«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»
методическая разработка по географии (8 класс)

Ирина Игоревна Рукина

Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучить свой край, надо знать географическую среду, так как в зависимости от конкретных географических условий складывается различный образ жизни, слагаемый из разнообразных социально-экономических и культурно-бытовых форм.

Произведения нашего великого земляка И.С. Тургенева явились благодатным материалом для интегрированного урока. И мы, как учителя географии и литературы, не могли не воспользоваться этим.

Идеей нашего интегрированного урока литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь» (в системе изучения творчества И.С. Тургенева) стало следующее: чтение и изучение литературного наследия И.С. Тургенева и формирование целостного представления о географии Орловской области. Данный урок является продолжением изучения творчества И.С. Тургенева на уроках литературы и раздела «Центральная Россия» (География Орловской области).Повторение тем: Лесостепи и степи, Великие равнины России-Восточно –Европейская и Западно-Сибирская.

Рассмотрение этой темы предполагается на двух уроках (80 минут)

Предварительно учащиеся были разбиты на группы, которые получили летние творческие задания:

- собрать материал и оформить фотовыставку «Орловская лесостепь»;

- создать макет рельефа и речной сети окружающей местности; организовать творческую экспедицию «Охотничьими тропами Тургенева» (оформить альбом);

- составить гербарий, каталог флоры, фауны и коллекцию почв, полезных ископаемых;

- задание для всех учащихся – прочитать «Записки охотника»,

- индивидуальные задания:

– провести анализ двух карт: карты охотничьих мест Тургенева в России французских исследователей (1929 г. Издания) и сравнить с современной картой Орловской области

- найти описание облаков, флоры и фауны, особенности леса и степи в рассказах И.С. Тургенева;

написать реферат с музыкальным приложением «Тургенев и музыка».

Блочное построение нашего урока осуществляет идею преемственности в логике изучения программного материала, позволяет реализовать меж предметные связи, способствует последовательности в усвоении географического содержания и совершенствованию полученных навыков, как на уроках географии, так и на уроках литературы, а также позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, ориентироваться на воспитание всесторонне развитой личности. В основе разработки данного урока лежат следующие принципы: принцип научности, проблемности и историзма, интегрированности, регионализации, ценностный принцип, культурологический, личностно-ориентировочный, деятельный.

При конструировании урока мы определили  его важнейшие функции, нашедшие отражение в главных его компонентах – тексте и методическом аппарате. Мы учли важнейшие функции урока:  познавательную (когнитивную) ценностную, деятельностную , социальную, коммуникативную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_gra.doc203.5 КБ
Файл 2_gradusa_prezentatsiya_k_uroku.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ – средняя общеобразовательная школа №38 с углубленным изучением предметов эстетического профиля г.Орла

Методическая разработка

 

интегрированного урока

литературы и географии

по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»

на тему«Два градуса любви и красоты…»

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Королёва С.В.

учитель географии

высшей квалификационной категории

Рукина И.И.

Количество времени – 90 минут

Орел – 2021 г.

«Два градуса любви и красоты…» Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь»

Тематическая и проблемная связь существует между географией родного края и литературой, т.е. с теми дисциплинами, которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народа. Чтобы изучить свой край, надо знать географическую среду, так как в зависимости от конкретных географических условий складывается различный образ жизни, слагаемый из разнообразных социально-экономических и культурно-бытовых форм.

Произведения нашего великого земляка И.С. Тургенева явились благодатным материалом для интегрированного урока. И мы, как учителя географии и литературы, не могли не воспользоваться этим.

Идеей нашего интегрированного урока литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь» (в системе изучения творчества И.С. Тургенева) стало следующее: чтение и изучение литературного наследия И.С. Тургенева и формирование целостного представления о географии Орловской области. Данный урок является продолжением изучения творчества И.С. Тургенева на уроках литературы и раздела «Центральная Россия» (География Орловской области).Повторение тем: Лесостепи и степи, Великие равнины России-Восточно –Европейская и Западно-Сибирская.

Рассмотрение этой темы предполагается на двух уроках (80 минут)

Предварительно учащиеся были разбиты на группы, которые получили летние творческие задания:

- собрать материал и оформить фотовыставку «Орловская лесостепь»;

- создать макет рельефа и речной сети окружающей местности; организовать творческую экспедицию «Охотничьими тропами Тургенева» (оформить альбом);

- составить гербарий, каталог флоры, фауны и коллекцию почв, полезных ископаемых;

- задание для всех учащихся – прочитать «Записки охотника»,

- индивидуальные задания:

– провести анализ двух карт: карты охотничьих мест Тургенева в России французских исследователей (1929 г. Издания) и сравнить с современной картой Орловской области

- найти описание облаков, флоры и фауны, особенности леса и степи в рассказах И.С. Тургенева;

написать реферат с музыкальным приложением «Тургенев и музыка».

Блочное построение нашего урока осуществляет идею преемственности в логике изучения программного материала, позволяет реализовать меж предметные связи, способствует последовательности в усвоении географического содержания и совершенствованию полученных навыков, как на уроках географии, так и на уроках литературы, а также позволяет учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, ориентироваться на воспитание всесторонне развитой личности. В основе разработки данного урока лежат следующие принципы: принцип научности, проблемности и историзма, интегрированности, регионализации, ценностный принцип, культурологический, личностно-ориентировочный, деятельный.

При конструировании урока мы определили  его важнейшие функции, нашедшие отражение в главных его компонентах – тексте и методическом аппарате. Мы учли важнейшие функции урока:  познавательную (когнитивную) ценностную, деятельностную , социальную, коммуникативную.

Цели урока:

1) Образовательные:

  • Проанализировать очерк И.С. Тургенева «Лес и степь», продолжить работу со словом.
  • Сформировать целостное представление о географии Орловской области.

2) Развивающие:

  • Развивать географическое мышление, устную монологическую речь, способность применять имеющиеся умения и навыки в решении исследовательских задач; по-новому оценивать информацию, получаемую из художественной литературы; развивать творческие способности учеников.

3) Воспитательные:

  • Прививать любовь к родному краю, слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Оборудование.

  1. Портрет И.С. Тургенева.
  2. Выставка книг, посвященных творчеству Тургенева:

И.С. Тургенев «Записки охотника» (издания разных лет),

В. Шапочка «Охотничьи тропы Тургенева»,

И.С. Тургенев «Литературные и житейские воспоминания» и др.

  1. Иллюстрации к «Запискам охотника» (учебное пособие).
  2. Фотовыставка – Отчет по творческому летнему заданию «Орловская лесостепь».
  3. Макет рельефа Орловской области.
  4. Коллекция почв.
  5. Гербарий.
  6. Физическая карта России.
  7. Административная карта Орловской области.
  8. Карта природных зон.
  9. Учебные материалы по географии Орловской области и рабочая тетрадь по географии с контурными картами.
  10. Атлас Орловской области.
  11. Текст очерка И.С. Тургенева «Лес и степь».

Технические средства обучения

1. Мультимедиапроектор для показа презентаций с помощью ПК, интерактивная доска.

2. Набор слайдов (видеоряд), фрагменты музыкальных произведений орловских композиторов Г.С. Калиникова и Т.Н. Хренникова; П.И. Чайковского «Времена года» русская народная песня.

В процессе работы учащиеся выполняют различные задания, основанные на повторении изученного материала. Презентации усиливают зрительное и слуховое восприятия темы урока.

 Мультимедийная разработка урока построена так, что ученики могут работать самостоятельно, сверяясь с экраном.Использование мультимедийных технологий даёт возможность рассмотреть большое количество заданий, лучше усвоить новый материал.

Предварительно учащиеся были разбиты на группы.

ХОД УРОКА

(Слайд 1): тема урока: «Два градуса любви и красоты».

Урок начинается с лирического вступления учителя литературы и театрализованного представления учеников в виде фрагмента пресс-конференции И.С. Тургенева и французских журналистов.

Учитель литературы (звучит музыка  Г.С.Калиникова, идет презентация слайдов с видами Орловской области (Слайды 2 – 13)) .Мы прекрасно знаем Тургенева - писателя, каждый из нас знаком с его произведениями с детства. Они сопровождают нас всю жизнь. Известно и страстное увлечение И.С. Тургенева охотой, которой было отдано более сорока лет жизни. Мать И.С. Тургенева, Варвара Петровна – сама страстная охотница, покупала для сына собак различных пород – борзых, легавых и гончих.

                Дважды один французский журнал задавал вопрос Тургеневу и дважды получал краткий ответ.

        (Ученик) Журналист (на французском языке): «Каково ваше любимое занятие?»

        Тургенев: «Охота».

        «Мое зеленое Лукоморье» - так называл Тургенев Спасское-Лутовиново, к которому питал особую любовь на протяжении всей жизни. Большая часть лирических страниц его книг связана с родной землей, окрестными лесами, лугами, тропками, реками.

До глубины души трогательны прощальные Тургеневские слова, посвященные Родине, ее скромной и великой природе. И по сей день Спасское словно невидимым магнитом притягивает экскурсантов, желающих прикоснуться к атмосфере тургеневского времени.

