Развитие образовательного и личностного потенциала на уроках географии и во внеурочной деятельности.
статья по географии

Грибцова Тамара Петровна

В моей работе  говориться о развитии  образовательного и личностного  потенциала нпа уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие образовательного  и  личностного потенциала на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Все мы, знаем о том,  что каждый учитель в своей работе стремиться достичь высокого качества знаний учащихся, использует для этого различные  технологии, формы уроков, приемы и методы обучения.

Практика педагогической  деятельности показывает, что на сегодняшний день более эффективной  является смена педагогической деятельности от «знай свой предмет и излагай его ясно» к «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности».  В этом и заключается персонализированный подход к организации образовательного процесса. То есть ученик должен хотеть получить знания и умения, а учитель создать для этого условия и предоставить инструменты.

Заметьте, что при таком подходе к обучению не предусматривается получение всеми учащимися хороших и отличных оценок. ребенок может иметь по предмету и оценку 3, то есть знать его на базовом уровне. но при этом владеть гибкими skilts навыками. ….Проблема нашего образования как раз в том, что не все учащиеся, имеющие 3 по предмету знают его на 3, а некоторые и на 4 и на 5. персонализированый подход как раз должен эту проблему решить. выбор учащимся интересных ему видов учебной деятельности, содержания и темпа освоения того или иного предмета, конечно улучшит его усвоение.

и здесь, я думаю, у всех появился вопрос. Как организовать учебный процесс, если у каждого ребенка свой темп.? В своем темпе могут обучаться те, кто находятся на семейном обучении. В массовой школе мы - учителя можем использовать только элементы персонализированного обучения, а именно дифференциацию, расширение автономности обучающегося и самообразование.

  1. Дифференциация – довольно избитый термин. тем не менее она является неотъемлемой частью персонализации образовательного процесса.  разделение учащихся на группы может зависеть от способности учащихся или от выбора изучаемого материала.

Дифференцивация позволяет деление  учащихся на динамические группы по горизонтали и вертикали.

в одной параллели происходит деление по горизонтали…

для деления на основе способностей обычно я использую разноуровненвые задания например. даю задания разного уровня, учащиеся выбирают уровень и работают в команде.

при выборе изучаемого материала учащиеся делятся на команды с общими интересами, но разными способностями. Они самостоятельно распределяют роли, выбирают темп работы.

 Создание динамических групп учащихся по вертикали тоже основано на учете образовательных потребностей учащихся. Осуществляется при выборе учащимися учебного курса или курса внеурочной деятельности.

  1. очень значимый вид персонализации – расширение автономности обучающихся. он заключается в предоставлении ученику возможности проявить себя и свои способности.

например, я даю домашнее задание , а форму отчета учащийся выбирает самостоятельно. радуют ученики среднего звена. они более инициативные, креативные и творческие.

проявить себя учащихся может участвуя в конкурсе. сейчас их очень много

я даю возможность углублять знания, расширив содержание в7- 9 классах. но темы не входящие в основное содержание по предмету изучаются ребенком самостоятельно и добровольно. моя задача состоит в выборе тем для самостоятельного изучения, составления списка литературы и электронных образовательных ресурсов, их распространения с помощью сервиса гугл – класс.

хочу сказать, что так как изучение тем из расширенной части программы не является обязательным, то и результаты не отслеживаются и нигде не фиксируются. отбор нужного материала для изучения – это моя личная инициатива. и чаще всего она направлена на подготовку сильного ученика к олимпиаде, ОГЭ. ЕГЭ.

конечно нужно ориентироваться на запросы учащихся, но они из не озвучивают. моя задача – направлять учащихся в процессе обучения осуществляя обязанности тьютора.        

Например, мои ученики 5 и 6 классов затрудняются организовать свой учебный процесс самостоятельно, не могут отличить сиюминутные желания от своих образовательных потребностей. Спрашиваю свою отличницу, каким предметам она отдает предпочтение, изучает углубленно. она ответила, что нет неважных предметов, старается учить все, потому что не знает кем хочет стать и какая из дисциплин пригодится в дальнейшем. Поэтому все предметы ею изучаются на базовом уровне. Шаг в сторону приводит к снижению оценки. Те же впр она не выполняет на высший бал. Дети данного возраста испытывают трудности при совместной деятельности, но   стараются и это им нравиться. Поэтому на первый план и выступают навыки скилтн , которые формируются в ходе социального взаимодействия и сотрудничества в классе. Но практически на всех этапах работы они нуждаются в помощи учителя.

