоретическому текстовому или иллюстративному материалу учебника, электронного приложения или заданию в тетради-тренажёре в строгом соответствии с алгоритмом выполнения работы, обеспечивая, таким образом, взаимодействие с другими компонентами информационно-образовательной среды УМК. Во-вторых, в традиционной практике подготовка форм для оформления результатов работы (форм таблиц, мест для рисунков и т.д.) требовала немалых временных затрат учителя и ученика. Данная тетрадь содержит все необходимые формы.


  1. Содержание учебного предмета на планируемый год обучения.
  1. Содержание учебного материала, изучаемого в данном учебном году
    (в том числе с учетом НРЭО),

    Курс «География. Планета Земля»  рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю  в соответствии с примерными программами и авторской программой линии «Сферы». Основное содержание систематизировано по следующим темам:

  ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.

Тема 1.   Гидросфера — водная оболочка Земли.— 8 ч

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасныхявлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли – 11ч

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Тема 3. Биосфера – оболочка жизни – 5ч

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Тема 4. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс – 10ч

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

  1. * Обоснование дополнений, изменений.

Программа стандартная по географии рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Авторская программа  В.П.Дронова, Л.Е.Савельева предметной линии «Сферы» по географии составлена на 35 часов, но имеет резерв 2 часа.  Данные часы распределены следующим образом 1 час добавлен в тему «Гидросфера», для проведения зачетной работы; и ещё 1 час добавлен в тему «Атмосфера» для проведения контрольной работы, что соответствует рекомендациям авторов программы.

  1. *Характеристика полноты учебного материала в соответствии с требованиями ГИА (кодификатор)

Код раздела

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

2

Природа Земли и человек

2.3

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Водные ресурсы земли

2.4

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.

2.5

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование.

2.6

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные комплексы.

  1.  Содержание материала по реализации НРЭО

Раздел, учебный модуль

Тематика НРЭО

 Основные виды учебной деятельности

Источник информации

1

Введение

Карта Челябинской области

Показывать  по карте местоположение Челябинска и называть соседние регионы

Челябинская область. Атлас / под. ред. проф.В.В.Лвтюшина. – Челябинск: АБРИС, 2014. С.5

2

Гидросфера – водная оболочка Земли

Реки Челябинской области

Составлять описание реки Миасс

Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс: учебник для основной школы/ В.В. Дерягин, М.С. Гитис .- Челябинск: АБРИС, 2011. С.94-98

3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Климат Челябинской области

Составлять описание климата Челябинска

Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс: учебник для основной школы/ В.В. Дерягин, М.С. Гитис .- Челябинск: АБРИС, 2011. С. 86-88

4

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс

Аркаим

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и представлять презентацию «Тайны Аркаима»

Краеведение. Челябинская область. 7 класс: учебник для основной школы/ под ред.Г.С.Шкребня. - Челябинск: АБРИС, 2011. С30-35

 

  1. Календарно-тематическое  планирование курса «География. Планета Земля»  5  класс (35 ч)

уро

ка

Дата

проведения

Тема учебного занятия

Планируемые результаты

Контроль

сформированности

УУД (ключевых компетенций)

план

факт

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Введение (1 ч)

1.

01.09-10.09

Введение

Знать:

Содержание курса географии «Планета Земля»

Уметь:

Определить географические оболочки Земли

Познавательные: отработать навыки выделения из текста главного, систематизация информации

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

Расширение представлений  по вопросу: Что значит уметь учиться?

Формирование

гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну

Фронтальный опрос по поиску  информации из текста учебника

Тема №1 Гидросфера – водная оболочка Земли (10 ч)

2.

13.09-17.09

Гидросфера

Знать: части гидросферы, понятие «Мировой круговорот воды»

 Уметь:

Сравнивать соотношения частей Гидросферы.

Выявлять взаимосвязи между частями Гидросферы

Познавательные:отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Регулятивные:

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, используя текст учебника

Осознание ценности сохранения и защиты границ России

Тетрадь-тренажёр с.6 (№6)

Диагностика умения составлять схему по тексту

3.