Но нет ли в «Записках охотника», особенно у лирического начала поэмы, более далеких, не здешних «адресов»? Ведь нет уже давно крепостничества, и проблем управления имениями, и даже «размежевание» внутри лагеря западников – лишь «достояние доцентов» (Блок), т.е. специалистов. А бессмертное творение Тургенева до сих пор позволяет совершать открытие Родины, помогает

                Знать свойства своего народ

                И выгоды земли своей…

                                        (И.А. Крылов).

Учитель географии. Наш урок необычный, и у него 2 эпиграфа, которые дополняют друг друга (на интерактивной доске появляются высказывания К.И. Паустовского и И.А. Крылова). (Слайд 14)

 «Подлинная проза пронизана поэзией, как яблоко соком» (К.И. Паустовский)

Знать свойства своего народа

И выгоды земли своей…(И.А. Крылов).

(Слайд 15)Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь русские народные песни и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Учитель географии. Дорогие друзья, мы с вами сегодня совершим заочное путешествие по России, а точнее по нашей малой Родине – Орловскому краю. Надеюсь, что команды к путешествию готовы (учитель получает утвердительный ответ).

В ходе нашего путешествия мы сделаем остановки на различных станциях: «Картографическая», «Природные зоны», «Творческая», «Природные ресурсы», «Экономическая», «Экологическая», «Эрудит» и закончим свое путешествие на станции «Литературная».

А начнем мы путешествие со станции «Картографической» (Слайд 16), ведь мы с вами знаем, что без умений работать с картами, нет прочных и глубоких знаний и полного понимания географии. Во время путешествия все ребята ведут записи в путевых дневниках – рабочих тетрадях и пользуются специальными тетрадями по географии Орловской области.

На интерактивной доске физическая карта России, рядом текст задания (слайд 17, 18).

1. Используя данную карту и атласы, лежащие у вас на столах определите: о какой территории идет речь?

северная точка (Болховский район) 53о39/ с.ш., 35о 56/ в.д.

южная точка (Должанский район) 51о56/ с.ш., 37о 25/ в.д.

западная точка (Шаблыкинский район) 52о52/ с.ш., 34о 47/ в.д.

восточная точка (Ливенский район) 52о20/ с.ш., 38о 48/ в.д.

Ответ: Речь идет о территории Орловской области.

2. Что вы можете сказать о географическом положении Орловской области?

Ответы:

  • Орловская область образована 27 сентября 1937 г.
  • Находится в центре европейской части Российской Федерации.
  • Площадь территории – 24,7 тыс. км2.
  • Административный центр области – город Орел с населением 342,8 тыс. человек.
  • Область делится на 24 района. В ее состав входят 3 города областного подчинения (Орел, Ливны, Мценск), 4 города районного подчинения (Болхов, дмитровск – Орловский, Малоархангельск, Новосиль), 13 поселков городского типа и 3081 населенных пункта сельского типа.
  • Территория области расположена в центральной части Среднерусской возвышенности.

(По мере ответов появляются записи на интерактивной доске)

3. (Слайд 19). (Административная карта Орловской области).

Используя административную карту Орловской области охарактеризуйте ее географическое положение.

Ответ: Область удалена от морей и граничит только с областями Российской Федерации: на севере – с Тульской, на востоке – с Липецкой, на юге – с Курской, на западе – с Брянской, на северо-западе – с Калужской.

  • Лишь соседние Брянская и Курская области отделяют ее территорию от западной границы России. Такая близость к Украине и республике Беларусь дает Орловщине неплохие возможности для экономических контактов с этими странами.
  • Конфигурация области напоминает трапецию, основание которой находится на юге.
  • С севера на юг протяженность области между крайними точками – 188,7 км (что составляет 1о43/), с запада на восток (3о16/) – 220,7 км. Средняя протяженность с запада на восток равна более 220 км, а с севера на юг – свыше 150 км.
  • По сравнению с сопредельными областями Орловщина самая маленькая по площади (24,7 тыс. км2).

Учитель: административная карта Орловской области дает нам представление о величине территории области. Ее протяженность по широте составляет всего два градуса. Но для нас с вами – это малая родина. Поэтому  наш урок мы назвали «Два градуса любви и красоты».

         При подготовке к нашему уроку вы получали в конце учебного года задания, и сейчас слово предоставляется для отчета членам творческой группы.

Отчёт о работе творческой группы №1:

Результатом деятельности нашей творческой группы стал выполненный нами макет рельефа Орловской области. (Слайд 20)

Для области, расположенной в Центральной части Среднерусской возвышенности, характерен овражно-балочный рельеф, относительные высоты обычно не превышают 100-120 м.

Среди рельефообразующих процессов первое место принадлежит работе текучих вод, на отдельных площадях отмечаются карстовые и оползневые процессы.

Ландшафты относятся к классу равнинных. Здесь соприкасаются две природные зоны: лесная и лесостепная.

Обратите внимание на наш макет, на нем отчетливо выделяются два водораздельных возвышенных участка, которые являются территорией области, составляющей северную часть Орловско-Курского плато.

Первый проходит от города Малоархангельска на север к деревне Алексеевка, затем к северо-востоку к станции Верховье и к деревне Паньково, где расположена максимальная высота в пределах Орловщины – 286 метров над уровнем моря.

Этот всхолмленный участок, высота которого более 200 метров над уровне моря, является водоразделом между реками Окой, Зушей и ее притоком Неручь и рекой Сосной с притоком р. Труды.

Второй водораздел, разделяющий бассейны рек Оки и Десны, располагается в юго-западной части области. Этот водораздел менее расчленен, чем первый. У города Малоархангельска как бы образуется узел трех водораздельных возвышенностей, расположенный на территории Орловщины.

Поверхность нашей области отличается большой изрезанностью, имеет густую сеть рек, долины которых местами глубокие и узкие, часто извилистые, с ассиметричной крутизной склонов.

Долины большинства небольших рек молодые, невыработанные. Долины Оки, Зуши, Сосны, их крупных притоков, а также Навли  и Неруссы со ступенчатыми террасированными склонами являются более древними. По характеру рельефа террасы представляют собой равнинные участки, расчлененные ложбинами и балками. Реки области, как правило, имеют две террасы, третья встречается реже, а четвертая есть только у реки Оки. Наиболее крупная река Орловской области – Ока.

Ока принимает 26 притоков длиною свыше 20 километров. Наиболее крупные из них – Нугорь, Неполодь, Орлик, Цон, Оптуха, Рыбница и Зуша – самый большой приток – 234 км.

 Высота террас над уровнем воды примерно такая: первая – 8-12 метров, вторая – 15-25, третья – 30-40 и четвертая – 50-60 метров. Характер долины и их склонов зависит от геологического строения местности и это тоже хорошо видно на нашем макете рельефа. Речные долины издавна заселены, террасы их являются удобными естественными строительными площадками, где располагаются города и села.

Во время выполнения задания мы не только изучили много различных карт Орловской области, сходили в поход, но и прочитали все рекомендованные произведения И.С. Тургенева, и наш ответ был бы не полным без слов Ивана Сергеевича Тургенева из его произведений о родном Орловском крае (члены творческой группы №2 читают отрывки из «Записок охотника»(«Певцы»), иллюстрирующие особенности рельефа области, и записывают вывод в путевой дневник).

(Слайд 21) Территория области изрезана большим количеством оврагов, этому способствуют  значительные уклоны местности, наличие легко размываемых суглинков, отсутствие леса на больших площадях и в какой-то степени климат (ливневый характер дождей летом и быстрое таяние снегов весной). Овраги и балки занимают в среднем около 10 процентов всей площади области и приносят большой сельскому хозяйству, так как они разрушают почвенный покров, сокращают площади над пашнями, разделяют ее на мелкие участки, неудобные для использования сельскохозяйственных машин. Глубокие овраги влияют и на режим подземных вод, вскрывают водоносные горизонты и понижают уровень грунтовых вод, что отрицательно сказывается на сельскохозяйственном производстве. Вешние воды, размывая овраги, уносят большое количество песчано-глинистого материала в реки, заиливают их и губят пойменные луга и земли. Водораздельные межречные всхолмленные возвышения составляют основную часть земельных угодий области. В большинстве своем они распаханы и только в западной части покрыты лесами.

  Учитель географии: Спасибо вам, ребята, за интересное выступление.

(на интерактивной доске появляется схема - слайд № 22). Одним из компонентов природного комплекса является почва.

 

 

Вы, конечно, догадались, что речь пойдет о почвах вообще и почвах Орловской области в частности.

Вопрос учителя: Почему почва является особым природным компонентом, входящим в природный комплекс?

Ответ: В отличие от горных пород, воды и воздуха почва не является какой-либо одной геосферой. При формировании почвы, напротив, происходит взаимодействие всех остальных компонентов. Почва образуется из материнской горной породы при активном взаимодействии воды, воздуха, растений и животных. Почвообразование происходит в различных условиях климата и рельефа. Климат и рельеф, не являясь природными компонентами, оказывают огромное значение на процесс почвообразования, который идет боле активно при нормальном увлажнении и наличии тепла. При низких температурах и при отсутствии влаги процесс почвообразования замедляется и может совсем остановиться. Плодородие является уникальным свойством почвы.