А вот семиклассники уже самостоятельно могут сформулировать и проблему и цели, они обладают достаточным количеством учебных знаний и опыта.

  1. самообразование как вид персонализации наблюдается именно на старшей ступени обучения. оно подразумевает, что ученик самостоятельно организовывает процесс обучения, сам ставит образовательные задачи, находит средства и условия, которые необходимы для достижения целей. не каждый учащийся способен на самообразование. важную роль играют способности учащегося.минусом является недостаточное взаимодействие ученика и учителя. Часто самообразование выходит за пределы школы. Например мои ученики – будущие выпускини 11 класса, построили свой индивидуальный образовательный маршрут, включив в него курсы по выбору в своей школе, подготовительные курсы на……

не каждый ученик стремится к самообразованию. чаще это связано с уровнем его мотивации,  способностей, материальных возможностей семьи.

способными к самообразованию являются учащиеся, не только обладающие скитлс навыками, но владеющие основами функциональной грамотности.

обучение учащихс функциональной грамотности в массоовой школе как и персонализация образования должно играть важную роль.

  1. Адаптивное обучение - это методика обучения, разработанная для обеспечения персонализированного обучения, цель которого - обеспечить эффективные, действенные и индивидуальные траектории обучения для вовлечения каждого обучающегося». Такая модель дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость данного  опыта определяется следующими составляющими:

диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

составление технологических карт;

подбор разноуровневых заданий;

обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

мониторинг деятельности учащихся;

определение уровня обучаемости школьников;

итоговая диагностика знаний и умений;

организация групповой и парной работы.

В этой модели учитель, часть времени работает со всеми учениками вместе,  остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.

Вариант урока можно представить следующим образом:

входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц — опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);

объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;

самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с заданиями;

         После объяснения материала учащиеся получают технологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.

Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.

Главным при выполнении заданий  является включение механизмов саморегуляции и полная занятость всех учащихся.

Если учащимся предложены многоуровневые задания, ученик выбирает уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку “3” и дает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнении заданий оценка может повыситься.

У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий. Домашнее задание носит вспомогательный характер.

Не справившись на уроке с обязательными заданиями, ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику, заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьется продвижения.

Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получают задание на дом творческого характера.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса при введении в тему используются различные приемы. Например:

эвристическая беседа;

проблемное изложение;

мозговой штурм и  др.

Эвристическая модель обучения

     Каждому педагогу знаком такой метод преподавания, как эвристическая беседа. Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель, беседуя с детьми, задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала и самостоятельной формулировки определений, понятий, законов и т.д. Однако, такой метод – лишь элемент, попытка внесения в традиционное изложение материала творческой составляющей. Многие педагоги идут дальше и предлагают проводить не просто эвристические беседы, в качестве элемента урока, а выстраивать целиком «эвристические уроки».

Такую работу  я   пробовала проводить  в 10 классе, при изучении курса «Экономическая и социальная география мира». При проведении  уроков применялись вполне традиционные формы организации деятельности: урок-объяснение нового материала, урок-практикум. Уроки – объяснения материала проводились, как уже знакомая эвристическая беседа. Отвечая на вопросы,  учащиеся 10 класса использовали информацию из учебника, сверялись с картами атласа, и таким образом получали необходимую информацию по изучаемой теме. В процессе таких бесед учащиеся   сами   составляли и задавали    вопросы друг другу. По итогам таких уроков у каждого в тетради формировался конспект нового материала. Так как дети сами формулировали его, он получался доступным, понятным и легко запоминающимся.

Урок – практикум. Практические работы – это тоже достаточно знакомая форма построения урока. В традиционной модели обучения любая такая работа представляет собой ряд заданий, которые детям необходимо выполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Чаще всего такие занятия проводятся   индивидуально, в парах и  группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие задания строятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы.  

При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары,  которые могут быть,  как в форме традиционных семинаров, так и в форме пресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельным проблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей.. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.