20.09-24.09

Мировой океан

Океанолог.

Знать:

Части океана

Уметь:

Выявлять с помощью карт географические закономерности изменение температуры и солености вод океана

Определять и описывать географическое положение морей

Познавательные:

отработать навыки систематизации информации для составления схемы «Части океана», выделения из текста главного

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении проблем о влиянии Мирового океана на Землю

Регулятивные:

самостоятельно планировать свою деятельность на уроке

Осознание необходимости сохранения океанских вод

Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.14-15

Задание 1,2,5

систематизация информации для нанесения на контурную карту

4.

27.09-

30.09

Движения вод океана.

Знать:

Виды вод океана

Уметь:

Определять по картам крупнейшие течения океанов

Сравнивать карты и выявлять зависимость направления течений от направления господствующих ветров

Познавательные:

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

Коммуникативные:

сотрудничать в процессе работы в паре

Регулятивные:

планировать пути достижения целей

Потребность реализации личностного потенциала в определении течений на картах

Практическая работа №1 «Описание по картам вод мирового океана»

Тетрадь-практикум с.22

диагностика умения анализировать статистические данные и тематические карты

5.

4.10-

8.10

Реки. Профессия  Гидролог.

Знать:

Понятие «Река», части реки. Речная система, бассейн, реки, водораздел.

Уметь:

Определять и показывать по карте  истоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.

Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы.

Познавательные: выделения из текста главного, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ

Коммуникативные:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, составлять письменную характеристику реки..

Регулятивные:

Формулировать ближайшие цели изучения темы

Устойчивая мотивация к изучению рек мира

.

Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.14-15

Задание 3

«Россия. Физическая карта» стр.24

Задание 1,2

 систематизация информации для нанесения на контурную карту

6.

11.10-15.10

Реки Челябинской области - НРЭО

Знать:

Понятие «Водопад», режим и питание  реки.  Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек.

Уметь:

Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт

Познавательные: выделения из текста главного анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника,

Коммуникативные:

Размышлять о роли рек в России и Челябинской области

Регулятивные:

оценивать эмоциональное состояние и активность на уроке

Осознание необходимости охраны речных ресурсов

Практическая работа №2 «Комплексное описание реки»

Тетрадь-практикум стр.24

диагностика умения анализировать материалы учебника и карт атласа

7.

18.10-22.10

Озера и болота

Знать: понятия «Озеро», «Болото», «Водохранилище» Сточные и бессточные, пресные и соленые озёра. Уметь:

Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.

Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира.

Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин

Познавательные:

- выделения из текста главного,  отвечать на вопросы, работать с текстом учебника.

Коммуникативные:

стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Регулятивные:

оценивать качество работы в группе

Формирование  нравственных качеств:

патриотизм и гражданственность на примере использования вод Байкала и Увильдов

Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.14-15

Задание 4

 систематизации информации для нанесения на контурную карту

8.

25.10-29.10

Подземные воды

Знать: понятие «Подземные воды», Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод.

Уметь:

Анализировать модели (иллюстрации) « Подземные воды», «Артезианские воды».

Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод

Познавательные:

Выделять главное при работе с текстом учебника.

Коммуникативные:

стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Регулятивные:

оценивать качество работы в группе самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Осознание необходимости охраны подземных вод и бережного отношения к родникам

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

9.

8.11-12.11

Ледники. Профессия Гляциолог.

Знать: понятия «Ледник», «Многолетняя мерзлота»

Виды ледников. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения

Уметь:

Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты.

Описывать географическое положение областей оледенения.

Находить информацию и готовить сообщение ( презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты

Познавательные: анализировать схемы, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника.

Коммуникативные:

выражать свое отношение к разным видам ледников

Регулятивные:

Делать выводы оценки качества работы в паре.

Формирование ценностного отношения к использованию и сохранению ледников и многолетней мерзлоты

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

10.