Вопрос учителя: В чем заключается плодородие почвы, и какое значение оно имеет для жизни населения Земли?

Ответ: Способность почвы обеспечивать растения легко усваиваемыми питательными веществами и влагой, называется плодородием. Плодородие почвы зависит от условий образования почвы, в которых формируются ее состав и структура. Вы уже знаете, что почвы могут быть плодородными и малоплодородными. От плодородия почвы зависит урожайность сельскохозяйственных культур, а от урожайности – количество и качество будущих продуктов питания или сырья для пищевой и легкой промышленности. Плодородие почвы можно увеличить за счет внесения удобрений, правильной обработки, других агротехнических мер.

Учитель географии: Откройте, пожалуйста, ваши тетради по географии Орловской области на стр. 4-5  и перечислите типы почв, характерные для Орловщины.

Ответ: Орловская область отличается разнообразием почв, потому что ее территория расположена в переходной лесостепной зоне. Область представляет зону переходных почв от подзолистых и черноземных. Около 50 процентов всех почв относятся к разным видам чернозема: выщелоченному, оподзоленному, типичному чернозему, остальные – к дерново-подзолистым, серым лесным,  песчаным и болотным. По содержанию почв всю территорию области можно разделить на три природно-экономические зоны: западную, центральную и юго-восточную. По агрономическим свойствам почвы Орловщины можно подразделить на пять групп.

Члены  творческой группы №3 демонстрируют коллекцию почв Орловской области.

Все ученики класса получают памятку с информационным материалом:

Почвы Орловской области

делятся на пять групп по агрономическим свойствам:

I группа – типичный и выщелоченный чернозем.  

По физико-химическим свойствам эти почвы являются лучшими в области, содержание гумуса в них колеблется от 5,5 до 8 процентов.

II группа – оподзоленный чернозем т темно-серые лесные почвы. Эти почвы несколько хуже первой группы. Они содержат гумуса 5,5 процента.

III группа – серые лесные почвы. Мощность гумусного горизонта у них значительно меньше, чем у первых двух групп. Гумуса в верхних слоях содержится 3,5-4,5 процента.

IV группа – светло-серые лесные и дерново-подзолистые почвы. По физико-химическим свойствам значительно уступают первым трем признакам. Мощность гумусного горизонта не превышает 20 см, малый процент содержания гумуса (1,5-2,5) требует систематического внесения больших доз органических и минеральных удобрений.

V группа – почвы легкого механического состава (пески и супеси). Они питательными веществами и во многих случаях имеют повышенную кислотность. Гумуса содержат 1,5-1 процент и меньше.

Учитель географии:

В условиях Орловской области очень большое значение имеет борьба с эрозией почвы. Успешно эта работа проводится в тех хозяйствах, где введены специальные почвозащитные севообороты, применяются противоэрозионные приемы обработки почвы и другие агротехнические мероприятия.

Так незаметно мы с вами оказались на станции «Творческая».

Находясь в центре Восточно-Европейской равнины между 52° и 54° северной широты и 35° и 38° восточной долготы и удаленная от морей, Орловская область отличается умеренно-континентальным климатом. Климат Орловщины формируется под влиянием нескольких факторов. Самостоятельно запишите их в путевых дневниках. А теперь мы их перечислим:

Ответы учеников: 

 — Климат зависит от западных и северных океанических и восточных континентальных масс воздуха, которые взаимодействуя между собой, определяют изменения погоды. Ветры, дующие с запада, с Атлантического океана, идут по двум направлениям: одно – через Северное и Балтийское моря, а другое – через Средиземное. Первые, как правило, вместе с дождем приносят и некоторое похолодание, а вторые, наоборот - значительное потепление, независимо от того, в какое время года они дуют. Арктические воздушные массы с Северного Ледовитого Океана всегда приносят похолодание.

Воздушные континентальные восточные массы летом повышают температуру воздуха, сушат его, а зимой значительно понижают температуру.

— На климат определенное влияние оказывают количество солнечного тепла, попадающего на поверхность в зависимости от широты местности. Орловская область получает неодинаково количество солнечного тепла в разные сезоны года. Это зависит от продолжительности дня и высоты солнца в полдень над горизонтом. Для 53о с.ш. полуденная высота солнца изменяется от 59о в июне, во время летнего солнцестояния (22 июня), до 12о в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Продолжительность дня в июне составляет 17 часов, а в декабре – 8 часов. Поверхность области получает  солнечного света и тепла в июле в 18 раз больше, чем в декабре. Необходимо иметь ввиду, что летом солнечное тепло наполовину сокращается облачностью.

Учитель географии. Обратите внимание. До начала урока на перемене вы познакомились с одним летним заданием – это фотовыставка, состоящая из 2х частей: «Орловская лесостепь»- где мы с вами видим современные виды Орловского края и «Облака над Орловщиной» - виды облаков, как нельзя лучше иллюстрируют ранее сказанное о климате. Итак, вы назвали 2 фактора, влияющие на формирование климата Орловщины. Какие факторы вы ещё знаете?

Ответы учеников: 

 — Определенное влияние на климат оказывает атмосферное давление, устанавливающееся над Европой и Азией по временам года.

— Атмосферные осадки у нас выпадают в умеренном количестве, примерно 450-580 мм. В юго-западных районах их выпадает несколько больше, а в юго-восточных – меньше.

— А еще оказывает влияние рельеф, характер подстилающей поверхности. Наличие крупных водоемов  по близости, но об этом мы уже говорили.

Ученик (исполняющий роль Тургенева – охотника): читает, как описывает Иван Сергеевич Тургенев климат и погоду нашей области в рассказах «Бирюк», «Бежин луг».

Учитель географии: Давайте сделаем вывод и запишем его в путевых дневниках. (Слайд 23)

1. Климат Орловской области благоприятный для занятий сельским хозяйством, как растениеводством, так и животноводством.

2. В пределах Орловской области отчетливо выделяются все четыре времени года: зима, весна, лето, осень – что благоприятно сказывается на здоровье местных жителей, на продолжительности жизни и на развитие рекреационных ресурсов.

На интерактивной доске появляются две схемы (Слайд 24):

Тип климата

Природные зоны

С

С

Арктические пустыни

Арктический климат

Тундра и лесотундра

Субарктический климат

Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса)

Умеренный климат

Лесостепи и степи

Субтропический и тропический климаты

Лесостепи и степи

Субэкваториальный и экваториальный климаты

Влажные экваториальные леса

Юг

Юг

Учитель географии: Посмотрите на карту природных зон в своем школьном атласе. Вы видите, что природные зоны меняются. Динамика природных зон связана с динамикой  формирующих их природных условий. Меняется климат, рельеф, а вместе с ними и природная зона.

Найдите и выделите цветными карандашами соответствие между типом климата и природной зоной, характерной уже определенному типу, климата Орловской области.

Молодцы! А теперь сверьте правильность выполнения с информацией на доске, исправьте если нужно.

 Что такое зональность и высотная поясность?

Ответ ученика: Закон, по которому происходит смена одной природной зоны другой или одного климатического пояса другим, называется законом географической зональности. В соответствии с этим законом преобразуется растительность, животный мир, почвы. Зависимость природных зон от климата можно проследить по их изменению с севера на юг в Северном полушарии.

Вопрос ученика:

1. Каких представителей животного мира, характерных для природной зоны лесостепи вы знаете?

Ответ учеников: На территории области обитает 54 вида и разновидности млекопитающих животных, в том числе грызунов 22 вида, хищных – 13, летучих мышей – 8, насекомоядных – 8, копытных – 3 вида. Всего в области насчитывается 233 вида птиц, из которых 137 гнездятся на Орловщине. Эти и многие другие данные мы получили в управлении охотничьего хозяйства Орловской области в результате выполнения летнего задания.

К животным открытых просторов, обитающим на территории Орловщины, относятся суслик крапчатый,  хомяк обыкновенный, тушканчик или земляной заяц; из мелких грызунов – полевая мышь, мышь малютка, полевка обыкновенная и другие.  Обитает и является охотничье промысловым животным заяц русак, мясо его употребляют в пищу, а шкурка – на меховые изделия.

Из пернатых на открытых пространствах живет коростель, или дергач. Гнездо он строит в яме так же, как и перепел. Встречается серая куропатка. Она питается насекомыми и злаками. Зимой часто гибнет от голода, а летом от ядохимикатов. К сожалению, эта промысловая птица встречается все реже и реже. Жаворонок полевой обитает на полях, лугах и болотистых островах. Грачи и галки гнездятся на деревьях по несколько пар на одном дереве. Овсянка обыкновенная распространена всюду, держится опушки лесов.

Самый крупный из парнокопытных, обитающих в наших лесах, является лось, водится дикий кабан (предок домашних свиней). Редко в пределах области встречается косуля. Из хищных млекопитающих обитают бурый медведь, волк, лиса, енотовидная собака, барсук, лесная куница, но численность их не велика. Бурый медведь встречается очень редко, только в лесах Хотынецкого района. Волк является хищником. В зимнее время волки держатся стаями. Эти животные почти совсем уничтожены, так как они нападают на домашний скот, чем приносят ущерб сельскому хозяйству. Черный хорь обитает на опушках леса. Ласка – хищное животное, живет в кустарниках. Рысь обитает в глухих чащобах леса Хотынецком и Болховском районах. Питается лисами, зайцами и мышами. Белка устраивает гнезда в дуплах на деревьях. Летучая мышь живет в дуплах деревьев, питается насекомыми.