Модель разноуровневого обучения

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

- читательские способности

- естественнонаучная грамотность

- математическая   грамотность

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения  следующие задания :

- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы

- работа с климатограммами

- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы

- работа со статистической матрицей данных (в 10 – 11 классе углубленного уровня изучения географии.

Что можно сделать для повышения функциональной грамотности на эт уроках географии?

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Часто используемые:

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

- составление развернутых планов и конспектов параграфов

- создание схематичного рисунка по тексту

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.

5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Данные задания, как правило, используются уже в более старших классах – 7 – 11 классы.

6) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.  Такие задания   мои ученики выполняют с 7 класса

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм

- решение различных географических задач (6 – 11 классы)

- работа со статистической матрицей данных – распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели (10 – 11 классы углубленного уровня обучения географии).

Курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью различных новых технологий обучения.  Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.



Предварительный просмотр:

Развитие образовательного  и  личностного потенциала на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Все мы, знаем о том,  что каждый учитель в своей работе стремиться достичь высокого качества знаний учащихся, использует для этого различные  технологии, формы уроков, приемы и методы обучения.

Практика педагогической  деятельности показывает, что на сегодняшний день более эффективной  является смена педагогической деятельности от «знай свой предмет и излагай его ясно» к «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности».  В этом и заключается персонализированный подход к организации образовательного процесса. То есть ученик должен хотеть получить знания и умения, а учитель создать для этого условия и предоставить инструменты.

Заметьте, что при таком подходе к обучению не предусматривается получение всеми учащимися хороших и отличных оценок. ребенок может иметь по предмету и оценку 3, то есть знать его на базовом уровне. но при этом владеть гибкими skilts навыками. ….Проблема нашего образования как раз в том, что не все учащиеся, имеющие 3 по предмету знают его на 3, а некоторые и на 4 и на 5. персонализированый подход как раз должен эту проблему решить. выбор учащимся интересных ему видов учебной деятельности, содержания и темпа освоения того или иного предмета, конечно улучшит его усвоение.

и здесь, я думаю, у всех появился вопрос. Как организовать учебный процесс, если у каждого ребенка свой темп.? В своем темпе могут обучаться те, кто находятся на семейном обучении. В массовой школе мы - учителя можем использовать только элементы персонализированного обучения, а именно дифференциацию, расширение автономности обучающегося и самообразование.

  1. Дифференциация – довольно избитый термин. тем не менее она является неотъемлемой частью персонализации образовательного процесса.  разделение учащихся на группы может зависеть от способности учащихся или от выбора изучаемого материала.

Дифференцивация позволяет деление  учащихся на динамические группы по горизонтали и вертикали.

в одной параллели происходит деление по горизонтали…

для деления на основе способностей обычно я использую разноуровненвые задания например. даю задания разного уровня, учащиеся выбирают уровень и работают в команде.

при выборе изучаемого материала учащиеся делятся на команды с общими интересами, но разными способностями. Они самостоятельно распределяют роли, выбирают темп работы.

 Создание динамических групп учащихся по вертикали тоже основано на учете образовательных потребностей учащихся. Осуществляется при выборе учащимися учебного курса или курса внеурочной деятельности.

  1. очень значимый вид персонализации – расширение автономности обучающихся. он заключается в предоставлении ученику возможности проявить себя и свои способности.

например, я даю домашнее задание , а форму отчета учащийся выбирает самостоятельно. радуют ученики среднего звена. они более инициативные, креативные и творческие.

проявить себя учащихся может участвуя в конкурсе. сейчас их очень много

я даю возможность углублять знания, расширив содержание в7- 9 классах. но темы не входящие в основное содержание по предмету изучаются ребенком самостоятельно и добровольно. моя задача состоит в выборе тем для самостоятельного изучения, составления списка литературы и электронных образовательных ресурсов, их распространения с помощью сервиса гугл – класс.

хочу сказать, что так как изучение тем из расширенной части программы не является обязательным, то и результаты не отслеживаются и нигде не фиксируются. отбор нужного материала для изучения – это моя личная инициатива. и чаще всего она направлена на подготовку сильного ученика к олимпиаде, ОГЭ. ЕГЭ.

конечно нужно ориентироваться на запросы учащихся, но они из не озвучивают. моя задача – направлять учащихся в процессе обучения осуществляя обязанности тьютора.        