13.11-19.11

Человек и гидросфера

Знать:

Объемы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод.

Уметь:

Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними

Познавательные: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника.

Коммуникативные:

Взаимодействовать в паре при выполнении задания

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Формирование устойчивой мотивации к познанию водных ресурсов мира

Проект «Загадки  океана» - подготовка индивидуальной карточки о редких и исчезающих обитателях Мирового океана

Диагностика умения поиска и презентации информации по заданной теме

11.

22.11-26.11

Зачет  «Гидросфера»

Знать:

Лист контроля №1

Уметь:

Выявлять особенности географического положения морей, уметь выявлять причинно-следственные связи в формировании вод Гидросферы, работать с тематическими картами

Познавательные:

читать и анализировать тематические карты, делать выводы. определять причинно-следственные связи Решать тесты

Коммуникативные:

Научиться аргументировать свою точку зрения, Регулятивные:

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель

Формирование экологического сознания на основе бережного отношения и рационального природопользования водных ресурсов

Формирование устойчивой мотивации к познанию Гидросферы

Тетрадь-экзаменатор с.56-62

Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Тема №2  Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 ч)

12.

29.11-3.12

Атмосфера

Знать:

Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слови атмосферы, ионосфера).Значение атмосферы.

Уметь:

Объяснить значение атмосферы для природы Земли.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов.

Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды»

Познавательные:

Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». определять причинно-следственные связи

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни знакомясь со значением Атмосферы для человека

Круговая диаграмма «Состав Атмосферы».

Диагностика умения составлять круговые диаграмма , анализировать информацию при составлении диаграммы

13.

6.12-10.12

Температура воздуха

Знать:

Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект.

Уметь:

Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.

Выставлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.

Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам на основе анализа карт

Познавательные:

анализировать тематические карты, делать выводы, решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.

Анализировать графики годового хода температур. определять причинно-следственные связи

Коммуникативные:

формулировать мнение об изменении суточных температур

Регулятивные:

самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности

Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к определению показателей температуры и вычерчиванию графиков температур

Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды».

Тетрадь-практикум с.28

Диагностика умения составлять график суточной температуры и рассчитывать амплитуду и среднюю температуру.

14.

13.12-17.12

Влажность воздуха.

Знать:

Облака

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков.

Уметь:

Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.

Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность

Познавательные:

делать выводы

Находить решение по формуле

Коммуникативные:

взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности

Регулятивные:

Оценивать качество работы в паре

Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к определению облачности

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

15.

20.12-24.12

Атмосферные осадки

Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.

 Уметь:

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.

Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах

Познавательные:

делать выводы 

Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных.

Строить графики выпадения осадков

Коммуникативные:

взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности

Регулятивные:

Оценивать качество работы в паре

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – выпадения осадков, вызвавших наводнения, штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

16.

27.12-30.12

Атмосферное давление

Знать:.

Понятие «атмосферное давление».Измерение атмосферного давления: барометр ,единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления.

Уметь:

Измерять атмосферное давление с помощью барометра.

Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли.

Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах

Познавательные:

делать выводы

Находить решение по формуле 

Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.

определять причинно-следственные связи

Коммуникативные:

взаимодействовать в паре при расчете задач по давлению

Регулятивные:

Оценивать качество работы в паре

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – резкие перепады давления, штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

17.

17.01-21.01

Ветер

Знать:

Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель

Уметь:

Определять направление и  скорость верта с помощью флюгера (анемометра).

Определять направление ветров по картам.

Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направление ветров

Познавательные:

Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды).

делать выводы, обобщать, проводить аналогии

Коммуникативные:

взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности

Регулятивные:

Оценивать качество работы в паре

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – ураганы, смерчи, штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра

Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды».

Тетрадь-практикум с.29

Диагностика умения составлять розу ветров

18.

24.01-28.01

Погода. Профессия метеоролог.

Знать:

Погода и её элементы. Причины измерения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды

. Уметь:

Определять с помощью метеорических приборов показатели элементов погоды.