Из насекомоядных водится еж, на зиму впадает в спячку. В лесах, полях, лугах обитает крот. Из лестных птиц на Орловщине водится тетерев-косач. В хвойных лесах водится глухарь – редкая оседлая птица, лесной голубь, вальдшнеп – перелетная птица. В хвойных и дубовых лесах обитает сойка; в лиственных и смешанных лесах живут полезные птицы – иволга, синица, соловка, зяблик. Сорока приносит и пользу, и вред, уничтожает насекомых, но таскает из чужих гнезд яйца. Еще есть козодой – полезная птица и кукушка – сама  гнезда не вьет, а яйца подкладывает другим птицам. В наших лесах водятся также дятлы. Из хищных птиц живет сова ушастая, ночная птица, питается мелкими птицами и грызунами.

В водоемах области водятся водяные крысы. Встречаются речные бобры в пойме реки Вытебеть. В Болховском, Дмитровском, Хотынецком районах можно встретить норку. Это маленький промысловый зверек. Выдра живет там же, где норка – по берегам рек. В водоемах обитают утки, чирок-трескунок, шилохвост, лунь болотный. В реках и прудах есть несколько видов земноводных: жабы, лягушки, тритоны. Из рептилий встречаются: уж, гадюка, медянка и ящерицы. На территории Орловской области имеется большой видовой состав насекомых, которые приносят огромный вред растительности края. В водах наших рек водятся судак, лещ, сазан и другие породы рыб, но промыслового значения они не имеют. За последние годы количество рыбы значительно сократилось. Это связано с тем, что некоторые предприятия спускали отходы производства в реки (загрязняли их, что приводило к гибели рыб). Губительно действует на рыбу также замочка конопли.

Ученик, играющий роль Тургенева - охотника, читает текст из «Записок охотника», иллюстрирующий фауну Орловской области.

На интерактивной доске появляется диаграмма(Слайд 25): Породный состав лесного фонда Орловской области.

Запишите себе в тетрадь в виде таблицы данные диаграммы (Слайд 26):

Название породы

Кол-во тыс. гектаров на территории Орловской области

1. Дуб

41,1

2. Береза

28,1

3. Осина

22,8

4. Ель

7,3

5. Сосна

7,3

6. Липа

1,7

7. Ясень

1,5

8. Ольха

1,3

9. Лиственница

0,5

10. Прочие

1,5

Итого: 100%

 

Учитель географии: Информация о растительности области будет не полной без творческого отчета группы №4 с летним заданием: Пожалуйста, ребята вам слово.

(Ученики при помощи собранного гербария и гербариев, имеющихся в кабинете, проводят игру с демонстрацией гербария – третий лишний) (Слайд 27).

  1. Костер прямой, ковыль узколистый, саксаул.
  2. Ветреница лесная, багульник, василек русский.
  3. Осока русская, осока низкая, тюльпан полевой.
  4. Пырей средний, шалфей поникший, вереск.
  5. Валериана лекарственная, василек луговой, перекати-поле.
  6. донник лекарственный, клевер луговой, лавровишня.
  7. Лютик едкий, осока мохнатая, акация.
  8. Морошка, полевица белая, калужница болотная.
  9. Осот желтый, калужница болотистая, магнолия..
  10. Иван-чай, вьюнок полевой, лишайник-ягель.

Записи наименований у вас на карточках есть. Зачеркните лишние названия, подпишите Ф.И. и класс, а в конце игры сдайте их. (Проверка задания на доске)

Сообщение ученика: В настоящее время естественных степей, которые были несколько сот лет назад, уже нет, они распаханы и превращены в поля. Только в некоторых местах на отдельных участках сократилась растительность северных луговых степей, по которым мы теперь и изучаем ее видовой состав.

Наши степи можно отнести к разнотравным северным луговым. Они отличаются сплошным густым травосоставом и богатством видового состава, содержат до 30 видов растений на один квадратный метр. Большая часть территории Орловской области принадлежит к степной зоне. Река Ока является условной границей между степной и лесной зонами.

Травянистой растительностью покрыты луга. Они, как правило, имеют вторичное происхождение: образовались после вырубки буерачных и пойменных лесов и сохраняются в таком состоянии благодаря пастьбе скота и покосам, что препятствует возобновлению древесной растительности.

У нас имеются пойменные, или заливные луга, на поймах рек и суходольные, занимающие склоны водораздельных и межречных холмов. Видовой состав растительности пойменных лугов очень разнообразен. Они являются наиболее продуктивными и дают в среднем до 3х тонн сена с гектара. Суходольные луга по урожайности и качеству сена уступают пойменным, хотя площадь их в области значительно выше. Есть еще много видов растений: к ним относятся болотная и сорная растительность.

Учитель географии: Незаметно мы с вами преодолели больше половины пути нашего путешествия и прибыли на станцию «Природные  зоны». Скажите, на территории какой природной зоны находится Орловская область? В чем особенность этой природной зоны?

Ответ ученика: Орловская область находится на территории лесостепной зоны.

Эта природная зона является переходной от лесной зоны к степной, а значит обладает свойствами и предыдущей и последующей зон. Она больше, чем другие, изменена сельскохозяйственной деятельностью человека. Степные районы или распаханы, или превращены в пастбища. Растительность и животный мир очень разнообразны.

Учитель географии: Природа Орловского края не только удивительно красива, щедра, но и ранима. Как на всей нашей планете, на Орловщине все взаимосвязано, очень тесны связи человека и природы, ведь он ее часть. Связи эти гибки, универсальны, отработаны до совершенства веками эволюции. Природа умеет в случае необходимости перестраивать свои силы, залечивать свои раны, восполнять недостатки. Но только до тех пор, пока вмешательство в ее жизненную систему не нарушает гармония сложных законов. Вопрос охраны и рационального использования ресурсов Орловской области является делом государственной важности. Нельзя стремиться брать у природы как можно быстрее, больше и любой ценой. Наша задача: жить, работать и любить свою Родину и чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

Леса топорщатся, и степь клубится,

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!

Но считанные птицы над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы живут в реке,

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске.

Учитель географии: На территории Орловской области 2 охраняемые государством территории, которые имеют большое значение не только для жителей Орловской области, но и для всех Россиян. Это музей заповедник, родовое гнездо И.С. Тургенева – «Спасское-Лутовиново» и национальный парк «Орловское Полесье».

А сейчас мы с вами подведем итоги всему сказанному и еще раз перечислим природные ресурсы Орловской области (на интерактивной доске появляются записи: Виды природных ресурсов Орловской области и природной зоны лесостепь (Слайд 28).

  1. Биологические ресурсы:
  • Луга – это пастбища и сенокосы.
  • Поля – это пища, ведь культурные растения являются основой (на 80%) пищей для людей. Дикорастущие растения являются важнейшим источником витаминов – это ягоды, фрукты, орехи. Грибы и орехи – источник белков.
  • Лекарственные растения – это «зеленая аптека».

2.   Охотничье–промысловые – рыба, пушные ресурсы, дичь.

3.   Полезные ископаемые.

4.   Чистый воздух, питьевая вода (водные ресурсы).

5.   Рекреационные ресурсы – места отдыха, наслаждение красотой.

  1. Благоприятные агроклиматические ресурсы  (Климат и почвы благоприятные для развития сельского хозяйства).

7. Лесные ресурсы - топливо, сырье и строительный материал.

8.   Энергетические ресурсы (незначительные).

Т.е. то, что необходимо для жизни и деятельности человеку. Как нам не любить нашу землю, нашу Орловщину?  Мы должны беречь природные ресурсы и сохранять природные условия, чтобы передать потомкам наши «2о красоты и любви» - Орловщину. (Слайд 29).

Вернемся еще раз к  одному из эпиграфов, словам И.А. Крылова (Слайд 30) и сделаем короткую остановку на станции «Экономическая», заслушав доклад ученика по теме «Особенности населения  и экономики Орловской области».

Доклад  ученика

по  экономической  и социальной  географии  Орловской области

1.Население

Территория верховьев р. Оки и её притоков неоднократно заселялась различными племенами. По этому поводу существует несколько различных версий.

Первыми оседлыми поселенцами нашего края, по утверждению орловского краеведа Г.М. Пясецкого, были вятичи - одно из восточнославянских племен. Но задолго до вятичей на этой территории, по свидетельству археологических находок, обитало палеолитическое население. Пришедшие с севера угро-финские племена вытеснили их, а частично ассимилировали. Привлекала эта земля и южные народы. Удобными сухопутными путями по междуречьям проникали сюда с юга скифы и сарматы.

Славяне пришли на эти земли с запада и в течении нескольких столетий освоили пограничные леса и степи. Осевшие здесь вятичи долгое время сохраняли свою независимость. Леса были для славян тем местом, которое позволяло в случае набегов степных племен укрыться и переждать опасность.