Например, мои ученики 5 и 6 классов затрудняются организовать свой учебный процесс самостоятельно, не могут отличить сиюминутные желания от своих образовательных потребностей. Спрашиваю свою отличницу, каким предметам она отдает предпочтение, изучает углубленно. она ответила, что нет неважных предметов, старается учить все, потому что не знает кем хочет стать и какая из дисциплин пригодится в дальнейшем. Поэтому все предметы ею изучаются на базовом уровне. Шаг в сторону приводит к снижению оценки. Те же впр она не выполняет на высший бал. Дети данного возраста испытывают трудности при совместной деятельности, но   стараются и это им нравиться. Поэтому на первый план и выступают навыки скилтн , которые формируются в ходе социального взаимодействия и сотрудничества в классе. Но практически на всех этапах работы они нуждаются в помощи учителя.

А вот семиклассники уже самостоятельно могут сформулировать и проблему и цели, они обладают достаточным количеством учебных знаний и опыта.

  1. самообразование как вид персонализации наблюдается именно на старшей ступени обучения. оно подразумевает, что ученик самостоятельно организовывает процесс обучения, сам ставит образовательные задачи, находит средства и условия, которые необходимы для достижения целей. не каждый учащийся способен на самообразование. важную роль играют способности учащегося.минусом является недостаточное взаимодействие ученика и учителя. Часто самообразование выходит за пределы школы. Например мои ученики – будущие выпускини 11 класса, построили свой индивидуальный образовательный маршрут, включив в него курсы по выбору в своей школе, подготовительные курсы на……

не каждый ученик стремится к самообразованию. чаще это связано с уровнем его мотивации,  способностей, материальных возможностей семьи.

способными к самообразованию являются учащиеся, не только обладающие скитлс навыками, но владеющие основами функциональной грамотности.

обучение учащихс функциональной грамотности в массоовой школе как и персонализация образования должно играть важную роль.

  1. Адаптивное обучение - это методика обучения, разработанная для обеспечения персонализированного обучения, цель которого - обеспечить эффективные, действенные и индивидуальные траектории обучения для вовлечения каждого обучающегося». Такая модель дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.

Трудоемкость данного  опыта определяется следующими составляющими:

диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

составление технологических карт;

подбор разноуровневых заданий;

обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

мониторинг деятельности учащихся;

определение уровня обучаемости школьников;

итоговая диагностика знаний и умений;

организация групповой и парной работы.

В этой модели учитель, часть времени работает со всеми учениками вместе,  остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.

Вариант урока можно представить следующим образом:

входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц — опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);

объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;

самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с заданиями;

         После объяснения материала учащиеся получают технологическую карту, где дается алгоритм действий, блок заданий для более углубленного изучения темы, а также ее закрепления Учащиеся видят весь объем самостоятельной работы, выполняют его с разной скоростью, что позволяет видеть, кто и на каком этапе затрудняется и какая нужна помощь.

Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.

Главным при выполнении заданий  является включение механизмов саморегуляции и полная занятость всех учащихся.

Если учащимся предложены многоуровневые задания, ученик выбирает уровень. Выполненный первый уровень гарантирует оценку “3” и дает возможность перейти к выполнению следующего. При качественном выполнении заданий оценка может повыситься.

У учеников возникает устойчивая мотивация к более быстрому и качественному выполнению заданий. Домашнее задание носит вспомогательный характер.

Не справившись на уроке с обязательными заданиями, ученик, получив консультацию товарища или учителя, обратившись к учебнику, заканчивает выполнение дома. Он затратит больше времени, но добьется продвижения.

Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получают задание на дом творческого характера.

С целью создания атмосферы сотрудничества, развития мышления и познавательного интереса при введении в тему используются различные приемы. Например:

эвристическая беседа;

проблемное изложение;

мозговой штурм и  др.

Эвристическая модель обучения

     Каждому педагогу знаком такой метод преподавания, как эвристическая беседа. Такой метод обучения часто применяется при объяснении нового материала. Учитель, беседуя с детьми, задавая вопросы, подводит учеников к правильному пониманию материала и самостоятельной формулировки определений, понятий, законов и т.д. Однако, такой метод – лишь элемент, попытка внесения в традиционное изложение материала творческой составляющей. Многие педагоги идут дальше и предлагают проводить не просто эвристические беседы, в качестве элемента урока, а выстраивать целиком «эвристические уроки».