Характеризовать текущую погоду.

описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы).

Описывать погоды разных сезонов года

Познавательные:

Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах,  

Овладевать чтением карты погоды, обобщать, проводить аналогии

 Коммуникативные:

взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности

Регулятивные:

Оценивать качество работы в паре

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра

Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды».

Тетрадь-практикум с.29

Диагностика умения составлять  описание погоды и делать вывод о состоянии погоды в Челябинске

19.

31.01-4.02

Климат.

Климатолог.

Знать:

Понятия о климате его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.

Уметь:

Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.

Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте.

Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов , делать выводы

Познавательные:

сравнивать  погодные характеристики и делать выводы.  обобщать, проводить аналогии

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, оставлять письменную характеристику типа климата.

Регулятивные:

планировать свою деятельность при работе в паре

Умение вести диалог на основе взаимного уважения учащихся при характеристике типов климатов

Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.6-7

Задание: штриховкой показать пояса освещенности, нанести город Челябинск

 систематизация информации для нанесения на контурную карту и сделать вывод: В каком поясе освещенности находиться Челябинск?

20.

7.02-11.02

Человек и атмосфера

Знать:

Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу.

Уметь:

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека.

Познавательные:

Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу», делать выводы, обобщать, проводить аналогии

Коммуникативные:

взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности

Регулятивные:

Оценивать качество работы в паре

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину на примере оптических явлений в атмосфере

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

21.

14.02-18.02

Климат Челябинской области - НРЭО

Знать: особенности климата Челябинской области

Уметь:

-составлять  климатограмму Челябинска,

описывать климат Челябинской области по климатической карте Челябинской области

Познавательные:

сравнивать  погодные характеристики и делать выводы,  обобщать, проводить аналогии

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, оставлять письменную характеристику типа климата.

Регулятивные:

планировать свою деятельность при работе в паре

Умение вести диалог на основе взаимного уважения учащихся при характеристике типа климата Челябинской области

Климатограмма Челябинска

Диагностика умения составлять климатограммы и делать выводы об особенностях

климата

22.

21.02-25.02

Зачет по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Знать: Лист контроля №2 климатообразующие факторы

Уметь:

Выявлять особенности

Погодных характеристик

 уметь  решать задачи по определению характеристик погоды

Познавательные:

делать выводы. обобщать, проводить аналогии Решать тесты

Коммуникативные:

Научиться аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы репродуктивные и проблемные, содержащие противоречия

Регулятивные:

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель

Сформированность нравственных качеств:

патриотизм и гражданственность

Формирование устойчивой мотивации к познанию Атмосферы

Тетрадь-экзаменатор с.64-71

Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Тема №3  Биосфера – оболочка жизни (5 ч)

23.

28.02-4.03

Биосфера

Знать:

 Понятия «биосфера». В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах – реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суши и в мировом океане.

Уметь:

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли.

Обосновывать проведения границ биосферы.

Описывать сферу распространения живых организмов.

Познавательные:

Объяснять причину неравномерного распространения живых организмов в биосфере;

Выявлять причинно-следственные связи в схеме «Круговорот живого вещества в природе»

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

24.

7.03-11.03

Жизнь в Океане и на суше

.

Знать:

Факторы воздействия на распространения живых организмов в океана и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши.

Воздействие температурного режима, количество осадков, рельефа

Уметь:

Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей  

Познавательные:

Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. обобщать, проводить аналогии Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Регулятивные:

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

Формирование готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

25.

14.03-18.03

Значение биосферы

Знать:

Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. 

Уметь:

Обосновывать конкретными примерами участия живых организмов в преобразовании земных оболочек.

Познавательные:

Анализировать схему биологического круговорота  выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ.

Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ.

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Регулятивные:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

Формирование бережного отношения к природе на примере Биосферы

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

26.

21.03-25.03

Человек- часть биосферы. Профессия эколог.

Знать:

Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. 