После присоединения вятичей к Древнерусскому государству еще долго у здешнего населения сохранялись языческие верования и обряды. Во многом это определялось соответствием между основным занятием славян - земледелием и культом языческих божеств.

С этим периодом историки связывают возникновение древних городов, многие из которых были основаны на месте еще более древних городищ. Летописи свидетельствуют о существовании в XII веке Мценска, Новосиля, Девягорска, Кром, Домагощи, Болдыжа. Названия многих упомянутых городов нам незнакомы в силу тех обстоятельств, что были они разрушены и сожжены в XIII в. монголо-татарскими племенами.

По мере того, как крепла Москва, объединяя вокруг себя русские земли, все увереннее заселялись территории так называемого Дикого поля. Возрождались разоренные города. К середине XVI в. на степной окраине для охраны южных рубежей Московского государства размещают в несколько линий города Новосиль, Мценск, Орел, южнее - Кромы, Ливны, Воронеж, Курск, Белгород. Окраинные ("украинные") города делились на 5 отделов. Болхов, Орел, Карачев относились ко второму.

Постепенно военно-оборонительная функция городов лесостепного порубежья сменяется торгово-ремесленной. Города обрастают посадами и станами, возникают многочисленные займища и починки, из которых позже сформировались деревни и села. Располагались они в основном по долинам рек и у оврагов, поближе к источникам воды. Те же, что размещались на водоразделах, обычно были связаны с торговыми путями.

С разделением России на губернии города приобрели административные функции. По указу Екатерины II об организации Орловского наместничества статус города получили села Лугань, Дешкино и Архангельское.

В середине 19 в. через Орел, Мценск, а также Ливны была проложена железная дорога, связавшая их с крупными торговыми центрами - Москвой, Ригой, Смоленском. Города получили и транспортно-торговую функцию. Там, где через населенные пункты прошла железная дорога, а позже автомобильная, начала быстро развиваться промышленность, сформировались поселки городского типа, многие из которых стали центрами административных районов - Нарышкино, Верховье, Змиевка, Хомутово и т.д.

На сегодняшний день 63 % населения Орловской области проживает в городских населенных пунктах. Причем 2/3 городского населения - жители областного центра. Всего в области 7 городов и 14 поселков городского тина. Некоторые города относятся к категории малых и не соответствуют по людности критерию города (Малоархангельск, Дмитровск, Новосиль). Кроме областного центра - г. Орел людностью выделяются г. Ливны и г. Мценск, перешагнувшие отметку за 50 тыс. человек.

Сельское население размещается очень неравномерно. При среднем областном показателе в сельской местности проживает 14 чел/кв. км., тогда как в Орловском районе - 31, Болховском, Шаблыкинском - 8. Если же все население области равномерно распределить по территории, то на 1 кв. км придется в среднем 37 человек.

К началу 1998 года население Орловской области составило 904,7 тыс. человек. За последние три десятилетия в области устойчиво держится процесс сокращения естественного воспроизводства населения. Сейчас область насчитывает меньше населения, чем после Великой Отечественной воины. С 1990 г в области смертность превышает рождаемость, а к 1997 г. естественная убыль составила - 7,8 промилле. В этот период на 1000 человек приходилось в среднем 16 смертей, а рождений всего около 9. Таким образом для Орловской области характерен суженный (первый) тип воспроизводства населения.

Этот вывод подтверждает анализ возрастного состава населения области. В трудоспособном возрасте находится около 55% населения, но в сельских районах этот показатель может опускаться до 40 % (Колпнянский район). При этом доля детей ниже, чем людей пенсионного возраста. Отсюда и в дальнейшем следует ожидать увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население.

Соотношение мужского и женского населения области находится на среднероссийском уровне. В 1997 г. мужское население составило 46,1% всего населения области. Женское население превышает мужское на 7,8%, правда за счет старших возрастов.

Значительную роль в относительном улучшении демографической ситуации сыграл миграционный приток населения в область, максимум которого был в 1992 г. и составил 10878 человек. В основном это население трудоспособного возраста. Около 4 000 человек из мигрантов беженцы и вынужденные переселенцы.

В национальном отношении область относится к территориям с преобладающим однородным населением. Русские составляют 97% всего населения. Из других национальностей наибольшая численность украинцев - около 1 %.

Закономерно отражая национальный состав населения, наибольшее распространение среди конфессий в области имеет Русская православная церковь. Она имеет 62 зарегистрированные религиозные общины. В Орле действуют еврейская, евангелистическо-лютеранская общины и образован приход Римско-католической церкви.

2.Хозяйство

Хозяйство (экономика) - это исторически сложившаяся система общественного воспроизводства. Обычно хозяйство подразделяют на отрасли. Отрасль - это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги (транспортные и др.). Группы взаимосвязанных отраслей объединяются в межотраслевые комплексы. Главный фактор изменения отраслевой структуры - научно-технический прогресс.

Формирование современного хозяйства Орловской области характеризуется следующими чертами:

Во-первых, область слабо обеспечена стратегически важными ресурсами (нефть, газ, лес, цветные металлы и др.). Это определяет ее экономическую зависимость от других ресурсоизбыточных регионов России. Вместе с тем, область имеет выгодное экономико-географическое положение, связанное с ее центральным и соседским положением по отношению к экономически развитым регионам России и СНГ. Это обстоятельство способствует развитию транспортной инфраструктуры области и повышает ее инвестиционную привлекательность.

Во-вторых, область относится к энергодефицитным (2/3 потребляемой электроэнергии покупается из соседних областей). Однако выгодное ЭГП несколько снижает и это напряжение.

В-третьих, область - это старый промышленный район. Начало развития машиностроительной отрасли относится к середине 19 века.

В-четвертых, область характеризуется наличием квалифицированных кадров. Здесь имеется 34 научно-исследовательских и конструкторских учреждений. По количеству студентов на 1000 человек населения область находится на втором месте в России после Москвы. В области имеется 10 высших и 19 средних учебных заведений.

В-пятых, область, будучи расположена в благоприятных природно-климатических условиях, имеет высокую степень самообеспечения основными продуктами питания. В 1997 г. производство основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на одного жителя области превысило аналогичные показатели в среднем по России.

В-шестых, в промышленности низок уровень "милитаризации", что снижает уровень государственного вмешательства в экономику, а следовательно, создает предпосылки для развития всех форм собственности.

Экономику области формируют 11 тыс. хозяйствующих субъектов, из которых около 9% относятся к государственной собственности. Самые активные субъекты - это более 5 тыс. предприятий малого бизнеса.

Главными отраслями специализации Орловской области являются машиностроение, черная металлургия, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.

Экономическая структура области в 1997г. была следующей:

Каждый ученик получил его в распечатанном виде в начале урока.

1.  промышленность (22,6%),

2.  сельское хозяйство (17,1 %),

3.  строительство (8,0%),

4.  транспорт и связь (4,4%),

5.  торговля, общепит, снабжение (16,7%),

6.  ЖКХ и бытовое обслуживание (8,0%),

7.  здравоохранение, физкультура и соцобеспечение (2,0%).

8.    образование и культура (5,0%),

9.    управление (3,6%),

10.  прочие отрасли (10,6%).

3.Промышленность.

На территории Орловской области сосредоточен солидный промышленный потенциал, имеющий свои специфические особенности в сравнении со среднероссийской структурой. Ведущие позиции у предприятий смешанной и частной форм собственности: 49,7% и 34,9% от областного объема промышленного производства. Вес государственного сектора 6%.

4.Агропромышленный   комплек.

Группа отраслей промышленности, снабжающих сельское хозяйство машинами, удобрениями, средствами защиты растений и перерабатывающих продукцию сельского хозяйства, а также само сельское хозяйство образуют агропромышленный комплекс. Отрасли, производящие средства производства для АПК, относят к первой сфере АПК, сельское хозяйство - ко второй, перерабатывающие отрасли - к третьей.

В агропромышленном комплексе области занято 83,2 тыс. человек. Основу агропромышленного комплекса составляет сельское хозяйство, где занято 69,2 тыс. человек.

Сельское хозяйство состоит из 2-х отраслей - земледелия (растениеводства) и животноводства.

Основными видами специализации в сельском хозяйстве области являются производство зерна (рожь, пшеница, ячмень, горох); сахарной свеклы, картофеля, овощей, масличных культур, в том числе конопли для производственно-технических нужд, мяса, молока, селекционное воспроизводство семян и племенного скота.

В сельскохозяйственное производство вовлечено 1,9 млн. га. Основными сельскохозяйственными предприятиями в области являются: колхозы - 315, совхозы - 146 и крестьянские (фермерские) хозяйства, которых более 1450. На их долю приходится около 83 тыс. га. Средний размер пашни в колхозах и совхозах равен 3 тыс. га.

В настоящее время доминируют хозяйства частной формы собственности, производящие 92% валовой продукции сельского хозяйства. Доля предприятий с государственной формой собственности составляет около 5%, смешанной - около 3%.

Обеспечивают АПК техникой и запчастями предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Переработкой продукции занимаются предприятия легкой промышленности. Ветпрепараты поставляют предприятия химической промышленности.