Такую работу  я   пробовала проводить  в 10 классе, при изучении курса «Экономическая и социальная география мира». При проведении  уроков применялись вполне традиционные формы организации деятельности: урок-объяснение нового материала, урок-практикум. Уроки – объяснения материала проводились, как уже знакомая эвристическая беседа. Отвечая на вопросы,  учащиеся 10 класса использовали информацию из учебника, сверялись с картами атласа, и таким образом получали необходимую информацию по изучаемой теме. В процессе таких бесед учащиеся   сами   составляли и задавали    вопросы друг другу. По итогам таких уроков у каждого в тетради формировался конспект нового материала. Так как дети сами формулировали его, он получался доступным, понятным и легко запоминающимся.

Урок – практикум. Практические работы – это тоже достаточно знакомая форма построения урока. В традиционной модели обучения любая такая работа представляет собой ряд заданий, которые детям необходимо выполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Чаще всего такие занятия проводятся   индивидуально, в парах и  группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие задания строятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы.  

При изучении некоторых тем проводятся уроки-семинары,  которые могут быть,  как в форме традиционных семинаров, так и в форме пресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельным проблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей.. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.

Модель разноуровневого обучения

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Разноуровневое обучение даёт шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. На практике разноуровневое обучение целесообразно начинать с учащимися 7-9 классов, т. к. в этот период у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:

- читательские способности

- естественнонаучная грамотность

- математическая   грамотность

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях. Таким образом, правильное преподавание данного предмета столь важно.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом

- работу с географической картой

- работу со статистическими данными.

Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Об этом можно судить, проанализировав результаты выполнения определенных заданий, нацеленных на оценку функциональной грамотности, в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:

- умения читать карту

- владеть приемом наложения карт

- развитого пространственного представления картографической информации.

К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения  следующие задания :

- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы

- работа с климатограммами

- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы

- работа со статистической матрицей данных (в 10 – 11 классе углубленного уровня изучения географии.

Что можно сделать для повышения функциональной грамотности на эт уроках географии?

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Часто используемые:

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

- составление развернутых планов и конспектов параграфов

- создание схематичного рисунка по тексту

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке. Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:

1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:

- укажите материки западного и восточного полушарий;

- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.

2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:

- Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты

- Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Данные задания лучше всего проводить в 5 – 7 классах.

3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения. Например:

- Буэнос-Айрес – Бухара – оба начинаются на букву «Б»

- Буэнос-Айрес – Будапешт – являются столицами государств

- Буэнос-Айрес – Копенгаген – оба лежат на берегу моря

- Буэнос-Айрес – Кейптаун – оба лежат в южном полушарии

- Буэнос-Айрес – Вашингтон – оба лежат в западном полушарии.

4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается. Чем больше ученик выделяет групп, тем ценнее ответ. Например, Бразилия, Боливия, Кордильеры, Амазонка, Сенегал, Нигер, Игуасу, Миссисипи, Енисей, Гималаи, Народная, Монблан, Обь, Конго, Вьетнам, Флорида, Анды, Нил, Эквадор, Финляндия, Атакама, Великобритания, Гекла, Эльбрус, Кавказ, Дунай, Рейн, Телецкое, Боденское, Альпы, Израиль, Сахара, Каракумы и т.д.

5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:

- акула – Сахалин

- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)

- лежащий тигр – Скандинавский полуостров

- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Данные задания, как правило, используются уже в более старших классах – 7 – 11 классы.

6) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:

- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)

- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.

Данные задания выполняются без использования атласов.  Такие задания   мои ученики выполняют с 7 класса

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

- преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм

- решение различных географических задач (6 – 11 классы)

- работа со статистической матрицей данных – распределить страны из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели (10 – 11 классы углубленного уровня обучения географии).

Курс географии – один из самых интересных в школьной программе, эффективность обучения в этом курсе может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью различных новых технологий обучения.  Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Данная тема интересна и актуальна в настоящее время. Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потр...

«Развитие творческого потенциала детей на занятиях технологии и внеурочной деятельности по декоративно-прикладному искусству»

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков,  воплощая идеи в готовый продукт.Признаки и критерии творч...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

     Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...

Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...

«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...