Уметь:

Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежности, распространением рас и размещением населения на планете.

Объяснять роль биосферы в жизни человека

 Познавательные:

Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас

Анализировать диаграммы с целью получения мира (региона,страны).

Коммуникативные:

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

Регулятивные:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

Схема  «Человеческие расы».

Диагностика умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать информацию при составлении схемы

27.

4.04-8.04

Обобщение знаний по теме «Биосфера»

Знать:

Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. 

Уметь:

Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.

Познавательные:

Описывать меры, направленные на охрану биосферы.

Решать тесты

Коммуникативные:

Научиться аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы репродуктивные и проблемные, содержащие; культура речи

Регулятивные:

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель

Формирование устойчивой мотивации к познанию Биосферы

Тетрадь-экзаменатор с.72-77

Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

Тема № 4 Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс  (8 ч)

28.

11.04-15.04

Географическая оболочка

Знать:

Понятие «географическая оболочка».

Строение, границы, этапы формирования оболочки.

Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.

Уметь:

Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности.

Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке

Познавательные:

Выявлять на конкретных примерах причинно- следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные:

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

Формирование бережного отношения к географической оболочке

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

29.

18.04-22.04

Природные комплексы

Знать:

Компоненты природного комплекса, их взаимодействия. Размеры природных комплексов. Высотные пояса

Уметь:

Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики

Познавательные:

Анализировать схемы для выявление причинно-следственных связей между компонентами природных комплексов

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Формирование бережного отношения к природным комплексам

Проект «Уникальная планета» - подготовка групповых презентаций о природных зонах

Диагностика умения поиска и презентации информации по заданной теме

30.

25.04-29.04

Почва. Профессия почвовед.

Знать:

Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространенные зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация.

Уметь:

Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами.

Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства.

Познавательные:

Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма.

Сопоставлять карты почв и природных зон,  

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные:

Работать по плану, самостоятельно поставить цель для решения проблемы

Формирование бережного отношения к почве

Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы

Диагностика умения работать с текстом  учебника и оформлять тесты

31.

2.05-6.05

Ледяные пустыни и тундры.

Знать:

Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.

Уметь:

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.

Познавательные:

Находить   информацию

(в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях  в ледяных пустынях и тундрах

Контурная карта «Мир. Природные зоны» стр.18-19

Задание:1-4

 систематизация информации для нанесения на контурную карту

32.

10.05-13.05

Леса

Знать:

Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира.

Уметь:

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира.

Познавательные:

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях  в лесах

Проект «Уникальная планета» - подготовка групповых презентаций о природных зонах

Диагностика умения поиска и презентации информации по заданной теме

33.

16.05-20.05

Степи и пустыни

Знать:

Географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира степей, саванн, пустынь

Уметь:

Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.

Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.

Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира.

Познавательные:

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях  в степях и пустынях

Контурная карта «Мир. Российская Федерация» стр.28-29

Задание:1-5

 систематизация информации для нанесения на контурную карту

34.

23.05-25.05

Мировой океан. Профессия океанолог.

Знать:

Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов

Уметь:

Определять по картам районы распространения представителей океанов.

Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в океане широтной зональности

Познавательные:

Находить информацию (в Интернете и других источниках), о значении органического мира Мирового океана для человека. Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, культура речи

Регулятивные:

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях  в Мировом океане

Контурная карта «Мир. Природные зоны» стр.18-19

Задание:5

 систематизация информации для нанесения на контурную карту

35.

27.05-31.05

Всемирное наследие человечества. Аркаим. Профессия организатор туристических поездок.

Знать:

Угрозы сохранения объектов наследия. География  объектов наследия.

Уметь:

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов наследия

Познавательные:

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объектах Всемирного наследия

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, культура речи

Регулятивные:

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Формирование бережного отношения к Всемирному наследию человечества

Практическая работа № 4 «Создание информационного буклета».

Тетрадь-практикум с.30

Диагностика умения представления информации в виде  буклета, систематизации знаний по теме




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....