Земледелие (растениеводство)

«Культура поля идет всегда рука об руку с культурой человека». Н.И. Вавилов.

Земельный фонд области 1791 тыс. га, из которых 85,7% -пашня, 2,7% - сенокосы, 10,3% - пастбища.

Главная отрасль земледелия - производство зерна. Климат, рельеф, почвы позволяют получать хорошие урожаи пшеницы, ржи, ячменя, овса, гречихи и проса. В урожайные годы область собирает 2,2 млн. тонн зерна, продавая государству 600 тыс. тонн. Только один Ливенский район собирает 100 тыс. тонн зерна.

Овощи необходимы для полноценного питания человека. Помимо белков и углеводов они содержат витамины. В группу овощных культур входит большое количество растений, у которых в пищу используют сочные продуктивные органы: листья (капуста, салат), плоды (помидоры, перцы) молодые завязи (огурцы, кабачки), корнеплоды (морковь, свекла, репа), луковицы (лук, чеснок).

Королевой огородов пойменных влажных земель является капуста. Она принадлежит к наиболее древним овощным культурам. Великий полководец древности Александр Македонский во время похода в Индию кормил своих солдат капустой.

В Орловской области посевы капусты размещают в поймах рек Оки, Орлика, Цона, Зуши, Неручи и на поливных землях. При выращивании капусты в хозяйствах используют навесные дальнеструйные дождевальные установки.

В области возделывают морковь, столовую свеклу, репу, редис, лук, огурцы, помидоры, кабачки, патиссоны, тыкву, фасоль, баклажаны, перцы. Растениеводство дает 65% продукции сельского хозяйства.

Животноводство

Производит продукты питания для населения и сырьё для легкой и пищевой промышленности. Выделяют отрасли: скотоводство, свиноводство, птицеводство, овцеводство.

5.Транспортный   комплекс

Транспортный комплекс области представлен железнодорожным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, электронным, речным, гужевым видами.

6.Внешнеэкономические   связи.

Область осуществляет экспортно-импортные операции более чем с 60 странами мира, в том числе с 10 странами СНГ. Более 40 предприятий области осуществляют товарообмен со странами-членами таможенного союза (республиками Беларусь, Казахстан, Кыргыстан).

Основные объемы экспортных поставок приходятся на США, Нидерланды, Италию, Германию, Литву, Молдову, Украину, Узбекистан, Казахстан. Товарная структура экспорта носит преимущественно сырьевую направленность: алюминий вторичный, черные металлы, машины и оборудование, плитка керамическая, зерно, кожевенное сырье и др. Ввозит область: прокат черных металлов (из Центрально-Черноземного района), природный газ (из Западной Сибири), уголь (из Донбасса).

Наиболее крупными поставщиками импортной продукции являются Бразилия, Италия, Германия, Ирландия, Гватемала, Румыния, Венгрия, Украина, Молдова, Казахстан. В импорте преобладают (около 70%) продовольственные товары и машиностроительная продукция, а также одежда, обувь, мебель.

Иностранные инвестиции в области по отношению к валовому региональному продукту составляют около 15,5%. В 1996 году они составили 21,6 тыс. долларов США на 1 тыс. человек, что выше, чем в любой другой области Центрального и Центрально-Черноземного районов, за исключением г. Москвы и Московской области. В 1997 году на первой ярмарке инвестиций (г. Орел) было подписано 49 соглашений по финансированию инвестиционных проектов.

Выступление творческой группы №5. Наша группа совершила научную экспедицию по охотничьим тропам Тургенева. Прочитав внимательно «Записки охотника», мы выписали географические названия, которые упоминал Тургенев. Кроме того, мы изучили карту охотничьих троп писателя, составленную французскими исследователями  еще в 1929 г., а вот подобной карты у русских исследователей – тургеневедов нет. Мы  решили этот пробел восполнить своей исследовательской работой. Мы сравнили карту 1929 г. (предварительно переведенную нами на русский язык) и современную административную карту Орловской области.

Исходя из этого, мы пришли к следующим выводам:

1. Многие населенные пункты прекратили свое существование, а их названия исчезли с карты.

2. В связи с этим существенно изменился состав населения области. Городских жителей стало больше, а сельских меньше.

3. На территории Орловской области, в тех местах, где охотился И.С. Тургенев, образован парк Орловское Полесье, музей-заповедник Спасское-Лутовиново.

4. На современной карте нанесены тургеневские охотничьи тропы.

Эта карта явилась результатом и открытием нашей научной экспедиции.

Демонстрация карт на интерактивной доске(Слайды 31,32)..

Учитель географии: Будем надеяться, что весь комплекс охранных, восстановительных и строительных мероприятий позволит в ближайшем будущем обеспечить необходимые условия и для главного конечного результата: дать новую жизнь не только местности, но и потомкам тех, чьи прообразы наполнили содержание великой литературы, чей окружающий мир увековечен на живописных полотнах, в музыкальных произведениях и других творениях мысли и творческого духа. И думаю как нельзя кстати будут слова географа Юрия Константиновича Ефремова: «Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем лучше знаю».

На следующей остановке нас встречает учитель литературы.

Учитель литературы рассказывает историю создания «Записок охотника»   (используется иллюстративный видеоряд слайдов: портрет И.А. Гончарова, его высказывания, обложка журнала «Современник» за  1847 год №1, высказывание Тургенева (Слайды 33 - 38)). Проводится словарная работа.

Учитель литературы

11 ноября 1870 г. И.А. Гончаров писал Софье Андреевне Толстой: «Тургенев – трубадур (пожалуй, первый), странствующий с ружьем и лирой по селам, полям, поющий природу сельскую, любовь – в песнях, и отражающий видимую ему жизнь – в легендах, балладах…». Это писал современник автора, тонкий и взыскательный художник, в пору, когда «Записки охотника» воспринимались как юность их создателя, когда мир узнал тургеневские романы.

Этот отзыв Гончарова весьма симптоматичен, т.к. «Записки охотника» не только исток и пролог всего творчества Тургенева, но и по самой своей художественной природе явление новаторское, развившееся в русле пушкинской и гоголевской прозы, которое другой современник – Лев Толстой - ставил в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя, «Записками из Мертвого дома» Достоевского.

Биография «Записок охотника» началась с №1 «Современника» за 1847 г., где в отделе «Смесь» был напечатан небольшой рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч».

В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев так писал: «Только вследствие просьб И.И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел «Смеси» в первом нумере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч» (Слова «Из записок охотника» были придуманы тем же И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению).

Уже в июне 1847 г. Тургенев задумал объединить рассказы в самостоятельную книгу. Отдельно «Записки охотника» вышли из печати в августе 1852 г. и очень быстро по тому времени разошлись. Окончательно состав «Записок охотника» сформировался в 1874 г., в издание вошло 25 рассказов, и с тех пор оно больше не менялось.

Сообщение ученика.

С появлением «Записок охотника» можно сказать, что традиционный для русской прозы жанр записок, Тургенев преобразовал в рассказ, который становился демократическим жанром, вторгался в самые разнообразные сферы жизни. Каждый рассказ выглядит неповторимой частицей огромного мира, необходимой для завершенности целой поэмы о крестьянской Руси. И одновременно каждый из них, даже отдельно взятый, не страдает неполнотой, а является маленькой поэмой о России. Как была создана сила сцепления, как было угадано должное место для каждой новеллы и отдельных героев? И в то же время ничто не было сбито в кучу, не слилось, как карамель, в бесформенный комок. И почему многие определения книги - «сборник», «ряд очерков и рассказов», «цикл», «серия», «книга-поэма», все-таки неудовлетворительны? Секрет этой цельности - гений И.С. Тургенева, его талант. Да в самом названии «Записки охотника» - вероятно, есть иной скрытый, глубинный и более обобщенный смысл этого внешнего названия. Повести и рассказы ведутся от имени некоего охотника, странствующего по родным лесам, полям и весям. Таким образом, охотник может восприниматься как заинтересованный наблюдатель, наделенный даром «всеобъемлющего созерцания», «свидетель», «летописец», стремящийся к глубокому постижению жизни, законов, по которым она движется.

        Учитель литературы. В «Записках охотника» главенствуют темы: жизнь крестьян, духовный мир образованного сословия, мир родной природы. Какова же общая философская настроенность «Записок охотника»? Кажется, здесь все герои порождены самой природой, ее нерушимыми гармоничными законами, а не порочным обществом. «Записки охотника» начинаются с констатации разницы между типами мужиков соседних уездов («Хорь и Калиныч»), заканчивается же цикл своего рода типами русской природы, гимном во славу ее, символическим рассказом «Лес  степь».

        «Записки охотника» изумили русскую читающую публику неожиданной для прозы музыкальностью словесных красок, инструментовкой сочетаний звуков. И прежде всего - в пейзажах. Успех Тургенева заключался и в том, что он уловил всеобщую потребность наконец-то ощутить под собой, рядом с собой «эти русские селенья», расслышать звуки родной русской речи. В кажущейся простоте тех тропинок, или даже троп, в садах и огородах, на которые «свел читателей» Тургенев, таилось нужное всем открытие.

        И.С. Тургенев отмечал, что «литература не менее всякого другого искусства нуждается в тщательной подготовке и настойчивых трудах и техника ее не менее сложна, чем в живописи и музыке, хотя менее бросается в глаза» (Слайд 39).

        И вот эта часть урока, литературная, посвящена анализу художественного текста, чтобы перед нами открылась красота тургеневского пейзажа - леса и степи.

        Далее идет работа над текстом (беседа), но задания одинаковые для всех групп.

        Задание 1(Слайд 40)..

- Произведите фонетическое наблюдение, определите звуковой строй текста. Назовите повторяющиеся звуки гласные и согласные. Запишите эти слова и звуки в тетради. Какой вывод мы можем сделать? Звуковые повторы дают нам музыкальные созвучия. Это похоже на песню. Поэтому и назвал И. Гончаров Тургенева трубадуром родного края.

(Толкование слова «трубадур» записано на доске).

Задание 2(Слайд 41).

Внимательно прочитайте свой текст.

Определите, какой общей тематикой объединены слова в нем.

Запишите примеры в тетрадь. (Они объединены в единую тему - природа).

- К какому стилю можно отнести эти слова (торжественному). Примеры запишите в тетрадь.

- Найдите экспрессивную лексику.

- Есть ли незнакомые слова? Объясните их.

- Найдите слова, которые передают краски; возьмите карандаши того цвета (слова) и составьте палитру этих «слов-красок». Что у вас получилось? Какие цвета использует автор?

- Обратите внимание на фотографии леса и степи, репродукции картин (Слайд 42).

- Какой вывод мы можем сделать?

Тургенев - истинный художник слова. (Вывод записан в тетради).

Задание 3 (Слайд 43).

- В своем тексте определите, какие части речи чаще всего встречаются?

Ответы учеников: Прилагательные, существительные, глагол.

- Почему именно эти части речи?

Ответы учеников: Прилагательные делают нашу речь ярче, образней, красочней. Описание природы становится зримей и конкретней, дает ощущение присутствия в данном месте.

Существительные предполагают статичность, незыблемость. Природа у Тургенева – это вечное, непреходящее.

Глагол – это действие. Эта часть речи помогает понять, что природа живая; не застывший памятник красоте, а находящаяся в движении вечность. Это говорит нам, что прелесть и неповторимость родного края будет всегда радовать человека, какое бы время года не было на дворе. (Записывается вывод в тетради).

Задание 4 (Слайд 44).

- Проанализируйте синтаксические конструкции, которые использует писатель, порядок слов в них.

Ответы учеников:  Используются, в основном, простые предложения или бессоюзные, прямой порядок слов.

Это говорит о напевности речи, о простоте восприятия текста (легко читать и воспринимать). Повествование неспешное, что дает возможность охотнику и нам, читателям, насладиться красотой природы.

Часто предложение завершается многоточием. Автор не спешит, дает читателю повод поразмышлять над словом, почувствовать вкус его.

Используются риторические вопросы и вопросительные предложения: автор как бы беседует с читателем, приглашает его с собой пройтись и внимательно присмотреться к родному лесу или степи.

(Вывод в тетради – используется весь грамматический строй для ненавязчивого создания ощущения полноты и красоты родного края).

Тургенев – мастер и знаток русского языка, умело использует все его возможности.

Задание 5 (Слайд 45).

Учитель: Мы проанализировали этот рассказ с точки зрения русского языка. А теперь посмотрите на его художественную сторону, определите тип и стиль речи текста.

Ответы учеников: Тип – описание. Стиль – художественный с элементами разговорной речи. Давайте посмотрим, как использованы Тургеневым изобразительно-выразительные средства языка.

Учитель: Найдите эпитеты, метафоры, сравнения. (Запись в тетрадях). Используя тропы, Тургенев образно и доступно рассказывает о родных и любимых местах. Рассказ делится на части. Эти отрывочки, доверительный тон создают впечатление интимности, духовной близости, общих воспоминаний. Будто перед нами и письмо, и дневниковые записи, и рассказ…

Так и кажется, что вы сами и ваш удивительный спутник, самый знаменитый в мире охотник, входили в лесные угодья, буквально переполненные тишиной, но вам все «слышно». Обломился и упал сухой сучок, белка прыгнула и застыла на миг; воздух ни теплый, ни свежий, а только кисловатый, лучи солнца, “подсекаемые” наползающей тучей, паутина – тянущаяся, не обрывающаяся. Немой мир обретал голос, он веяньем ветра, треском костра в ночи, перекличкой птиц обращался к человеку. Поэтому и нет чисто декоративных эффектов, погони за мимолетной игрой света, но везде в “3аписках охотника” присутствует чисто русская повышенная впечатлительность, словесная чувственность, способность проникнуться «глубочайшим чувством истинно-божественного смысла и значения земных и небесных красок» (И. Бунин)

- Я хочу обратить ваше внимание на эпиграф (слова Паустовского). Можно ли отнести их к прозе Тургенева и почему?

Ответы учеников: слова Паустовского очень точны по отношению к прозе Тургенева, так как язык очерка поэтичен, ярок, образен.

Учитель: (Слайд 46).  Почему Тургенев назвал свой очерк «Лес и степь»? Что он хотел сказать этим названием? Каковы тема и идея этого произведения?

Ответы учеников: Тургенев назвал так свой очерк, потому что Орловский край – это череда лесов и степей. Но не только поэтому. Лес и степь – это русский пейзаж, ему родной и близкий, это его малая родина, гимн которой мы сейчас прочитали. В его рассказе звучит главная мысль  – любовь к Родине, тесно переплетающаяся с темой – воспевание красоты средней полосы России, Орловщины.

Учитель: Почему наш урок назван «Два градуса любви и красоты? Что значат для нас сегодня ЛЕС и СТЕПЬ?

Ответы учеников: Два градуса на карте – это территория Орловской области. Мы сегодня говорили об ее особенностях, богатстве, красоте и неповторимости. Это та земля, которая дала миру гения русской литературы, великого мастера слова – И.С. Тургенева.

Учитель: Закончить беседу я хочу словами Тургенева из рассказа “Певцы”, где писатель, восхищаясь мастерством исполнения Якова Турка, говорит о русском человеке: “Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родными необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы…”

(На экране видеоряд: изображение степи и лесостепи  и звучит русская народная песня (Слайд 47).

Поистине, Тургенев – певец родного края, русского леса и русской степи.

Учитель географии читает стихотворение Галины Гориной.

        Я любить не устану

Песнь степных ковылей.

Тайну строгих курганов

Среди русских полей.

Эту даль голубую,

Что зовется родной.

Белизну снеговую

Кротких яблонь весной.

Предо мною не скрыты

Все щедроты земли,

И дороги открыты

К той влекущей дали.

Я любить не устану

Все, что в сердце ношу.

Красотой обуянный,

Ей живу и дышу.

На этой лирической ноте заканчивается урок.

Ученики самостоятельно подводят итоги своей исследовательской, научной, творческой работы на уроке. (Учителя подводят итоги урока, оценивая работу учащихся, комментируя оценки).

Литература

1. Действующие школьные учебники.

2. Александров И.И. География Орловской области. Приокское книжное издательство. Тула, 1972.

3. Научно-прикладной справочник по климату СССР, серия 3, часть 1-6, вып. 28,: Л., Гидрометеоиздат, 1990.

4. Инвестиционное представление Орловской области. Орел, 1998.

5. Изучение географии Орловской области в школе. Физическая география. - Орел, 1997.

6. Охрана окружающей среды в Орловской области. Статистический сборник, Орел, 1997.

7. Природа Орловского края, Орел, 1983.

8. Природа Орловской области, Орел, 1961.

9. Природные богатства Орловского края, Орелиздат, 1997.

10. Раскатов Г.И. Важнейшие черты неотектаники и геоморфологии территории КМА. В сб. Геология и полезные ископаемые, Воронеж, 1964.

11. Ресурсы поверхностных вод СССР, т. 10, кн. 1, Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

12. Социально-экономическое положение Орловской области за январь-декабрь 1998 г., Орловский областной комитет госстатистики, Экспресс-бюллетень, Орел, 1998.

13. Тургенев И. С. «Записки охотника», М.: «Художественная литература», 1979 год.

14. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. «Современный урок» 1ч., издательство «Учитель», 2005 год

15. Лакоценина Т. П. Акимова Е. Е., Оганезова Л. Н. «Современный урок», 5 ч., издательство «Учитель», 2007год

16. Чалмаев В. А. «Иван Тургенев», М.: «Современник», 1986 год

17. Шапочка В. В. «Охотничьи тропы Тургенева», Орел «Вешние воды», 1998 год

18. Пищулин Ю. П. «Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время», М.: «Советская Россия», 1988 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок литературы и географии по очерку И.С. Тургенева «Лес и степь» Два градуса любви и красоты

Слайд 13

Знать свойства своего народа и выгоды земли своей… И.А. Крылов

Слайд 14

Знать свойства своего народа и выгоды земли своей… И.А. Крылов Подлинная проза пронизана поэзией, как яблоко соком К.Г. Паустовский

Слайд 17

ЗАДАНИЕ 1 Используя данную карту и карты атласа по географии Орловской области, лежащие у вас на столах, определите о какой территории идет речь? Северная точка (Болховский район) 53º 39' с.ш., 35º 56 ' в.д. Южная точка (Должанский район) 51º 56 ' сш., 37º 25 ' в.д. Западная точка (Шаблыкинский район) 52º52 ' с.ш., 34º 47 ' в.д. Восточная точка (Ливенский район) 52º20 ' с.ш., 38º 48 ' в.д.

Слайд 18

ОТВЕТ: Орловская область образована 27 сентября 1937 г. Находится в центре европейской части Российской Федерации. Площадь территории – 24,7 тыс. км2. Административный центр области – город Орел с населением 342,8 тыс. человек. Область делится на 24 района. В ее состав входят 3 города областного подчинения (Орел, Ливны, Мценск), 4 города районного подчинения (Болхов, Дмитровск – Орловский, Малоархангельск, Новосиль), 13 поселков городского типа и 3081 населенных пункта сельского типа. Территория области расположена в центральной части Среднерусской возвышенности. ЗАДАНИЕ 2 Что вы можете сказать о географическом положении Орловской области?

Слайд 19

Два градуса любви и красоты

Слайд 23

ВЫВОД: Климат Орловской области благоприятный для занятий сельским хозяйством, как растениеводством, так и животноводством. 2. В пределах Орловской области отчетливо выделяются все четыре времени года: зима, весна, лето, осень – что благоприятно сказывается на здоровье местных жителей, на продолжительности жизни и на развитии рекреационных ресурсов.

Слайд 24

Найдите соответствие между типом климата и природной зоной Тип климата Природные зоны С С Арктические пустыни Арктический климат Тундра и лесотундра Субарктический климат Зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса) Умеренный климат Лесостепи и степи Субтропический и тропический климаты Пустыни и полупустыни Субэкваториальный и экваториальный климаты Влажные экваториальные леса Юг Юг

Слайд 25

1- Дуб. 2-Береза 3- Осина 4- Ель 5-Сосна 6-Липа 7-Ясень 8- Ольха. 9-Лиственница 10- Прочие Породный состав лесного фонда Орловской области

Слайд 26

Породный состав лесного фонда Орловской области Название породы Кол-во тыс. гектаров на территории Орловской области 1. Дуб 41,1 2. Береза 28,1 3. Осина 22,8 4. Ель 7,3 5. Сосна 7,3 6. Липа 1,7 7. Ясень 1,5 8. Ольха 1,3 9. Лиственница 0,5 10. Прочие 1,5 Итого: 100%

Слайд 27

Третий - лишний 1) Костер прямой, ковыль узколистый, саксаул. 2) Ветреница лесная, багульник, василек русский. 3) Осока русская, осока низкая, тюльпан полевой. 4) Пырей средний, шалфей поникший, вереск. 5) Валериана лекарственная, василек луговой, перекати-поле. 6) Донник лекарственный, клевер луговой, лавровишня. 7) Лютик едкий, осока мохнатая, акация. , полевица белая, калужница болотная. 8) Морошка 9) Осот желтый, калужница болотистая, магнолия. 10) Иван-чай, вьюнок полевой, лишайник-ягель.

Слайд 28

Виды природных ресурсов Орловской области и природной зоны лесостепи. Биологические ресурсы: Луга – это пастбища и сенокосы. Поля – это пища, ведь культурные растения являются основой (на 80%) пищей для людей. Дикорастущие растения являются важнейшим источником витаминов – это ягоды, фрукты, орехи. Грибы и орехи – источник белков. Лекарственные растения – это «зеленая аптека». 2. Охотничье–промысловые – рыба, пушные ресурсы, дичь. 3. Полезные ископаемые. 4. Чистый воздух, питьевая вода (водные ресурсы). 5. Рекреационные ресурсы – места отдыха, наслаждение красотой. Благоприятные агроклиматические ресурсы (Климат и почвы благоприятные для развития сельского хозяйства). 7. Лесные ресурсы - топливо, сырье и строительный материал. 8. Энергетические ресурсы (незначительные).

Слайд 29

РОССИЯ РОДИНА ОРЛОВСКИЙ КРАЙ

Слайд 30

Знать свойства своего народа и выгоды земли своей… И.А. Крылов

Слайд 33

Гончаров И.А. Тургенев – трубадур (пожалуй, первый), странствующий с ружьем и лирой по селам, полям, поющий природу сельскую, любовь – в песнях, и отражающий видимую ему жизнь – в легендах, балладах…

Слайд 34

Биография «Записок охотника» началась с №1 «Современника» за 1847 г., где в отделе «Смесь» был напечатан небольшой рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч». В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев так писал: «Только вследствие просьб И.И. Панаева, не имевшего чем наполнить отдел «Смеси» в первом нумере «Современника», я оставил ему очерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч» (Слова «Из записок охотника» были придуманы тем же И. Панаевым с целью расположить читателя к снисхождению).

Слайд 40

ЗАДАНИЕ 1 Произведите фонетическое наблюдение, определите звуковой строй текста. Назовите повторяющиеся звуки гласные и согласные. Запишите эти слова и звуки в тетради. Какой вывод мы можем сделать? Звуковые повторы дают нам музыкальные созвучия. Это похоже на песню. Поэтому и назвал И. Гончаров Тургенева трубадуром родного края. ТРУБАДУР - певец

Слайд 41

ЗАДАНИЕ 2 Внимательно прочитайте свой текст. Определите, какой общей тематикой объединены слова в нем. Запишите примеры в тетрадь. - Найдите экспрессивную лексику. - Есть ли незнакомые слова? Объясните их. - Найдите слова, которые передают краски; возьмите карандаши того цвета ( слова ) и составьте палитру этих «слов-красок». Что у вас получилось? Какие цвета использует автор? (Они объединены в единую тему - природа). - К какому стилю можно отнести эти слова Примеры запишите в тетрадь. (торжественному).

Слайд 42

Обратите внимание на фотографии леса и степи. - Какой вывод мы можем сделать? Тургенев - истинный художник слова.

Слайд 43

ЗАДАНИЕ 3 Прилагательные делают нашу речь ярче, образней, красочней. Описание природы становится зримей и конкретней, дает ощущение присутствия в данном месте. Существительные предполагают статичность, незыблемость. Природа у Тургенева – это вечное, непреходящее. Глагол – это действие. Эта часть речи помогает понять, что природа живая; не застывший памятник красоте, а находящаяся в движении вечность. Это говорит нам, что прелесть и неповторимость родного края будет всегда радовать человека, какое бы время года не было на дворе. - В своем тексте определите, какие части речи чаще всего встречаются? Прилагательные, существительные, глагол. Почему именно эти части речи? (Запишите вывод в тетради). (Запишите вывод в тетради).

Слайд 44

ЗАДАНИЕ 4 - Проанализируйте синтаксические конструкции, которые использует писатель, порядок слов в них. Используются, в основном, простые предложения или бессоюзные, прямой порядок слов (легко читать и воспринимать) . Часто предложение завершается многоточием. Используются риторические вопросы и вопросительные предложения. Вывод: используется весь грамматический строй для ненавязчивого создания ощущения полноты и красоты родного края. Тургенев – мастер и знаток русского языка, умело использует все его возможности.

Слайд 45

ЗАДАНИЕ 5 Определите тип и стиль речи текста. Найдите эпитеты, метафоры, сравнения. (Запишите их в тетради). Почему рассказ делится на части? Обратите ваше внимание на эпиграф «Подлинная проза пронизана поэзией, как яблоко соком» К.Г. Паустовский Можно ли отнести их к прозе Тургенева и почему?

Слайд 46

Почему Тургенев назвал свой очерк «Лес и степь»? Что он хотел сказать этим названием? Каковы тема и идея этого произведения? ( Запишите ответ в тетради ) Почему наш урок назван «Два градуса любви и красоты? Что значат для нас сегодня ЛЕС и СТЕПЬ? “Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы…” И.С. Тургенев «Певцы» Поистине, Тургенев – певец родного края, русского леса и русской степи.

Слайд 47

Два градуса любви и красоты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).

Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...

Интегрированный урок литературы и музыки в 11 классе. Талант любви( по рассказу А.И.Куприна "Гранатовый браслет")

Урок предназначен для использования на уроке литературы в 11 классе, либо на уроках музыки для рассказа о преобразующей силе музыки, о созвучности её жизни....

интегрированный урок литературы и географии в 6 классе

«Когда меняемся мы, меняется мир» (рассказ А. П. Платонова «Песчаная учительница»)...

Интегрированный урок литературы и географии в 6 классе "Природа в сказке-были М. Пришвина "Кладовая Солнца"

Интегрированный урок литературы и географии помогает детям понять, что природа в сказке-были является одним из героев повествования, развивает навык определения роли художественных средств изображения...

Интегрированный урок литературы и русского языка Тема урока: «Подвиг любви и долга» (по повети В. Закруткина «Матерь человеческая»)

Чтение и анализ повести В.Закруткина "Матерь человеческая" . Цель урока воспитание патриотизма на примере подвига женщины - матери, обучение сочинению- рассуждению....